Известные люди
»Иван Пунтус
Рождение: Россия
За мужество и отвагу, проявленные личным составом в боях с врагами, 6 Февраля 1943 года дивизия награждена орденом Красного Знамени. 0 года награждена орденом Суворова 2-й степени. К тому времени И. Г. Пунтус уже стал Генерал - Майором авиации.
Лётчик - истребитель. В 1937 году добровольцем участвовал в боевых действиях протиы японских захватчиков в Китае.
Участник Великой Отечественной войны. С Октября 1942 года Полковник И. Г. Пунтус командовал 2-й Гвардейской Сталинградской Краснознамённой авиационной дивизией ПВО ( до 31 Марта 1943 года - 102-я ИАД ПВО ).
За мужество и отвагу, проявленные личным составом в боях с врагами, 6 Февраля 1943 года дивизия награждена орденом Красного Знамени. 24 Апреля 1944 года награждена орденом Суворова 2-й степени. К тому времени И. Г. Пунтус уже стал Генерал - Майором авиации.
Сведений о его дальнейшей судьбе, к сожалению, покуда нет.
* * *
СОВЕТСКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ В КИТАЕ...С захватом Шанхая японские войска двинулись вверх по реке Янцзы к Нанкину. 20 Ноября 1937 года началось третье и последнее японское "воздушное наступление" на временную столицу Китая. Хотя сопротивление на земле было малоэффективным, прикрытие с воздуха столицы и города Наньчан, ставшего второй ключевой целью, грубо усилили "добровольческие" эскадрильи ВВС РККА, прибывшие в Нанкин как раз своевременно, чтобы укрепить изрядно потрёпанную противовоздушную оборону. Во время этих боёв, продолжавшихся и потом взятия Нанкина эдак до 22 Декабря, истребители А5М из 12-го, 13-го авиаотрядов и с авианосца "Kaгa" непрерывно сопровождали бомбардировщики Хирю G2H1 и Мицубиси G3M2. При этом А5М якобы уничтожили 38 вражеских самолётов. Тем не менее японцы признали, что советские И-15 и И-16, торопливо вступившие в мордобой над Нанкином и Наньчаном, сумели, в некоторой степени, достичь локального превосходства в воздухе. В последней декаде Ноября боевой счёт лётчиков императорского флота грубо затормозил свой увеличение - 2 самолёта 22 Ноября и ещё 2 двумя днями через, несмотря на бессчетные стычки.
Советские истребители, получившие в Китае новые прозвища ( И-16 - "ласточка", И-15 - "чиж"') сражались истинно в одном строю с американскими "ястребами" ( "Хоуками" ), своими основными соперниками в Испании, "пиренейскими сверчками" ( итальянскими "Фиат" CR-32 ), английскими "Гладиаторами" и французскими "Девуатинами" D-510. Особых поправок на разнотипность машин не делалось. В Наньчане объединённой советско - китайской истребительной авиагруппой из 30 машин некоторое время командовал Дун Миндэ.
Однако пилоты А5М вскоре освоились с советскими истребителями и 2 Декабря, по японским данным, в "численном меньшинстве" сшибли 7 китайских истребителей и 3 СБ. Японцы ещё заявляют, что уже в первой схватке с участием И-16 6 А5М из 13-го авиаотряда под командованием лейтенанта М. Нанго без потерь выдержали мордобой с 20 "ласточками". Свой фарт они объяснили, в основном, неопытностью советских лётчиков. Китайцы пишут, что 3 Декабря в воздушном бою над Нанкином участвовали на "Хоуках" начальник 21-й эскадрильи Дун Миндэ и его заместитель Лэ Ицинь. Последний, к этому времени уже награждённый китайским Золотым орденом за военные заслуги, погиб.
Любопытный эпизод, подтвердивший надёжность нового японского истребителя А5М ( "тип 96" ) произошёл 9 Декабря в воздушном бою над Наньчаном. В спешке запущенный в серию, первоначально он считался мало прочным. Однако в дальнейшем прочность его металлической конструкции удивляла более того самих японцев - истребитель довольно ладно "держал" пули ШКАСов. 9 Декабря А5М1 унтер - офицера К. Касимуры из 13-го авиаотряда в воздухе столкнулся с китайским "Хоуком" III, якобы уже сбитым и беспорядочно падающим. Треть левого крыла японского истребителя отлетела, но Касимура сумел успешно возвратиться на базу. В этом бою 7 А5М сражались с 20 китайскими и советскими истребителями. Японцы объявили, что сшибли 12 самолётов противника, потеряв единственный А5М.
Китайцы сообщили, что тот самый А5М сшиб начальник 26-й эскадрильи Ван Хансюнь, вступивший в махач в составе группы из 4 "Хоуков". Сами они в том бою потеряли 3 самолёта, в том числе и "Хоук" 2604, на нём летел присланный из Уханя пилот Чжоу Гуанъм. В бою участвовали свежеиспеченный начальник 29-й эскадрильи Лимь Цзюэтянь и лейтенант Гуань Чхуяцзе из 9-й эскадрильи ( "Хоук" 2606 ). Оба были сбиты, Гуань Чхуяцзе выпрыгнул с парашютом из загоревшейся машины, но был расстрелян японцами на земле. Кто из этих лётчиков "поцеловался" с Касимурой и при каких обстоятельствах - неизвестно. Кстати, воздушные тараны в той войне были вдалеке не редкостью. У нас стал просторно известен только единственный таран 31 Мая 1938 года, совершённый Антоном Губенко.
Вместе с тем китайцы и наши добровольцы на советских истребителях совершили ещё немного таранов. 18 Февраля 1938 года в крупном воздушном бою над Ханькоу лётчик 22-й эскадрильи У Динчэнь таранил на И-15 японский самолёт и спасся на парашюте. 29 Апреля 1938 года также над Ханькоу геройски погиб меньшой лейтенант Чэнь Хуайминь из 23-й эскадрильи. Когда его И-15 окружили 5 японцев и истребитель получил бессчетные пробоины, лётчик не воспользовался парашютом, а протаранил вражеский самолёт и погиб. Его туловище месяц через обнаружили в реке Янцзы. Китайские историки упоминают и ещё единственный таран: в том же бою героически погиб совдеповский доброволец старшой лейтенант Я. 3. Шустер ( по - китайски - "Шу Сыде" ). Но по мнению истребителя Н. Г. Козлова, при атаке противника в упор он не рассчитал выхода из атаки и столкнулся с японцем.
Доброволец Д. Кудымов упоминает лётчика Шарая, тот, что после этого изнурительных маневров в "карусели" сумел забежать в хвостище опытному противнику, но очереди не последовало. Тогда разгорячённый боем советских времен доброволец впритирку приблизился - "хоть попугать !" и... врезался в противника. Он получил орден Красного Знамени. Однако, наблюдавший за боем с земли эскулап С. С. Белолипецкий обрисовал немного иную картину: "На маленький высоте шёл мордобой И-16 с И-96 ( А5М ). После короткой "карусели" японец как гром среди ясного неба круто взмыл вверх, повернул налево и сверху вниз дал пулемётную очередность по своему противнику. "Ласточка" пошла на понижение. Казалось, японец победил. Но нежданно он "провалился", задел по пути "ласточку" и врезался в землю". Легко раненный в ноги Шарай посадил поврежденный самолёт, в котором пуля-дура японца взорвала патронный ящик. Как писал медик, судя по найденным у японца документам, он оказался воздушным асом.
Бой проходил в Июле - Августе 1938 года над Наньчаном и не исключено, что его противником оказался шибко именитый японский лётчик - лейтенант М. Нанго, погибший 18 Июля над Наночаном. По словам японцев, это вызвало натуральный шок в Японии. В тот день 6 А5М из только что сформированного 15-го авиаотряда встретились с 11 китайскими Глостер "Гладиаторами" Мк.1. Когда ведущий группы М. Нанго добил повреждённый китайский истребитель и разворачивался для поиска нового противника, в него врезался иной горящий китайский самолёт. Обе машины рухнули в озерко. Китайцы подробностей этого боя не сообщают, а в английских источниках не возбраняется повстречать утверждение, что в Нанго врезался советских времен доброволец В. Дадонов, спасшийся на парашюте.
Японцы пишут только об одном своём таране - 22 Декабря 1937 года лейтенант Н. Оббаяси над Нанчаном врезался в И- 16 и погиб. Он летел во главе группы 12 А5М из 13-го авиаотряда и с авианосца "Kara". Его "визави" оказался лейтенант Г. Я. Кашин, один погибший в тот день и похороненный в Наньчане. По японским данным, ведомые Оббаяси якобы уничтожили в том бою дюжину китайских истребителей.
Не крайне ясно, являлся ли Оббаяси и другие японцы законченными "камикадзе" или же их тараны были инициированы ходом боя. Воевавший в Испании и на Халхин - Голе истребитель Б. А. Смирнов вспоминал, что в последних боях в Монголии посреди японских истребителей появились лётчики - смертники: "Я не могу засвидетельствовать это какими - либо документами, но сам я уверен в этом, вследствие того что что не раз наблюдал атаки японцев, прямо рассчитанные на столкновение самолётов в воздухе. И видел это не только я, но и многие мои товарищи. Мы стали осторожнее, а тех японцев, которые шли на таран, старались сбивать в первую очередность. И это нам удавалось". Воевавшие в Китае добровольцы о подобных случаях не сообщают.
Японское руководство полагало, что потом падения Нанкина Центральное руководство Китая рухнет и сопротивление разобьётся на отдельные очаги. Но Чай Кайши перевёл свою столицу западнее, в Ханькоу. Несмотря на огромные потери, китайцы продемонстрировали, что они готовы сражаться дальше. Новые поставки советских самолётов немаловажно увеличили воздушную мощь китайских ВВС, восстановив их боеспособность. Китайцы заявляют, что к началу 1938 года в их ВВС насчитывалось 390 боевых самолётов, преимущественно советского производства. Но японцы к этому времени захватили Шантунь. Их авиация продолжала налёты на Наньчан, а основное участливость в настоящее время уделялось Уханю ( его образовали три города - Ханькоу, Учан, Ханьян ).
С начала Января 1938 года авиация японского флота грубо увеличила частоту налётов на крупные китайские города. 4 Января 16 А5М из 12-го и 13-го авиаотрядов, сопровождая бомбардировщики, сразились с группой из 18 - 20 И-15 и И-16 в бою над Ханькоу. Японцы заявили о 4 победах без потерь. В том бою вкупе с советскими лётчиками участвовали китайцы из 24-й и 25-й эскадрилий на 7 "Хоуках" и Фиате CR-32. Были сбиты "Хоук" 2303 командира 24-й эскадрильи Чжан Чжуна и лётчик из 25-й эскадрильи Сун Эньчжу. Китайский пилот Ван Фэйфэнь сумел возвратиться на аэровокзал с повреждённым левым крылом. Три дня через японский лейтенант Р. Уосиода, заместитель командира истребительной группы 12-го авиаотряда, погиб при штурмовке аэродрома в Наньчане. Погибшими в те дни и похороненными в Наньчане числятся старшой лейтенант К. Е. Забалуев ( или Забулаев ) и лейтенант И. И. Потапов ( 7 Января ), а кроме того лейтенант А. В. Орехов ( 9 Января ).
8 Февраля 1938 года лётчика 25-й эскадрильи Ян Цзиэня сшибли в воздушном бою над Ханькоу. Из "Хоука" 2306 он выпрыгнул ( это был его второй скачок за время боёв ), но японцы его добили. Надо подметить, что японские лётчики с чисто самурайской жестокостью гонялись за подбитыми или выпрыгнувшими с парашютами лётчиками, стремясь добить ещё в воздухе или на земле. Так погибло достаточно хоть отбавляй китайских лётчиков и немного наших добровольцев. В Августе 1938 года в одном бою над Ханькоу японцы расстреляли разом двух выпрыгнувших советских истребителей. Спасшийся 12 Августа стрелок - радист со сбитого СБ ( лётчик и штурман погибли ) рассказывал:
"Как я раскрыл парашют, не помню... Наблюдавший за мной японский истребитель начал пикировать на парашют и открыл жар, в результате чего было немного разрывов в куполе парашюта, но я остался невредимым. Тогда он приблизился впритирку к куполу парашюта, по всей вероятности, хотел подцепить меня на шасси и доставить на свою территорию как трофей. Я активно защищался, стал соскальзывать на парашюте, грубо лишаться высоту. Произведя 3 - 4 неудачных атаки, японец оставил меня в покое..."
В тот день погибли старшие лейтенанты Ф. Д. Гулый, Н. М. Терехов, Х. Х. Чуряков и лейтенант А. Г. Макляк.
К Февралю 1938 года в конце концов закончилось переучивание на И-15 и И-16 первых китайских авиачастей, и они начали принимать участие в боях. К этому времени боеспособных "Хоуков" III у китайцев без малого не осталось. В 1938 - 1939 годах их авиазаводы сумели составить или возродить 28 машин, этим и ограничивалось участие "Хоуков" в дальнейших боях. По мере роста потерь, эскадрильи по приказу Авиационного комитета передавали свои уцелевшие истребители ещё боеспособным авиачастям ( подчас в состав прочий авиагруппы переводили эскадрилью всецело ), а сами отправлялись на переучивание. Так, в конце 1937 года к 4-й авиагруппе потихоньку присоединилась и 3-я, осваивавшая И-15. 17-ю эскадрилью намедни падения Нанкина передали в 5-ю авиагруппу и отправили за И-15. 26-ю эскадрилью вывели из боёв в Январе 1938 года и отправили в Ланьчжоу за И-16. К весне 1938 года большинство китайских лётчиков уже пересело на советские истребители.
4-ю авиагруппу на новеньких И-16 сосредоточили в городе Фэньчэн в окрестностях Уханя. Первый немалый воздушный мордобой состоялся 18 Февраля. В налёте на Ханькоу участвовали 12 "тяжёлых" ( по китайским меркам ) бомбардировщиков G3M2 в сопровождении 26 истребителей А5М из 12-го и 13-го авиаотрядов. Историки из КНР пишут, что разом же им навстречу поднялась на практике вся 4-я авиагруппа - 29 И-16. Спустя 12 минут ожесточённого боя 12 японцев сшибли, остальных рассеяли. Погиб ведущий группы японских истребителей лейтенант Т. Канеко. В бою были сбиты 5 И-16, погибли начальник 4-й авиагруппы Ли Гуйдань, начальник 23-й эскадрильи Люй Цзи - Чунь и 3 лётчика.
По тайваньским данным, за 12 минут было сбито 14 японских самолётов. Они ещё говорят, что в бою, помимо И-16, участвовали И-15 из 22-й и 23-й эскадрилий ( из 23-й - 8 машин ). Лётчики каждой из этих эскадрилий сшибли по 4 японца. В бою погибли 3 лётчика из 22-й эскадрильи, был сбит и выпрыгнул с парашютом начальник 22-й эскадрильи Лю Чжихань. Его заместитель был ранен и совершил вынужденную посадку. Упоминавшийся У Динчэнь таранил японца и спасся на парашюте.
По воспоминаниям добровольца А. З. Душина, возле 10 часов утра они взлетели по тревоге и на высоте 4500 метров оказались под кучевыми облаками. Стрела на земле показывала ориентация, откель должны были явиться японцы. После 10 минут полёта этим курсом они развернулись и пошли вспять, а вскоре обнаружили на 1500 - 2000 метров ниже себя идущие плотным строем три девятки японских бомбардировщиков. Почти разом же появились японские истребители, шедшие выше облаков. Они начали пикировать на советских добровольцев на встречных курсах, и инициатива оставалась за ними. Душина штурмовали 3 японца, он последовательно обстрелял всех троих, сноп пуль, по его словам, прошил единственный самолёт, но он не загорелся. Два А5М его зажали, но выручила маневренность И-15бис.
Лётчик попытался покинуть от них пикированием, но на выходе его поджидал третий японец. Здесь ему на выручку подоспел И-16, позже выяснилось, что это был сам Благовещенский ( по другим данным - И. Пунтус ). Затем Душин догнал "своего" японца и метров с 25 открыл жар. Но очереди вдруг прекратились, так как закончились патроны. Тем не менее А5М сделал неестественную горку и исчез из поля зрения лётчика. Спустя немного дней и этом районе нашли японский истребитель, по мнению Душина, "тот самый". Приехавший позднее в Китай К. К. Коккинаки упоминал имена погибших в том бою 4 японских асов - Каваниси Есихиро, Сираи Садао, Куримото Тосики и Минамиго Сегеаки, в других источниках эти имена не встречаются. В бою погиб и начальник эскадрильи И-15 Н. А. Смирнов, за самолётом которого, как выяснилось позже, японцы сознательно охотились, и ещё единственный советских времен доброволец. После гибели Н. Смирнова командиром официально стал А. С. Зингаев, но "шефом" группы оставался сам А. С. Благовещенский.
По японским же данным, в бою над Ханькоу 18 Февраля участвовали 18 И-15 и 18 И-16. Японцы посчитали сбитыми 2 И-16 и 14 И-15, сами потеряли 4 А5М, в том числе машину лейтенанта Т. Канеко, сменившего Усииде на посту заместителя командира истребительной группы 12-го отряда. Неделю через над Наньчаном сшибли другого заместителя, лейтенанта С. Таками совместно с ещё одним лётчиком, В тот самый день 18 истребителей А5М 12-го и 13-го авиаотрядов столкнулись эдак с 50 И-15 и И-16. Японцы объявили о 27 победах. В этом первом для себя бою унтер - офицер Т. Ивамото, ставший лучшим асом императорского флота из числа летавших на А5М, якобы уничтожил 5 истребителей противника и за единственный боевой вылет разом стал асом. Из других источников следует, что в тот самый день с 15 И-15 и 11 И-16 сражались 18 А5М, сопровождавшие 35 G3M2. Китайцы якобы потеряли единственный самолёт, ещё 4 были серьёзно повреждены. Ни китайцы, ни наши лётчики о крупном воздушном бою над Наньчаном в тот самый день не упоминают. Однако по архивным данным, Н. А. Смирнов числится погибшим 25 Февраля и похороненным в Наньчане совместно с погибшими 25 Февраля лейтенантами Н. И. Васильевым и С. Д. Смирновым. Не исключено, что единственный из них совместно со Н. А. Смирновым погиб 18 Февраля над Ханькоу.
Есть данные, что за два месяца 1938 года китайские и советские истребители совершили возле 250 боевых вылетов, сбив рядом 30 японских самолётов. В 27 воздушных боях ВВС Гоминьдана потеряли 31 самолёт и 22 лётчика. По словам Душина, сбитый им 18 Февраля А5М2а отремонтировали, и на нём летали Благовещенский и Захаров. Летом 1938 года окончательный попытался перегнать его в Советский Союз. Однако начальник бомбардировщиков С. В. Слюсарев, со слов Захарова, утверждает, что японца, чей "тип 96" позже отремонтировали, "приземлили" Захаров на И-15 и младой китаец Тун на И-16, повредив ему двигатель, причём ещё в первых числах Февраля 1938 года. Самолёт воссоздали за 2 - 3 недели. Сам Захаров относит тот самый момент ближе к лету 1938 года, а за "типом 96" они гонялись, но не могли заполучить без малого год. При перегонке его в СССР Захаров из - за диверсии ( в бензобак подсыпали сахарок ) в горах потерпел аварию, серьёзно повредив левую руку.
Не исключено, что речь идёт о разных машинах, оттого что трофеями советских добровольцев стали 2 лётных А5М2а. Второй доставили в СССР другим путём, хотя С. В. Слюсарев утверждает, что на втором А5М из - за аналогичной диверсии потерпел аварию и был травмирован А. С. Благовещенский. Доставленный в СССР истребитель "Мицубиси" испытывали в НИИ ВВС, но в Августе 1939 года во время учебного боя с И-153 А5М разбился, лётчик - испытатель Вахрушев погиб.
В Марте 1938 года начались ожесточённые бои за Тайэрчжуан и Цзаоч - жуан ( глубинка Хубэй ). В Сяогань для поддержки сухопутных войск направили закончившие переучивание на И-15 7-ю и 8-ю эскадрильи. 24 Марта 1938 года 14 И-15, ведомые командиром 7-й эскадрильи У Жулю, с подвешенными 25-кг бомбами полетели из Гуйдэ ( глубинка Хэнань ) бомбить города Линчен и Ханьчжуан в периферии Шаньдун. На обратном пути их перехватили японцы, завязался изуверский воздушный мордобой. По тайваньским данным, было сбито 6 японских самолётов. У китайцев в 7-й эскадрилье были сбиты самолёты 5864, 5860 ( загорелся ), 5866 ( пошёл на вынужденную и сел на пшеничное поле ). В 8-й эскадрилье были подбиты И-15 командира эскадрильи Лу Гуанцю, его заместителя Хэ Синя ( 5911 ) и лётчика Мо Сю ( 5913 ). Двое последних выпрыгнули с парашютами и были уничтожены японцами. Помимо этого, лётчики Хуан Минсян и Пикап были ранены и совершили вынужденные посадки. В это же время 17-ю и 25-ю эскадрилью на И-15 сосредоточили в Сиане ( периферия Шэньси ).
8 Марта 1938 года объединённая группа И-15 из двух эскадрилий вылетела из Сианя на штурмовку Фэнлинду. После сброса 25-кг бомб они наткнулись на японцев. Лётчиков Сун Гуачэна и Ло Чуньтуна сшибли, лётчики Лю Цзингуан и Лю Ицзи были ранены, а Чжоу Синянь выпрыгнул с парашютом.
В Апреле 1938 года японцы потерпели большое разгромление в битве под Тайерчжуаном. Китайские регулярные войска и партизаны численностью больше 200 000 служивый под командованием генерала Ли Цунженя отхватили и окружили 60-тысячную японскую армии. Японцы в конце концов пробились на север, потеряв рядом 20 000 убитыми и раненными. В бою 29 Апреля 1938 года свои боевые счета пополнили А. Благовещенский, А. Грисенко, А. Губенко, А. Душин, Г. Захаров, А. Зингаев, Г. Кравченко, И. Пунтус и другие. Крупный счастливый момент наши добровольцы объяснили опозданием японских истребителей к месту сбора с бомбардировщиками а сами они сумели удачно воспользовались облачностью.
В свою очередность японцы пишут, что когда их соединение появилось над Ханькоу, на перехват поднялось 78 истребителей И-15 и И-16. В 30-минутном бою они якобы уничтожили не менее 40 китайских самолётов, сами они потеряли только 2 А5М и 2 G3M2. При этом японцы отнесли большую количество своего успеха за счёт неопытности своих противников. По другим данным ( также на основе японских источников ) в бою участвовало 67 советских самолётов, в том числе 19 И-15бис и 6 И-16. Здесь заявляют, что китайцы потеряли 9 самолётов. Японцы пишут что, несмотря на до того серьёзный потрясение, посредством месяц они поняли, что численность самолётов в ПВО Ханькоу восстановилась ( что совершенно неудивительно, учитывая подлинный исход боёв ). Кстати, аккурат в Апреле 13-й авиаотряд, понесший в воздушных боях большие потери был отведён в район Шанхая на переформирование.
Японское руководство косвенно признало высокую эффективность действий советских лётчиков, в Апреле 1938 года по дипломатическим каналам потребовав от СССР отозвать их из Китая. Естественно, что это заявочное пожелание было категорически и недвусмысленно отвергнуто. Нарком иностранных дел М. М. Литвинов официально заявил что СССР вправе оказывать содействие любому иностранному государству и что "претензии японского правительства тем больше непонятны что, по уверению японских властей, в Китае нет сегодня воины и Япония отнюдь не воюет с Китаем а то, что в Китае происходит квалифицируется Японией только как "инцидент" больше или менее случайный и не имеющий ничего общего с состоянием воины между двумя независимыми государствами". Наши добровольцы продолжали сражаться в Китае...
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Романенко Ivan Romanenko
Всего Иван Романенко совершил около 200 успешных боевых вылетов, в 61 воздушном бою сбил 29 самолётов лично и 3 в группе с товарищами.После..
читать далее →
Иван Семенюк Ivan Semenyk
Всего совершил 430 успешных боевых вылетов. Участвуя в 125 воздушных боях, уничтожил 19 вражеских самолётов лично и 8 - в группе с товарищами. За..
читать далее →
Иван Сербин Ivan Serbin
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Воевал в составе 13-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота, был..
читать далее →
Иван Сержантов Ivan Serjantov
Гвардии лейтенант И. Я. Сержантов совершил 258 боевых вылетов, в 85 воздушных боях лично сбил 13 и в составе группы 8 самолетов противника.Награжден..
читать далее →