Известные люди
»Жюль де Гонкур
Рождение: Франция, 17.12.1813
онкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в 1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) - известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества.
В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная служба двух крупных, в равной мере настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться в первую голову живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное штудирование его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую дело. Обладая материальным достатком, Гонкур сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой жилище в музей и вписали во французскую литературу то, что Бурже называет "le gout du bibelot". Живя вечно посреди художественных реликвий умерших эпох, Гонкур воспитали в себе особую остроту зрения, умение разобраться до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Гонкур дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. " (1856 - 58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les Mattresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " и др. В названных этюдах Г., раньше всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г. выражается уже вся суть литературного дарования Гонкур : они - художники бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в разъяснение движений человеческой души.
От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдмон Гонкур, есть "история, как она могла бы быть". Произведения Гонкур - точное употребление этого определения на практике. Они снова собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную бытие современного человека; ставят себе целью изображение истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают существование, до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают, в конце концов, весь строй романов, в которых фантазерство авторов играет наименьшую образ, а все занятие - в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Гонкур не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без грубо выраженной индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли более того чересчур далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и повадки Гонкур романом является "Charles Demailly" (напечатанный в первый раз в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - терпила бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный страх Г. перед женщиной и ее властью, их воззрение на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен существовать единственный, всецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же идея лежит в основании другого романа Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г. развивают любопытные и храбрые артистические теории и рисуют, с свойственным им обилием характерных деталей, существование французских художников.
Лучшими из романов Гонкур считаются два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной, истеричной женщины, с болезненный волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена юная девица, нервная, оригинальная, с немного мальчишескими замашками, но вкупе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют полно общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в литературе содержится в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они вписали эту "modernite" в свои произведения, сделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую образ в созданной Гонкур новой формуле романа играет их язык, в тот, что они вписали особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui peint") придает иной раз вычурность и искусственность прозе Гонкур; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты.
После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),. старшой брат продолжал строчить романы, и издал "La fille Elisa", "Les freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничанием, доходят в этом месте, местами, до крайних пределов, заставляя размышлять, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы меньший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается существование братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник тот самый - в высшей степени важный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило супротив Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма".
Так же читайте биографии известных людей:
Жюль Ромен Jules Romain
Один из наиболее видных писателей, входивших в объединение Аббатство (1906), основоположник унанимизма литературного направления, принципы которого..
читать далее →
Жюль Греви Jules Grevy
Французский политический деятель, президент Франции (Третья республика, 18791887). Первый президент Франции, бывший убеждённым республиканцем и..
читать далее →
Жюль Фавр Jules Favre
Посвятил себя адвокатуре в Лионе; в то же время писал статьи в "National" и др. радикальных органах. Вместе с другими адвокатами, принадлежавшими к..
читать далее →
Жюль Гед Julius Ged
Один из основателей Французской рабочей партии, деятель И Интернационала, пропагандист марксизма. Один из лидеров СФИО (осн. в 1905 г.), в..
читать далее →