Известные люди
»Зоя Прокопьева
Рождение: Россия, 15.11.1936
Родители П. - русские, мать - крестьянка, отец - кузнец. Детство будущей писательницы было полусиротским - с 1938 года семья жила без кормильца.
Особенно тяжело пришлось в годы войны - реалии этого времени отчасти вошли в повесть Звереныш, где в судьбе главной героини - Лидки - угадываются подробности биографии самого автора. Соседи все чаще приходили к Лидкиной матери, кричали: - Это вновь, видимо, твой звереныш по огородам шарит? И дальше: А Лидка всего только раз, перед концом войны, когда была закрыта на ремонтик библиотека, украла стопку книг. Зацапала все книжечки, что лежали на окне. Да и в тех позже, перечитав дважды Войну и мир, Воскресение, Мои университеты, подклеила все странички да и подкинула их на крылечко к приходу библиотекарши.
В 1949 году П. переезжает в Челябинск. О том, какой она тогда была, разрешается познать из повести Такая длинная ночь, где так же ясно звучат автобиографические мотивы: Она сидела на фанерном чемоданишке, притулившись спиной к теплому, залатанному старыми дощечками боку косой сараюшки. На девчонке были белые спортивные тапочки, натертые зубным порошком, и застиранное зеленое платьице с букетом тряпичных цветов у ворота.
Университетами для П. вскоре стал Челябинский металлургический комбинат - в 15 лет ее приняли на сюда рассыльной, а всего на ЧМЗ она проработала 18 лет - старшим табельщиком, бригадиром производства на строительстве и ремонте мартеновской печи, художником-оформителем. Среднее образование П. получала в вечерке - школе рабочей молодежи. А образование творческое - в литобъединении Металлург, которое действовало при ЧМЗ, и откель в советское время вышло без малого 20 членов СП России.
Первые произведения П. были опубликованы в 1968-м году в сборнике Первый рассказ (Челябинск), и в целом были благожелательно встречены местной критикой, потому как не выходили из привычных (и ожидаемых) рамок рабочей темы. Позднее, анализируя эти и больше поздние произведения, вошедшие в книгу Розовая птица, критик О. Кожухова писала: П. повествует преимущественно о рабочем классе Но чаще всего это точка зрения на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в отношении к героям - сильное человеческое ощущение, влюбленность к ребенку, к природе. В конце 60-х - начале 70-х П. активно печатается в журнале Урал, местных сборниках и альманахах, а в 1971 году вышла первая книжка писательницы - сборник рассказов Лиюшка. Критик Б. Маршалов в отклике на книгу подмечал, что быт, натура, предприятие, деревенька - все это писательница знает, любит и может изобразить. Добавим, что у П. было знание и ещё одной стихии - водной: Так они и плыли: то мимо темного берега, то мимо мелких каменистых островков, поросших пихтами, березами и соснами, исчахлыми на ветру, а то ехали узкими камышистыми протоками и мягко лоснящимися заводями (Такая длинная ночь). Эти пейзажи - не только итог созерцания, но и активного действия: любимыми увлечениями П. в эти годы становятся охота, рыбалка, парусный спорт. В 1958-68 гг. она - яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям, обладательница 1-го спортивно-гоночного разряда.
В 1973 году П. вступает в Союз писателей России и получает ориентация на Высшие литературные курсы, которые заканчивает в 1975 году. В предисловии к вышедшему в столице сборнику прозы Белая мель стихотворец В. Цыбин подмечал, что П. обладает самобытным почерком и манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведений - это психологизм, умелая передача духовного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений; их сочный, в меру насыщенный уральским говором, язык, это точная и пластичная деталировка.
Вернувшись на родину позже ВЛК, П. возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Челябинской областной писательской организации, занятие которого распространялась на три области Южного Урала: Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую. У нее выходят сборники прозы - в Челябинске и в Москве, которые, в основном, развивают биографическую и рабочую темы. Книги встречают разноречивые оценки - некоторые критики указывают на увлеченность палубными романами (Шапошников В.), другие, напротив, подмечают строгую доброту героев П. (Павлов Б.). Но не критические наставления, а логика развития таланта писательницы, становятся причинами тематических изменений в творчестве П. Фактически служба в малых и средних жанрах были только пробой сил перед главным замыслом, тот, что был воплощен в одном из лучших романов советской эпохи - Своим чередом.
Первый вариант романа был создан в 1977 году, в тайге, при керосиновой лампе, за два зимних месяца. Впоследствии П. неоднократно переделывала роман, в том числе и по требованию цензуры, но в результате манускрипт кочевала 8 лет по столичным издательствам (Современник, Советский писатель) и журналам (Наш современник, Роман-газета) и была опубликована только в Челябинске. Ни первое, ни второе издание, угодившее на годы перестройки и гласности, крупный столичной критики не получили. Лишь Т. Набатникова выступила с несколькими статьями, в которых немедленно отметила своеобразие этого произведения: Роман Своим чередом стоит особняком не только посреди книг П., но и в текущей литературе этого жанра Писательница удачно преодолела обычный канон - вместо традиционного патетического героизма мы встречаем в этом месте героизм трагический. Многие победы в этом романе хочется не столь отпраздновать, сколь оплакать (Задумываясь над прошлым. с. 9).
Что же это за победы? Роман - эпическое полотно, повествующее о раскулачивании, индустриализации, предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы великого военного противостояния. В центре повествования коваль, а в дальнейшем инженер, организатор производства Нил Краюхин и его народ - мужики, бабы, дети из сел Истошное, Хитрово, Глинуши - всего 310 мужчина. Сначала они оказались в тайге, куда их вывезли сваливать лесной массив - без жилья, продовольствия, инструмента, а затем народец перебросили на возведение тракторного Гиганта - на голое, в буквальном смысле, месте. Т. Набатникова ставит в упрек П. переизбыток драматизма, когда автор заставляет героев шибко уж помногу маяться от любви, или от тоски по ушедшим (Там же.). Действительно, если сравнивать Своим чередом с Вечным зовом А. Иванова или Строговыми Г. Маркова, мы отметим в романе не только отсутствие какой бы то ни было лакировки, но и безупречно иную точку видения, на которую становится автор. Переизбыток драматизма в данном случае не больше, чем художественная истина о правде исторической. В целом же роман, если его сравнивать с Котлованом А. Платонова, напротив, не возбраняется прозвать жизнеутверждающим и жизнепобеждающим. Сила жизни, соединенная с силой любви и силой рода, народа (в романе есть историческая параллель с далеким скифским прошлым), умноженная на силу веры (в атеистическое советское время П. создала отличный образ священника, отца Сидора) способна воистину творить чудеса. Роман тяжко окрестить реалистическим произведением - в нем причудливо переплелись и традиции бажовских сказов (и русских сказок вообще), и элементы индустриального романа, и мотивы, присущие прозе деревенщиков. Но при эдакий разноплановости и широте Своим чередом, тем не менее, оставляет чувство цельности. Не невзначай, что к этому произведению всё чаще и чаще обращаются современные прозаики.
В последние годы П., по ее собственному признанию, держит под наблюдением за процессом выживания русского народа. Собранный материал для романа о Николае Вавилове покуда также остался невоплощенным - силы П. также уходят на выживание - сбор грибов, выращивание редких лекарственных растений. Как ни необычно, но своей судьбой она отчасти повторила судьбы героев своего главного романа: Иногда ему станет глядеться, что он не живет, а как как будто плывет всё одиноче и одиноче по реке времени А существование между тем, то размашистая, то унылая, пойдет своим чередом.
Так же читайте биографии известных людей:
Зоя Буряк Zoya Buryak
Зоя Буряк - российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России. Родилась 6 ноября 1966 года.В качестве актрисы кино Зоя Буряк известна по..
читать далее →
Зоя Кайдановская Zoya Kaydanovskaya
Ее отец знаменитый актер Александр Кайдановский. Мать не менее знаменитая актриса Евгения Симонова. Отчим режиссер Андрей Эшпай, и даже муж у Зои..
читать далее →
Зоя Федорова Zoya Fedorova
Зоя Федорова - советская актриса кино, Заслуженная артистка РСФСР. Родилась 21 декабря 1909 года.Зоя Федорова известна по таким фильмам как:..
читать далее →
Зоя Белова Zoya Belova
Начало войны ещё не казалось чем-то страшным. В нашей деревеньке с героическим названием Бородино, находившейся в пяти километрах от Вязьмы, многие..
читать далее →