Известные люди

»

Жорж Сименон (Жозе Кристиан)

Жорж Сименон (Жозе Кристиан) Georges Simenon Карьера: Писатель
Рождение: Бельгия, 13.2.1903
Мастер детективного жанра, Сименон писал романы, мало похожие на современные детективы. Они больше напоминают психологические драмы. Хотя в них тоже происходят убийства, но все эти истории не леденят душу своей жестокостью и бессмысленностью, а зачастую представляются результатом недоразумений и заставляют читателя размышлять вместе с автором о причинах, побудивших обычных и на первый взгляд добропорядочных граждан совершить преступление.

Недаром, видать, Сименон считал своими учителями русских писателей-классиков Гоголя Достоевского, Чехова. Отвечая на вопросы журналистов, Сименон говорил, что аккурат эти писатели внушили ему влюбленность к маленькому человеку, сочувствие к униженным и оскорбленным заставили напрячься над проблемой преступления и наказания, научили заглядывать на дно человеческих душ.

Будущий сочинитель родился в бельгийском городе Льеже в семье скромного служащего страховой компании. Дед Сименона был ремесленником, "шляпником", как писал позже Сименон, а прадед - шахтером. Семья Сименонов была религиозной, и парнишка должен был каждое воскресенье гулять к мессе, хотя затем он лишился веру и перестал соблюдать обряды. Но все одинаково мама хотела, чтобы ее наследник в будущем стал кюре или на худой финал кондитером. Может быть, так бы оно и случилось, но бытие повернула все по-своему.

В доме у Сименонов жили иностранные студенты, которые снимали у них дешевые комнаты с пансионом. Среди них было полно и русских. Они и познакомили юношу с литературой, увлекли его русской классикой и в общем-то определили дальнейшую судьбу. Кроме литературы, Сименон заинтересовался кроме того медициной и правом и в дальнейшем попытался все это совместить в своем творчестве.

Правда, сперва он более того не думал о том, что станет заниматься литературным трудом, и выбрал журналистику, хотя до этого ни в жизнь не читал газет, а эту работу представлял себе только по романам известного в то время французского писателя Гастона Леру, тот, что писал детективы. В них действовал первостепенной важности герой сыщик-любитель Рультабиль, тот, что носил плащ и курил коротенькую трубочку. Какое-то время Сименон подражал своему любимому герою, а с трубкой не расставался до конца жизни. Трубку курил и комиссар Мегрэ, герой детективных произведений Сименона. В романах Гастона Леру действовали и репортеры.

Еще будучи учеником коллежа, Сименон начал подрабатывать в редакции "Газетт де Льеж", где вел полицейскую хронику, дважды в день обзванивая шесть полицейских участков города Льежа и посещая Центральный комиссариат.

Сименону не пришлось доучиться в коллеже, ибо его папа капитально захворал. Юноша отбыл воинскую повинность и вслед за тем смерти отца отправился в Париж, надеясь провернуть там близкое предстоящее.

Какое-то время Сименон подрабатывал в газетах и журналах в отделах судебной хроники и взахлеб читал популярные в двадцатые годы развлекательные романы, авторов которых ныне уже никто не помнит. Однажды Сименону пришла в голову мысля, что он может черкануть роман не хуже, и за короткое время он написал родное первое крупное произведение -"Роман машинистки". Он вышел в 1924 году, и с того года всего за десять лет Сименон опубликовал 300 романов и рассказов под разными псевдонимами, в том числе и Жорж Сим.

К тому времени Сименон был уже женат на своей землячке из Льежа, девушке по имени Тижи. Он привез ее в Париж, и она стала строчить картины. Потом Сименон с юмором вспоминал, что Тижи быстрее его стала известной художницей, а он долговременно оставался нетрудно ее мужем, хотя уже публиковал свои произведения.

Они вели богемную существование, посещали излюбленные художниками и писателями кафе на Монпарнасе, а когда удавалось принять хоть куда гонорар или отдать подороже картины, уезжали путешествовать. Однажды они совершили турне по каналам Франции на яхте "Жинетта", и потом этого Сименон решил создать свой парусник.

На этом паруснике под названием "Остгот" Сименон проплыл по рекам Бельгии и Голландии, выходил в Северное море до Бремена и Вильгельмсхафена. Ему нравилось вкалывать на паруснике, он печатал свои романы в теплой каюте, отдыхал на палубе и наслаждался жизнью. На обратном пути они опять оказались на севере Голландии, в городке Делфзейл, и решили перезимовать там. Вот в этом уютном порту в 1929 году и родился основополагающий роман Сименона с участием комиссара Мегрэ, тот, что прославит его имя. Хотя сам тот самый роман - "Питер Латыш" - известен самое малое.

Этот роман положил начало целой серии произведений, в которых действует полицейский комиссар Мегрэ - "Господин Галлэ скончался", "Повесившийся на вратах церкви Сен-Фольен", "Коновод с баржи "Провидение"", "Цена головы" и других.

Издатель Фейар, которому Сименон принес свой первостепеннный детективный роман, по мнению многих, имел безошибочное чутье в отношении того, будет произведение располагать фарт или нет. Писатель вспоминал опосля в своей автобиографической книге "Я диктую", как, прочитав манускрипт, Фейар сказал: "Что вы, собственно говоря, тут настрочили? Ваши романы не похожи на натуральный детектив. Детективный роман развивается, как шахматная партия: читатель должен располагать всеми данными. Ничего похожего у вас нет. Да и комиссар ваш нисколько не совершенство - не молод, не обаятелен. Жертвы и убийцы не вызывают ни симпатии, ни антипатии. Кончается все нерадостно. Любви нет, свадеб также. Интересно, как вы надеетесь увлечь всем этим публику?"

Тем не менее, когда Сименон протянул руку, чтобы захватить свою манускрипт, издатель сказал: "Что поделаешь! Вероятно, мы потеряем кучу денег, но я рискну и сделаю навык. Шлите ещё шесть таких же романов. Когда у нас будет припас, мы начнем печатать по одному в месяц".

Так в 1931 году и появились первые романы "Цикла Мегрэ". Их фарт превзошел все ожидания. Тогда-то автор и стал подписывать произведения своим настоящим именем - Жорж Сименон.

Свой начальный роман из "цикла Мегрэ" Сименон написал всего за шесть дней, а другие пять - за месяц. Вэтого же вышло 80 произведений, где действует прославленный комиссар Криминальной полиции. Его образ до такой степени полюбился читателям, что ещё при жизни Сименона в городе Делфзейл, где он придумал своего героя, был воздвигнут бронзовый монумент комиссару Мегрэ.

Так Сименон молниеносно стал знаменитым писателем. Теперь у него появились средства делать больше дальние путешествия. Сименон побывал в Африке, Индии, Южной Америке США, других странах.

Он вспоминал позднее: "Долгие годы я мотался по свету, с жадностью пытаясь постичь людей и подлинную их суть... В Африке мне случалось ночь проводить в негритянских хижинах, и, бывало, целые отрезки пути меня несли в носилках, которые там называются типу. Однако более того в тех деревнях, где мужчины и женщины ходили голыми, я видел обычных людей, таких, как везде".

Сименон исколесил на практике весь мир, в то время как не понял, что люди повсюду одинаковы и переживают одни и те же проблемы. Но это было уже полно позже. А в молодые годы он впитывал впечатления, знакомился с людьми и наблюдал их существование, чтобы затем отразить все это в своих романах. В тех местах, какие ему в особенности нравились, сочинитель оставался на долгий срок, бывало, что покупал там жилище, чтобы ничто не нарушало его покоя. Покой был ему нужен для того, чтобы чиркать. Хотя строчить он мог повсюду. Сименон всю дорогу возил с собой пишущую машинку и без малого каждый день работал. Он забирал ее с собой, более того когда уходил из дома и мог печатать на улице, в кафе, на пристани, вызывая изумление прохожих.

Сименон ни при каких обстоятельствах заранее не собирал материал для своих произведений. У него была великолепная память, в которой хранилось бесчисленное море фактов и мелькнувших, когда-то образов. Как говорил сам беллетрист, у него в голове непрерывно были две-три темы, которые его волновали и о которых он всегда думал. Через какое-то время он останавливался на одной из них. Однако он ни в жизнь не начинал работу, в прошлом чем не найдет "атмосферу романа". Иногда было довольно какого-то запаха, смены погоды или более того тихого шарканья шагов по тропинке, чтобы побудить у писателя какую-либо ассоциацию или воспоминания.. Через немного часов или дней уже возникала атмосфера романа, а затем появлялись люди, будущие персонажи.

Только позже этого литератор забирал телефонные справочники, географические атласы, планы городов, чтобы уже в аккурат представить себе местоположение, где будет разворачиваться действо его будущего романа.

Когда Сименон принимался чиркать, его герои, вначале расплывчатые, обретали имя, адрес, профессию и становились до такой степени реальными людьми, что собственное "я" писателя уходило на задний проект и его герои действовали сами. По словам писателя, он только в конце романа узнавал, чем все-таки закончится та история, которую он описывает. А в процессе работы он до такой степени погружался в их существование, что происходила мимикрия: весь вид писателя, его расположение менялось в зависимости от того, как ощущение. вали себя его герои. Иногда он становился старым, сгорбленным брюзгой, изредка, напротив снисходительным и благодушным.

Правда, сам он до поры до времени не замечал за собой таких странностей, в то время как его близкие не открыли ему на это глаза. После чего Сименон стал подшучивать, что ныне он может воспроизвести вдогон за Флобером его знаменитую фразу: "Госпожа Бовари - это я".

Некоторые критики считали, что в образе Мегрэ Сименон отразил многие черты собственного характера и более того свои привычки. В этом есть доля правды, но только доля. Сименон постоянно старался не смешивать себя со своими героями, хотя частично вкладывал в уста комиссара Мегрэ свои рассуждения, близкое постижение жизни и людей.

Комиссар Мегрэ нимало не походит на других знаменитых сыщиков, таких, как Эркюль Пуаро у Агаты Кристи или Шерлок Холмс у Конан Дойла. Он не обладает выдающимся аналитическим умом и не применяет в своих расследованиях никаких особых методов. Это рядовой работник полиции со средним медицинским образованием. Он не отличается особой культурой, при всем при том имеет удивительное чутье на людей. Комиссар Мегрэ от природы наделен здравым смыслом и имеет гигантский житейский навык. Прежде всего он хочет осознать, зачем джентльмен стал преступником, вследствие этого, невзирая на насмешки коллег, копается в его прошлом. Мегрэ видит свою мишень не в том, чтобы только задержать преступника, но бывает доволен, когда ему удается предотвратить правонарушение. Сименона роднит с его героем ещё и то, что они живут "в мире и согласии с самими собой".

Романы Сименона из "цикла Мегрэ" отличаются от большинства классических и современных произведений, написанных в жанре детектива. В основе всех этих романов - сложные преступления, а их расследование напоминает хитроумную головоломку. Сименон же ставит себе целью втолковать социальные и политические мотивы преступления. Его герои не профессиональные убийцы и не мошенники, а обыкновенные люди, которые нарушают закон не в силу своих преступных наклонностей, а в силу обстоятельств, оказавшихся сильнее и их, и человеческой природы вообще.

Кроме "цикла о Мегрэ", Сименон писал и другие романы, которые критики называют социально-психологическими. Он работал над ними вперемежку со своими детективными произведениями. В начале тридцатых годов вышли такие романы Сименона, как "Гостиница на перевале в Эльзасе", "Пассажир с "Полярной линии"", "Квартирант", "Дом на канале" и другие.

Каждое турне Сименона давало ему впечатления и темы для новых произведений. Так, вернувшись из Африки, Сименон написал Романы "Лунный свет" (1933), "Сорок пять градусов в тени" (1934), "Белый мужчина в очках" (1936), где рассматривал проблему колониальной зависимости африканских стран, угнетения и расизма.

В 1945 году Сименон уезжает в США и живет там десять лет. Иногда он ненадолго приезжал в Европу по делам, как, к примеру, в 1952 году в связи с избранием его членом Бельгийской Академии наук. В США Сименон создает романы "Неизвестный в городе" (1948), "Братья Рико" и "Черный шар" (1955), в которых описывает страну "потрясающей техники и не менее потрясающей жестокости", со своим специфическим укладом жизни, где царит такое же, как и кругом, ханжество и предрассудки, заставляющие людей предвзято относиться к "пришлым" и мнить их виновными в любых преступлениях.

В 1955 году Сименон возвращается в Европу и живет в Швейцарии без малого безвыездно. Как и раньше, он продолжает непочатый край вкалывать. Однако во всех своих произведениях он разрабатывает по сути дела одни и те же темы, возвращаясь к ним в разные периоды жизни и рассматривая проблемы уже под другим углом зрения.

Сименона вечно волновала отчужденность между людьми, в особенности между близкими, вражда и равнодушие в семьях, одиночество. Об этом он писал в своих романах "Неизвестные в доме" (1940), "Исповедальня" (1966), "Ноябрь" (1969) и других.

Семья для Сименона вечно имела важное значимость, одинаково как и задача взаимоотношений с детьми. Именно этому посвящены его романы "Удел семьи Малу", "Часовщик из Эвертона", "Сын" и другие.

Собственная семейная существование Сименона сложилась полностью удачно, хотя он был женат три раза. Первая супруга писателя - художница Тижи - посредством немного лет семейной жизни родила ему сына Марка. Однако их совместная бытие все-таки не сложилась. Во втором браке у него родилось трое детей - два сына, Джонни и Пьер, и дочка Мари-Жо. Вторая хозяйка писателя была моложе его на семнадцать лет, но не это стало причиной, отчего их отношения разладились. Они расстались, и все-таки хозяйка так и не дала ему развода, и с третьей своей женой, Терезой, которая была моложе Сименона на двадцать три года, он прожил до конца жизни в гражданском браке. Тем не менее, по словам Сименона, аккурат она сыграла самую важную образ в его жизни - "позволила мне познать влюбленность и сделала меня счастливым".

Сименон завсегда говорил, что он далек от политики, и более того считал себя аполитичным человеком. В 1975 году он напишет в своих воспоминаниях: "Только в эти дни я осмыслил, что всю свою существование молчал. Применительно к человеку, написавшему больше двухсот романов, из которых два или три наполовину автобиографические, это может показаться парадоксальным. И тем не менее это истина. Я молчал более того тем, что ни разу не опустил в урну избирательный бюллетень".

Однако в годы войны он помогал бельгийским беженцам, которым грозил угон в Германию. В его доме скрывались английские парашютисты. А безотложно следом прихода Гитлера к власти Сименон запретил издание своих произведений в фашистской Германии. Страдания простых людей в годы войны и оккупации Сименон описал в своих романах "Клан остендцев" (1946), "Грязь на снегу" (1948) и "Поезд" (1951).

До конца жизни Сименон следил за событиями в мире и в беседа журналистам критиковал наличествующие порядки.

В конце 1972 года Сименон принял заключение не чиркать больше романов, оставив незаконченным очередной роман "Оскар". Никаких особых причин для этого не было, помимо тех, что литератор устал и решил пожить своей собственной жизнью, а не жизнью своих героев. "Я ликовал. Я стал свободен", - сказал он некоторое время через в диктофон, тот, что заменил ему пишущую машинку. С тех пор Сименон воистину больше не писал романов. В течение нескольких лет он без затей жил, временами включал диктофон и рассказывал о своей прошлой жизни, отчасти анализировал ее, родное творчество, свои взаимоотношения с людьми. Через некоторое время вышла последняя его книжка, которая так и называется - "Я диктую".

Так же читайте биографии известных людей:
Жорж Бернанос Georges Bernanos

Идейные позиции Бернаноса сложны и на первый взгляд непоследовательны: выступая против Республики с позиций монархизма, он в то же время способен..
читать далее

Жорж Брак Georges Braque

Жорж Брак - французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо является создателем кубизма.
читать далее

Жорж Руо George Rouault

Формы в его полотнах упрощены или искажены, очерчены толстыми черными контурами и окрашены в глубокие яркие цвета.
читать далее

Жорж Сера Georges Seurat

Жорж Сера - известный французский живописец, основатель неоимпрессионизма. Родился 2 декабря 1859 года в Париже.Учился в Школе изящных искусств в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий