Известные люди
»Золтан Дани
Рождение: Сербия» Скореновац, 23.7.1956
Золтан Дани - полковник сербских войск ПВО. Родился 23 июля 1956 года.Золтан Дани прославился на весь мир тем, что в 1999 году сбил американский самолет-невидимку F-117, построенного по технологии стелс. В настоящее время Золтан Дани проживает в городе Ковин, находится в отставке, занимается бизнесом, содержит хлебопекарню в сербской деревне Скореновац.
До сих пор четкого и ясного рассказа об обстоятельствах уничтожения одного из самых совершенных самолетов в мире опубликовано не было. Существует уймище версий случившегося, и все-таки все они касаются технических деталей. Это в действительности довольно интригующая задача - как могли сербы, вооруженные старыми советскими зенитными ракетами сшибить новейший самолет-невидимку? По мнению полковника в отставке Дани Золтана, занятие не только в технике, но и в подготовке операции.
Золтан командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, которая защищала Белград. У него были радары, четыре зенитно-ракетных установки C-125 (по западной классификации - Sa-3, в каждой по четыре ракеты), и все это не представляло никакой угрозы для вражеских бомбардировщиков. По крайней мере, так считали натовцы, которые посылали свои самолеты бомбить сербские объекты, надеясь на современные средства подавления ПВО. Поначалу сербы не сильно активно противодействовали авианалетам, но уже посредством три дня затем начала кампании, 27 марта, они внезапно сшибли F-177 - авиалайнер, тот, что казался неуязвимым.
По словам Золтана, он не питал иллюзий сравнительно технического превосходства противника, и потому остановил свой выбор не открыто выступать супротив бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а "залечь в засаду", выжидая, когда ему подвернется эпизод сшибить вражеский авиалайнер точно.
Как отмечает Strategy Page, эта операция наглядно показывает, что в современной войне грамотный начальник может основать успешное сопротивление более того при помощи устаревшего оружия. При этом не лишне упомянуть, что истребление F-117 - это всего только что ни на есть прославленный происшествие из карьеры Золтана. На самом деле его доля не раз отличалась во время той войны, сорвав уймище воздушных налетов и повредив немного самолетов. Натовцы не смогли истребить ни одного радара или пусковой установки, входивших в состав батареи Золтана.
Метод Золтана
* Под командованием сербского полковника находились рядом 200 военнослужащих. Он знал каждого из них, и в каждом он был уверен на сто процентов. Задолго до начала бомбардировок он постоянно проводил тренировки, добиваясь, чтобы всякий служивый и офицер батареи в совершенстве владел доверенной ему техникой.
* Понимая, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры демаскируют его быстрее, чем более того заметят вражеские радары, Золтан организовал систему кабельной связи. Приказы другой раз приходилось отдавать при помощи посыльных. Однако эти методы сыграли важную образ - натовцы не знали, где расположена батарея, так как "не слышали" ее.
* Радары и пусковые установки сербов всегда меняли места дислокации. Часть персонала всегда была занята поисками мест, куда будет перевезена военная техника в следующий раз, а ещё подготовкой к ее переброске. Вэтого за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела больше 100 тысяч километров.
* На сербов работали шпионы. Они дежурили около авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они кроме того сообщали о маршрутах полета натовских самолетов.
* Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался принять как позволительно больше информации об F-117. Он изучал все, что позволительно было выискать - публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета. Эти сведения помогли ему так располагать радары, чтобы они могли отследить "невидимку". Как как раз - полковник не стал повествовать. Известно, что он не держал радары включенными вечно, а запускал в надобный миг на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.
* Определение цели и обстрел происходили в самый-самый концевой миг, когда авиалайнер пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану штурмовать как снег на голову, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр. Впрочем, F-117, при всех его "невидимых" достоинствах был довольно неповоротливым и медленным самолетом. Совершить резкий маневр и оставить от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не мог физически. Когда сербы сшибли "стэлс", тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
* Наконец, Золтан, по его словам, привнес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие аккурат - серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.
На самом деле ещё одним фактором, предопределившим фарт операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый авиалайнер летел по этому маршруту уже четвертый раз кряду, и это позволило сербским зенитчикам добро подготовиться к "охоте".
Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает авиалайнер, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со "стэлсом" короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его воспрещено отметить - аккурат причудливая форма и является основой этой технологии.
Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не излишне точны, но зато они "видят" каждый изрядный предмет в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.
Золтан больше не смог сшибить ни единственный "стэлс". Сразу же вслед за тем того, как альянс потерял тот самый авиалайнер, руководство приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве - их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали вносить изменения маршруты полета, и учинить "засаду" на них сербы больше не смогли... Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю, как дядя, тот, что смог сшибить самолет-невидимку.
Так же читайте биографии известных людей:
Золтан Кодай Zoltan Kodaly
Родился 16 декабря 1882 в Кешкемете.
читать далее →
Зоран Гаич Zoran Gaich
Главный тренер мужской сборной России по волейболу прокомментировал Новым Известиям итоги матчей группового этапа Мировой лиги с Италией.
читать далее →
Зоран Живкович Zoran Zhivkovich
Будущий премьер стал членом Демократической партии в 1992 году, а через два года его избрали заместителем председателя партии, которую возглавлял..
читать далее →
Зоран Жижич Zoran Zhizhich
Окончил юридический факультет Белградского университета, стал магистром. Политикой начал заниматься в 1989 году, когда в бывшей СФРЮ распалась..
читать далее →