Известные люди
»Игорь Зеленский
Рождение: Россия, 13.7.1969
Это не каждому дано: по-настоящему сделать большую балетную партию. Беспородных много, а настоящая порода встречается очень редко. И именно такие люди делают балет искусством, превращая набор хрестоматийных па в художественное высказывание.
Игорь Зеленский, выдающийся танцовщик нашего времени, покоривший лучшие сцены мира, сегодня в Петербурге. На фестивале балета Мариинский пройдет его бенефис - в программе Аполлон и Бриллианты Баланчина и премьера - Concerto grosso на музыку Генделя (хореограф - Алла Сигалова). Накануне балетного вечера с бенефициантом встретиласьнаша корреспондент.
- В биографии указано местоположение вашего рождения - городок Лабинск. Однако, как я поняла, жили вы в Тбилиси. Как вы там оказались?
- Там жили мои родители, мой папа родом оттуда. Буквально на следующий день после этого моего рождения меня увезли из Лабинска. Я провел в Тбилиси близкое ребячество и юность; недурно говорю по-грузински. Атмосфера Тбилиси, вообще, Закавказья - родная для меня. Я до сих пор постоянно езжу туда: вот в мае заново собираюсь. Там балетную труппу возглавляет Нина Ананиашвили. Ей удалось оживить тамошнюю балетную бытие, укрепить балетную труппу. Теперь в тбилисском театре идут балеты Баланчина - я в мае буду в них танцевать. Собираюсь обозначиться в Аполлоне, в Па-де-де на музыку Чайковского, в Теме с вариациями. Конечно, метко планировать трудно: посмотрю, как буду себя чувствовать.
- А что, у вас проблемы со здоровьем?
- Ну, мы же танцовщики - у нас стабильно что-то происходит с организмом. Физические нагрузки огромные, мы перетруждаем тело - он и отвечает. Такова специфика профессии: репетируешь Корсара - работает одна группа мышц. Начинаешь работать модерновые вещи - у тебя другая группа мышц работает. Это как нормальному человеку подняться на первостепеннный, или на шестнадцатый этаж - есть отличалка? Так и у нас - а мы ибо живые люди.
- Вы хотите произнести, что разная стилистика и пластика балетов заставляет танцовщика физически перестраиваться?
- Да, и чем старше становишься, тем серьезнее эти переключения влияют на тело. А с возрастом времени на восстановление становится все меньше, а нагрузки возрастают. Ты нетрудно становишься больше востребованным, тебя чаще приглашают, репертуар расширяется
- Вы начинали свою существование в балете, занимаясь в Тбилисском хореографическом училище у Вахтанга Чабукиани - легендарного танцовщика, блиставшего в Петербурге до войны. Расскажите о нем: каким он был, как складывались ваши взаимоотношения?
- Когда я с ним начал заниматься, то был ещё не в том возрасте, чтобы соображать, с кем имею занятие. Я был мальчишкой, а он, конечно, гениальной личностью: и как балетмейстер, и как педагог, и, вообще, как мужчина. За три года занятий в хореографическом училище мы с ним весьма сблизились; думаю, он меня более того полюбил. Из-за него я не уехал обучаться в Москву или в Ленинград. Чабукиани взял свой класс с первого курса, и мы занимались весьма напряженно. Я знаю, он не хотел бы, чтобы я уехал, - и я остался, хотя съехать было так легко - тогда потому что у нас была одна держава.
Сложно произнести, что конкретно я позаимствовал у Чабукиани; метко знаю, как раз он привил мне влюбленность к своему делу. От него я перенял серьезное касательство к жизни, к работе, к искусству. Если ты видишь, что у человека глаза горят, когда он с тобой репетирует, не зная усталости, - то и тебе становится занятно, и ты веришь, что педагог неравнодушен к тебе, к профессии, к танцу - стараешься быть таким же.
Чабукиани был сильно чуток к музыке: все повторял, что главное - это танцевать вкупе с музыкой, попадать в темп, в такт.
- Впоследствии вы увлеклись Баланчиным: он ибо по-своему также был шибко чуток к музыке. Быть может, в этой повышенной музыкальности двух разных хореографов прослеживается некая закономерность?
- Грузины, вообще, мелодический народ: любят распевать, танцевать. Но Чабукиани, на мой воззрение, во всем был противоположен Баланчину. Во-первых, он принадлежал к другому поколению, прочий эпохе. Кроме того, Чабукиани увлекала другая край искусства - чувственная, яркая; он был сильно темпераментным, эмоциональным танцовщиком. С правильностью, совершенством форм, с расчисленной геометрией Баланчина у Чабукиани не было ничего общего.
- Но в конце концов вы уехали в Ленинград. Сложно было переменить все сию минуту - град, педагогов, климат, в конце концов?
- Это стало большим испытанием для меня - угодить в питерскую сырость и слякоть вслед за тем Тбилиси. Я нехорошо отреагировал на перемену климата: болел полно, все дожидаться не мог, когда отседова уеду.
Я отучился в Питере полтора года, после этого поехал на конкурс в Париж, получил там Гран-при, и мне тут же предложили контракт в Берлине. Был там таковой Питер Шафус, известный датский танцовщик - он меня и пригласил.
Я проработал в Берлине два года и аккурат там увидел непочатый край балетов Баланчина - у нас тогда шел единственный. Увидел работы Ролана Пети, Бежара - и как будто единый мир распахнулся перед глазами.
- Однако в первый раз в Нью-Йорк вы попали, приехав на гастроли сообща с труппой Мариинского театра?
- Да, мы выступали в "Метрополитен-опера". Там меня заметил управляющий New York City Ballet Питер Мартинс и предложил поработать у них. Он заключил со мной контракт, а необходимо проронить, что труппа NYCB - достаточно закрытая, одна из немногих, в которых на практике не работают иностранцы. Там до сих пор царит без малого семейная атмосфера, которую создал сам Баланчин. И отношения внутри труппы до того своеобразные, что чужаку бывает нелегко влиться.
Исключение в родное время сделали для Барышникова; Нина Ананиашвили немного раз работала с ними как приглашенная солистка. Но я там гостем не был: я работал по контракту. Это было без малого диво - в труппу NYCB угодить крайне сложно. Сначала нужно одолеть путь немного стадий подготовки, начиная со специальной баланчинской балетной школы. А я все эти стадии несложно перескочил. Мне повезло, что Мартинс меня взял.
- Таким образом, вы изучали манера и балеты Баланчина, прямо приблизившись к первоисточнику?
- Вот именно: Питер Мартинс помнит все - он возглавил труппу в 25 лет, приняв ее из рук Баланчина, и до сих пор руководит ею. Что касается меня, то я достаточно до срока понял одну важную вещь: самое главное в жизни - разыскать правильное местоположение приложения сил. Я чувствовал, учась в Петербурге, что мне нужно отбывать, и я уехал в Берлин. Проработав там два года, я почувствовал, что меня тянет в Нью-Йорк, к Баланчину.
Я оттанцевал в труппе NYCB массу баланчинских балетов и понял в какой-то миг, что нужно рскручиваться дальше. Тогда я поехал в Лондон, в Royal Ballet, танцевать балеты Макмиллана, узнавая их из первых рук.
И вот, в Лондоне я еще раз почувствовал, что нахожусь в нужном месте. Я танцевал там достаточно продолжительно, с хорошими партнершами - с Дарси Бассел, Сильви Гиллем
- За последние десять лет в репертуаре Мариинского театра появилось полно балетов Баланчина. Как, на ваш воззрение, отличается повадка наших танцовщиков от стиля исполнения Баланчина в NYCB?
- Отличается, и шибко немаловажно. Наши люди в Мариинском танцуют Баланчина вовсе по-другому; но делают это на весьма высоком уровне. А танцевать Баланчина по-другому - это ибо не значит хуже.
- Как же получилось, что вы, уже работая в Берлине, отправились на гастроли в Нью-Йорк, с труппой Мариинского балета?
- Так я же не уходил из театра совершенно - ездил туда-сюда.
А вслед за тем я уже выступал единственный в том же Нью-Йорке, вслед за тем в La Scala, в Рио-де-Жанейро, в Буэнос-Айресе. В общем, моя жизнеописание складывалась из крупных кусков: 8 лет я проработал в NYCB, 5 лет - в Royal Ballet, в Лондоне, танцевал балеты Макмиллана, Аштона. Много ездил с труппой Ковент-Гарден: в то время как театр был закрыт на ремонтик, их балет выступал по всему миру.
- А где в текущее время ваш жилье?
- У меня была травма, и мне пришлось пропустить два года. После этого я уже не мог продлевать свои контракты. Но у меня завсегда был и есть Мариинский театр. И в Петербурге у меня квартирка - есть где существовать.
- Какие партнерши были в особенности важны для вас?
- Когда я начинал в Кировском театре, то танцевал со всеми ведущими солистками того времени. Одна из моих самых любимых партнерш - Дарси Бассел из лондонского Королевского балета; я танцевал сильно страсть сколько и с Дарси Кистлер из NYCB. А в Мариинском театре моими партнершами были Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова. Захарова занимает особое местоположение в моей жизни - я полно с ней выступал, покуда мы оба работали в Мариинском театре, и тот самый дуэт был мне шибко дорог. Но, к сожалению, Светлана уехала в Москву, в Большой театр. И в текущее время у меня сложная обстановка с партнершами. Я зачастую выступаю в Мариинском с вовсе молодыми девочками. Но дуэт - это совершенно другие взаимоотношения с партнершей: когда ты уделяешь ей больше времени, знаешь ее особенности, ее тело до мелочей. Тех, кого я назвал - да, это были дуэты. А танцевал-то я с разными балеринами по всему миру - и с Сильви Гиллем, и с Алессандрой Ферри, и другими звездами первой величины, но с ними у нас постоянного дуэта не сложилось. С Ульяной Лопаткиной в начале ее карьеры у нас был громадный дуэт, и мы до сих пор выступаем совместно.
- Какие премьеры предстоят вам в ближайшем будущем?
- Проектов страсть сколько - было бы самочувствие. Сейчас готовлю премьеру к своему бенефису на фестивале. Скоро поеду в Вену танцевать Лебединое озеро, следом - в Англию. Будущий период вообще предстоит сильно напружиненный. В Лондоне планирую провести целую неделю - будет балетная программа Зеленский и Бассел.
- Прочла как-то фразу В партиях Дезире, Зигфрида и Альберта он делает акцент не на благородстве родословной, а на благородстве души. И как это разрешается различить пластически?
- Все от человека зависит, от его личности, от его таланта. Это не каждому дано: по-настоящему произвести большую балетную партию. Беспородных полно, а настоящая разновидность встречается сильно нечасто. И аккурат такие люди делают балет искусством, превращая комплект хрестоматийных па в художественное высказывание.
Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Мухин Igor Mukhin
Игорь Мухин исследует тему фотографического изображения, и его фотографический результат - гипотетическая точка пересечения между "живой"..
читать далее →
Игорь Уткин Igor Utkin
И.В. Уткин - обладатель трех "Золотых глаз" Международной фотовыставки World Press Photo в Голландии, дважды чемпион мира среди спортивных..
читать далее →
Игорь Высоцкий Igor Vysotsky
Бывший боксер-тяжеловес Игорь Высоцкий, о котором все мы малость подзабыли, в свои сорок пять по-прежнему могуч, а если судить по внешнему виду,..
читать далее →
Игорь Колодинский Igor Kolodinskiy
Игорь Колодинский - российский спортсмен, пляжный волейболист, мастер спорта международного класса, член сборной России по пляжному волейболу...
читать далее →