Известные люди

»

Жан Кальвин

Жан Кальвин John Calvin Карьера: Философ
Рождение: Франция, 10.7.1509
Учение Кальвина всесильно, потому что оно верно. Но не для России.

Исполнилось 495 лет со дня рождения Жана Кальвина (15091564). Есть предлог припомнить об учении, значимость которого выходит в отдалении за рамки богословия. Кальвинизм, в дальнейшем развиваемый английскими пуританами, определил формирование и вид англосаксонского мира, став руководством к действию. Именно кальвинизм заложил основы мироустройства и жизненной философии цивилизации, которая добилась зримых успехов и до сих пор оказывает воздействие на практике на весь мир.

Жан Кальвин был самым молодым и самым радикальным деятелем эпохи Реформации. Он продвинулся значительно дальше своего немецкого предшественника Мартина Лютера. Оба они исходили из убеждения в глубокой порочности и греховности человеческой натуры. Однако Кальвин в различие от Лютера, допускавшего некоторую свободу воли христианина, на начальный проект выдвинул учение о предопределении, низвергающее человека в пучину ничтожности и полной беспомощности.

Бог ещё до рождения человека предопределяет, может ли тот располагать истинную веру, будет ли ему даровано помилование или он обречен на вечное проклятие. Но обо всем этом мужчина ни при каких обстоятельствах не узнает. Причем ни избавление, ни проклятие идеально не зависят от земных деяний человека. Вечной загадкой пребудет, зачем Бог избирает одних и низвергает других, при этом джентльмен не должен более того и норовить эту загадку разгадать. Бог таким образом демонстрирует свою безграничную политическая элита.

Бог у Кальвина полный тиран, не ведающий ни любви, ни милосердия. Теория предопределения превращала человека в ничтожную песчинку, лишенную какой бы то ни было воли к изменению своей судьбы. Налицо нескончаемый тупик. Однако там, где заканчивается логика, вступают в силу убеждения. Кальвин и его последователи были убеждены: они принадлежат как раз к тем самым избранным, которым будет даровано избавление. Неизбежные сомнения (ибо дядя ни при каких обстоятельствах не сможет познать о своей избранности Богом) подавляются аскетическим существованием и фанатичной верой в то, что как раз твоя общность обречена на избавление.

Эта доля учения о предопределении получила близкое формирование в идеологии нацизма. Кальвин настаивал на прирожденном неравенстве людей: одни отмечены Богом и будут спасены, прочие прокляты навек. Отсюда вытекает невозможность взаимопонимания и солидарности между людьми. Избранные вправе относиться к остальным с презрением: это проклятущий людской материал, тот, что не возбраняется либо ликвидировать, либо применять в своих целях. Как раз тот самый принцип лежит в основе теории расового превосходства.

Однако приведенный логический ход является только одним из последствий кальвинистского учения. Нельзя не восхититься гибкостью и многовариантностью человеческого мышления: из учения о предопределении вырос и либерализм. Сколько бы усилий и стараний ни прилагал джентльмен, он никоим образом не может изменить свою судьбу. Но аккурат эти усилия и старания были объявлены признаком принадлежности к избранным. В дальнейшем своем развитии кальвинизм придавал усердию все большее роль, объявив зримые достижения в светской жизни главным признаком спасения. Избавление от постоянного и гнетущего чувства собственной ничтожности стало возможным только в какой-нибудь регулярной деятельности. Таким образом, экономический счастливый момент на практике стал синонимом милости Божьей. Было ещё одно следствие, о котором что надо сказал Эрих Фромм: Стремление к постоянной деятельности явилось одной из важнейших производительных сил, не менее важной для всего исторического процесса и для всей промышленной системы в целом, нежели электричество и пар.

Человек позднего Средневековья работал только для того, чтобы подсоблять приемлемый порядок существования. Проще говоря, он работал, в силу того что что был вынужден это работать под давлением внешних обстоятельств. Кальвинизм породил новую трудовую этику, создав внутренний стимул к работе. На смену средневековому принципу производства для потребления пришел капиталистический принцип производства для прибыли. Так началась буржуазная революция, приведшая к созданию экономической системы капитализма и системы парламентского правления. Поскольку отношения с Богом имели форму контракта, основой любых взаимоотношений в таком обществе стал аккурат контракт: между гражданином и государством, между деловыми партнерами, между мужчиной и женщиной и т.д. В свою очередность, это приучило человека весьма трезво и основательно (для нас так более того излишне трезво и серьезно) относиться ко всему происходящему на земле: жизни, смерти, здоровью, работе, имуществу. Томаса Джефферсона как-то спросили, чем активный джентльмен отличается от мертвого, он ответил: активный тот, кто обладает собственностью, у мертвого ее нет.

Сегодняшний гражданин сша, работающий с религиозной истовостью, которая зачастую приводит его к неврозу (что весьма недурно подкармливает бессчетное племя психоаналитиков), мог более того не чуять имени Кальвина. Но бытие его обусловлена и обустроена по-кальвинистски. Ему, к примеру, абсолютно нельзя втолковать толк шутки эпохи развитого социализма: Ну как, устроился? Да нет, все ещё работаю.

Существенным фактором кальвинистской этики стало то, что Кальвин в различие от Лютера, опиравшегося на Новый Завет, черпал близкое вдохновение в Ветхом Завете. Отсюда и образ Бога как тирана. Для Кальвина разговоры, чисто милосердие важнее, нежели вера и надежда, это только мечты расстроенного воображения. Вера в собственную избранность пронизала кальвинистское учение духом жестоковыйного аристократизма, что наложило сильно существенную печать на американскую историю. Английские пуритане, прибывшие в Америку, довели свою идеологию до мессианского уровня. Новый континент они воспринимали как землю обетованную. Город Бостон первопроходцы называли Сионом, Атлантический океан Красным морем, Джорджа Вашингтона Моисеем. Этот самый-самый мессианизм позволил пуританам радикально постановить и индейский вопрос, потому как новые иудеи от Бога получили право на эту землю. Политическое разум американцев до сих пор в значительной мере пронизано религиозностью. Убеждение в избранности и ветхозаветное око за око, зуб за зуб определяют не только содержание голливудских боевиков, но и большущий политики. Воистину, учение Кальвина всесильно, оттого что оно верно.

Так же читайте биографии известных людей:
Жан Лабрюйер Jean de La Bruyere

Родился в чиновничье-буржуазной семье 16 августа 1645 в Париже. Изучал право. По ходатайству Боссюэ в 1684 вошел в число приближенных принца Конде,..
читать далее

Жан Набер Jean Nabert

Соглашаясь с Декартом в том, что основу познания составляет cogito, первичная достоверность сознания, и полагая, что понятие свободы не может быть..
читать далее

Жан Перрен Jan Perren

Французский физик Жан Батист Перрен родился в Лилле. Его вместе с двумя сестрами воспитывала мать, после того как их отец, офицер, умер от ран,..
читать далее

Жан Боде Jean Bode

Боде (Boudett) Жан (9.2.1769, Бордо, Жиронда -14.9.1809), граф (1807), дивизионный генерал (20.10.1796).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий