Известные люди

»

Иван Клещев

Иван Клещев Ivan Kleshev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 26.1.1918
Участник боёв с японскими захватчиками на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин - Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сбил один самолёт противника. Был награждён орденом Красного Знамени.

Иван Клещёв родился 26 Января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области, в шахтёрской семье. В 1933 году окончил 1 вектор движения педагогического техникума, работал слесарем. В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков - истребителей.

Участник боёв с японскими захватчиками на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин - Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сшиб единственный самолёт противника. Был награждён орденом Красного Знамени.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В свои 20 с небольшим лет тот самый крепко-накрепко сколоченный, активный, с волевым лицом и непокорной шевелюрой лётчик уже успел немало повоевать. 14 Декабря 1941 года, в ходе наступления на Клин, начальник эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка 43-й авиадивизии Капитан И. И. Клещёв уничтожил на аэродроме 3 вражеских самолёта Ju-87. Затем он встретил в воздухе 7 истребителей противника Ме-109. Смело вступил с ними в махач, 2 сшиб и вернулся на повреждённом самолёте на свой аэропорт. Вскоре был награждён вторым орденом Красного Знамени.

К середине Марта 1942 года Майор И. И. Клещёв совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сшиб лично 6 и в составе группы 13 самолётов противника. 5 Мая 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вскоре, в 24-летнем возрасте, он стал командиром 434-го авиаполка, "Шефом" которого был шеф Инспекции ВВС РККА Василий Сталин. Этот полк был первым в Советских ВВС превращён в элитный по своему составу. В него отбирались лётчики не без затей уже повоевавшие и имеющие на "лицевом счету" немного сбитых вражеских самолётов, но и опытные инструкторы из училищ ( в основном из Качинского ).

В Июне 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои в районе Краматорска. Несмотря на сложность обстановки и трудности со снабжением горючим, воевали они превосходно. Однажды группа из 10 истребителей Як-1, возглавляемая Клещёвым, вылетела в район Ново - Александровки на прикрытие наших войск. Неожиданно со стороны солнца появилось 15 "Мессершмиттов". Обнаружив нашу группу они, действуя неторопливо и самоуверенно, пошли на сближение с ней. Но на тот самый раз они нарвались не на тех... Майор Клещёв категорично направил свой самолёт навстречу врагам. За ним последовали остальные. С первой же атаки удалось сшибить трёх "Мессеров". Противник не ожидал этакий дерзости и поспешил ретироваться.

15 Июня лётчики 434-го авиаполка в первый раз встретились с немецкими асами из Берлинской школы воздушных снайперов. В тот день группа из 17 "Яков" вылетела на прикрытие наших наземных войск и уже достигла заданного района, когда на неё вдруг напали сверху 19 "Мессеров". Затем на подмога противнику подоспели ещё 9 истребителей. Завязался ожесточённый мордобой. Немцы, имея превосходство в количестве самолётов, в скорости и высоте, вели себя шибко агрессивно. Наши лётчики оказались в трудном положении, но покинуть из - под удара не могли - им строжайше запрещалось уходить район барражирования...

Пришлось в основном обороняться и только в редких случаях - контратаковать. В итоге боя наша группа недосчиталась 3 самолётов. Правда, Майор Клещёв, Лейтенанты Котов, Баклан и Карначёнок также сшибли по "Мессеру". Однако это слабым утешением. На этот раз и эти победы не радовали: произвольный сознавал, что противнику удалось навязать нашим лётчикам свою волю и приневолить их сражаться в невыгодных условиях. Лишь мужество, самоотверженность и взаимная выручка пилотов позволили избежать больше значительных потерь.

В середине Сентября 1942 года, следом очередного переформирования, лётчики 434-го полка в 3-й раз перебазировались под Сталинград. К тому времени ситуация ещё больше осложнилась - на улицах и площадях города кипели жаркие бои. Не легче было и в воздухе. О степени напряжённости довольно красноречиво говорят такие цифры: с 16 по 28 Сентября лётчики 434-го ИАП сшибли 74 немецких самолёта, а сами потеряли 15 боевых машин.

Первый боевой вылет 16 Сентября возглавил Майор Клещёв. 11 машин под его командованием получили задачу закрыть наземные войска в районе станции Котлубань. На подходе к станции они встретили до 30 "Юнкерсов", изготовившихся для бомбометания. Выше кружило немного пар "Мессеров". Клещёв одним духом оценил обстановку: истребители противника находятся на значительном удалении от своих подопечных, у нашей группы прыть максимальная, за спиной - светило. Это позволяло причинить неожиданный потрясение по "Юнкерсам". Помешать ему разом "Мессера" не могли. А вслед за тем следовало покидать на вертикаль и разделиться на две группы, одна из которых свяжет боем "Мессера", а другая нанесёт повторный потрясение по "Юнкерсам".

Приняв такое вывод, начальник полка повёл группу в атаку. Самому ему и Долгушину удалось сшибить по "Юнкерсу". Остальные вражеские бомбардировщики нарушили строй и стали торопливо освобождаться от бомб. Разделившись на две группы, "Яки" заново ринулись на противника. Завязался воздушный махач с "Мессерами". Клещёв и Якимов подожгли при этом 2 немецких истребителя. Но и единственный свойский "Як" был подбит, после этого чего вражеские истребители удалились вдогон за своими бомбардировщиками. В тот же день лётчики полка участвовали ещё в нескольких воздушных схватках. Особенно благополучно действовал в них Майор В. П. Бабков, увеличивший свой боевой счёт.

Накал боёв нарастал... Во второй половине дня 19 Сентября 1942 года вражеские истребители подожгли самолёт Майора Клещёва. Попытка сшибить полымя не удалась. Командир полка выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в лазарет. Командование полком временно было возложено на Героя Советского Союза А. Ф. Семёнова. Вспоминая о тех днях, он пишет:

"Заменить такого командира, как Иван Клещёв, было непросто. У всего личного состава полка он пользовался безграничным авторитетом. Во всём чувствовалась его твёрдая десница. Клещёв смело хватал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво претворял их в бытие.

У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их разрешено сформулировать так: покуда ты сам летаешь - ты не только начальник, но и воздушный воин, а прекратишь полёты и личное участие в воздушных боях - разом утратишь этическое право зваться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. Установка эта, может быть, была и спорная, и все-таки она не лишена истины.

В своей командирской деятельности И. И. Клещёв неизменно показывал новаторство, инициативу, в особенности в области управления истребителями и совершенствовании приёмов борьбы с вражеской авиацией. Одним из первых он наладил надёжную связь между самолётами и землёй, вечно обнаруживал деловую заинтересованность в организации пунктов наведения. Ему же в первую очередность принадлежит инициатива эшелонирования боевых порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия лётчиков в паре.

Командуя полком, Клещёв с аэродрома отдавал приказы по радио. Однако, если ситуация в воздухе того требовала и враг нажимал, Клещёв тотчас садился в свой самолёт, и его явление в воздухе и участие в бою, как правило, приводили к победе. Был происшествие когда Майор Клещёв на своем "Яке" вступил в мордобой с 7 "Мессерами". В этом бою он сшиб 2 самолёта и выиграл сражение. В другом вылете он сшиб тотчас 3 немецких самолёта.

Выход из строя Героя Советского Союза Ивана Клещёва сильно опечалил весь полк. Но это был крепко-накрепко сколоченный боевой коллектив, и уже на следующий день он дрался так же, как и при Клещёве. К 3 Октября в полку осталось только рядом трети штатной численности лётчиков и боевых машин. Люди безмерно устали, а самолётный парк требовал серьёзного ремонта. Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на роздых и пополнение в тыл. Лишь за 3 недели боёв лётчиками было уничтожено 83 вражеских самолёта. В Ноябре 1942 года 434-й истребительный авиаполк был преобразован в 32-й Гвардейский".

Иван Клещёв, бесстрашный воин, выходивший победителем из самых горячих боёв, погиб в авиационной катастрофе 31 Декабря 1942 года. К тому времени он совершил уже примерно 380 боевых вылетов и уничтожил лично и в составе группы примерно 50 самолётов противника ( во многих изданиях цифра побед приводится разное - от 35 до 54 ! Наиболее нередко встречается цифра - 16 лично и 32 в группе, а в одном из источников указаны 22 личные победы. Если добавить к ним 32 групповые, то получится как раз 54 !? Михаил Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 18 групповых побед ). Однако, точных данных покуда нет. За отрезок времени своей боевой деятельности Иван Клещёв освоил самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б и Як-9.

Похоронен он в городе Рассказово Тамбовской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и Отечественной войны 2-й степени. Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14-ю звёздочками на борту, отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее ОКБ имени А. С. Яковлева.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Кобылецкий Ivan Kobuleckiy

Гвардии Майор И. И. Кобылецкий произвёл 451 боевой вылет, в 94 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 9 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Иван Кожедуб Ivan Kozhedub

Иван Кожедуб - трижды Герой Советского Союза, лётчик-ас времён ВОВ, Маршал авиации, советский военный деятель. Родился 8 июня 1920 года.К концу..
читать далее

Иван Козич Ivan Kozich

Старшина И. С. Козич совершил 210 боевых вылетов, в 31 воздушном бою лично сбил 9 и в составе группы 4 самолёта противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Иван Корзунов Ivan Korzunov

Майор И. Е. Корзунов совершил 191 боевой вылет на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий