Известные люди
»Иван Полбин
Рождение: Россия, 11.2.1945
В годы Великой Отечественной войны командовал авиационным полком, а затем авиационными дивизией и корпусом. 23 ноября 1942 года И. С. Полбину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Иван Семенович Полбин родился в семье крестьянина. По национальности российский. Член КПСС с 1927 года. В Советской Армии с 1927 года.
Осенью 1918 года тринадцатилетним подростком Иван Полбин покинул родное село. Несколько лет работал на железной дороге в бригаде ремонтных рабочих. В 1922 году вступил в комсомол. Был секретарем волостной комсомольской организации, членом Ульяновского укома комсомола. Окончил Оренбургскую военную школу летчиков. С 1933 по 1941 год служил в различных авиачастях Советской Армии на Дальнем Востоке. За активное участие в боях на Халхин-Голе был награжден орденом Ленина.
6 апреля 1945 года И. С. Полбин посмертно удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден кроме того многими орденами и медалями. Зачислен навечно в списки гвардейского бомбардировочного авиационного полка.
Летом 1942 года авиаторы все чаще стали изъясняться о не завсегда правильном боевом применении новых фронтовых бомбардировщиков Петляков-2. По замыслу авиационного конструктора Владимира Михайловича Петлякова, они предназначались для уничтожения главным образом узких, малоразмерных, точечных целей с пикирования под углом к земле 60 70 градусов. Использовались же Петляковы-2 часто по старинке, бомбили, как правило, с горизонтального полета. Кое-где более того стали снимать с самолетов автоматы пикирования, тормозные решетки и другое оборудование, что обеспечивало пунктуальность бомбометания. Объяснялось это отчасти тем, что многие летчики не были как следует обучены к тому времени искусству бомбометания с пикирования.
Нужно было рассеять заблуждения, привести доказательства, что Петляков-2 во всех отношениях прекрасная агрегатина, только больше взыскательная к тем, кто садится в ее кабину. Она требует от летчика и остальных членов экипажа внимательности, собранности и дисциплинированности, огромный технической культуры. А обрести все эти качества разрешается только кропотливой учебой и настойчивыми тренировками.
Такая напряженная учеба в полигонных условиях велась в начале войны в бомбардировочном авиационном полку, которым командовал тогда майор Иван Семенович Полбин. Тщательно изучались конструктивные особенности самолета ПЕ-2, отрабатывалось бомбометание с пикирования поначалу одиночными экипажами, затем парами, звеньями, эскадрильями. Только следом этого начались полеты на боевое употребление в составе полка. В ходе подготовки начальник настойчиво воспитывал у своих подчиненных смелость, выдержку, находчивость и другие качества, без которых на пикировщике ПЕ-2 нельзя с успехом находить решение ответственные боевые задачи.
Иван Семенович Полбин проявил себя хорошим командиром, умелым воспитателем, опытным ведущим. Показывая образец личной храбрости и мужества, он учил подчиненных драться не только силой оружия, но в свое время всего силой разума. В нелегкий отрезок времени Великой Отечественной войны, с 16 июля 1941 года по 2 августа 1942 года, полк под его командованием произвел примерно 3000 боевых вылетов, из них 829 ночью.
В ноябре 1941 года, когда гитлеровские полчища рвались к Москве, группа пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, возглавляемая Полбиным, нанесла сосредоточенный потрясение по скоплению вражеских танков и артиллерии на Волоколамском направлении. 27 самолетов следовали к цели девятками. Вот как осуществлялся тот самый налет пикирующих бомбардировщиков на практике.
Девятка Полбина устремляется к земле под углом 60 градусов на подавление огня зенитных батарей, и они на время смолкают. Вслед за первым поочередно входят в пике другие звенья девяток. Противник молчит. Видимо, для него таковый метод действия советской авиации оказался неожиданным. Ведущий следует на второй заход. И тут же вражеские зенитки открывают пламень. Его ведут не менее шести батарей и вместе с тем уймище крупнокалиберных пулеметов. Вокруг строя самолетов рвутся снаряды. Со всех сторон к боевому порядку тянутся огненные нити трасс. Но летчики Полбина смело вводят машины в пике и твердо ведут их на ощерившиеся огнем вражеские танки и артиллерию.
Бомбардировка продолжалась больше 12 минут. На танки и самоходные артиллерийские установки гитлеровцев было сброшено немного сот фугасных, осколочных и зажигательных бомб. За два захода мишень была накрыта и частично уничтожена. На тот самый раз полк под командованием Полбина выполнил задачу без потерь. Лишь четыре самолета получили пробоины от зенитных снарядов.
После этого боевого вылета единственный из летчиков полка сказал:
Ребята, настало время вывести нашу пешку в ферзи. Она в каждом вылете сможет обнародовать мат королю, если, конечно, по всем правилам пикирует...
Авиаторам понравились эти слова. В них было что-то большее, чем веселье за фарт. Полбин уже тогда понимал, что летчики, штурманы и стрелки-радисты поверили в высокие тактико-технические данные нового фронтового бомбардировщика.
С Иваном Семеновичем Полбиным, замечательным человеком, мне посчастливилось познакомиться ещё в 1929 году, когда я был курсантом Вольской объединенной военной школы летчиков и авиатехников. Он пришел в авиацию из армии уже в звании командира, и в нашей роте его назначили помощником командира роты. Первоначально Иван Семенович казался немного суровым, и некоторым курсантам была не по душе его высокая требовательность. Но вскоре точка зрения изменилось. Это был скромный и чуткий начальник. Мы стали настоящими друзьями. Он сильно любил футболистов, а я как раз играл полузащитником за сборную команду нашей авиационной школы.
В битве под Москвой зимой 1941/42 года мне как командиру отдельного 9-го бомбардировочного авиаполка частенько приходилось встречаться с Иваном Семеновичем. Он по-прежнему оставался человеком исключительной скромности и о своих чувствах нечасто говорил. То, что он переживал, что его волновало, стало известно окончательно недавно из сохранившейся переписки с родными и близкими. Иван Семенович с крупный теплотой рассказывал в письмах о тех, с кем воевал.
Друг мой! писал он жене в одном из писем. Наступил август, я со своими людьми воюю уже больше полумесяца. Люди работают превосходно! Фашистов бьем днем и ночью. Для них свойский полк является страшной силой. Неоднократно, помимо благодарностей всему составу полка от командования, мы получаем выражение признательности и от наших наземных войск, которым приходится подсоблять с воздуха. А в помощи не стесняемся помогаем днем и ночью.
Да, в помощи пехоте полбинцы не стеснялись. Сказано метко, не раз приходилось слышать: Молодцы пикировщики! Они резво завоевали добрую славу на фронте. В поддержке наземных войск Полбин видел толк боевой работы фронтовых бомбардировщиков.
В ноябре 1942 года Полбин был назначен командиром авиационной дивизии, действующей на Сталинградском фронте. Будучи командиром соединения, он продолжал многое работать для раскрытия боевых возможностей самолета Петляков-2, на котором совместно с подчиненными зачастую сам вылетал на ответственные боевые задания. Это он разработал наиболее действенный тактический прием группового бомбометания с пикирования.
Летчики-фронтовики неплохо знают знаменитую полбинскую вертушку. Именно она в годы Великой Отечественной войны была тактическим приемом фронтовых пикирующих бомбардировщиков по узким и малоразмерным целям.
Этот тактический прием состоял в следующем. Придя на предмет, бомбардировщики образуют замкнутый круг и далее поочередно, сохраняя между самолетами дистанцию 500 600 метров, единственный за другим пикируют на мишень под углом до 70 градусов. При этом они добиваются таковый последовательности: когда основополагающий авиалайнер, сбросив бомбы, выходит из пике, второй уже идет к земле под определенным углом, а третий только ещё входит в пикирование. Таким образом, самолеты непрерывно атакуют мишень, воздействуя на нее бомбами и бортовым огнем.
История вертушки, собственно, началась с неудачи. Летчики дивизии Полбина трижды бомбили с горизонтального полета ж-д мост, расположенный в тылу противника, и все безуспешно. Мост оставался целым и невредимым. А боевая ситуация требовала во что бы то ни стало его порушить.
Как-то под конец дня комдив собрал летный состав на командном пункте и сказал:
Давайте, друзья, сообща разыскивать выход из положения.
Помолчав чуть-чуть, он добавил:
В эти дни я кое-что придумал, хочу посоветоваться с вами.
Иван Семенович взял кусок мела и начертил на доске какую-то замысловатую фигуру, похожую на очертания дамского ручного зеркальца.
Вот так будет глядеться наша... вертушка, продолжал Полбин. Другого названия я не нашел для будущего тактического приема. Но занятие не в названии. Подумаем лучше над тем, как создать прикрытие бомбардировщиков истребителями во время их действий над целью.
И сей же час же посыпались предложения. Одни советовали главное внимательность истребителей направить на верхнюю и нижнюю полусферы в миг, когда петляковы будут заходить в пике и вылезать из него; другие указывали на надобность защиты флангов боевого порядка.
Полбин чутко выслушал суждения своих питомцев и, обобщив их, изобразил на доске единственный из вариантов взаимодействия бомбардировщиков с истребителями. Прикрытие, по его мнению, должно было состоять из нескольких групп: одной ударной и двух-трех групп непосредственного сопровождения.
Первая, говорил оп, барражирует немного выше пешек и защищает их от нападения вражеских истребителей сверху. Группы истребителей непосредственного сопровождения прикрывают вертушку с флангов и неотрывно от бомбардировщиков следуют для атаки объекта противника.
Вскоре после этого этого памятного разговора свежий тактический прием, предложенный Полбиным, был применен на практике. Командир авиационной дивизии сам повел на мишень немного эскадрилий. Сделав два захода, пикировщики на тот самый раз удачно выполнили поставленную перед ними боевую задачу. Прямыми попаданиями бомб переправа была разрушена, ее пролеты рухнули в воду.
Под Сталинградом и в излучине среднего течения Дона полкам соединения Полбина зачастую приходилось наносить удары по вражеским железнодорожным составам и колоннам танков, автомашин, по передвижению войск и аэродромам противника. В начале августа бомбардировщики в составе полка нанесли бомбовый потрясение по аэродрому врага в районе Миллерово, где было сосредоточено примерно двухсот фашистских самолетов. Полковую колонну пикировщиков возглавлял сам Иван Семенович Полбин.
Экипажи, ведомые бесстрашным командиром, прорвались сквозь ураганный зенитный пламень. Но не успели ещё рассеяться облачка от разрывов снарядов, как на петляковых напала четверка мессеров. Экипажи бомбардировщиков встретили их дружным огнем. До выхода на боевой вектор движения штурманы и стрелки-радисты отбили немного атак, полковая колонна не потеряла при этом ни одной машины. Удалось без потерь пробиться к цели и благополучно реализовать боевую задачу. Рядом с мужественным командиром шел на мишень его воспитанник начальник звена Л. В. Жолудев, тот, что стал позднее Героем Советского Союза и в звании генерал-лейтенанта авиации продолжительное время был заместителем министра гражданской авиации СССР. Когда приземлился авиалайнер Полбина, на его плоскостях и в фюзеляже авиамеханики насчитали свыше 70 осколочных пробоин.
За годы войны экипажи ПЕ-2 соединения Полбина с немалый эффективностью использовали свою вертушку при уничтожении наиболее важных и очень защищенных военных объектов гитлеровцев. Этот оправдавший себя тактический прием был взят на вооружение всеми пикировщиками советской фронтовой авиации.
С именем генерала Полбина связано открытие новых качеств бомбардировщика ПЕ-2. Когда советские войска вели наступательные действия на Западной Украине, произошел такой
момент. Летчик В. Панин, вернувшись с боевого задания, не торопился сделать посадку, как снег на голову для всех начал осуществлять фигуры высшего пилотажа, которые на ПЕ-2 действовать не разрешалось. Командир полка сурово проучил летчика Панина за самовольство. Случай тот самый стал известен командиру авиакорпуса И. С. Полбину. Он вызвал Панина к себе, длительно и досконально расспрашивал летчика о том, как он смог на многотонном бомбардировщике реализовывать фигуры высшего пилотажа.
После беседы генерал Полбин отпустил. Панина отбывать возмездие на гауптвахте, а сам вызвал инженера и дал ему поручение самым тщательным образом обследовать состояние панинской машины.
Вскоре инженер доложил командиру корпуса:
Самолет исправен. Никаких разрушений и деформаций его частей не замечено.
Спустя немного дней Иван Семенович сам поднялся на пешке в воздух и над аэродромом выполнил каскад фигур высшего пилотажа. Все наблюдавшие за полетом пришли в восхищение.
После посадки Полбин, выйдя из кабины, сказал летчикам:
Вы знаете, это не агрегатина, а диво. Мы в текущее время можем осуществлять боевые задания и без истребителей. Вот свойский истребитель и бомбардировщик, указал он на стоявший авиалайнер Петляков-2.
После этого эпизода ПЕ-2 стал в корпусе многоцелевым самолетом. На нем летчики беспрепятственно маневрировали, не остерегаясь пускать перегрузки. А отдельные экипажи довели бомбовую нагрузку до 1100 и больше килограммов вместо 600 700, предусмотренных инструкцией.
И. С. Полбина называли летчиком чкаловской хватки и закалки. Да, это этакий же самородок, настоящий агент народа, как и Валерий Павлович Чкалов. Его короткая, но яркая существование показывает, как настойчиво он достигал вершин мастерства в избранном деле.
Он ровесник первой русской революции. Родился в 1905 году в тюрьме, куда его матушка, Ксению Алексеевну, заключили царские сатрапы только за то, что она в кругу односельчан как-то пожаловалась:
Плохо живется, супруг болезненный, хлеба нет, как быть дальше не знаю...
Эти слова бедной крестьянки полицейские расценили как агитацию супротив царского самодержавия и заключили женщину в симбирскую тюрьму.
В детские годы Иван Полбин был пастухом, батраком; подростком поступил на железную дорогу. Жажда знаний привела его в военную школу летчиков.
В конце тридцатых годов И. С. Полбин командовал эскадрильей бомбардировщиков. За подвиги и мужество, проявленные в воздушных боях с японскими самураями на Халхин-Голе, его наградили орденом Ленина.
Иван Семенович Полбин любил летать. Летное занятие было его призванием. Вот что написал о нем в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза И. С. Конев:
Дважды Герой Советского Союза генерал Полбин, начальник гвардейского бомбардировочного корпуса, был крайне храбрым, я бы более того сказал безумно храбрым человеком. Причем эта личная храбрость сочеталась у него с высокими командирскими и организаторскими качествами. Всю войну он продолжал летать на выполнение боевых задач, в особенности когда это были задачи крупные, ответственные или особенно опасные...
Такие особенно ответственные, опасные задачи встали перед бомбардировщиками, когда войска 1-го Украинского фронта в районе Бреслау оказались в тяжелом положении. Понимая всю надобность в поддержке пехоты с воздуха, генерал Полбин решил лично новости своих крылатых питомцев на боевое поручение. Перед вылетом он был бодр, весел.
В назначенный час мощная колонна пикировщиков появилась над Бреслау. За Одером начинался лесной массив. Часть его уже находилась в руках наших войск. Ведущий повел колонну самолетов на десять градусов левее и подал команду к перестроению. Вытянувшись в пеленг, пешки прошли над южной окраиной Бреслау, занятой советскими войсками, и разом же наткнулись на литой заградительный пламень вражеских зенитных батарей.
Лавируя между разрывами снарядов, генерал Полбин вывел колонну на мишень. Внизу показалось большое скопление танков и автомашин. Ведущий первым ввел авиалайнер в пике. Черные коробки танков и автомашин неслись навстречу, увеличиваясь в размерах.
Бомбы сброшены! доложил штурман.
Взрыв! Второй... третий! Самолет, подобно тому как лодочка на гребне волны, плавно выходил из пикирования. Земля, опрокидываясь, неспешно уплывала вниз. За стеклами фонаря пилотской кабины еще раз заголубело небеса. И внезапно машину со страшной силой тряхнуло, и в кабину с грохотом ворвался едкий, удушливый дух серы. Стало черно и нечем дышать...
Товарищ генерал! Иван Семенович! закричал правый ведомый Полбина лейтенант Белаш.
Раньше младой пилот как правило оказывался в верхнем этаже вертушки. На тот самый раз начальник корпуса включил его в состав своего флагманского звена, и в настоящее время он шел за ведущим. При выходе из пике пилот Белаш первым увидел, как содрогнулся и на момент замер окутанный дымом авиалайнер генерала и как вслед за тем он молниеносно понесся к земле.
В эти секунды летчику показалось, что у него остановилось сердце. Странная тишь оглушила его. Он не слышал ни посвиста ветра за стеклами кабины, ни гула моторов своего самолета. Видел только, как горящая агрегатина уносила любимого командира все дальше и дальше в бездонную пропасть...
Товарищ начальник! Иван Семенович! продолжал надрываться Белаш, сознавая, что бессилен чем-либо подсобить генералу. Только бы град пролетел, только бы не врезался в крышу, лелеял он в душе последнюю надежду.
И авиалайнер как гром среди ясного неба выровнялся, взмыл и понесся над безжизненными развалинами сгоревших домов на восток, к Одеру. Туда, скорее туда, внутренне напутствовал его младой пилот. Там ровная площадка на берегу, там рядом свои...
Белаш догнал авиалайнер генерала, летел выше и следил за ним. Он видел, как Петляков-2, оставляя сзади две черные борозды дыма, несся над городом. Летчик готов был более того мнить дома, которые осталось пролететь, умолял, требовал скорее!..
Впереди открылась круглая, как блюдце, площадь. На ней, у стены многоэтажного дома, стояло немного зенитных орудий.
Языки пламени нежданно-негаданно охватили левый двигатель, и авиалайнер, свалившись на крыло, пошел вниз. Скользнув по асфальту, он врезался в фундамент дома. Грянул взрыв. Над площадью приподнято в небеса взметнулось облачко дыма и пыли.
Так намедни нашей победы над немецко-фашистскими оккупантами оборвалась существование прекрасного летчика-новатора, доблестного генерала нашей авиационной гвардии. Он погиб, выполняя свой окончательный, 157-й боевой вылет. А сколь раз конец подстерегала его, когда он бесстрашно штурмовал танковые и моторизованные колонны врага, прикрытые плотным зенитным огнем, отражая ожесточенные атаки фашистских истребителей и выполняя другие наиболее сложные и ответственные боевые задачи.
Разве разрешается выпустить из памяти, как он, ставя боевую задачу, без малого всю дорогу заканчивал свой команда словами:
Ведущим колонны пойду я!..
Да, он воистину и в жизни и в бою был ведущим в самом прекрасном смысле этого слова. За героический геройский поступок в борьбе с гитлеровскими захватчиками Президиум Верховного Совета СССР Указом от 6 апреля 1945 года посмертно наградил Ивана Семеновича Полбина второй медалью Золотая Звезда.
Занятый по глотка служебными делами, Иван Семенович непочатый край думал о детях. Он и сам признавался, что родимый образ детей воодушевлял его на славные ратные дела. В феврале 1943 года он писал жене: Ты должна держать в памяти, что у нас растут дети, их нужно взращивать полезными обществу. Именно такими они и выросли. По стопам отца пошел сынуля Ивана Семеновича Виктор. Он стал летчиком. В начале шестидесятых годов я зачастую встречался и с дочерью генерала Галиной. Тогда она была ещё студенткой Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, а нынче работает авиационным инженером.
Рано оборвалась существование славного советского генерала. Вэтого сорок лет прожил Иван Семенович Полбин. Он погиб 11 февраля 1945 года, в день своего рождения. Имя его все время будет существовать в памяти потомков.
Первокурсники Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков с волнением и чувством гордости идут в музей боевой славы. Перед их глазами проходит нелегкая трудовая и боевая существование Ивана Семеновича воспитанника этого училища. Здесь есть портрет и бюст отважного летчика генерала Ивана Семеновича Полбина, чье славное имя носит училище. Соприкоснувшись с героическим прошлым, будущие летчики с ещё большей энергией постигают основы летного мастерства. Вся бытие генерала Полбина стандарт для них, в силу того что что был он кристально чистым, беспримерной храбрости и отваги человеком, коммунистом, непоколебимо верившим в правильность нашего общего дела, в разгром гитлеровских полчищ, посягнувших на честь и свободу Советской Отчизны.
11 февраля 1945 года, совершая свой 157-й боевой вылет, генерал-майор авиации И. С. Полбин погиб смертью храбрых.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Проскуров Ivan Proskurov
Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалью ХХ лет РККА.
читать далее →
Иван Пятыхин Ivan Piatiuhin
Герой Советского Союза (7.02.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й степени, медалями,..
читать далее →
Иван Романенко Ivan Romanenko
Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени,..
читать далее →
Иван Селиванов Ivan Selivanov
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее →