Известные люди

»

Иван Балашов

Иван Балашов Ivan Balashov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 23.1.1907
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Кутузова 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку в г. Рыбинске.

В ВВС РККА с 1927 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. - Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков.

Несколько лет был летчиком-инструктором, а после этого служил в строевых частях.

Член ВКП(б) с 1939 г.

Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 6-го дальнебомбардировочного авиаполка 27-й дбаб ВВС Северо-Западного фронта. Совершил 13 боевых вылетов, сломал строй железнодорожных узлов и индустриальных объектов.

29.12.39 г. майор Балашов во главе группы из семи самолётов вылетел для нанесения удара по оборонному заводу в г. Ювяськюля. Стояла низкая облачность. Балашов провёл самолёты над облаками, а опосля, пробив их, вывел машины в аккурат на мишень. Самолёты нанесли сильный бомбовый потрясение с малой высоты. Противник открыл шквальный зенитно-артиллерийский и пулемётный пламень. Но поручение было уже выполнено, и наши самолёты ещё скрылись в облаках.

Утром 6.01.40 г. с аэродрома Кречевицы поднялись две группы бомбардировщиков ДБ-3 6-го дбап. Первая из них, под командованием майора Балашова, насчитывала девять самолетов (из состава 1-й и 2-й эскадрилий). Во второй группе под командованием майора Майстренко было восемь бомбардировщиков из состава 1-й и 3-й эскадрильи.

Группа Майстренко была на практике всецело уничтожена. На свой аэропорт вернулся только единственный авиалайнер.

Роковым обстоятельством, определившим исход боя, оказалось вывод майора Майстренко ретироваться прежним маршрутом, что и привело к разгрому его группы. Безусловно, в текущее время уже тяжко раскумекать причины, побудившие его избрать тот самый стезя, но вероятно, наряду с желанием слить к минимуму угрозу потери ориентировки над незнакомой местностью, он надеялся на сложные погодные условия (сильную облачность). Однако его расчеты не оправдались.

Девятка майора Балашова, не понесла потерь и в полном составе вернулась на базу, что объясняется решением ведущего применять для возвращения иной путь.

Вэтого за время боев зимой 1939-40 гг. 6-й дбап потерял четырнадцать самолетов, половинка из которых пришлась на трагический день 6.01.40 г.

7.04.40 г. майор Балашов Иван Филиппович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 318.

Вскоре подполковник Балашов был назначен командиром 100-го дальнебомбардировочного авиаполка 35-й бомбардировочной авиадивизии дальнего действия.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: Ознакомление с дивизией начал с низов. Прежде всего встретился с авиаторами полка, что размещался в Орле. Командовал полком Герой Советского Союза И.Ф. Балашов. Молод он был и отважен. Боевой пилот. Участник войны с Финляндией. Летчики, все авиационные специалисты по праву гордились подвигами своего командира. К вечеру у меня сложилось определенное представление о положении дел в полку.

Перед отлетом в Брянск еще раз побывал у командующего авиацией округа. Высказал впечатления от знакомства с И.Ф. Балашовым и полком, привнес конкретные предложения об изменении характера планирования боевой учебы...

Орловский полк броско отставал в боевой подготовке, и это не давало мне покоя. Командиру полка И.Ф. Балашову никак не удавалось сформировать планомерную учебу экипажей. Надо было подсобить ему одолеть отставание, и я занялся этим в ближайшие дни.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 100-м дбап.

В темное время суток на 23.06.41 г. две эскадрильи полка вылетели на первое боевое поручение бомбардировку важного железнодорожного узла.

Рассказывает генерал-лейтенант авиации Молодчий: Еще до наступления темноты полтора десятка самолетов взлетели и взяли вектор движения на запад. Мы провожали их завистливыми взглядами. Утих гул моторов, боевые машины скрылись за горизонтом. А вдогон за ними закатилось и солнышко. В сгустившихся сумерках оставшиеся три эскадрильи ждали на земле дополнительных распоряжений. Все экипажи были готовы лететь на любое поручение, нам хотелось как не возбраняется быстрее повстречаться с врагом. Все как единственный мы завидовали улетевшим..

Снова и заново в мыслях возвращались мы к экипажам, улетевшим бомбить ж-д узел. Зная прыть полета и пространство до цели, мы без большого труда могли обусловить по времени, где находятся улетевшие самолеты и когда они выйдут на цель

Вскоре короткая июньская темное время суток кончилась. Маленькая, узенькая линия рассвета на востоке, вроде ощущение тревоги в наших сердцах, разрослась во все небеса.

Как же так?! Расчетное время полета давнехонько уже истекло, а на аэродроме все ещё ждут улетевших на первое боевое поручение. Где они?!. Что с ними?! Из двух эскадрилий на аэропорт не возвратилось ни одного самолета!..

Вскоре мы узнали все подробности. Боевой вылет был удачным. Бомбы все легли верно на мишень. А возвратиться на свой аэровокзал никто не смог. Так, оказывается, также бывает

В полку уделили максимум внимания точному выходу экипажей на мишень. Это было обеспечено визуальным полетом. И экипажи поработали превосходно. На ж-д узел вышли в вечерних сумерках. Цель была как на ладони.

А потому как ещё предстоял и попятный полет. Он приходился на темное время суток. Возвращаться необходимо было над затемненными городами, мелкими населенными пунктами. Как ориентироваться в темноте? Хорошо, что хоть ясно очерчен горизонт. На небе - ни тучи. Звезды. А вот ориентировку экипажи все-таки потеряли. Заблудились, не нашли свой аэропорт. Тогда самолетная радионавигация была только в стадии освоения. Она единственная могла бы выручить. А выручила короткая июньская темное время суток. На самолетах хватило бензина дотянуть до рассвета. И все экипажи, как только стало светать, произвели посадку на первых подвернувшихся аэродромах. Несколько самолетов, так и не успевших определиться, вынуждены были присесть на колхозные поля.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: Не обходилось без потерь. На аэропорт под Курском, куда перебазировался полк И.Ф. Балашова, я прилетел ранним утром 27 июля. Экипажи полка, возвращаясь с ночного задания, заходили на посадку. Мне было известно, сколь ушло их в мордобой, и я считал бомбардировщики, чуть-чуть они показывались в поле зрения. Как и намедни, вернулись не все. Значит, сызнова потери. Горько стало на душе. Кого-то опять придется вычеркивать из списка живых, кого-то заносить в список без новости пропавших. Остро переживали мы эти потери.

Неподалеку от меня стояли, о чем-то беседуя, летчики. Пригляделся к ним внимательнее и узнал командира полка Героя Советского Союза Ивана Филипповича Балашова. Ничего не осталось в нем от того щеголеватого и веселого летчика, каким он запомнился мне во время первой встречи в Орле. Брови над переносицей были сдвинуты. Под глазами - густые тени усталости. Многое довелось ощутить ему в эти первые дни войны.

После одного из вылетов мне доложили, что экипаж И.Ф. Балашова не вернулся. Не знаю, у кого как, а у меня определенно прибавилось морщин на лице. Потерять такого храброго и опытного летчика!

Однако Иван Филиппович, как выяснилось, не погиб. Летчики видели, как он попал под перекрестный пламень вражеской зенитной артиллерии. Балашов не свернул с боевого курса. Бомбы он сбросил точь-в-точь на мишень. Под крылом заполыхали вагоны железнодорожного эшелона. Но и бомбардировщик Ил-4 задымил. В тот самый миг, как на беду, налетели мессеры. Иван Филиппович выполнил непростой маневр, воспользовался замешательством фашистского летчика и протаранил вражеский истребитель. Оба самолета, оставляя дымные полосы, быстро шли на понижение. Сверху было видно, как на широкой лесной поляне огненными смерчами взметнулись к небу два султана. На том месте длительно не угасало полымя. Одного не отметили летчики. В концевой миг, уже перед самой землей, нашему летчику все же удалось выброситься с парашютом.

Балашов оказался раненным. Он углубился в деревья и, стиснув от боли зубы, зашагал на восток, туда, где над самым горизонтом уже поднималось светило. У него было одно стремление: поскорее достигнуть до своих и отомстить за погибель товарищей, которым спастись не удалось. Видимо, они были ранены или убиты в воздухе.

Иван Филиппович шел без передышки и днем и ночью. Пробирался лесами и болотами. Через линию фронта перешел только на третий день. На излечении пилот долговременно не припоздал. Он обратился ко мне с просьбой вручить ему вероятность летать. Отказать не решился: боевые вылеты для него - лучшее утешение...

В это время Балашов стоял от меня всего в нескольких шагах. Выглядел он мрачнее самой мрачной тучи.

- Вылетели впятером, приземлились втроем, - сказал он глухим, сдавленным голосом.

- Да и те, кто вернулся, уцелели, не возбраняется проговорить, чудом, - отозвался стоявший рядом пилот. - Сквозь ад кромешный прорвались. Что делается-то?

Балашов смахнул зажатым в руке шлемофоном струйку пота с виска, тяжко вздохнул и вновь заговорил:

- Где наши истребители? Они же защищать нас от мессеров должны! И до кой поры мы звеньями летать будем? Разве позволительно в составе звена круговую оборону основать?

- Да и цели дают такие, что ошарашить их не возбраняется только с малой высоты, - досадливо проговорил участник беседы. - Из-за этого и терпим такие потери. Гибнут летчики.

Иван Филиппович подождал, покуда собрались все члены вернувшихся экипажей, и вкупе с ними молчком зашагал по дороге в боевой город. Я не стал их задерживать. Времени у них оставалось нимало самое малое. После короткого отдыха им заново предстояло лететь в мордобой. И кто знает, может, еще раз кто-то из них не вернется.

Трудные дни переживали авиаторы дивизии. Первые победы доставались нам дорогой ценой. Надо было разыскивать выход, перестраиваться, вносить существенные изменения в тактику ведения боевых действий бомбардировочной авиации. От этого зависела и эффективность ударов, и существование экипажей.

Прав начальник полка И.Ф. Балашов: бомбардировщики вылетали на задания без прикрытия, полагаясь в основном на свои силы. Летали мы чаще всего на высоте, не превышающей 500 метров. В этом была одна из основных причин наших потерь

К этому времени наша 35-я дивизия совершила 420 боевых самолето-вылетов. Ни в одном из них нас не сопровождали истребители.

Лётчики 100-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием подполковника Балашова громили фашистов под Витебском, Белой Церковью, Смоленском, Брянском.

В конце августа 1941 г. они сорвали юго-западнее Брянска попытку вражеской танковой колонны прорваться в тыл наших войск.

В начале 1942 г. Балашов был назначен командиром 818-го дальнебомбардировочного авиаполка. Полк наносил бомбовые удары по военным объектам врага в Донбассе и на подступах к Сталинграду.

В ноябре 1942 г. полковник Балашов был назначен командиром 2-го гвардейского бомбардировочного полка АДД.

Произошло это после этого авиакатастрофы потрясшей всю Авиацию Дальнего Действия.

Вспоминает Молодчий: Перелетая с аэродрома подскока на основную базу, погибли комдив генерал Новодранов, начальник нашего полка подполковник Микрюков, офицеры оперативной группы, инженеры, техники и механики. Вэтого 39 дядя. Погиб и свойский боевой друг, наземный член нашего экипажа мастер бомбардировщика Коля Барчук. Летели они на транспортном самолете. И пилотировал его тертый пилот капитан В. Гордельян. И вот - авария. Конечно, всему были найдены причины, все объяснено. Но как нелепо пропасть вот так, не в бою... К сожалению, случалось такое и на земле, и в небе. Пусть шибко и крайне редкие, но все одинаково тяжелые, ничем не оправданные потери. Так и было сказано тогда. А какие это были люди! О каждом из них позволительно книги писать.

С подмосковного аэродрома лётчики 2-го гбап летали бомбить фашистские позиции под Ленинградом.

Однажды начальник полка сам возглавил ночной налёт 55 бомбардировщиков Ил-4 на скопление вражеских эшелонов. Удар был успешным немного часов на станции бушевал пламень, пожирая цистерны с горючим, вагоны, платформы с танками, орудиями, автомашинами, на земле остались сотни трупов гитлеровцев.

27.11.43 г. полковник Балашов был назначен командиром 1-й гвардейской авиационной Орловской дивизии дальнего действия.

В канун нового 1944 г. лётчики дивизии осуществили блестящую операцию по уничтожению фашистского аэродрома в Пскове, на котором было сосредоточено больше 200 бомбардировщиков.

19.08.44 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

26.12.44 г. 1-я гвардейская авиационная Орловская дивизия дальнего действия была переименована в 11-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную Орловскую дивизию 18-й ВА.

Лётчики 11-й гбад уничтожали военные объекты врага в Нарве, Таллинне, Риге, Мемеле, Либаве, Кёнигсберге, Хельсинки, Данциге, Дебрецене, оказывали подмога наземным войскам при форсировании Одера, захвате Кюстринского плацдарма, в заключительном наступлении советских войск на Берлин.

Вэтого в годы Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Балашов совершил 40 боевых вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника, уничтожая их в Гомеле, Орле и в других городах, участвовал в ликвидации группировки Паулюса, прорыве блокады Ленинграда, разгроме фашистов на Курской дуге.

После войны он служил в ВВС.

В 1951 г. окончил Военную академию Генштаба.

С 1954 г. - в запасе.

Похоронен в Санкт-Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Бахарев Ivan Baharev

Иван Иванович Бахарев, гвардии старший сержант, командир отделения взвода пешей разведки 267-го гвардейского стрелкового полка 89-й гвардейской..
читать далее

Иван Березуцкий Ivan Berezutckiy

Березуцкий Иван Михайлович Штурман 63-го гвардейского истребительного авиационного полка (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии..
читать далее

Иван Биченко Ivan Bichenko

Родился 22 мая 1919 года в селе Свидовок Черкасского района Украины, в крестьянской семье. Отец - Биченко Григорий Лукич (1890 г. рожд.), участник..
читать далее

Иван Богатырь Ivan Bogatyr

Ефрейтор И. И. Богатырь в дни обороны Севастополя из снайперской винтовки уничтожил 75 солдат и офицеров противника. Обучил снайперскому искусству..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий