Известные люди
»Зураб Соткилава
Рождение: Грузия, 12.3.1937
Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.
Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. Вначале, надо полагать, следует изречь о генах: мои бабуся и матушка здорово играли на гитаре и напевали, говорит Соткилава. Помню, они садились на улице подле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что немало лет через папа, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мать, обладающая абсолютным слухом, была категорически против.
И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское Динамо, где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, навалом и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!
В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в ключевой состав тбилисского Динамо. Самой памятной для Соткилавы стала развлекуха с московским Динамо.
Я горжусь тем, что выходил на поле супротив самого Льва Яшина, вспоминает Соткилава. Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вкупе ездили к Яшину в больницу затем операции... На примере великого вратаря я избыточный раз убедился в том, что чем большего дядя добился в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.
Это, уместно сказать, была моя последняя развлекуха за Динамо. В одном из беседа я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, подобно тому как он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня нетрудно вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался возвратиться. Но совершенно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и сквозь какое-то время меня отчислили...
...В 58 м, когда я играл в тбилисском Динамо, на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая завсегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой звук на него не произвел. И тут, представляете, заново решающую образ сыграл футбол! В Динамо в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать квиток на стадион было нельзя. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу Динамо в Дигоми. В признательность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И как черт из табакерки он говорит мне, что всего за немного уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное перспектива!
Но и тогда подобная будущность вызывала у меня хохот. Всерьез я задумался о пении только потом того, как был отчислен из Динамо. Профессор выслушал меня и сказал: Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься. И посредством год, в июле 60 го, я в первую голову защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день через уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, уместно сказать, в одно время с Надаром Ахалкаци, тот, что остановил свой выбор Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!
В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента отличный лирико-драматический тенор. В 1965 году юный певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской Тоске. Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились помогать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в известный миланский театр Ла Скала.
Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а потому что могла и башка закружиться потом слов маэстро Дженарро Барра, тот, что писал тогда: Молодой звук Зураба напомнил мне теноров былых времен. Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.
В Италии певец совершенствовался два года, затем чего принял участие в фестивале молодых вокалистов Золотой Орфей. Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал основной приз болгарского фестиваля. Через два года свежий фарт, на тот самый раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.
После нового триумфа, в 1970 году, Первая премия и Гран-при на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне Давид Андгуладзе сказал: Зураб Соткилава одаренный певец, крайне музыкален, его звук, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ослепительно передает нрав исполняемых произведений, полно раскрывает проект композитора. И самая замечательная черта его характера это трудолюбие, стремление постичь все тайны искусства. Он занимается любой день, у нас без малого такое же расписание уроков, как и в студенческие годы.
30 декабря 1973 года Соткилава дебютировал на сцене Большого театра в партии Хозе.
На первостепеннный точка зрения, вспоминает он, может показаться, что я резво привык к Москве и без труда вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было нелегко, и огромное благодарю людям, которые в то время были рядом со мной. И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.
Премьера Отелло Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы откровением.
Работа над партией Отелло, рассказывал Соткилава, открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло это та маковка, с которой неплохо видно, хоть до нее и нелегко дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем фортуна артиста? Тратить себя, свои нервы, расходовать на износ, не думая о следующем спектакле. Но служба должна оживлять возделение так себя расходовать, для этого нужны большие задачи, которые увлекательно находить решение...
Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в Сельской чести Масканьи. Сначала на концертной эстраде, опосля в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: Сельская честь веристская опера, опера высокого накала страстей. Это может быть передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И тут исполнителю сильно существенно держать в памяти об опасности однообразия. Повторяя, в частности, одно и то же словечко, нужно сыскать подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в Сельской чести должен быть чистым, искренним.
Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всю дорогу несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.
Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня. Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за шоком открытия последовали новые триумфы блистательный счастливый момент в США и после этого в Италии, в Милане. Оценки американской прессы кроме того были восторженны: Большой по объему звук превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит прямо из сердца.
Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба последовали бесчисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...
В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой званием народного артиста СССР.
Зураб Соткилава обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, пишет С. Саванко. Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что в особенности ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес (Аида), Манрико (Трубадур), Ричард (Бал-маскарад), Хозе (Кармен), Каварадосси (Тоска). Поет он и Водемона в Иоланте Чайковского, а ещё в грузинских операх Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра Абесалом и Этери З. Палиашвили и Арзакана в Похищении луны О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не невзначай в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.
Соткилава строгий герой-любовник итальянской оперы, считает Э. Дорожкин. Все Дж. заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное но. Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный русский президент, только удивительной красоты голосом и природным артистизмом. Для того чтобы пользоваться эдакий же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а как раз такого рода влюбленность окружает в текущее время певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, при всем при том, и не стремился обзавестись. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он напевал Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, работать близкое занятие, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.
Последним этапным бастионом, тот, что взял Соткилава, стал Борис Годунов Мусоргского. Самозванца самого русского из всех русских персонажей русской оперы Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел полный Тимошка, а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.
Соткилава джентльмен светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В различие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава получает и сам. А благоверная певца к тому же замечательно готовит.
Соткилава выступает, хотя и не зачастую, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться как раз на камерном репертуаре, на романсовой лирике, относительно нечасто обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что достаточно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом.
С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, безусловно, и сам певец ещё подарит слушателям непочатый край приятных минут.
Так же читайте биографии известных людей:
Зыгмунт Красиньский Zygmunt Krasiniskiy
Представитель польского романтизма, драматург, поэт, мыслитель. Идеолог польского мессианства.
читать далее →
Зэб Джуда Zab Judah
Зэб Джуда - американский боксёр-профессионал в полусредней весовой категории. Родился 27 октября 1977 года.Чемпион мира в 1-й полусредней (временный..
читать далее →
Иан Райт Ian Rayt
У Иана Райта бесспорное почётное место в мраморном холле славы Арсенала, но до сих пор ведутся споры о том, причастен ли Иан к успеху "канониров" в..
читать далее →
Иан Раш Ian Rush
Раш - легенда. Дело даже не в том, что кто-то там входит или не входит в абстрактный список ста легенд английского футбола. И каждый из нас, кто..
читать далее →