Известные люди

»

Жюль де Гонкур

Жюль де Гонкур Jull de Goncourt Карьера: Писатель
Рождение: Франция, 17.12.1813
онкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в 1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) - известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества.

В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная служба двух крупных, в равной мере настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться в первую голову живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное штудирование его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую дело. Обладая материальным достатком, Гонкур сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой жилище в музей и вписали во французскую литературу то, что Бурже называет "le gout du bibelot". Живя вечно посреди художественных реликвий умерших эпох, Гонкур воспитали в себе особую остроту зрения, умение разобраться до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Гонкур дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. " (1856 - 58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les Mattresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " и др. В названных этюдах Г., раньше всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г. выражается уже вся суть литературного дарования Гонкур : они - художники бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в разъяснение движений человеческой души.

От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдмон Гонкур, есть "история, как она могла бы быть". Произведения Гонкур - точное употребление этого определения на практике. Они снова собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную бытие современного человека; ставят себе целью изображение истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают существование, до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают, в конце концов, весь строй романов, в которых фантазерство авторов играет наименьшую образ, а все занятие - в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Гонкур не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без грубо выраженной индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли более того чересчур далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и повадки Гонкур романом является "Charles Demailly" (напечатанный в первый раз в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - терпила бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный страх Г. перед женщиной и ее властью, их воззрение на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен существовать единственный, всецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же идея лежит в основании другого романа Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г. развивают любопытные и храбрые артистические теории и рисуют, с свойственным им обилием характерных деталей, существование французских художников.

Лучшими из романов Гонкур считаются два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной, истеричной женщины, с болезненный волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена юная девица, нервная, оригинальная, с немного мальчишескими замашками, но вкупе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют полно общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в литературе содержится в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они вписали эту "modernite" в свои произведения, сделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую образ в созданной Гонкур новой формуле романа играет их язык, в тот, что они вписали особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui peint") придает иной раз вычурность и искусственность прозе Гонкур; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты.

После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),. старшой брат продолжал строчить романы, и издал "La fille Elisa", "Les freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничанием, доходят в этом месте, местами, до крайних пределов, заставляя размышлять, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы меньший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается существование братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник тот самый - в высшей степени важный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило супротив Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма".

Так же читайте биографии известных людей:
Жюль Ромен Jules Romain

Один из наиболее видных писателей, входивших в объединение Аббатство (1906), основоположник унанимизма литературного направления, принципы которого..
читать далее

Жюль Греви Jules Grevy

Французский политический деятель, президент Франции (Третья республика, 18791887). Первый президент Франции, бывший убеждённым республиканцем и..
читать далее

Жюль Фавр Jules Favre

Посвятил себя адвокатуре в Лионе; в то же время писал статьи в "National" и др. радикальных органах. Вместе с другими адвокатами, принадлежавшими к..
читать далее

Жюль Гед Julius Ged

Один из основателей Французской рабочей партии, деятель И Интернационала, пропагандист марксизма. Один из лидеров СФИО (осн. в 1905 г.), в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий