Известные люди

»

Игорь Наймарк

Игорь Наймарк Igor Naimark Карьера: Музыкант
Пианиста Игоря Наймарка знают в Европе и Америке, он внесен в картотеку Нью-йоркской филармонии. Его концерты в Израиле и за рубежом собирают полные залы. О нем восторженно пишут испанские, итальянские, английские газеты. MIGnews первое русскоязычное издание, которому пианист дает интервью на родном языке.

Когда вы за инструментом, создается ощущение, что рояль оживает, что вы с ним одно целое

- Собственно говоря, рояль - снадобье передачи того, что я хочу произнести. Посредством музыки. Это орудие моего производства. И орудие живое. Он чувствует, как ты к нему относишься. Нужно не стучать по нему, а чувствовать каждую клавишу, и прикасаться к ним - старательно, ласково и бережно. Когда я был мелкий, мне говорили, что "ты не имеешь права усаживаться за инструмент с грязными руками". И я завсегда мыл руки перед тем, как присесть за инструмент. Это манера осталась у меня на всю бытие.

Когда вы почувствовали, что музыка - ваша судьбина?

- Мне рассказывал дедуля, что, когда я был совершенно махонький, мне было годик-два, я плакал, когда слышал звучание виолончели, пугался громких звуков духового военного оркестра, старался подпевать, копировал звучание трелей птиц

Из-под палки меня никто не заставлял заниматься. Это была - как жизненная необходимость: садился за инструмент, и начинал что-то игрывать, что-то подбирать.

Музыка для меня была - своего рода развлекуха. Как другие дети играются с машинками, куклами, так и я играл - на инструменте. Я попадал в загадочный, малопонятный, сказочный мир - мир звуков.

Вы помните свой основополагающий осмысленный мелодический навык?

- Я с детства запомнил колыбельную, которую мне распевали - это была колыбельная Моцарта "Спи, моя веселье, усни". Это и была первая мелодия, которую я подобрал в возрасте трех лет.

Вероятно, вы росли в музыкальной семье?

- Безусловно. Дедушка был виолончелистом, бабуля - пианисткой, дядя - известным пианистом, мать обладала хорошим голосом и великолепным слухом, двоюродные сестры - также музыкантши.

Некоторых гениальных музыкантов "сделали" их родители, нисколько не самыми гуманными методами. К примеру, известно, что папа Паганини заставлял сына упражняться по десять часов в день, папа Моцарта возил сына с концертами с пяти лет. И вот что значит гений молодой Моцарт мог игрывать вслепую, более того когда клавиши накрывали простыней

- Ну, с простыней это несложно цирковой номер. Я не считаю это чем-то из ряда вон выдающимся, вследствие того что что я также мог работать эту хохму, когда мне было четыре-пять лет! Мне натягивали рушник на клавиши, и я играл. Это как раз не показатель гениальности музыканта, а знание инструмента и полный слух.

Я знаю, что вы закончили московскую консерваторию. Но многие ли из тех, с кем вы учились, опосля состоялись как музыканты? И что необходимо для того, чтобы пианист "сделал себе имя"?

- Для того, чтобы совершить имя помимо таланта, работоспособности ещё необходима фортуна. То, что называется "мазаль". Должен кто-то отметить, благословить, и подтолкнуть. Я знаю немало талантливых музыкантов, которые так и остались талантливыми "для себя", а здоровущий публике они неизвестны. Недаром говорится - таланту нужна подмога, а бездарность - сама пробьется.

Международные конкурсы открывают дорогу к славе, или это всего только профессиональный "междусобойчик"?

- Я немного раз становился лауреатом всевозможных конкурсов. И одной победой я крайне горжусь. Это был достаточно престижный конкурс имени известного украинского композитора Николая Витальевича Лысенко, в котором участвовали gредставители "дружественных стран".

Для еврея одолеть в этом конкурсе было крайне непросто. Во-первых, конкурс считался национальным. Во-вторых, проводился во Львове, где к тому времени процветал антисемитизм. Поэтому, когда я получил звание, - это вызвало бурю оваций и одобрения у всей еврейской общественности города Львова.

В 79-году я прошел отборочный конкурс и должен был ехать на международный конкурс имени Шопена. Но затем было решено не отправлять меня за рубеж. Не попал я и на конкурс в Испанию, в силу того что что Советский Союз отменил близкое в нем участие.

Но мой педагог профессор Зак считал, что все эти конкурсы полная чушь, всего только "спортивные соревнования". Пианист готовит определенную программу, как спортсмен, берет заданную высоту, и на этом все заканчивается. Если джентльмен получает лауреатское звание - это всего только говорит о том, что он может сделаться концертирующим музыкантом. Это нетрудно шанс. Так вымолвить, кредит на будущую творческую карьеру.

Вы ни в жизнь не жалели, что выбрали рояль, а не скрипку, к примеру?

- Ни-ког-да! Я начал, как виолончелист - легко на это отделение был недобор в музыкальной школе, в то время как на фортепьянное отделение было сверх меры навалом желающих. И два года я на ней прозанимался, о чем не жалею. Я сильно люблю тот самый и другие инструменты. Но - все они нуждаются в сопровождении. Они все одинаково требуют аккомпанемента. На рояле же не возбраняется игрывать так, как как будто играет симфонический оркестр. То состоятельность красок, которое дает фортепьяно, никакой иной инструмент вручить не может. Разве что орган Кстати, я играю и на органе, и на клавесине.

Как вы считаете, в бывшем Союзе вы достигли пика своей карьеры?

- Я был солистом Минской филармонии, концертирующим пианистом. У меня был график концертов, все было распределено, распланировано В то время перед музыкантом не стоял вопросительный мотив - а где мне завтра игрывать, где разыскать концерт? Кстати, это было не сильно погано.

Тогда отчего вы уехали оттуда?

- Если скажу - по велению сердца - то вы мне не поверите, и будете правы. Если я скажу - за колбасой - это мне также не было нужно. Я к тому времени был "выездным", ездил с гастролями в Польшу и Германию, так что колбасятина мне также была не нужна. Я уехал потому что, что почувствовал, что обстановка нагнетается. Мне передали, что в обкоме партии зашел обо мне разговорчик в таком русле: зачем концертирует еврей Наймарк, а не какой-нибудь белорусский музыкант?

"Люди в штатском" не чинили препятствия вашему отъезду, как другим известным деятелям культуры?

- С КГБ у меня давняя "дружба". Еще время учебы мне настойчиво предлагали "сотрудничать". Я отказался - и мне пару раз показали, как я был неправ.

Еще в начале семидесятых я мог отбыть в США - но не уехал, вследствие того что что не хотел вредить карьере дяди - у него бы полетели концерты, гастроли, записи Потом, вслед за тем службы в рядах Советской Армии я пять лет был невыездным

Честно говоря, я и в текущий момент об этом не крайне хочу изъясняться, потому как что в КГБ ничего не изменилось - у них длинные руки и хорошая память. Это небезопасно. На КГБ сменилась вывеска, но он бессмертен. Некоторые известные в текущий момент музыканты являлись внештатными и штатными сотрудниками этого ведомства, и оно в признательность помогало им.

Говорят, если спускавшийся по трапу во время Большой Алии мужчина не имел скрипичного футляра под мышкой, значит, он был пианист и его инструмент ехал в багаже. Вы приехали со своим роялем?

- Нет, я не смог его вывезти. У меня был "Стенвэй". Я не скучаю по Родине, у меня нет ностальгии, но единственное, по чему я скучаю и о чем жалею - это о своем рояле, тот, что мне пришлось за копейки отдать. Это был превосходный, аристократичный инструмент, с великолепным звучанием, прекрасной механикой Но из Советского Союза запрещено было такого вывозить.

Так что в этом месте мне пришлось закупать инструмент. Совсем не таковый шикарный. А недавно я получил в презент хороший японский инструмент, тот, что мне подарили меценаты - Бруно Ландсберг, обладатель фирмы "Сано", медик Коэн, и Йоэль Брандт, владелец "Клей Земера" Но так принято во всем мире - есть меценаты, которые музыкантам делают подарки. Я им крайне благодарен.

Несмотря на то, что в страну приехало шибко полно музыкантов, их имена исчезли с афиш, как как будто все они провалились под землю

- Во-первых, крайне многие поменяли профессию. Была количество музыкантов, которая использовала Израиль как перевалочную базу, и уехала в другие страны.

Мне повезло. Еще когда я был в Минске, мои записи были переданы в Израиль профессору Красовскому Тель-Авивской Академии музыки. Видимо, я ему весьма понравился, вследствие того что что от него пришло сообщение, в котором он говорил, что будет рад лицезреть меня на исторической родине в числе профессуры академии. И он сдержал родное словечко. Так что с первого дня я работал по специальности. Недавно у нас в Академии прошла "чистка": в связи с тяжелым финансовым положением поувольняли уймище народу. Меня оставили. А кто ещё с листа может игрывать им весь строгий репертуар?

Вам приходится подрабатывать?

- Все, чем я занимаюсь кроме работы в Академии, так или по-другому связано с музыкой - аккомпанирую, или выступаю с оркестром, или участвую в записях, или езжу с гастролями. Многие израильтяне сначала меня спрашивали: "Ты кто по профессии?" Я отвечал: "Пианист". Они говорили: "А где ты работаешь?" "Пианистом". "Ну, это мы поняли, чем ты на существование зарабатываешь?" Этим и зарабатываю, потому как что ничего другого я работать не умею. Я выступаю с Ноамом Шерифом и его Тель-Авивским оркестром, с Шаповаловым, с Поволоцким, со Славой Каганом-Полей. Я играл со многими известными музыкантами с мировыми именами.

На концерте я обратила чуткость, что вы играете с закрытыми глазами. Звуки льются из-под ваших рук, вам нимало не нужно глядеть на клавиатуру. И все же, о чем вы думаете?

- О музыке. А ещё я вижу картины перед собой, образы, которые я хочу передать музыкой. Могу более того лицезреть конкретные картины. Эти картины все время меняются.

Скажите, все ли произведения, которые включены в вашу концертную программу, вы любите?

- Я уже нахожусь в том возрасте и в той фазе, что имею право игрывать то, что мне хочется. Но было в моей жизни время, когда мне необходимо было игрывать какое-то определенное произведение, независимо от того, нравится оно мне или нет. Надо было игрывать легко оттого, что "надо" по идеологическим соображением, а не из-за его художественных достоинств. Но в текущее время я уже могу разрешить себе в своих концертах игрывать все, что я хочу.

Есть ли фортепьянные произведения, которые вы технически не можете исполнять?

- Нет.

Скажите, стараетесь ли вы хранить свои руки?

- Скажу открыто, не весьма. Может быть, я был не прав. Некоторые мои коллеги ходили в перчатках, грели руки, боялись дотронуться до чего-то "не того". Может быть, они по-своему правы. Но я ни в жизнь этого не делал. Я, конечно, стараюсь сторониться "членовредительства".

Кстати, на музыкальных конкурсах, происходили страшные вещи, когда конкурсанты умышленно пытались защемить приятель другу пальцы дверью купе или машины. По мере приближения конкурса страсти накалялись. Я думаю, что если это делали в бывшем Союзе, то и на Западе существовали такие способы не весьма честной борьбы. Но меня Бог миловал.

Кроме того, что вы не привезли с собой рояля, вы не привезли с собой ни жены, ни детей. Что так? Не сложилась личная бытие?

- Личная существование у меня сложилась с инструментом. Я "женат" на музыке. Так уж получилось. Может, я и сам повинен. Может, я и сам не особенно искал ту женщину, которая любила бы не только меня, но и мою музыку. Может быть, покуда я ещё не встретил таковой, которая могла бы до конца постичь все, что мне нужно в жизни?

Вместоположение своих детей у вас - ученики?

- У меня есть немного учеников, которых я люблю, и которые, я надеюсь, любят меня. Я считаю, что отношения между учителем и учеником - это нечто более того большее, чем отношения отца и сына. Очевидно, так и должно быть. Когда есть доверие, только тогда вероятно настоящее обучение.

Один из лучших моих учеников - Авив Шериф, сынуля Ноама Шерифа, известного композитора и главного дирижера Тель-Авивского филармонического оркестра. Ему недавно исполнилось 16 лет - занимается со мной еле-еле больше года. Когда он попал ко мне, он только получил основы музыкальной грамоты. Буквально за тот самый год он сделал потрясающие успехи! Он и сам одаренный парнишка, но и я использовал собственную методику. Недавно он с большим успехом сыграл с Тель-Авивским камерным оркестром концерт фа-минор Баха. Говорят, крайне славно играл!

Почему талантливые музыканты, да и вообще творческие люди, как только добиваются определенного успеха, уезжают из Израиля?

- Этому есть немного причин. Но самое главное: наша великая держава по площади весьма невелика. Здесь кот наплакал концертных залов, зато сильно как собак нерезаных талантливых людей на квадратный километр.

Со своими гастролями вы объехали всю Европу. Как вам удалось выскочить на Запад?

- Однажды австралийская менеджер услышала мои записи и пригласила вкалывать по контракту. Особо мне запомнились организованные ее гастроли в Испанию в 98 году. Очень темпераментная, южная публика. Переполненный зал. Некоторые люди следом моего исполнения Альбениса вскочили в экстазе. Кто-то неуклюже подскочил, задел кованный, нелегкий стул и он упал мне на ногу и расквасил ее. Мне сделали перевязку, и под восторженные аплодисменты я вернулся к роялю. Концерт продолжался три часа. Я получил награду от муниципалитета культуры.

Приходилось ли вам игрывать перед пустым залом?

- В прошлой, советской жизни, когда были плановые концерты. Женя Могилевский мне рассказывал, как как-то раз в сибирском городке он давал концерт в детском садике. Ему сказали: "Вы играйте, но потише - дети спят!"

Но тут другая организация. Здесь устроители концертов вкладывают свои монеты, и, если зал не заполняется, они могут прогореть. Поэтому для них лучше в таком случае вообще отменить концерт. Если билеты не продадутся, то концерт не состоится.

Как вы проводите свободное время?

- У меня его на практике не бывает, в силу того что что я все время живу музыкой.

Вы играете любой день?

- Как я могу этого не работать? Если я пропущу единственный день, это замечу я сам, если два - это заметят мои коллеги, а если три - то и публика. Понятие свободного времени для меня весьма сравнительно.

Ну, вот в святой день Шабат

- Даже в Торе написано: "Восславим Шабат игрой на кифарах". У меня был таковый забавный случай: как-то в Шабат ко мне пришли мои религиозные соседи с требованием, чтобы я прекратил игрывать. Я им в реакция процитировал Тору. "Да, - сказали они, - верно. Ну, играй, восславляй Шабат!" Поют же в Шабат? А если поют, то кто-то должен им аккомпанировать?

Я знаю, что вы живете сообща с отцом. Двое мужчин в доме, как вы управляетесь с хозяйством?

- В Израиле не существует проблем с приготовлением пищи, и с голоду никто не умер, напротив, только прибавляют в весе. Я не гурман. Предпочитаю простую пищу. Уже больше израильскую кухню, чем русскую.

Что Вам не хватает для полного счастья?

- Хорошего менеджера, тот, что бы меня раскрутил.

Вы не жалеете, что в близкое время не сделали пересадку в Вене и не поехали в другую сторону?

- Нет, не жалею. Я нахожусь в нужном месте в нужное время. У меня есть имя, залы, публика, служба и ученики. Хотелось бы больше концертов - но этого хочет всякий музыкант.

Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Николаев Igor Nikolaev

Игорь Юрьевич Николаев родился 17 января 1960 года в Южно-Сахалинске в семье сахалинского поэта-мариниста Юрия Николаева.
читать далее

Игорь Пластинкин Igor Plastinkin

В возрасте 18 лет приезжает в Самару и поступает в Институт культуры на духовое отделение по классу трубы, где пару лет выдувает военные марши...
читать далее

Игорь Раевский Igor Raevskiy

Заслуженный артист БССР (1967 г.), Лауреат Государственной премии ЧССР (1970 г.), Народный артист России (1978 г.).
читать далее

Игорь Саруханов Igor Sarukhanov

Игорь Арменович Саруханов родился 6 апреля 1956 года в Самарканде (СССР).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий