Известные люди
»Иван Сытов
Рождение: Украина, 16.10.1943
Гвардии лейтенант И. Н. Сытов совершил 150 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сбил лично 19 и в группе 4 самолёта противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
На фронтах Великой Отечественной войны - с Ноября 1942 по Октябрь 1943 года. Сражался на Юго - Западном фронте, принимал участие в Сталинградской битве и освобождении Левобережной Украины.
К Августу 1943 года штурман эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный остов, 17-я Воздушная вооруженные силы, Юго - Западный фронт ) Гвардии лейтенант И. Н. Сытов совершил 150 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сшиб лично 19 и в группе 4 самолёта противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
16 Октября 1943 года Гвардии старшой лейтенант И. Н. Сытов погиб в воздушном бою, таранив вражеский самолёт.
Похоронен в городе Запорожье. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За оборону Сталинграда". Навечно зачислен в списки воинской части. На могиле установлен монумент. Его именем названы улочка в городе Запорожье. В селе Липовка установлен бюст Героя. Имя его высечено на гранитном камне на бульваре Шевченко на мемориале памяти авиаторов.
* * *
Волгарь Иван Сытов имел в 5-м ГвИАП лучшую "боевую производительность". Менее чем за год своей ратной жизни он сшиб 30 вражеских самолётов. На счету этого беспредельно храброго человека и искуснейшего истребителя 2 тарана - что ни на есть рискованный алгоритм уничтожения воздушного противника, нечасто применявшийся асами.
Он родился в селе Липовка недалече от Саратова 13 Июня 1916 году. В 1931 году Иван переехал в Астрахань, где закончил семилетку, а потом ФЗУ при заводе имени К. Маркса. Здесь же в аэроклубе он в первый раз поднялся в небеса, определившее всю его судьбу. Служба в армии началась для него в Сталинградской военной авиационной школе, где он был оставлен инструктором.
Сержант Иван Сытов прибыл на фронт в Ноябре 1941 года. Авиационный полк, куда был назначен юный лётчик, получив на вооружение новые скоростные истребители Ла-5, в составе 17-й Воздушной армии Юго - Западного фронта принял участие в разгроме вражеских армий в среднем течении Дона, а после этого в воздушной блокаде 6-й немецкой армии, окружённой в районе Сталинграда. В этих боях Иван Сытов сшиб 4 немецких самолёта ( 2 лично и 2 в группе ).
С Декабря 1942 года в составе 5-го ГвИАП на Ла-5 он участвует в боевой работе на Юго - Западном фронте. Апрельские бои 1943 года стали переломными в его боевой карьере: за 4 дня, с 3 по 5 Апреля, он сшиб 4 немецких самолёта - 3 истребителя Ме-109 и 1 бомбардировщик Не-111. Атаки Сытова были скоротечны, неожиданны и что надо подготовлены: как правило, он замечал противника раньше других и действовал без малейшего промедления. "Не знает себе равных по стремительности атак и точности ударов", - сказано о нём в одном из наградных документов...
В воздушных боях с врагам Иван Сытов воистину не знал себе равных по стремительности атак, смелости и точности ударов. Это был лётчик высшего класса, о чём свидетельствуют несчетные примеры.
Весной 1943 года шли ожесточённые бои за Донбасс. Полк беспрерывно вылетал на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск. 3 Апреля Иван Сытов, возглавляя четвёрку истребителей Ла-5, прикрывал наземные войска на переправах посредством реку Северный Донец. С запада шла большая группа бомбардировщиков Не-111. Смелыми атаками наши лётчики расстроили боевой строй противника, а следом сшибли 4 бомбардировщика. Сытов подошёл к пятому "Хейнкелю" и дал длинную пушечную очередность. Стрелок, видимо, был убит, так как ответного огня не последовало. Вражеский пилот стал маневрировать, после этого выбросил бомбы и стал покидать. Сытов догнал его, поймал в прицел и метким огнём прошил плоскости и фюзеляж бомбардировщика. По расчётам Лейтенанта, самолёт должен был от этакий порции огня загореться, рассыпаться. Но тот как ни в чём не бывало продолжал полёт. Сытов ещё раз атаковал противника, нажал на гашетки, но не ощутил привычного вздрагивания машины - боеприпасы кончились. Тогда лётчик решил таранить бомбардировщик. Форсируя движок, он догнал его и плоскостью своего истребителя ударил по консоли. Самолёт противника накренился и круто пошёл к земле.
На иной день Иван Сытов на пути в заданный район патрулирования встретил 2 истребителя Ме-109 и атаковал их. Прицельным огнём с дальности 40 - 50 метров он зажёг одного "Мессера", тот, что потом нескольких витков штопора врезался в землю. Второй истребитель бросился наутёк, но Сытов настойчиво преследовал и на бреющем полете сшиб его в районе Харькова.
За короткое время пребывания на фронте имя замечательного лётчика - истребителя Ивана Сытова стало просторно известно многим. О героических геройских поступках его не раз с восхищением писали фронтовые газеты. Боевой счёт этого мастера воздушного боя неуклонно рос.
В единственный из Апрельских дней прикрывать наземные войска вылетело 6 Ла-5. Четыре из них шли развернутым строем, а Сытов со своим ведомым - в стороне, с превышением рядом 1000 метров. Лейтенант летел со стороны солнца и участливо следил за действиями главный группы. За линией фронта лётчики встретили 6 Ме-110 под прикрытием 2 Me-109.
Четвёрка Ла-5 атаковала ведущий самолёт противника. Несмотря на дюжий жар своих самолётов и численное превосходство, немцы всё же не выдержали решительной атаки, в завершающий миг их ведущий отвернул и пошёл вверх, чтобы избежать столкновения. И сию минуту же был сбит Сытовым. Строй вражеских самолётов рассыпался. Советские лётчики воспользовались замешательством врага и сшибли ещё 3 Ме-110.
Подобные яркие победы в схватках с воздушным противником Иван Сытов одерживал неоднократно. Так, весной 1943 года только за одну неделю Сытов "завалил", как он любил вещать, 6 фашистских самолётов. За короткое время вырос он от рядового лётчика до командира эскадрильи, стал мастером воздушного боя. Любимой просьбой отважного лётчика была: "Разрешите сходить навести строй в небе". Получив дозволение, он вылетал и наводил строй...
8 Июня 1943 года группа из 4 "Лавочкиных" под командованием И. Н. Сытова близ деревни Волков Яр встретилась с 5 "Мессерами", летевшими на штурмовку нашего аэродрома. Сытов атаковал врага, заставил немецких лётчиков скинуть бомбы за пределами цели и поворотить вспять. Наши пилоты пустились в преследование, но в это время из - за облаков нежданно вынырнули ещё 6 истребителей противника. В завязавшемся бою советские пилоты сшибли 2 вражеских истребителя. Одного из них уничтожил Иван Сытов.
Особенно высокое лётное мастерство показал Сытов в воздушном бою 17 Июля 1943 года в районе города Изюма. Возглавляя четвёрку "Лавочкиных", отважный лётчик вступил в махач с 43 бомбардировщиками Ju-88 и 6 истребителями FW-190. В то время как товарищи Сытова связали боем вражеские истребители, сам начальник группы дерзкими атаками расстроил боевой строй бомбардировщиков и единственный за другим сшиб 3 "Юнкерса". Противник побросал бомбы над расположением своих войск и ушёл вспять.
...На Украине стояла жаркая Августовская пора 1943-го. В раннее солнечное начало дня Иван Сытов со своей четвёркой "Лавочкиных" прикрывал аэродромы дивизии - Щенячье и Буцеваловку. Услышав по радио о приближении 5 Me-109, Сытов повёл свою группу навстречу врагу. Группы встретились над деревней Волков Яр. Самолёты противника, потеряв строй, повернули к Чугуеву. Сытов атаковал одного из ведомых и сшиб его. В это время из облаков вынырнула вторая группа "Мессеров" и связала боем 3 "Лавочкина", отставших от своего ведущего.
Преследуя противника, Сытов остался единственный супротив 4 немецких истребителей. Вскоре к ним присоединились ещё 5 Ме-109. Девятка вражеских истребителей окружила одиночный советских времен, обстреливая его со всех сторон. Бой перемещался в сторону Харькова. Ускользая из - под огня, Сытов сшиб одного Me-109. Схватка продолжалась над самим городом. Внизу харьковчане с жадностью следили за советским истребителем. Если он ведёт мордобой над городом, значит, резво наступит избавление от фашистской неволи.
Тем временем Сытов, поймав в прицел очередного врага, открыл жар из пушки. Резким пикированием лётчик перевёл истребитель на бреющий полёт. Пронёсся над головами советских людей и, приветствуя их покачиванием крыльев, исчез.
Так закончился тот самый неравный мордобой. На борту самолёта Сытова появилась новая победная звёздочка. Вэтого же к Августу 1943 года штурман эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного полка Гвардии лейтенант И. Н. Сытов совершил 150 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сшиб лично 19 и в группе 4 самолёта противника. За это он был представлен к званию Героя Советского Союза.
После ранения Н. Дмитриева он был назначен командиром 3-й эскадрилии.
27 Августа он ещё провёл результативный мордобой, в котором сшиб 2 бомбардировщика Не-111.
8 Сентября 1943 года заместитель командира эскадрильи 5-го ГвИАП Иван Никитович Сытов, за проявленные в схватках с врагами мужество и высокое лётное мастерство, был удостоин звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Однополчане запомнили его весёлые, слегка прищуренные глаза, прямой нос на сосредоточенном, тронутом оспой лице. О воздушных боях Сытов рассказывал обстоятельно, неторопливо, любил пояснять свой расклад, рисуя схемы в планшете или прутиком на песке.
Свой крайний боевой вылет начальник эскадрильи Гвардии старшой лейтенант И. Н. Сытов, совершил 16 Октября 1943 года, прикрывая наземные войска в районе Запорожья. В последнем воздушном бою над Днепром, израсходовав без малого весь боекомплект, Сытов продолжал стоять во главе боем. Когда горючее кончилось, а оружие замолчало, он пошёл в последнюю атаку. Пехотинцы видели, как в смертельной схватке совдеповский лётчик настиг врага и таранил его своим самолётом. Взрывом разметало обе машины...
К тому времени Иван Сытов совершил рядом 250 боевых вылетов и провёл больше 100 воздушных боёв. Количество же одержанных им побед в различных источниках трактуются по - разному: от 30 до 34. При этом наиболее зачастую приводятся следующее - 26 лично и 4 в группе с товарищами.
Останки Героя захоронены на площади Свободы в Запорожье. Именем Ивана Сытова названы улочка и учебное заведение в этом городе. В селе Липовка установлен бюст.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Тимофеенко Ivan Timofeenko
Всего он произвёл 435 успешных боевых вылетов, в 105 воздушных боях сбил лично 23 и в составе группы 6 самолётов противника ( некоторые источники..
читать далее →
Иван Тушев Ivan Tushev
После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Высшую школу штурманов. Работал учителем в школе 47. Награждён орденами Ленина, Красного..
читать далее →
Иван Улитин Ivan Ulitin
За 15 месяцев своего участия в боях Старший лейтенант И. С. Улитин успел провести 300 боевых вылетов на Ла-5, уничтожить 23 ( по другим данным - 25..
читать далее →
Иван Федоров Ivan Fedorov
В биографии этого человека многое необычно, а кое-что - на грани невероятного. Он самый результативный советский летчик: на его счету 134 сбитых..
читать далее →