Известные люди
»Жан Лиотар
Рождение: Швейцария, 22.12.1702
Шоколадница - одно из самых прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, которым пришлось из-за религиозных убеждений покинуть родину и эмигрировать в Швейцарию.
В Дрезденской галерее есть произведение, вызывающее неизменный экстаз зрителей. Это "Шоколадница" - небольшая картина, написанная пастелью на пергаменте, где изображена служанка, несущая поднос с чашкой шоколада и стаканом воды. В этой обычный сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. Здесь все ласкает зрачок - миловидная барышня с открытым, ясным лицом и легкой, вроде скользящей по паркету, походкой, спокойные, гармоничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. Разглядывая эту картину, восхищаешься и тем, как виртуозно и в аккурат переданы тут тонкость фарфоровой чашки, прозрачность воды в стакане, фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упругими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. Несмотря на естественность изображенной сцены, она скрупулезно продумана и построена. Художник располагает фигуру не в центре картины, а ближе к левому краю, как бы давая ей вероятность передвигаться. Направление ее движения подчеркивается линиями пола, жестом вытянутых вперед рук, несущих поднос, взглядом, обращенным к тому, что находится в отдалении, уже за пределами картины.
"Шоколадница" - одно из самых прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, которым пришлось из-за религиозных убеждений оставить родину и эмигрировать в Швейцарию. Отец Лиотара был ювелиром. О детстве художника сохранилось чуть-чуть сведений. Известно, что он до времени увлекся рисованием. Его ученические тетради были заполнены рисунками, изображавшими различные сцены из римской истории. Особенно же любил парнишка действовать портреты своих товарищей, одиночные и групповые, поражавшие большим сходством. Видя способности сына, папа отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Лиотар научился тут точь-в-точь копировать рисунки, которые преподаватель предлагал своим ученикам, видя в этом узловой толк преподавания. Его копии отличались таковой точностью, что часто вызывали гнев Гарделя, уверенного, что они сделаны с помощью кальки. Через немного месяцев юноше уже нечего было работать у Гарделя, и он решил разыскивать себе другого учителя.
Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б.Массе. Однако и нахождение у Массе, затянувшееся на три года, не принесло ему крупный пользы. Лиотар стал вкалывать независимо, изучал разные техники - масляную живопись, пастель, миниатюру на кости, эмаль. В Париже Лиотар попробовал свои силы в историческом жанре. Результат превзошел все ожидания. Его картина "Давид в храме" была удостоена приза парижской Академии. Ценители искусства в особенности фиксировали мастерство молодого художника в исполнении лиц. Это решительно убедило Лиотара в том, что его призвание - сочинять портреты.
В 1736 году он получил предложение сопровождать в Италию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII. Перед художником открылись блестящие перспективы. Вскоре благодаря случайному знакомству с одним знатным англичанином, кавалером Понсомби, Лиотар был приглашен в турне по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих островах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе. Очарованный этим городом, Лиотар прожил там пять лет.
Путешествие по Востоку оставило основательный след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве его рисунков, исполненных карандашом и сангиной (находятся в Лувре). Блестящее свойство этих рисунков с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и воля владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного. Современники Лиотара считали, что по его рисункам разрешается шить костюмы - так метко переданы в них фактура тканей, фасон и более того крой одежды. Так же верно изображал художник и убранство восточных комнат с обилием ковров, тканей, подушек, благодаря чему изображенные люди органично вписывались в их окружение.
Незадолго до путешествия Лиотара во Франции были переведены и изданы арабские сказки "1001 ночь", и с этих пор Восток завладел воображением французов. Он представлялся сказочным, волшебным и шибко далеким от действительности. Лиотар одним из первых показал настоящий Восток. Его турки, обитатели Смирны и греческих островов были целиком реальными людьми, а не теми экзотическими персонажами, напоминающими актеров, переодетых в фантастические костюмы, как их представляли при французском дворе. Конечно, Лиотар не мог целиком одолеть предрассудков своего времени. Его восточные красавицы временами напоминают изысканных парижанок. Да и сам он, увлеченный всеобщей игрой в экзотику, стал носить длинную бороду, халатик и тюрбан, за что получил кликухо "художника-турка". Но тем не менее явственно, что Лиотар с его интересом к Востоку, стремлением к правдивости и точности предвосхитил искания художников XIX столетия.
Вернувшись в Европу, Лиотар вечно переезжал из одной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, наезжал ненадолго в свою родную Женеву и опять отправлялся в стезя. Трудно произнести, чем объясняется эта "охота к перемене мест". Одни исследователи видят причину в авантюрном характере художника, другие объясняют это материальными соображениями. Может быть и ещё одно объяснение: Лиотару было любопытно водить знакомство с разными людьми, постигать их, сочинять их портреты. Ведь он был портретистом по призванию, тонким психологом и знатоком человеческой души.
За свою долгую творческую бытие Лиотар создал море портретов. К числу лучших относится портрет австрийской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости. Императрица хотела, чтобы художник изобразил ее так, как того требовал ее рослый сан - на лошади или в рабочем кабинете. Однако Лиотар отказался, сославшись на то, что это ему не по силам. Он написал портрет по-своему, без идеализации, свойственной рокайльным портретам. В Марии Терезии нет ни царственности, ни величия. Она похожа на мама семейства с приятным, но простоватым лицом и большими руками. В 1745 году также в Вене была написана знаменитая "Шоколадница", а несколькими годами позже, в 1749 году "Автопортрет" (находится в Женеве) - оптимальный из серии автопортретов в костюме "а ля турк". Лиотар изобразил себя в миг творческого вдохновения. Его глаза чутко изучают невидимую нам модель, а длань с карандашом уже готова запечатлеть ее черты. С громадный убедительностью передано усилие человека, поглощенного работой: полуоткрытый губы, горящие глаза. Замечательно, как неизменно, мастерство в передаче разных тканей, волос, кожи.
Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему любовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты "Мадам Эпине", "Читающая девушка", "Мадам Боэр", "Шоколадница". В других, больше многочисленных портретах преобладает влечение к объективной и точной характеристике. Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Коньяр ("Дама в кружевах"). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного - от лица. Художнику очевидно импонируют такие черты характера, как энергичность, активность, уверенность в себе.
Своеобразие Лиотара-портретиста раскрывается при его сравнении с другими французскими художниками XVIII века. Так, знаменитого в то время героя - маршала Саксонского - написали и Лиотар, и М.К.Латур. Мориц Саксонский у Латура - блистающий светский джентльмен, разумный и ироничный, сущий аристократ духа, убежденный в себе и непринужденный. У Лиотара он раньше всего боец, вследствие этого изображен на поле боя во всей амуниции. Художник не скрывает недостатков своего героя - не очень высокий подъем, излишнюю полноту. Он кажется прозаичным и дегероизированным, более того маршальский жезл не придает ему значительности. За эту подчеркнутую правдивость портретов Лиотара его порицали поборники "изящного стиля". Это шло вразрез с эстетическими воззрениями рококо, где все должно было быть приукрашено, где истина принималась за грубость и ей предпочитали лесть. Показательно, что более того Ж.-Ж.Руссо не понравился его портрет работы Лиотара за то, что "...он меня уродует".
Лиотара оценило следующее столетье, увидев в нем своего предтечу. Благодаря умению изъясняться правду Лиотар оставил нам достоверные документы о своем времени, передал точный "...внешний вид давнехонько исчезнувших с лица земли людей".
Так же читайте биографии известных людей:
Жан Милле Jean Fransois Millet
Учился у нескольких местных художников в Шербуре, а затем с 1837 в Париже у живописца академической школы Поля Делароша.
читать далее →
Жан Шарло Jean Charlot
По окончании службы эмигрировал в Мексику, где вместе с Ороско, Риверой и Сикейросом оказался в русле формирующегося под покровительством тогдашнего..
читать далее →
Жан Клод Ван Дамм Jean Claude Van Damme
Жан Клод Ван Дамм - американский актёр, режиссёр, сценарист, постановщик боевых сцен, монтажёр и продюсер бельгийского происхождения. Родился 18..
читать далее →
Жан Габен Jean Gabin
Коллеги сравнивали смерть Габена с внезапным ударом молнии, поразившим старое, но крепкое дерево, которое в детстве дарило вам уверенность в том,..
читать далее →