Известные люди
»Иво Андрич
Рождение: 9.10.1892
Югославский поэт и прозаик, автор романов и рассказов, Иво Андрич родился в деревне Долак в Боснии, которая в настоящее время является частью Югославии. Его отец, ремесленник, умер, когда А. было три года, и мать переехала с сыном к тете, жившей близ Вышеграда, где мальчик получил строгое католическое воспитание.
С самого раннего возраста А. имел вероятность следить существование различных народов, населявших Балканы, пестрое смешение культур. В разное время Босния оказывалась под властью православных византийцев, мусульман-турок и немногочисленной славянской аристократии, из-за чего длительное время находилась в изоляции, вдалеке от магистрального пути развития европейских народов. Тем не менее в XIX в. тот самый регион стал объектом растущих имперских амбиций России и Австро-Венгрии. В 1908 г. Босния, разделив судьбу своих балканских соседей, была официально аннексирована Австро-Венгрией.
Вскоре позже аннексии, будучи учащимся гимназии в Сараево, А. вступил в революционную организацию 'Млада Босна', которая выступала супротив австро-венгерского правления Габсбургов и стремилась к объединению и независимости южных славян. Когда Гаврило Принсип, член этой организации, 28 июня 1914 г. совершил душегубство эрцгерцога Франца-Фердинанда, в цифра арестованных попал и А., которого приговорили к трем годам тюремного заключения. В тюрьме А. читал Достоевского и датского философа Серена Кьеркегора. Под воздействием сугубо пессимистического миросозерцания этих авторов А. пишет две книги стихов 'Из моря' ('Ex Ponto', 1918) и 'Волнения' ('Nemiri', 1920). 'Нет другой истины, чем напасть, другой действительности, помимо страдания', - писал он в одном из стихотворений.
После войны А. путешествует и изучает филологию, философию и историю в университетах Загреба, Вены, Кракова и Граца, где в 1923 г. получает докторскую уровень, защитив диссертацию о культуре Боснии.
Вскоре вслед за тем этого начинается дипломатическая карьера А., тот, что представляет в Европе Королевство сербов, хорватов и словенцев, сформировавшееся вслед за тем войны и в 1929 г. получившее наименование Югославии. К этому времени А. оставил поэзию и обратился к прозе; его первостепеннный расклад был опубликован в 1920 г. Занимая дипломатические посты в различных европейских столицах, А. не имел возможности уделять полно времени литературе. Тем не менее с 1924 по 1936 г. он опубликовал три сборника рассказов, значительное местоположение в которых занимают история и фольклор различных народностей Боснии и в которых ощутимы мотивы тщетности и суетности человеческого существования.
В 1939 г. А. назначается югославским послом в Германии и остается в Берлине вплоть до начала германского вторжения в Югославию в апреле 1941 г. Получив извещение, что нападение неотвратимо, А. спешно возвращается на родину и приезжает в Белград за немного часов до начала первой немецкой бомбардировки города.
Во время немецкой оккупации А. по сути дела находился под домашним арестом в своей белградской квартире. Лишенный возможности принять участие в движении Сопротивления, он заново начал строчить. С 1941 по 1945 г. сочинитель создает трилогию, которая станет его шедевром: 'Мост на Дрине' ('Na Drini cuprija'), 'Травницкая хроника' ('Travnicka chronica') и 'Барышня' ('Gospodjica'). Все три романа увидели свет в 1945 г.
Наибольшей популярностью в 'Боснийской трилогии' пользуется 'Мост на Дрине'. В этом романе, тот, что переводился чаще всего, описывается схватка между иудеями, мусульманами и католиками на протяжении трех с половиной столетий боснийской истории. Мост сквозь реку Дрина, построенный турками в XVI в., является символом того, что 'бытие есть непостижимое диковина, потому что она всю дорогу растрачивается. Но, несмотря на это... продолжается и остается несокрушимой'. В прозе А. поступки и характеры отдельных людей даются в живом контексте истории.
Во второй книге трилогии, 'Травницкой хронике', А. описывает нравственную коллизию, которая возникает, когда французский и австрийский консулы борются за воздействие на турецкого визиря Боснии в начале XIX в. В 'Барышне' А. рисует достоверный, психологически выверенный портрет скаредной, несчастной женщины. Действие романа происходит между двумя мировыми войнами; изображенная в нем историческая панорама уже, чем в двух предыдущих книгах трилогии, что говорит о значительных изменениях в стиле и методе писателя. Каждая из трех книг трилогии безупречно оригинальна, что свидетельствует о техническом мастерстве и многогранности таланта их автора.
После войны известность А. в Югославии растет с каждым годом; ныне он считается не провинциальным бытописателем, но одним из самых выдающихся творческих личностей страны, которому удалось нащупать наиболее существенные черты непростой югославской истории, отразить сложные проблемы югославского общества. Сторонник премьера Тито, тот, что признал Боснию одной из шести республик, составляющих Югославскую Федерацию, А. вслед за тем войны вступил в коммунистическую партию, а в дальнейшем стал президентом Союза югославских писателей. К значительным произведениям этого периода относятся 'Новые истории' ('Nove pripovetke', 1948) собрание рассказов, посвященных событиям второй важный войны и послевоенного периода, и 'Проклятый двор' ('Prokleta avlija', 1954) - повесть, в которой от лица одного из узников-боснийцев рассказывается о тяжелой жизни заключенных в отрезок времени турецкого владычества.
В 1959 г. А. женился на Милице Бабич, художнице-декораторе Белградского национального театра. Приблизительно в это же время он был избран депутатом Союзной народной скупщины от Боснии и занимал тот самый пост на протяжении ряда лет.
В 1961 г. А. стал лауреатом Нобелевской премии по литературе 'за силу эпического дарования, позволившую во всей полноте открыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны'. Отметив, что А. использует народные боснийские легенды как своего рода ключ к пониманию высших философских истин, Андерс Эстерлинг, агент Шведской академии, в своей речи, в частности, сказал, что 'штудирование истории и философии неизбежно привело А. к вопросу о том, какие как раз силы в конечном счете способствовали консолидации народа в тяжкие дни всеобщей разобщенности'. В своей ответной речи А. коснулся 'роли литературы и писателя в истории человечества'. 'Все истории с самых ранних времен, - заявил сочинитель, - это, по существу, одна история о смысле человеческой жизни. Манера и формы повествования могут, разумеется, преображаться в зависимости от обстоятельств и исторических особенностей того времени, когда они написаны. и все-таки стимул повествовать и пересказывать историю остается неизменным'. В отклик на обвинения в пренебрежении современной проблематикой из-за увлечения историей А. заметил, что 'проблемы прошлого продолжают оставаться актуальными и по этот день, ибо перед нами стоят все те же задачи'. Вопрос, на тот, что стремятся отозваться все истинные писатели, подчеркнул в своей речи А., - это вопросительный мотив о том, что значит быть живым в тот или другой отрезок времени истории, что значит быть человеком.
Остаток жизни А. провел в Югославии, где он стал первым деятелем культуры, удостоенным премии 'За работа всей жизни', ежегодной награды, которая типично присуждалась политикам или ученым. Когда А. как снег на голову умер от инсульта, Тито заявил, что 'кончина писателя это великая утрата для многонационального искусства Югославии, для всей страны'.
Хотя творчество писателя немного известно на Западе, у А. есть почитатели, приподнято оценившие его книги. Как отметил югославский критик Петер Джаджич, А. в своей книге 'Мост на Дрине' 'предпринял попытку истолковать роль человеческой судьбы'. Чешский стихотворец и писательский критик Э.Д. Гой заметил, что 'несмотря на значительные различия между ранними и поздними произведениями А., его творчество неделимо'. По мнению же ученого-литературоведа Томаса Экмана, в своих произведениях А. проникает в 'такие удивительные по своему богатству глубины человеческого духа, которые сокрыты от нормальной логики и восприятия... Описывая судьбоносные, из ряда вон выходящие ситуации, А. показал самое возвышенное и самое низменное, достижения и неудачи в человеческой судьбе, которые мимолетны и в то же время играют важнейшую образ для человеческого бытия'.
'Хотя в творчестве А. ощущается основательный пессимизм, мотивы ничтожности и суетности существования, - говорит америкосский литературовед югославского происхождения Николай Моравсевич, - в его произведениях тем не менее слышится вера в фарт борьбы человека супротив зла и сочувствие к его страданиям'. Пластичность повествования, глубина психологического анализа и универсальность символизма А. остаются в сербской литературе непревзойденными, заключает Моравсевич.
Так же читайте биографии известных людей:
Иво Карлович Ivo Karlovitch
Начал играть в теннис в шесть лет. В 2003 году стал автором громкой сенсации на Уимблдоне, обыграв в первом матче на турнирах Большого шлема..
читать далее →
Иво Вортманн Ivo Vortmann
Первые бразильские футболисты появились в России ровно десять лет назад, а на прошлой неделе в нашем чемпионате начал работу и первый бразильский..
читать далее →
Иво Шушак Ivo Shushak
Сегодняшний матч сборных России и Грузии будет принципиальным не только для игроков или радикально настроенных болельщиков. Еще это будет первый..
читать далее →
Иво Виктор Ivo Viktor
Его игрой восхищались Яшин, Пеле, Беккенбауэр, Кройф, Чарльтон и другие суперзвезды ХХ века. В своей стране четыре раза признавали лучшим..
читать далее →