Известные люди

»

Иван Журавлев

Иван Журавлев Ivan Zhuravlev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 19.10.1905
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями, иностранным орденом.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу в г. Колпино.

В РККА с 1924 г. В 1925 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1927 г. - 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске. Служил старшим летчиком, командиром отряда, помощником командира бомбардировочного авиаполка.

В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом Ленина.

В 1938 г. назначен летчиком-инспектором ВВС Ленинградского военного округа.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 85-го отдельного скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС Северо-Западного фронта. Совершил 18 ночных боевых вылетов в основательный тыл противника. Успешно провёл испытания по бомбометанию с малых высот парашютными бомбами.

7.04.40 г. майор Журавлев Иван Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 256.

В 1940 г. полковник Журавлев был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа. Член ВКП(б) с 1940 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. В начале войны командовал ВВС Северного фронта, а далее был заместителем командующего ВВС Ленинградского фронта.

Для организации согласованных действий авиации Северного и Северо-Западного фронтов только существенно было иметь в распоряжении обоюдную связь штабов ВВС обоих фронтов, но она была нарушена. Для установления контакта с командованием ВВС соседнего фронта полковник Журавлев в начале июля выехал в Старую Руссу, куда прибывали отходившие авиачасти. Там он встретился с снова назначенным командующим ВВС Северо-Западного фронта генерал-майором авиации Куцеваловым. Выяснилось, что самолетный парк фронта грубо сократился: сказались, большие потери в первые дни войны. Кроме того, отступая, авиаторы не имели возможности ремонтировать самолеты, получившие серьезные повреждения в ходе боев. Поэтому часто приходилось неисправные машины сжигать.

В интересах обороны Ленинграда Ставка Верховного Главнокомандования 23 августа поделила Северный фронт на два фронта - Ленинградский и Карельский. В состав ВВС Ленинградского фронта вошли ВВС 23-й армии. Усилия авиации фронта направлялись без малого только на действия по моторизованным и пехотным соединениям врага. Летчики совершали по 6-8 боевых вылетов в день.

В начале сентября в составе ВВС Ленинградского фронта было 268 самолетов, в ВВС Краснознаменного Балтийского флота - 152, итого 420 машин, в том числе 122 бомбардировщика, 288 истребителей и 10 штурмовиков. Но основу нашего самолетного парка все ещё составляли машины устаревших конструкций. И, тем не менее, советское руководство, придавая огромное роль обороне Ленинграда, изыскивало возможности для усиления ленинградской авиации. В августе на пополнение прибыло 4, а в сентябре - 9 авиационных полков.

Весь сентябрь в небе над Ленинградом шли тяжелые бои. В течение сентября бомбардировщики Люфтваффе совершили 23 налета на Ленинград, из них 12 ночных и 11 дневных. Из 2712 самолетов, участвовавших в налетах, к городу прорвалось 675. В сентябре недруг сбросил на Ленинград 991 фугасную и 31398 зажигательных авиабомб. Городу был нанесен крайне огромный ущерб, понес тяжелые потери и Балтийский флот, базировавшийся в Кронштадте.

Основная нагрузка по прикрытию города в сентябре 1941 г. лежала на 7-м истребительном авиакорпусе ПВО, так как с 11 сентября с Ленинградского фронта убыли полки 8-й истребительной авиадивизии, а с 20 сентября три полка 39-й истребительной авиадивизии убыли на переформирование и за получением материальной части. Самолетов-истребителей не хватало. К тому же в отрезок времени ближних боев и штурма Ленинграда значительные силы истребительной авиации, в том числе и ПВО, привлекались для поддержки сухопутных войск.

За отрезок времени боев на дальних и ближних подступах к Ленинграду ВВС фронта произвели 44216 боевых самолето-вылетов, из них для нанесения ударов по наземным войскам противника - 16052, по вражеским аэродромам - 1575, по железнодорожным объектам - 135, на прикрытие своих войск и объектов - 20351, на сопровождение своей авиации - 3025, на разведку - 2178.

При защите Ленинграда советские летчики проявили мужество и общественный героизм. Только за первые три месяца войны авиаторы фронта уничтожили 895 вражеских самолетов, из них 583 в воздушных боях и 312 на аэродромах. За это время в небе Ленинграда было совершено больше 20 воздушных таранов.

Для действий на восточном крыле Ленинградского фронта за внешним кольцом блокады была образована авиационная оперативная группа во главе с полковником Журавлевым. Ему оперативно были подчинены и созданные там прежде 2-я и 3-я резервные авиагруппы.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Журавлев: На нас возлагалась проблема непосредственного руководства боевой деятельностью авиачастей, базировавшихся за внешним кольцом блокады, на Волховском и Тихвинском аэроузлах, править которыми из блокированного Ленинграда стало затруднительно и нецелесообразно.

20 сентября 1941 г. штаб группы перебазировался из Ленинграда в район Волхова и начал к организации прикрытия войск, нанесения ударов по противнику на поле боя и его резервам в ближайшем тылу и другим объектам врага. Группа снабжала полеты военно-транспортной авиации, доставлявшей в Ленинград продовольствие, вооружение и боеприпасы, прикрывала железнодорожные перевозки, Волховстрой, водную трассу по Ладожскому озеру и железнодорожные узлы, в особенности Волхов и Тихвин.

По состоянию на 17.10.41 г. в состав группы Журавлева входило 73 исправных самолета. Но этого количества машин было прямо мало для решения всех задач, которые возлагались на группу.

29.10.41 г. Журавлеву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В ходе Тихвинской операции оперативная группа под командованием Журавлева выполнила больше 3 тыс. самолето-вылетов на истребление вражеских войск и больше 5 тыс. на прикрытие своих войск на поле боя, коммуникаций и объектов, сопровождение транспортной авиации, доставлявшей грузы в Ленинград.

После образования Волховского фронта восточная авиагруппа ВВС Ленинградского фронта была преобразована в ВВС Волховского фронта.

В начале января на пополнение ВВС фронта прибыло 6 ночных легкобомбардировочных полков, имевших на вооружении самолеты По-2, Р-5, Р-Z.

Наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов, начавшееся в январе 1942 г. и имевшее целью разгром вражеских войск, вышедших к Ладожскому озеру, и снятие блокады Лениаграда, большого успеха не имело. Бои приняли затяжной нрав.

В ходе упорных боев 2-я ударная вс Волховского фронта к началу месяца продвинулась на 75 км, перерезала железную дорогу Новгород-Ленинград и вышла на подступы к Любани. Однако, все попытки расширить прорыв и схватить Любань оказались безуспешными.

19.03.42 г. немецко-фашистские войска при активной поддержке авиации сумели перерезать тыловые коммуникации 2-й ударной армии. Положение удалось возродить только посредством неделю. Но горловина не превышала 3-5 км. 54-я вс прорвала вражескую оборону западнее Киришей, но неприятель кинул супротив советских войск все резервы и остановил штурмование, когда до позиций 2-й ударной армии оставалось всего 30 км.

Бороться с вражеской авиацией было шибко нелегко, так как истребители составляли только 25 % авиации фронта. Из 211 самолетов, имевшихся к началу операции, 111 были ночными легкими бомбардировщиками, а остальные - бомбардировщики, истребители, штурмовики и разведчики. Только в конце марта ВВС фронта были усилены авиацией резерва Главного Командования.

В июне врагу удалось захлопнуть коридор, соединявший войска, попавшие в окружение, с Волховским фронтом. Авиации была поставлена важная проблема - доставлять окруженным войскам продовольствие, боеприпасы, медикаменты и более того фураж лошадям, а кроме того вывозить раненых и больных из окружения. На транспортировку грузов для окруженных войск была задействована вся авиация Волховского фронта, но основная нагрузка легла на легкие ночные бомбардировщики.

27.07.42 г. на базе ВВС Волховского фронта была сформирована 14-я Воздушная вооруженные силы, командующим которой был назначен генерал-майор авиации Журавлев.

В состав армии вошли: 278-я, 279-я иад, 280-я бад, 281-я шад, 8-я отдельная дальне-разведывательная эскадрилья, 33-я отдельная корректировочная эскадрилья связи, 16-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, 844-й отдельный транспортный авиаполк. В каждой общевойсковой армии было оставлено по полку связи, располагавшему десятью самолетами По-2. На день формирования армии в ней имелось 133 самолета, но уже к середине августа прибыло пополнение: 27 истребителей ЛаГГ-3 и 40 штурмовиков Ил-2.

Генерал-лейтенант авиации Журавлев вспоминает: В соответствии с указаниями командующего фронтом штабы и службы армии развернули подготовку авиации к предстоящей Синявинской операции. Основное внимательность уделялось вопросам совершенствования управления, связи и взаимодействия с войсками. Была добро подготовлена связь и внутри самой армии. Оперативным отделом штаба армии были разработаны проект боевых действий и плановая таблица взаимодействия, сигналы наведения и целеуказания. В стрелковые дивизии, действовавшие на главном направлении, направлялись авиационные офицеры связи, снабженные переговорными таблицами, кодовыми картами и радиоданными. Эти офицеры пользовались радиостанциями стрелковых дивизий, в последних произвольный батальон и дивизион имели группы подготовленных ракетчиков по целеуказанию. Была создана специальная сеть наведения истребителей на вражеские самолеты, установлена радиосвязь сухопутных войск для наведения самолетов на наземные цели в процессе боя...

Главной задачей армии было оказание всесторонней помощи войскам Волховского фронта в прорыве блокады Ленинграда...

Бои на земле не затухали, но формирование успеха сдерживалось яростным сопротивлением фашистов, готовившихся перейти в контрнаступление. Не помог изменить положения ввод в сражение второго эшелона и 2-й ударной армии, которая к этому времени была ещё сильно малочисленной. По решению командования войска начали отход на предел, занимаемый ими до наступления

За время операции летчиками армии было совершено 4568 боевых вылетов, из них 70 процентов для непосредственной поддержки войск. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 260 самолетов противника.

В начале декабря 1942 г. Ленинградский и Волховский фронты начали подготовку к наступательной операции, получившей кодовое наименование Искра. Ставка ВГК поставила войскам двух фронтов задачу встречными ударами прорвать вражескую оборону южнее Ладожского озера, разгромить группировку немецко-фашистских войск, оборонявших шлиссельбургско-синявинский выступ, и снабдить извещение Ленинграда со страной по суше.

На усиление армии к началу операции из резерва Ставки поступили 1-й бак, 2-й иак и 232-я шад. К январю 1943 г. в составе 14-й ВА насчитывалось 429 самолетов, из них 35 бомбардировщиков, 174 штурмовика, 163 истребителя, 23 разведчика и корректировщика и 34 ночных легких бомбардировщика.

В ходе наступательной операции 14-я ВА должна была наносить бомбардировочно-штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления и коммуникациям противника, не допуская перебросок резервов в район прорыва. Главная проблема истребителей состояла в надежном прикрытии ударных группировок фронтов от возможных налетов немецко-фашистской авиации.

12.01.43 г. Ленинградский и Волховский фронты перешли в решительное атакование.

Метеоусловия были крайне тяжелыми для действий авиации. Десятибалльная облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость временами ухудшалась до 500 м. Сложная погода исключала вероятность применения авиации крупными группами, вследствие этого подмога наземных частей производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей.

За 40 минут до артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й ВА штурмовали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника в районах Рабочих поселков 4, 5, 7 и в Синявино.

Войска обоих фронтов вели бои за отдельные опорные пункты и неотступно продвигались навстречу дружбан другу. Авиация продолжала наносить бомбовые и штурмовые удары по опорным пунктам в Рабочих поселках, на которые неприятель возлагал большие надежды.

18.01.43 г. разгромив противостоявшую вражескую группировку, советские войска соединились и Рабочих поселках 1 и 5. Блокада Ленинграда была прорвана.

В проведенной операции летчики 14-й ВА совершили 3640 боевых самолето-вылетов. На голову врага было сброшено больше 1,7 тыс. тонн бомб, выпущено до 11 тыс. реактивных снарядов. В воздушных боях было сбито 90 самолетов противника.

30.04.43 г. Журавлеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В июле 1943 г. части и соединения 14-й ВА приняли участие в Мгинской наступательной операции. За месяц до наступления в деревне Койчела был организован вспомогательный пункт управления армии с узлом проводной и радиосвязи. С него командующий с оперативной группой штаба мог стоять во главе всей деятельностью соединений и частей авиации. К этому времени вооруженные силы имела в своем составе 269-ю иад, 280-ю бад и 281-ю шад, 742-й отдельный разведывательный авиаполк и сводную группу легких бомбардировщиков - всего 215 самолетов.

В январе 1944 г. 14-я ВА участвовала в Новгородско-Лужской операции.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Журавлев: В общих замыслах планируемых Верховным Главнокомандованием наступательных операций в 1944 г. предусматривалась и Новгородско-Лужская, целью которой было совместным ударом Ленинградского и Волховского фронтов, при содействии 2-го Прибалтийского фронта, разгромить основные силы немецко-фашистской группы армий Север, всецело очистить от оккупантов Ленинградскую область и сотворить условия для последующего освобождения Прибалтики...

К началу операции в составе нашей армии было 257 самолетов, из них 18 бомбардировщиков Пе-2. 13-я воздушная вс Ленинградского фронта, с учетом сил 2-го истребительного авиакорпуса ПВО, располагала 524 самолетами. 15-я воздушная вооруженные силы Прибалтийского фронта имела 470 самолетов. Фашистские войска группы армий Север поддерживал 1-й воздушный флот, имевший 370 самолетов, но, по данным нашей разведки, перед Волховским и Ленинградским фронтами базировалось только 120 самолетов...

Была сделана аэрофотосъемка обороны противника по фронту до 55 километров и в глубину до 8,5 километра. Фотопланшеты были разосланы в стрелковые соединения, танковые бригады и соединения воздушной армии. Учитывая вероятность быстрого продвижения войск и надобность в связи с этим частого перебазирования авиации, вопросы повышения оперативности управления и больше тесного взаимодействия с сухопутными войсками отрабатывались в военной игре по организации перебазирования частей тыла на новые аэродромы и трехдневном радиоучении.

Все это помогло расширить сеть радиостанций наведения, сформировать автоколонны для быстрого подвоза материальных средств, сотворить команды по разведке и paзминированию аэродромов, сформировать отряды для восстановления разрушенных аэродромов и обеспечения боевых действий авиации. Были созданы специальные бригады для ускоренного ремонта самолетов и моторов

Новгородско-Лужская операция началась 14 января 1944 г. одновременным наступлением 59-й армии Волховского фронта в районе Новгорода и 2-й ударной армии Ленинградского фронта с Ораниенбаумского плацдарма, наносившей потрясение на Ропшу.

13 февраля 1944 г. решением Ставки Волховский фронт как выполнивший свою задачу был расформирован. 14-я воздушная вооруженные силы вела боевые действия в настоящий момент уже в составе Ленинградского фронта и продолжала подсоблять войска, продвигавшиеся на Шимск, Порхов. 26 февраля штаб армии был выведен в резерв.

За отрезок времени Новгородско-Лужской операции авиация армии совершила 3640 боевых самолето-вылетов, сшибла 40 самолетов противника, сбросила 465 тонн бомб и нанесла вражеским войскам большие потери в активный силе и технике.

В апреле 1944 г. 14-я ВА вошла в состав 3-го Прибалтийского фронта.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Журавлев: Фронт имел задачу - во взаимодействии с Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами разгромить вражескую группировку войск в Прибалтике. 14-й воздушной армией (второго формирования) распоряжаться остался я... В двадцатых числах апреля все соединения и части, раньше переданные в состав 13-й воздушной армии, помимо 281-й штурмовой авиадивизии, были возвращены в нашу армию, она пополнилась прибывшими 305-й штурмовой и 330-й истребительной дивизиями... К началу Тартуской операции из резерва Ставки Верховного Главнокомандования прибыл 7-й штурмовой авиационный остов.. Уже в ходе Рижской операции прибыла 336-я истребительная авиадивизия... Общее число самолетов, участвовавших в операциях фронта, составило 650 единиц.

13.10.44 г. была освобождена Рига. Решением Ставки 3-й Прибалтийский фронт был расформирован, управление 14-й ВА выведено в резерв, а ее соединения и части переданы в другие воздушные армии.

За отрезок времени боевых действий на Волховском и 3-м Прибалтийском фронтах летчики 14-й ВА произвели свыше 80 тыс. боевых самолето-вылетов, в воздушных боях сшибли 1011 и уничтожили на земле 312 самолетов противника. 19 летчиков совершили воздушный таран, а 10 пламенеющий. 32 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны генерал-лейтенант авиации Журавлев продолжил службу в ВВС. В 1948 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. Командовал 76-й Воздушной Армией, а далее ВВС Беломорского военного округа. С 1956 г. в запасе.

Жил в Ленинграде. Почётный гражданин г. Волхов Ленинградской области.

27.06.85 г. ему было присвоено звание Почётный гражданин Великого Новгорода.

Похоронен в Санкт-Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Зайкин Ivan Zaikin

Зайкин Иван Михайлович - заместитель командира 750-го авиационного полка (3-я авиационная дивизия, Авиация дальнего действия), майор.
читать далее

Иван Зайцев Ivan Nikolaevich Zaycev

Иван Зайцев - Герой Советского Союза, начальник штаба 209-го гвардейского стрелкового полка (73-я гвардейская стрелковая дивизия, 57-я армия, 3-й..
читать далее

Иван Зелепукин Ivan Zelepukin

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Ивану Григорьевичу Зелепукину присвоено 10 января 1944 года за..
читать далее

Иван Земнухов Ivan Semnuhov

Звание Героя Советского Союза Земнухову Ивану Александровичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий