Известные люди
»Игнят Джурджевич
После конфликта с дубровницким епископом Джурджевич покинул город и стал аббатом в бенедиктинском монастыре на острое Млет. Следующие три года (1728-1731) он провел в Италии, улаживая свои издательские дела.
Страшное по своей разрушительной силе землетрясение произошло в 1667 году в Дубровнике - столице маленький аристократической Дубровницкой республики на побережье Адриатики. Поскольку управляли ею представители высшего городского сословия - патрициата, очень поредевшего позже катастрофы (тогда погибли князь и большинство сенаторов), было решено пополнить его за счет незнатных фамилий. В одной из таких семей родился Игнят Джурджевич, тот, что при крещении получил имя Нико Мария. В десятилетнем возрасте его отдали в дубровницкую школу ордена иезуитов, где он четыре года постигал основы грамматики и риторики. Когда ему исполнилось 18, он, как и все его сверстники из патрицианских семей, вошел в состав Большого совета - одного из основных органов управления республики. Двумя годами позже стал князем острова Шипан поблизости от Дубровника, а ещё сквозь год - капитаном крепости Ловренац. В компании молодых людей он предавался шумным развлечениям, ухаживал за девицами и замужними дамами. Эти похождения, при всем при том, не исчерпывали его досуга, как раз в это время он пишет свои первые успешные любовные вирши и поэтические переложения псалмов, а кроме того менее удачные ' трагедию 'Юдифь' и авторизованный перевод из 'Энеиды' Вергилия.
Неожиданное вывод уйти от светской жизни было принято им, как полагают, из-за неразделенной любви к Марии Бождаревой. В 1698 году Джурджевич вступает в Риме в орден иезуитов, а сквозь немного лет он - преподаватель риторики в учебных заведениях иезуитов различных итальянских городов. Имя Игнят он принял в честь основателя ордена Игнатия Лойолы.
В начале 1705 года Джурджевич выходит из иезуитского ордена, ссылаясь на плохое самочувствие. Но причина, видимо, состояла в другом. Смирение не было присуще ему, и он зачастую нарушал орденскую дисциплину. К тому же преподавательские обязанности не позволяли, как ему хотелось, всецело посвятить себя поэтическим занятиям. В 1706 году Джурджевич возвращается в Дубровник и поступает в бенедиктинский монастырь св.Иакова. Стихи, написанные им на латыни в 1700-е годы, были объединены в сборнике 'Разные поэтические забавы'. Сюда вошли любовная лирика, отмеченная влиянием Овидия, религиозные вирши, язык и габарит которых восходят к античным поэтическим образцам (в частности, к сочинениям Плавта), эпиграммы в подражание римскому поэту Марциалу.
В Дубровнике бытие Джурджевича также немного напоминала тихое монастырское наличие. В 1710 году решением дубровницкого Сената Джурджевич был выслан из города как бойкий сторонник перехода дубровницких бенедиктинцев в непосредственное ведение центра этого ордена в Монте Касино. Два года он провел в Италии, но вслед за тем вмешательства римского папы Джурджевич был помилован и возвратился в Дубровник.
Здесь он вступил в Академию согласных, которую возглавил в 1718-м. но сквозь три года вышел из ее состава. Дубровницкая Академия согласных была создана по образу основанной в 1690 году римской литературной академии ' Аркадии, члены которой отвергали маринизм (воспевающая удовольствия поэзия, где над содержанием довлеет форма: причудливые метафоры, сравнения, словесная развлекуха и проч.), следовали пасторальной традиции, увлекались историей. Джурджевич испытал сильное воздействие Аркадии; это касалось и его поэзии, и произведений на исторические темы. Духом галантной поэзии Аркадии проникнуты изданные им в 1712 году свадебные песни, написанные на латинском и итальянском языках. Он был недурственно знаком с итальянскими историками Аркадии, а историк Мандозио привлек его к созданию капитального труда по дубровницкой литературе 'Жизнеописания и вирши известных дубровчан', которое так и осталось в рукописи. Выход Джурджевича из Академии был скорее знаком протеста супротив тусклой поэзии ее членов, остававшихся в рамках сдержанного барокко, чем отказом от идеалов Аркадии. И все же ее поэтические новации и у самого Джурджевича были выражены не целиком явственно. Их стилевое смешение с барочными элементами было в особенности сильным в его затейливом и витиеватом сочинении 'Вздохи кающейся Магдалины'.
После конфликта с дубровницким епископом Джурджевич покинул град и стал аббатом в бенедиктинском монастыре на острое Млет. Следующие три года (1728-1731) он провел в Италии, улаживая свои издательские дела. Вернувшись на родину, Джурджевич возглавил дубровницкую бенедиктинскую конгрегацию (отделение ордена) и до последних своих дней жил в монастыре св.Иакова. Он умер 62 лет от роду.
Джурджевич писал свои произведения в равной мере несложно на латыни и на славянском языке, стихами и прозой. Красота и мощь 'иллирийского' языка (авторы этого времени использовали древнее наименование территории, на которой располагалась Хорватия ' Иллирия) были воспеты им в строках 'Вздохов Магдалины'. Начав с любовных стихов в стиле Сеиченто (то есть XVII века), он испытал далее сильное влияние галантной лирики с ее пастушескими идиллическими мотивами. И аккурат в книгах стихов, созданных в пасторальной традиции, он наиболее полно для своего времени раскрыл возможности родного языка, народных песенных ритмов и сюжетов. В поэтическом репертуаре Джурджевича выделяется остроумная пародия на любовную лирику 'Марунковы слезы', где образ несчастного и наивного влюбленного играет крестьянин с острова Млет.
Джурджевич отдал дань и жанру панегирика, написав две книги (из задуманных четырех) 'Поэмы о победе принца Евгения Савойского', где аллегорические фигуры использовались для воспевания побед знаменитого военачальника над турками.
На протяжении долгих лет он всегда возвращался к стихотворным переложениям псалмов, и в 1729 году издал весь контент с комментариями под названием 'Славянская псалтирь'. В вводной части содержались некоторые изыскания Джурджевича на историческую тему - 'Жизнеописание царя Давида' и сведения о ряде дубровницких литераторов. С годами исторические произведения в прозе стали преобладающими в творчестве Джурджевича. Примером его исследовательского усердия может служить отображение кораблекрушения апостола Павла, в котором ссылками на больше чем 300 авторитетных источников Джурджевич стремился привести доказательства, что это событие произошло не вблизи острова Мальта, а примерно Млета. До самой смерти он работал над так и оставшимся незавершенным многоплановым сочинением 'Древности Иллирии', которое составляли очерки по истории, археологии, географии, языку, литературе близкий земли.
Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Виншу Igor Vinshu
Родился 21. О8. 1924 г. в г. Уральске. Участник ВОВ. 1949 г. Саратовский ИСИ.
читать далее →
Игорь Галахов Igor Galahov
Родился 5. 10. 1958 г. в г. Шауляй (Литва). В 1980 г. окончил архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института.
читать далее →
Игорь Горбатенко Igor Gorbatenko
Полузащитник молодежной сборной России Игорь Горбатенко после поражения от Экранаса на Кубке Содружества в эксклюзивном интервью корреспонденту..
читать далее →
Игорь Прицкер Igor Pricker
Родился 26.03.1953 г. в г. Самаре. В 1976г. окончил архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института.
читать далее →