Известные люди

»

Иван Цапов

Иван Цапов Ivan Tsapov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 13.11.1922
Гвардии Капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 13 Ноября 1922 года в деревне Воскресенск, в настоящий момент Починковского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал модельщиком на заводе "Борец" в Москве. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Балтике

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром звена, комиссаром истребительной эскадрильи, заместителем командира и командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Кронштадта, Ленинграда, Моонзундского архипелага, островов в Финском заливе.

К началу Июня 1944 года начальник эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сшиб лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника. 22 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого произвёл 543 успешных боевых вылетов. В 68 воздушных боях сшиб 13 вражеских самолётов лично и 11 в группе с товарищами.

После завершения боевых действий в Европе, получил направление на Дальний Восток, в ВВС Тихоокеанского флота. Участвовал в непродолжительных боевых действиях супротив японской армии в Августе 1945 года.

После войны продолжал служить в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. Был в инспекции ПВО. С 1985 года Генерал - Лейтенат авиации И. И. Цапов - в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

* * *

Иван Цапов родился в Ноябре 1922 года в деревне Вяльково Гжатского ( сейчас Гагаринского ) района Смоленской области. Отец - Цапов Иван Григорьевич ( 1888 - 1941 ) и мама - Цапова Екатерина Ильинична ( 1886 - 1973 ) были крестьянами. Жил и воспитывался Иван в здоровущий и дружной семье, был шестым ребенком из десяти. Ещё с детства пролетавшие редко над Смоленщиной самолёты привлекали внимательность Ивана, будоражили его фантазию. Он мечтал овладеть этой птицей, полетать на ней выше облаков.

В 1935 году, окончив 7-летку, он переехал в Москву к старшей сестре Прасковье Ивановне, поступил в школу ФЗУ при московском заводе "Борец". Он приехал с твёрдой мыслью обрести рабочую профессию и образование, вследствие этого не терял времени бесполезно. Днём учился в школе ФЗУ, осваивая профессию модельщика, а вечером отправлялся в школу рабочей молодёжи.

Каждый день до поздней ночи засиживался Иван за учебниками. Характер у него был, и оттого, когда сверстники после этого работы шли прогуливаться, в кино или на танцы, он оставался дома и усиленно занимался. Юноша твёрдо решил не отходить от намеченной цели.

Трудное это занятие - в 16 лет отказываться от удовольствий. Но Иван не отступил от данного самому себе слова. Как - то узнал он от заводских ребят, что организуются занятия в авиационном клубе Осоавиахима Дзержинского района Москвы. Загорелось юношеское сердце желанием попробовать себя и при возможности подняться в небосклон. Не одну бессонную темное время суток провёл Иван, раньше чем принял такое вывод. Ведь совмещать работу на заводе, учёбу в вечерней школе и аэроклубе окончательно не несложно. Но он добился своего: в 1938 году получил рабочую профессия по 4-му разряду, закончил вечернюю школу и допустился к самостоятельным полётам в аэроклубе на самолётах У-2 и УТ-2. Пройдёт ещё немного лет, и юный рабочий, когда понадобится, сядет за штурвал боевого самолёта...

Желание сделаться военным лётчиком привело его в Серпуховскую авиационную школу. Там Иван обучался летать на истребителях И-15бис. После выпуска, в начале Ноября 1940 года, Младший лейтенант Цапов прибыл на аэропорт под Ленинград в 5-й истребительный авиационный полк 61-й авиационной бригады Краснознамённого Балтийского флота. Через неделю в лётном общежитии отметили его 18-летие.

22 Июня 1941 года Цапов, находившийся в тот день в лагерях близ Копорья, совершил свой начальный боевой вылет. А посредством немного дней он участвовал в штурмовом ударе по немецким моторизованным частям.

Уже в первые недели войны Иван прошёл совершенный вектор движения боевого применения. Штурмовал и бомбил, вёл разведку над передним краем, охранял корабли Балтийского флота и Ленинград. Вместе с Анатолием Нефёдовым, Дмитрием Петрухиным, Александром Мироненко прикрывал на острове Сарема аэропорт, с которого балтийские бомбардировщики летали на Берлин.

А после этого был воздушный мордобой с вражескими истребителями, в котором Цапов, Мироненко и Владимир Марков сшибли основополагающий "Мессер". Эта виктория в особенности почётна, в силу того что что лётчики летали тогда на устаревших истребителях И-15бис, нагнать на которых вражеские Ме-109 было нельзя, как и известия с ними мордобой на вертикалях. Победа пришла в результате лобовых атак, меткого огня на крутых виражах.

В ожесточённых боях с врагами мужал и учился побеждать Иван Цапов. Победа приходила в результате смелых действий в воздушных боях, бомбово - штурмовых ударов по войскам и технике противника с использованием атаки со стороны солнца или с тёмной части неба. Вот что писал он в газете "Боевая вахта" 10 Июня 1945 года:

"В те трудные дни, нам лётчикам - балтийцам, приходилось немало вкалывать. Нередко мы совершали по нескольку боевых вылетов в день, дрались с превосходящими силами противника, чтобы не предположить немецкие бомбардировщики в милый городок. Одна наша Гвардейская авиация сшибла возле 1000 вражеских самолётов, а 13 её лётчиков удостоены звания Героя Советского Союза".

А вот что писал во фронтовой многотиражке "Победа" в Августе 1941 года комиссар эскадрильи Степан Григорьевич Хахилев, бесстрашный мужчина, скупой на похвалу командир:

"7 Августа перед нашим подразделением была поставлена проблема разгромить вражескую колонну... Лётчики нанесли таковой потрясение, что остатки колонны вынуждены были панически поворотить вспять. Особый героизм и отвагу в этих боях проявили лётчики Беляев, Мироненко, Марков, Цапов, Минаев, Петров и Петрухин".

Как и другие командиры звеньев, Цапов в те недели совершал часто по 7 - 9 боевых вылетов в сутки с самыми различными заданиями - на отображение воздушных налётов, штурмовку наступавших немецких войск, бомбёжку торпедных катеров.

Осенью 1941 года Цапова перевели в 71-й ИАП, летающий на бипланах И-153 "Чайка". Командир полка Алексей Коронец ни о чём не расспрашивал, потому как что не раз видел лётчика в деле над Таллином, островом Сарема и во время штурмовок наступавших немецких войск. В одной из своих книг Адмирал Трибуц писал о той военной поре:

"Осенние Перевозки войск и техники проходили в напряжённой обстановке борьбы с вражеской артиллерией, авиацией и диверсионными группами. Врагу удавалось наносить нам урон. С наступлением ледосплава ледокольные буксиры еле-еле справлялись с перестановками кораблей на огневые позиции и выводом их из - под обстрела, сами рискуя угодить под жар вражеских батарей.

Кроме артиллерии, враг обширно использовал ночные бомбардировщики. Наша истребительная авиация в это время поддерживала войска 54-й Армии, отражавшей попытки врага занять Волхов, и не могла закрыть корабли и суда. 30 Ноября враг потопил ледокол "Октябрь", транспорт "Скатус", тральщик 67, а 1 Декабря - ледокол "Тасуя". Пытался враг расправиться и с "Ермаком", уже имевшим два попадания снарядов, и все-таки тут дежурила группа самолётов - истребителей флота.

Лётчик Иван Цапов, заметив приближающиеся к ледоколу 4 немецких самолёта, смело вступил в мордобой, сшиб головную машину, остальных обратил в бегство. Экипаж спасённого ледокола вскоре послал лётчику послание, преисполненное чувства глубокой благодарности за поддержку в трудном походе. Отважный лётчик Иван Цапов принимал участие ещё в обороне Таллина. Он совершал тогда по 6 - 7 вылетов в день, атакуя вражеские самолёты, рвавшиеся к кораблям на рейде".

1 Января 1942 года, прикрывая с воздуха "Дорогу Жизни", балтийский лётчик Иван Цапов повёл свою шестёрку в махач супротив 12 самолётов врага, которые пытались штурмовать нашу автоколонну. Два из них были сбиты, остальные отогнанны...

В начале первой военной зимы туманы и низкая облачность зачастую сводили на нет усилия воздушных разведчиков. Решили "привязать" истребители к железнодорожным рельсам по узлу: Петергоф - Веймар - Красногвардейск. Ведущего определили безотложно - Капитана П. Чинякова, участника Советско - Финляндской войны. Но кого погнать ведомыми ? Ведь, с одной стороны, нужно ни на метр не отдаляться от ведущего, чтобы не затерять его, с прочий - не встретиться с ним. Вызвались лететь Цапов и Марков.

Летели бреющим. На перегоне между Веймарном и станцией Волосово обнаружили здоровущий ж-д состав. Ещё на земле лётчики условились: стержневой потрясение наносит Цапов, на "Чайке" которого имелись реактивные снаряды. Но видимость была без малого нулевая, высота полёта рядом 30 - 40 метров. Да и времени нет для перестроения. Решили делать тут же. Чиняков и Марков штурмовали вагоны и платформы пулемётами, а Цапов залпом 4-х "эрэсов" взорвал паровоз. Эшелон сообща с вооружением, техникой и людьми сошёл с рельсов и рухнул с насыпи.

При возвращении началось сильнейшее обледенение. Самолёты трясло. На машине Цапова правые крылья будто собирались определиться. Истребитель скверно слушался рулей управления. При посадке под тяжестью льда "Чайка" еле-еле не грохнулась наземь. Заходить пришлось на повышенной скорости. При осмотре на аэродроме инженер полка обнаружил, что стальная расчалка на истребителе, не выдержав перегрузки, лопнула. В результате и нарушилось положение крыльев.

Через немного дней на одном из участков фронта создалась опасность прорыва. На подмога нашим наземным войскам сразу отправились балтийские лётчики. В условиях неважный видимости Цапов и его товарищи в течение всего светового дня штурмовали вражеские части, не давая им возможности продвигаться вперёд. А вечером балтийцы получили телеграмму командующего армией Генерала И. И. Федюнинского, в которой были такие слова: "Красноармейское благодарю, товарищи моряки, за вашу отвагу. Ходатайствую о награждении героев штурмовых ударов". За тот полёт Ивана Цапова наградили орденом Красного Знамени.

Летом 1942 года комиссара полка И. И. Сербина назначили начальником политотдела соединения. Но летать на боевые задания он всё ещё продолжал в составе 71-го полка. Однажды после этого бесед с комиссарами, парторгами и членами партийного бюро Сербин побывал на политинформации, которую проводил Цапов. Тот рассказывал слушателям о том, что за миновавший год у врага поубавилось нахальства, сильнее стали советские воины, в том числе балтийские лётчики. И как - то здорово, к месту получилось, когда Цапов о каждом сказал немного честных и добрых слов.

Черты агитатора у Цапова виднелись и раньше. Однако Сербин изучал лётчика с дальним прицелом: воин целиком мог подрасти в комиссары. Дважды Сербин забирал с собой Цапова ведомым в ответственные разведывательные полёты к островам Большому и Малому Тютерсу, как бы подписывая заключение советовал командира звена комиссаром эскадрильи. Полёты прошли благополучно. Их разбор показал, что неприятель накапливает там плавсредства. В штабе ВВС была подготовлена и проведена бомбово - штурмовая операция. А для Цапова эти два полёта означали, что быстро ему доведётся, как и Сербину, совмещать боевые вылеты с обязанностями политработника.

В Январе 1943 года Цапова вернули в полк, в составе которого он 22 Июня 1941 года встретил войну. Теперь он назывался 3-й Гвардейский. Иван безотложно же вылетел на боевое поручение. Втроём - Капитан Каберов, сержант Потёмкин и Лейтенант Цапов - летели к Шлиссельбургу. Над линией фронта произошёл встречный махач с двумя парами Ме-109 что надо связанных по радио. Противник, казалось, уходил с потерей высоты. Но как гром среди ясного неба загорелся самолёт Александра Потёмкина. Спасти машину было уже нельзя, и сержант оставил самолёт. И как только над Невой на высоте 2000 метров запылал купол парашюта, к нему сию минуту устремились Ме-109. На поддержка немедля поспешили Каберов и Цапов. Они открыли по врагу прицельный пламень. Между тем ветер сносил Потёмкина к переднему краю врага. И сызнова помогла смекалка. Каберов и Цапов, попеременно отбивая атаки "Мессеров", попытались мощным воздушным потоком от винтов своих самолётов приневолить парашют изменить ориентация полёта. Когда уже показался свой берег, пробитый сотнями вражеских пуль купол разорвался и начал гаснуть. А до земли оставалось ещё немного десятков метров. И всё же Потёмкин остался жив. При падении он попал в основательный снег. Это его и спасло...

Находившийся в полку Сербин совместно с командиром полка Н. М. Никитиным поздравили лётчиков: Александра Потёмкина - со вторым днём рождения, Игоря Каберова - с назначением командиром эскадрильи, а Ивана Цапова - с назначением комиссаром эскадрильи.

В своих боевых действиях Иван во многом стремился подражать комиссару полка Герою Советского Союза Матвею Ефимову. Он так строил мордобой, что ведомый всю дорогу чувствовал себя не только щитом командира, но и сам находился под надёжной защитой ведущего. Ни одного командира и ни одного ведомого не потерял Цапов более того в самых ожесточённых схватках. А один раз вызволил из смертельной беды Каберова.

Произошло это 19 Января 1943 года. В тот день комэск 3-го ГвИАП Игорь Каберов в паре с сержантом Алексеем Пархоменко завязал мордобой с новыми немецкими истребителями FW-190. Самолёт Пархоменко длинной пушечной очередью практически разрезало напополам. Каберов остался единственный в окружении звена немецких асов из I.JG 54 "Grunherz". Крутился добрых четверть часа, расстрелял весь боезапас. На фортуна, подоспел Цапов со своим ведомым, ударил со стороны солнца, уничтожил ведущий FW-190. Оставшись втроём, пилоты "Grunherz" решили не искушать судьбу и вышли из боя. Пилот сбитого самолёта ( обер - лейтенант Вальтер Мейер, имевший 58 побед ), переведённый незадолго до этого из JG 26 и совершавший на FW-190 только основополагающий боевой вылет, погиб.

Когда наши лётчики вернулись домой, они упали на землю и продолжительно лежали, не в силах подняться. Потом Каберов еле слышно сказал Цапову: "Я обязан тебе жизнью, комиссар"...

18 Августа 1943 года, в день авиации, Иван Цапов был назначен командиром эскадрильи. Уж так получилось. В этом полку он вылетел 22 Июня 1941 года на защиту Кронштадта рядовым пилотом, следом был командиром звена, комиссаром эскадрильи и заместителем по политчасти, и вот сейчас он комэск.

Когда погнали немецкие войска от Ленинграда, наше руководство решило высадить десант морской пехоты на побережье Нарвского залива. Цапову приказали закрыть корабли высадки. С комэском в том полёте были Шилков, Морозов, Головко. Погодные условия оказались сложными. К тому же Морозов в первый раз летел на боевое поручение. И всё же Цапов и его товарищи сшибли в тот день 4 "Юнкерса" и 1 "Фоккер". Правда, не обошлось без ошибок. В одной из атак Морозов оторвался от группы и оказался под огнём FW-190. Бой пришлось продолжить втроём. И всё же ни одна взрывчатка не упала на наши корабли. Цапов, Шилков и Головко обеспечили высадку морских пехотинцев.

В последующих боях эскадрилья под командованием Цапова добилась новых славных побед. О Гвардейцах рассказывало лениградское радио, о них сообщало Совинформбюро. "Знатным балтийцем" называла газета "Красный Балтийский флот" Ивана Цапова. Помнится заголовок во фронтовой газете: "3 самолёта в одном бою сшиб Гвардии Капитан Цапов".

В тот день, 14 Февраля 1944 года, была низкая облачность. Иван Цапов летел с Лейтенантом Морозовым. За ними - Младшие лейтенанты Шилков и Головко. Предстояло прикрывать мелкий клочок земли, где закрепилась группа смельчаков из морской пехоты. Спустя некоторое время они встретили 18 пикировщиков Ju-87, шедших под прикрытием 4 истребителей FW-190. В просвете облаков немцы перестроились в кильватер, намереваясь с пикирования обрушиться на мишень.

С ходу четвёрка Гвардейцев врезалась в строй "Юнкерсов". Первой очередью позади и сверху Цапов с короткой дистанции сшиб единственный Ju-87 и разом же, не давая противнику опомниться, атаковал и сшиб второй "Юнкерс". Хотел продолжить борьбу с пикировщиками, но заметил, что два FW-190 зашли в хвостище Морозову. Мгновенным разворотом Цапов расправился с ближним к ведомому вражеским истребителем. Это была его третья виктория. Четвёртую одержали совместно Шилков и Головко, сбившие ещё единственный Ju-87. Попытку врага отбомбиться по плацдарму и кораблям Балтфлота четвёрка Цапова сорвала. Ни одна взрывчатка не упала на моряков.

Ещё большую отвагу, решимость и мастерство проявил Цапов 28 Мая 1944 года, когда его шестёрка, защищая тральщики в Нарвском заливе, завязала стремительный мордобой супротив 28 "Юнкерсов" и 18 "Фоккеров": 6 супротив 46 ! Но ни одному вражескому самолёту так и не удалось прицельно отбомбиться по балтийским катерам. Один FW-190 сшиб Цапов, ещё 2 - его ведомые.

В конце Июля 1944 года, к радости однополчан, Ивану Цапову было присвоено звание Героя Советского Союза. А в Августе того же года эскадрилья проводила его на учёбу. Путь лежал посредством Москву, где ему в Кремле вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя. Из Кремля Гвардии Капитан безотлагательно же поехал на близкий предприятие "Борец", чтобы увидаться со старыми товарищами.

1945 год Иван Цапов встретил слушателем Высших офицерских курсов. Затем получил направление на Тихоокеанский флот. На пути к новому месту службы он захворал тифом. Лишь крепкое самочувствие, физическая закалка помогли избежать рокового исхода.

8 Мая 1945 года он прибыл на Дальний Восток. Как и в пройденных испытаниях, в надобный миг он сызнова был в строю. В качестве заместителя командира истребительного авиационного полка участвовал в войне с Японией. Балтийский ас получил задачу: в свободной охоте не предположить к базе и кораблям флота японские самолёты. И задолженность свой выполнил твердо и умело, за что удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени...

Вэтого же он совершил 543 боевых вылета, участвовал в 68 воздушных боях ( другие источники указывают на 546 боевых вылетов и больше 80 воздушных боёв ). Сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника.

После войны Иван Иванович продолжил службу в ВВС. Он окончил Военно - Воздушную академию в Монино, Военную академию Генерального штаба и Высшие академические курсы при Академии Генерального штаба. Летал на многих реактивных истребителях и дальних перехватчиках, обучал молодых пилотов искусству перехвата и решительной безошибочной атаки. В частях он завсегда находил время увидаться с молодыми лётчиками, побеседовать о нуждах и заботах личного состава.

В Вооруженных Силах И. И. Цапов прослужил 46 лет, прошёл тракт от рядового лётчика до первого заместителя командующего войсками округа ПВО страны. Был представителем Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил стран - участниц Варшавского Договора в венгерской Народной армии. Уволен из армии в Октябре 1985 года с должности Генерала - инспектора Войск ПВО страны - заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО по вопросам ПВО дружественных стран.

Герой Советского Союза И. И. Цапов награждён не только российскими орденами, но и венгерским орденом Красная Звезда; больше чем 20 медалями, в том числе болгарской, венгерской, немецкой, польской, корейской, монгольской. Вэтого у него 47 наград. В настоящее время живёт в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Чернобаев Ivan Chernobaev

В 1944 году Подполковник И. В. Чернобаев был назначен заместителем командира 148-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны имел на счету..
читать далее

Иван Щербаков Ivan Scherbakov

Гвардии Капитан И. И. Щербаков совершил 123 успешных боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях, в которых уничтожил лично 15 самолетов..
читать далее

Иван Аликов Ivan Alikov

Родился 28 сентября 1925 года на хуторе Кондраши Иловлинского района Волгоградской области. Отец - Аликов Федор Иванович (1896 г. рожд.). Мать -..
читать далее

Иван Антонов Ivan Antonov

За период с 0 года по 0 года истребил 302 фашиста, обучил своему мастерству 80 снайперов. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий