Известные люди
»Иван Красноюрченко
Рождение: Россия, 3.9.1910
Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.
В 1932 г. окончил школу механизации сельского хозяйства. Член ВКП(б) с 1932 г. В 1932-34 гг. учился в Ленинградском институте инженеров-механиков социалистического земледелия.
В РККА с 1934 г. По партийной путевке был направлен в 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче, которую окончил в 1935 г. Затем служил младшим летчиком и командиром звена в Забайкалье, а с 1936 г. - в Монголии.
Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был помощником командира эскадрильи 22-го иап. Совершил 111 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя и 45 штурмовок, лично сшиб 5 японских самолетов. Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).
В представлении лейтенанта Красноюрченко к званию Герой Советского Союза указывалось: Является отличным, бесстрашным воздушным бойцом. Своим примером и храбростью в бою показывал геройство по разгрому противника в воздухе... Лично сбито 5 японских истребителей. Особо отличается взаимной поддержкой в воздушном бою.
Вспоминает генерал-майор авиации Красноюрченко: Из всех боёв, проведенных мною на Халхин-Голе, врезались в память два. Первый из них произошёл 5 августа. Рано утром мы поднялись в воздух. Навстречу нам со стороны Большого Хингана шла большая группа японских бомбардировщиков. Они намеревались бомбить наши войска, занимавшие оборону на восточном берегу Халхин-Гола, а кроме того резервы, сосредоточенные для наступления. Заметив девятку И-16, которую я вёл, бомбардировщики ушли за облака. Это меня насторожило. Ведь за облаками могли быть японские истребители. И чуть-чуть я успел передать знак Внимание!, как двенадцать японских И-97 вывалились из-за кучевого облака и с высоты устремились на мою девятку. Затем появились ещё девять японских машин. Мы приняли махач. Я вступил в схватку с ведущим девятки. Оба старались заскочить товарищ другу в хвостище, но долговременно никто из нас не мог осуществить своё намерение. Вот, кажется, я у цели. Но, оглянувшись, тут же оцепенел: второй вражеский истребитель, до этого не замеченный, сел мне на хвостище и водит коком, прицеливается. Моментально делаю рывок в сторону, затем бросаю свою машину вверх, а оттуда - в отвесное пике...
Когда у земли вырвал её в горизонтальный полёт, а позже свечой взмыл вверх, нежданно оказался рядом с японским истребителем. На фюзеляже самурая торчала антенна - подтверждение того, что это начальник группы, тот самый-самый, за которым я гнался. Ну, думаю, ныне ты от меня не уйдёшь!
На подмога мне пришли другие лётчики, в том числе из прилетевшей эскадрильи Витта Скобарихина. Нам удалось отколоть японца от прочий группы. Окружили его вшестером, предлагаем усаживаться. На нашей территории, конечно. А он не хочет, крутит так, что и прицелиться по нему нереально. Японец тянул на свою территорию. Но Дмитрий Медведев и Николай Арсенин пулемётными очередями отсекали ему тракт отхода. Тогда самурай свечку сделал, потом отвесно направил самолёт к земле. Мы думали, разобьётся, но нет, выпрыгнул с парашютом, приземлился и побежал. Граница была рядом. Мог покинуть.
Такая меня досада взяла - решил я его завладеть. Сажаю свой И-16 рядом, выскакиваю из кабины. Побежал за японцем, приблизился шагов на 100. Самурай выдохся. Выхватил револьвер и выпустил 3 патрона, но пули прошли мимо. Японец остановился и поднял руки вверх. Я, конечно, знал коварство японцев и не сильно - то верил, что таковой матёрый самурай так несложно сдастся в плен. Осторожно с пистолетом в руке стал близиться к нему. Когда оставалось метров 20 - 25, японец нежданно-негаданно выхватил из-за пазухи наган - это был второй (начальный он кинул на землю на моих глазах) - и пальнул 2 раза. Пули просвистели подле уха. Я прицелился и пальнул. Японец вскрикнул - как после этого оказалось, я ранил его в плечо. Тут же раздался ещё единственный выстрел - и самурай рухнул на землю. Подоспели на конях цирики, и я передал им пленного.
Второй памятный происшествие был в основополагающий день наступления - 20 августа. Эскадрилья, которую я вёл, штурмовала зенитную батарею противника на высоте Большие Пески. Задача была выполнена, и наши бомбардировщики получили вероятность беспрепятственно наносить удары по запланированным объектам. На обратном пути мы были перехвачены японскими истребителями. Завязался махач. Мне удалось забежать в хвостище японскому истребителю и подступить к нему. Руки потянулись к гашетке, но в эту секунду с правой стороны спереди промчался самолёт Василия Трубаченко, моего командира. К хвосту его машины пристроился японский истребитель.
Трубаченко же этого не замечал - он шёл в атаку на звено противника. Я отказался от своей верной добычи - и устремился на подмога товарищу. На предельной скорости я догнал самурая и дал по нему короткую очередность. И-97 пошёл к земле.
17.11.39 г. лейтенанту Красноюрченко Ивану Ивановичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
В 1939-41 гг. он командовал эскадрильей, был помощником командира 43-го истребительного авиаполка, инспектором истребительной авиации Киевского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.
Утро 22 июня майор Красноюрченко встретил в составе 22-го Краснознаменного истребительного авиаполка. В основополагающий день же войны в небе над Киевом он сшиб германский бомбардировщик. Затем командовал 92-м иап.
6.10.41 г. подполковник Красноюрченко был назначен командиром формирующейся 141-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
С 30.03.42 г. по 15.10.42 г. он командовал 102-й иад ПВО. Дивизия входила в состав Сталинградского корпусного района ПВО.
Кроме первостепенный задачи по прикрытию Сталинграда от налетов воздушного противника 102-я истребительная авиадивизия снабжала и прикрытие Астрахани, железнодорожных и водных путей сообщения, находившихся на территории корпусного района ПВО. Одновременно части 102-й авиадивизии выполняли задачи фронтовой истребительной авиации: прикрывали наши наземные войска на поле боя и на переправах, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков, наносили штурмовые удары по наземным войскам противника.
Первые бомбардировочные налеты на Сталинград неприятель предпринял в конце июля группами в 20 - 45 самолетов на высотах 2000 - 5000 м. Эти налеты совершались эпизодически, и зенитная артиллерия относительно без труда отражала их, не давая противнику сбрасывать бомбы на обороняемые объекты. В тот самый отрезок времени в очень сложных условиях пришлось делать истребителям 102-й иад.
Вражеская авиация имела большие количественные и качественные преимущества и стопудово господствовала в воздухе, в особенности до прибытия нашей 8-й воздушной армии в начале августа. Немцы бросили под Сталинград свои лучшие эскадры группу Геринга, истребителей ПВО Берлина, 52-ю истребительную эскадру... Летный состав противника имел немалый навык воздушных боев.
Большинство же частей 102-й дивизии имели на вооружении устаревшие типы самолетов И-15, И-16 и И-153, а летчики впервой участвовали в воздушных боях. Поэтому сначала их боевая дело была малоэффективной. Так, в частности, в июле дивизия провела всего 47 воздушных боев, при этом сшибла только 17 самолетов противника.
Летному составу дивизии пришлось в процессе ожесточенных воздушных боев обучаться ударять врага, совершенствовать летное мастерство, вырабатывать свои методы воздушного боя. Командование и штабы дивизии и полков организовывали и возглавляли этой учебой, скрупулезно изучали и обобщали всякий воздушный мордобой и делали достоянием каждого летчика все то новое, ценное, что рождалось в схватках с врагом.
Результаты упорной боевой учебы не замедлили сказаться. Уже в августе летчики 102-й дивизии сшибли 146 немецких самолетов. Проведенные воздушные бои показали, что летный состав приобрел достаточную выучку и умело использует самолет-истребитель. Воздушные бои летчиков-истребителей отличались только упорным наступательным характером, решительностью, самоотверженностью и героизмом.
В конце августа, когда немецко-фашистские войска неудержимо рвались к Волге, руководство Люфтваффе предприняло попытку сломить этический дух защитников Сталинграда и организовало массовые, по сути дела ковровые, бомбардировки города. Была сброшена 1 тыс. тонн зажигательных и фугасных бомб, потом чего в городе не осталось ни одного уцелевшего дома. Прекрасный белый городок был превращен в руины
23 августа в предвечерние часы свыше 400 бомбардировщиков группами в 6 - 18 самолетов обрушили свой смертоносный груз на южную доля и середина города. Противник кинул в мордобой без малого все самолеты из состава 4-го воздушного флота, за сутки они совершили примерно 2000 самолето-вылетов.
Истребители 8-й воздушной армии и 102-й истребительной авиадивизии ПВО провели над городом больше 25 групповых воздушных боев и сшибли 90, а зенитчики 30 немецких самолетов.
Наибольшую активность авиация противника обнаруживала, как правило, на рассвете и во второй половине дня, за 3 - 4 часа до наступления темноты. На Сталинград, Бекетовку и Красноармейск налеты производились группами, от 15 до 280 самолетов в то же время.
Об ожесточенности бомбардировок говорят такие цифры: с 1 июля по 1 ноября 1942 г. на всякий гектар площади Сталинграда фашисты сбросили в среднем рядом 20 фугасных бомб, а на всякий гектар территории заводской части города - 50 фугасных бомб; помимо того, сбрасывалось огромное число зажигательных бомб.
Только в августе 1942 г. летчики 102-й дивизии ПВО совершили 3460 вылетов.
102-я истребительная авиационная дивизия ПВО с начала боевых действий на сталинградском направлении и до октября 1942 г. прикрывала град и боевые порядки войск в тесном взаимодействии с фронтовой авиацией и зенитной артиллерией. Наиболее напряженную борьбу с авиацией противника летчики этой дивизии вели в июле, августе и сентябре. За эти три месяца они сшибли 318 фашистских самолетов. Лучших результатов в борьбе с фашистской авиацией под Сталинградом достигли 629, 788, 731 и 651-й полки дивизии.
За отвагу, проявленную в боях, за организованность, стойкость и героизм личного состава 102-я иад ПВО была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почетного наименования Сталинградская.
С 16.11.42 г. по 3.03.44 г. полковник Красноюрченко командовал 147-й иад ПВО, прикрывавшей Рыбинско-Ярославский дивизионный район ПВО.
В июне 1943 г. немецко-фашистская авиация в то же время с бомбардировочными налетами на города Горький и Саратов произвела 2 массированных ночных налета на Ярославль.
Части Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО и 147-й истребительной авиационной дивизии по сравнению с частями Горьковского и Саратовско-Балашовского районов имели значительно более значительный навык борьбы с воздушным противником и находились в больше высокой степени боевой готовности. Противовоздушной обороной Ярославского промышленного района прямо занимался городской комитет обороны.
Служба ВНОС своевременно обнаруживала вражеские самолеты и оповещала части. Это давало вероятность командующему районом все время быть в курсе обстановки. Так, к примеру, при отражении налета в темное время суток на 10 июня ещё при подходе бомбардировщиков к границам района ПВО командующий уже принял вывод на взлет истребительной авиации и приведение наземных средств ПВО в полную боевую подготовленность.
Истребители выходили в заблаговременно установленные три зоны патрулирования. Наведение их осуществлялось по радио с командных пунктов дивизии и полков по данным радиолокационных станций Пегматит.
При отражении двух налетов на Ярославль истребительная авиация произвела 51 самолето-вылет, в 18 воздушных боях было сбито 4 самолета, причем 2 из них тараном
Вэтого при отражении налетов авиации противника на Ярославль войска ПВО сшибли 12 самолетов. Из 110 вражеских самолетов, участвовавших в налетах, к объектам прорвалось только 32.
Затем полковник Красноюрченко был заместителем командира 9-го истребительного авиационного Воронежского корпуса ПВО.
После войны продолжил службу в ПВО. В 1952 г. окончил авиационный факультет Военной академии Генштаба. Командовал частями ПВО. Работал начальником Центрального аэроклуба им. Чкалова.
С 1956 г. генерал-майор авиации Красноюрченко - в отставке.
Жил в Киеве. Был директором керамико-художественного завода.
Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Именем Героя назван переулок в Николаевске.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Кульбертинов Ivan Kulbertinov
За время боёв на фронтах Великой Отечественной войны И. Н. Кульбертинов уничтожил 487 фашистских солдат и офицеров. За мужество и героизм он был..
читать далее →
Иван Купин Ivan Kupin
Генерал-майор артиллерии, Герой Советского Союза, дважды кавалер ордена Ленина.
читать далее →
Иван Лакеев Ivan Lakeev
Герой Советского Союза (3.11.37). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени,..
читать далее →
Иван Ларкин Ivan Larkin
Иван Ларкин - Герой Советского Союза, снайпер 1183-го стрелкового полка (356-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Брянский фронт), ефрейтор. Родился 23..
читать далее →