Известные люди
»Иван Лойко
Рождение: Россия, 6.2.1892
На счету этого авиатора 6 достоверных побед и 10 - с вероятно сбитыми. Он был награждён многими орденами: св. Анны 4-й степени, св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Анны 2-й степени с мечами, св. Станислава 2-й степени с мечами, св. Владимира 4-й степени с мечами, Георгиевский крест 4-й степени с лавровой ветвью "Россия"; Рыцарский орден Звезды и Короны ( Румыния ).
Во время Первой Мировой войны 9-й истребительный авиаотряд, оказавшись на "людьми и богом" забытом Румынском фронте, не пользовался у журналистов особой популярностью. Тем не менее, по своей результативности эта количество была одним из наиболее эффективных авиационных подразделений русской армии. Летом и осенью 1917 года в ней служило 3 пилота, добившихся 5 и больше побед. Такого количества в то же время действующих асов не было ни в одном другом отряде, более того у знаменитого Александра Казакова. Несомненно, в значительной степени это было заслугой его командира - поручика Ивана Лойко.
На счету этого авиатора 6 достоверных побед и 10 - с по-видимому сбитыми. Он был награждён многими орденами: св. Анны 4-й степени, св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Анны 2-й степени с мечами, св. Станислава 2-й степени с мечами, св. Владимира 4-й степени с мечами, Георгиевский крест 4-й степени с лавровой ветвью "Россия"; Рыцарский орден Звезды и Короны ( Румыния ).
* * *
Иван Александрович Лойко родился 6 Февраля 1892 года в деревне Рубилки Самохваловического уезда Минской губернии. Отец - Лойко Александр Павлович - вёл крестьянское хозяйство, а мамаша - Лойко Евгения Даниловна, представительница обедневшего рода шляхтичей Саковичей, получившая хорошее образование - занималась воспитанием детей, которых в семье было 7. Иван был старшим ребенком. Кроме обучения мальчика общеобразовательным предметам, матушка привила ему и влюбленность к иностранным языкам. Учеба в церковно - приходской школе давалась Ивану несложно, и когда в 1905 году он окончил начальную школу, его зачислили в Минское реальное училище по специальности механика.
С этого времени и началась независимая бытие Ивана. Именно в Минске затем демонстрации полётов Сергеем Уточкиным и Александром Васильевым он "заболел" авиацией. Выпускников Минского реального училища с удовольствием зачисляли во многие институты, но Иван решил продолжить обучение в Алексеевском военном училище. Его отбор был вызван тем, что офицеров в Гатчинской и Севастопольской школах военных лётчиков готовили за счёт государственной казны.
Способный и дисциплинированный младой джентльмен удачно продолжил обучение в "Алексеевке". Начавшаяся Первая Мировая махаловка внесла свои поправки в судьбу Ивана. Потери младшего офицерского состава на фронтах необходимо было восполнять, и вследствие этого срок обучения в училище был сокращён. Проучившихся 13 месяцев юнкеров начали готовить к выпуску. 1 Октября 1914 года Ивану Лойко, окончившему училище по Первому разряду, было присвоено звание подпоручика с направлением для дальнейшего прохождения службы в 59-й запасной пехотный батальон, расквартированный в Воронеже.
Сразу по прибытию в доля Иван подал рапорт о направлении его в авиашколу, и 27 Ноября его откомандировали в Севастополь. 30 Ноября 1914 года он был зачислен в переменный состав Качинской авиашколы.
20 Апреля 1915 года, удачно сдав экзамены, подпоручик Лойко был удостоен звания "военного лётчика" и диплома 255. 27 Апреля он отбыл в расположение 30-го корпусного авиаотряда, находившегося в распоряжении штаба 9-й армии Юго - Западного фронта 30-й корпусной авиаотряд, которым командовал штабс - капитан И. Я. Земитан, базировался в местечке Прземисл. На вооружении отряда было 8 самолётов "Моран" на 5-х лётчиков. Два самолёта - разведчика "Моран - парасоль" ( 455 и 343 ) начальник отряда закрепил за подпоручиком Лойко.
5 Мая 1915 года подпоручик Лойко совершил свою первую воздушную разведку, которая малость не закончилась для него трагически. При посадке Иван кот наплакал не рассчитал и колесо шасси попало в межу на краю аэродрома. В результате самолёт скапотировал. "Моран" был отправлен на ремонтик, а Иван, сделав вывод из своей ошибки, продолжил полёты на другом самолёте. В течение Мая месяца Иван совершал боевые вылеты в разведку и для бомбометания без малого произвольный день. В 30-м корпусном авиаотряде ни единственный самолёт не был вооружён пулемётом, несмотря на настойчивые просьбы командира отряда. Карабин и умение пилотировать - вот что русские летчики противопоставляли пулемётному огню неприятельских самолётов. За 2 месяца Иван совершил 30 воздушных разведок и бомбометаний общей продолжительностью 44 часа 58 минут. Его считали одним из лучших бомбомётчиков отряда. Вслед за Шадским он начал благополучно использовать бомбометание с пикирования. 6 Августа 1915 года приказом 385 по 9-й армии подпоручик Лойко был награждён первым боевым орденом - св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость".
"Моран - Парасоль" с подвешенной бомбой.
В Сентябре 1915 года воздушная разведка, проведённая лётчиками Лойко и Виноградовым, обнаружила сосредоточение войск противника на станции Черновцы. Отправив 3 самолёта ( Лойко, Шадского и Алелюхина ), станцию разбомбили, сбросив на неё больше 22 пудов бомб. По ходатайству командира отряда за эти полёты Шадский был представлен к присвоению звания штабс - капитана, Лойко - поручика, а Алелюхин - к награждению "Георгием" 1-й степени.
17 Декабря 1915 года подпоручик Лойко и наблюдатель Трингам вылетели для определения расположения неприятельских батарей. Снизившись до высоты 1200 метров, они вызвали на себя пламень вражеских орудий и произвели результативное бомбометание. С пробитым крылом и повреждённым мотором Лойко и Трингам вернулись на аэропорт ко всеобщему удивлению без единой царапины.
Высочайшим Приказом от 22 Декабря 1915 года армейский лётчик подпоручик Лойко был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Весна 1916 года для лётчиков 30-го корпусного авиаотряда прошла в напряжённом режиме предоставления в штаб 9-й армии разведданных. Подготовка к наступлению русских армий, получивших историческое наименование "Брусиловского прорыва", во многом обязана отваге и мужеству лётчиков, производивших разведку и фотографирование позиций неприятеля. За эту работу 16 Февраля 1916 года подпоручик Лойко был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. А в Апреле 30-й авиаотряд в конце концов получил долгожданные пулемёты. На самолёт Ивана Лойко был установлен пулемёт "Кольт".
25 Марта 1916 года приказом Штаба Ставки Верхвного Главнокомандующего было начато создание первых истребительных отрядов: 2-го, 7-го и 12-го. А 25 Мая Военный Совет постановил сформировать ещё 9 таких отрядов. Командиром 9-го истребительного авиаотряда был назначен подпоручик Лойко. За время службы в 30-м корпусном авиаотряде с 1.05.1915 по 1.09.1916 гг. он совершил 156 воздушных разведок общей продолжительностью 189 часов 02 минуты.
13 Мюля 1916 года подпоручик Лойко был откомандирован в Москву на предприятие "Дукс" для приёмки самолётов для своего авиаотряда. Зная, что свойство самолётов, выпускаемых русскими заводами, немаловажно уступает самолётам, поступающим из Франции, Иван Лойко принимал самолёты лично и скрупулезно. Проследив за отгрузкой самолётов на станцию Жмеринка, Иван выехал к месту формирования отряда. Здесь его застало известие о присвоении ему звания поручика. Вскоре стали прибывать лётчики формирующегося отряда ( прапорщик Стрижевский, прапорщик Сук, меньший унтер - офицер Сапожников, подпоручик Осипов и старшой унтер - офицер Лягуша ) и наблюдатели ( корнеты Фугалевич, Калишевский и Казанский и прапорщик Михайловский ). Одновременно шло комплектование механиками и другими нижними чинами. 21 Августа 9-й истребительный отряд прибыл на Юго - Западный фронт в приказание 9-го авиационного дивизиона.
Через месяц ( 20 Сентября 1916 года ) состоялся первостепеннный воздушный мордобой поручика Лойко. Он вылетел на разведку с наблюдателем Казанским. В районе Дорна - Ватра Иван атаковал и сшиб вражеский самолёт. Аэроплан упал в расположении войск неприятеля, что не давало Лойко права на подтверждённую победу.
Не успев обосноваться на Юго - Западном фронте, Иван получил инструкция о перебазировании отряда, тот, что Ставкой Верховного Главнокомандующего было решено сориентировать для поддержки Румынского фронта, где два российских авиаотряда и единственный франко - румынский сдерживали натиск 20 авиационных губы противника.
26 Октября поручик Лойко открыл счёт своим подтверждённым воздушным победам. На аэроплане "Ньюпор-11" над станцией Мамалыга он с товарищами перехватил и без малого в упор расстрелял вражеский аэроплан. Самолёт перевернулся и врезался в землю перед русскими окопами. Этот сбитый самолёт стал кроме того первой подтверждённой победой 9-го истребительного авиаотряда.
27 Декабря над аэродромом Команешти появился двухместный аэроплан противника типа "Бранденбург". Иван вылетел на перехват на своём "Ньюпоре-11". В отчёте о состоявшемся воздушном бое он написал:
"На высоте 3500 метров я догнал его южнее населённого пункта Окна. Подлетев к нему со стороны Пояна - Серес, я открыл жар из пулемёта. В реакция неприятель также открыл пламень, но потом снизился и улетел на свою территорию. Совершив разворот над Окна, я заметил прочий таковой же вражеский самолёт, летящий от Окна в сторону Онешти. Я догнал его и открыл жар из пулемёта с расстояния рядом 50 метров. Очень скоро снижаясь, он попытался у лететь к югу от Онешти, но, видя бесполезность своего маневра, повернул навстречу мне. Я открыл пламень из пулемёта, тот, что затем 15 выстрелов заело. Мне оставалось только страшить врага своим маневрированием, вынуждая его летать около меня. Возможно, это был "Бранденбург" с одним пулемётом".
В тот самый же день, несколькими часами позже, Иван атаковал аэроплан неприятеля, тот, что бомбил аэровокзал 28-го корпусного авиаотряда. Из доклада Лойко:
"Я проворно сблизился с вражеским аэропланом спереди и произвёл по нему рядом 150 выстрелов. После этого он начал шибко скоро снижаться и вскоре исчез примерно наших позиций".
Как выяснилось позже, это был "Бранденбург C.I" ( 63.79 ), тот, что разбился возле Онешти. Его пилот Джембор и наблюдатель Хайндл из 13-й авиароты были взяты в плен русскими солдатами, и виктория Ивана была тут же подтверждена.
В начале Января 1917 года полёты самолётов с обеих сторон свелись до минимума. Иван не любил этого вынужденного бездействия, хотя и понимал, что на фронте готовятся к каким - то наступательным операциям. Зима в этом году стояла морозная и достаточно снежная. Несколько случаев отказа моторов из - за низкой температуры воздуха вынудили лётчиков сократить кроме того и тренировочные полёты.
За 6 месяцев боевых действий 9-й отряд не потерял ни одного лётчика и ни одного самолёта. Все лётчики отряда великолепно владели приёмами воздушного боя. На каждого из них начальник полагался с уверенностью в том, что никто не дрогнет в бою и не бросит своего товарища.
В летнем наступлении 1917 года главная образ отводилась Юго - Западному фронту, и весной началась служба по созданию резервов самолётов, моторов, боеприпасов и воорркения авиационных отрядов. В отрезок времени подготовки авиацией фронта были произведены фотосъемки всего района наступления. К ведению разведки были привлечены все авиачасти, охватывая и истребительные отряды. Дальнюю разведку проводили наиболее опытные лётчики на новейших аэропланах, но хороших самолётов - разведчиков не хватало. В Марте - Апреле активизация полётов российской авиации вызвала больше активные действия авиации противника. Очень удачные бои провели Стрижевский в паре с Суком, сбив вдвоём 5 самолётов противника. 11 Мая Лойко в паре со Стрижевским напали на 2 вражеских самолёта и подбили единственный из них. Задымивший самолёт начал грубо снижаться, но приземлился на вражеской территории, что не давало права на подтверждённую победу.
18 Июля поручик Лойко и прапорщик Стрижевский штурмовали вражеский двухместный "Бранденбург С.I" ( 67.52 ), тот, что ответным огнём ранил Стрижевского. Подоспевший Иван обстрелял кабину машины неприятеля. "Бранденбург" снизился и скрылся в облаках. Раненый Стрижевский удачно совершил посадку на родном аэродроме.
Низкая облачность помешала следить за боем на передовых позициях русских, и виктория не была засчитана. Правда, позднее из донесения австро - венгерских войск стало известно, что в тот самый день в районе Команешти совершил посадку подбитый русским лётчиком самолёт, пилотируемый Августом Новаком, тот, что был ранен, а наблюдатель Франс Фиртос - убит. Вполне по-видимому, что это был самолёт, подбитый командиром 9-го истребительного авиаотряда.
Свою 3-ю официальную победу Иван Лойко одержал 4 Сентября 1917 года, когда совместно с прапорщиком Григорием Суком атаковал вражеский самолёт на высоте 3000 метров над деревней Язловицы. Открыв жар со 150 метров, Лойко сближался с противником до тех пор, в то время как пространство не сократилось до 20 метров. Вражеский наблюдатель пытался отстреливаться из карабина, но дуэль, которую он вёл супротив русского пулемета, была неравной. Неприятельский аэроплан грубо пошёл вниз, и сквозь немного секунд Лойко и Сук увидели столбик дыма и огня, взметнувшийся рядом с деревней Ошавита.
В начале Сентября в 9-й авиаотряд прибыли прапорщики Карклин и Алелюхин, добро известные Лойко по совместной службе в 30-м корпусном. К этому времени действия русской авиации не планировались и носили чисто индивидуальный нрав.
6 Сентября на своём "Ньюпоре-17" Иван вылетел с прапорщиком Карклиным на вольный розыск. На высоте 4300 метров они отметили вражеский двухместный самолёт, тот, что перехватили над Ботесчи. Уклоняясь от огня двух русских самолётов, вражеский пилот нежданно сделал резкий разворот с одновременным снижением. Но русские лётчики продолжали преследование, сопровождающееся огнём двух пулемётов. Как выяснили затем, по неприятелю было выпущено больше 500 пуль. Вражеский самолёт разбился поблизости от деревни Теодорешти на глазах русских боец из 1-й дивизии, которые и подтвердили 4-ю победу Лойко.
Досадное невезение преследовало Лойко весь день 7 Сентября 1917 года. Патрулируя на "Ньюпоре-17", он заметил и атаковал вражеский двухместный самолёт, произведя по нему возле 150 выстрелов. Однако австриец маневрировал до такой степени удачно, что сумел без повреждений отстать от своего преследователя в районе Радуац. Иван набрал высоту и атаковал ещё одного неприятеля, но и тот самый австриец успешно ретировался. Наконец, уже ближе к вечеру, Лойко вступил в схватку с третьим противником, но на этот раз во время атаки у него заклинило пулемёт - очередной мордобой закончился безрезультатно.
8 Сентября Лойко ещё вылетел на свободную охоту. В 12:30 он заметил вражеский самолёт, тот, что также заметил российский "Ньюпор" и атаковал первым. Затем вдруг развернулся и улетел на свою территорию. В 13:05 Иван атаковал иной вражеский самолёт, тот, что ещё ретировался, не приняв боя. Лойко вернулся на аэровокзал для заправки и пополнения боезапаса. Но как только он приземлился, над лётным полем повис самолёт противника, будто вызывая русских пилотов на махач. Пока механики готовили самолёт Ивана, с аэродрома поднялся в воздух прапорщик Сук. Иван взлетел следом за ним. Через 30 минут они настигли врага на высоте 3300 метров. Их первые 2 атаки успеха не имели, но во время 3-й у вражеского наблюдателя заело пулемёт, и он прекратил пламень. Иван развернул свой самолёт для лобовой атаки и без малого в упор расстрелял неприятеля, тот, что, сорвавшись в пике, разбился примерно деревни Городники на вражеской территории, что не давало права засчитать победу.
К осени 1917 Русская Императорская Армия на практике развалилась. Боеспособными покуда ещё оставались авиационные части. Но их локальные бои с противником и победы никакого стратегического значения уже не имели. Боевые вылеты лётчики совершали скорее от отчаяния, нежели в силу необходимости.
12 Сентября поручик Лойко, прапорщик Сук и подпрапорщик Сапожников совершали патрулирование. В районе деревни Серест они были атакованы группой австрийских самолётов типа "Бранденбург С.I", которые, используя больше выгодную позицию, вели прицельный жар по русским самолётам. Чтобы вылезти из - под обстрела, Иван кинул свой истребитель в штопор, а Сук и Сапожников взмыли вверх. Выйдя из штопора, Иван атаковал врага снизу, всадив ему в "брюхо" без малого 350 пуль. А сквозь 30 минут на высоте 3200 метров, перегруппировавшись, звено Лойко атаковало второй "Бранденбург C.I" в районе Язловиц. С сильно короткой дистанции любой из русских лётчиков выпустил по нему по 100 патронов, почему вражеская агрегатина покрылась дымом и начала снижаться. Пилоты 9-го истребительного авиаотряда преследовали подбитый "Бранденбург" покуда он не снизился до высоты 1700 метров, но вынуждены были оставить в сторону, уклоняясь от огня вражеской артиллерии.
"Бранденбург" спланировал на русскую территорию и приземлился вблизи Радауц. Плененные лётчик и наблюдатель из 44-й авиароты были в состоянии шока. К тому же, наблюдатель был ранен в шею. Русские войска подтвердили 5-ю победу Лойко, что позволяло полагать его лётчиком - асом.
Последний махач на Румынском фронте Иван совершил в паре с прапорщиком Сапожниковым. 3 Октября 1917 года над Язловицами они подметили вражеский самолёт - разведчик. Первым его атаковал Иван. После 50 выстрелов у него отказал пулемёт, и он уступил свою позицию Сапожникову, тот, что открыл шквальный пламень, вслед за тем чего вражеская агрегатина перевернулась. Из кабины вывалился лётчик - наблюдатель. Самолёт с переломившимся крылом разбился вблизи авангардный русских войск, которые и подтвердили победу своих лётчиков. Это был финальный самолёт сбитый поручиком Лойко на фронтах Первой Мировой войны.
За 3 неполных года фронтовой деятельности Иван Лойко совершил возле 500 боевых вылетов, провёл больше 100 воздушных боёв, в которых сшиб 10 самолётов противника, из них 6 побед были официально подтверждены.
За время командования 9-м истребительным авиаотрядом Иван Лойко был награждён орденом св. Станислава 3-й и 2-й степеней и Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой ветвью, а ещё двумя румынскими Рыцарскими орденами - Звезды и Короны. Правда, Георгиевский крест с лавровой ветвью к которому Лойко - офицера - представили по ходатайству нижних чинов отряда, Иван не успел принять, так как с развалом армии развалилась и наградная организация России.
В разгоревшейся Гражданской войне Лойко принял сторону Белого Движения и служил в авиации Добровольческой армии, в ВСЮР и в Русской армии. В 1920 году в звании полковника Иван Лойко был эвакуирован из Крыма, но в Константинополе он самовольно покинул ряды Русской Армии генерала Врангеля.
В Январе 1921 года Лойко из Турции перебрался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Там он устроился на работу в Королевскую лётную школу - в первую голову механиком, а следом занял пост инструктора.
Вскоре в Королевстве СХС осели многие белоэмигранты, в том числе и лётчики. Они организовали Общество российских офицеров Военно - Воздушного флота. В 1922 году Ломко попытался вступить в ряды этой организации, но ему было отказано. Причиной отказа послркил самовольный выход поручика Ивана Лойко из рядов Русской Армии в 1920 году.
Это задело Лойко, и он, поверив в объявленную Советским правительством "всеобщую амнистию", в 1923 году решился возвратиться на родину. Для осуществления своего плана Лойко сообща с поручиком Качаном похитил сербский самолёт и перелетел на территорию Украины. В белградской газете "Время" было дано извещение, что Лойко оставил послание коменданту города Нови - Сада, откель был похищен самолёт, в котором просил прощения за то, что он так поступил по отношению к приютившей его стране, но к этому вынудила его нужда.
В Советской России Лойко 6 лет прослужил в РККА во 2-й школе военных лётчиков в Борисоглебске на преподавательской работе, но 14 Августа 1929 года, был арестован ОГПУ, как "чуждый элемент".
Следы прославленного аса Первой Мировой войны Ивана Лойко теряются потом 1936 года в сталинских концлагерях на острове Вайгач.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Любимов Ivan Lubimov
Гвардии Подполковник И. С. Любимов совершил 109 боевых вылетов, провёл 21 воздушный бой, лично сбил 8 вражеских самолётов. 22 Января 1944 года за..
читать далее →
Иван Меркулов Ivan Merkulov
0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, снайпер 610-го полка Иван Петрович Меркулов, уничтоживший 113 фашистов, был..
читать далее →
Иван Моторный Ivan Motornuy
Капитан И. П. Моторный совершил 453 боевых вылета, участвовал в 117 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и..
читать далее →
Иван Мотуз Ivan Motuz
Капитан И. Ф. Мотуз совершил около 400 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях, сбил 24 самолёта противника и 5 уничтожил на земле. 0 года за..
читать далее →