Известные люди

»

Игорь Шадхан

Игорь Шадхан Igor Shadhan Карьера: Продюсер
Рождение: 14.3.1940
В понедельник на телеканале "Россия" вышел фильм "Вечерний разговор" - кинодокументалист Игорь Шадхан беседовал с президентом России Владимиром Путиным. Режиссер, автор сериала "Контрольная для взрослых", повторил свой коронный прием - когда люди оглядываются на себя самих спустя годы и годы. Вот и вчера с Путиным сегодняшним соседствовал Путин вчерашний, которому нет еще и сорока. 11 лет назад Игорь Шадхан взял первое интервью у вице-мэра Петербурга Владимира Путина. Шадхан признается, что тогда он очень не хотел снимать какого-то там чиновника. - Я пришел к нему отказываться, сказал, что только отснял фильм про ГУЛАГ, весь переполнен и измучен тем, что сделал, и почему собственно я? "Потому что я видел "Контрольную для взрослых", - сказал мне этот чиновник, поблескивая серыми глазками. Он меня купил, все мы тщеславны, я сделал с ним передачу и не пожалел. Мне было с ним интересно тогда, 11 лет назад. Мне было с ним интересно и сейчас, мы писали интервью в сентябре, в Сочи, с часу ночи до трех. Он, что удивительно, почти не изменился. Это не самый выигрышный вариант для фильма, но по-человечески мне это почему-то приятно...

- Вы родились в Ленинграде?

- Да. Но когда мне исполнился год, началась махаловка, папа ушел на фронт добровольцем и в декабре 41-го погиб. Мама отвезла нас с сестрой в эвакуацию, в Ташкент. И уже задний тракт в 44-м я помню славно. В Ленинграде у нас была трехкомнатная квартирка. Должность отца (босс завода) считалась номенклатурной, и в квартире, несмотря на все обыски, грабежи и блокаду, осталось какое-то численность антиквариата: фигурки, тарелки, сервизы - папа собирал в близкое время. И я помню, как мать продавала фигурку за фигуркой, сервиз за сервизом, что помогло нам выжить в голодное послевоенное время. К тому же мать, работая врачом в Высшем военно-морском арктическом училище, получала офицерский паек. Сказать, что малолетство мое было голодным, воспрещено. Но бедность, нищета были около, и я это сильно недурственно чувствовал. Няня давала мне бутерброды в школу: с маслом или с колбасой, и я их постоянно по дороге выбрасывал, было стыдно. Да ещё и одевали меня неплохо - в общем, жуть.

- То есть вы были таким мальчиком-гогочкой?

- Да. Плюс ещё и еврей. А это слезы, драки, обиды. От домашней респектабельности тянуло во двор - где был мат-перемат, где все с 10 лет курили. И как-то меня заметил диковинно обаятельный чувак - кликухо у него было Канарейка, и он был карманником, вором в законе. Вася Канарейка взял меня в подручные - тогда это называлось "парнишка на прополе", на подхвате. Вася был виртуозом. Представьте, троллейбусная остановка, очередность. Стоит дама, прижимая к себе сумку. Подходит великолепно облаченный Вася с букетом цветов и начинает эту женщину, что называется, "кадрить". Цветами он закрывает сумку, и, глядя даме в глаза и говоря комплименты, второй рукой сумку вскрывает и берет монеты. Тут подворачиваюсь я, он мне все передает, и я бегу в условленное местоположение.

- А как делили?

- Никак, он мне отдавал мелочевку - ручки, зажигалки, то, что тащил попутно. Но в одно прекрасное время произошла страшная для меня история. В трамвае Вася срезал сумку у какого-то мужчины. Я спрыгнул на ходу и, пряча сумку на пузе, прибежал на условленное местоположение. И почему-то решил в нее зайти. Там лежали зарплатная ведомость дядя на 30 и достаточно страсть сколько денег. И меня это ужасно расстроило. Слово "зарплата" тогда было сильно важным - дожить до зарплаты удавалось не всем, перезанимали приятель у друга, и я представил, что ныне будет с тем человеком, тот, что вез зарплату, и с людьми, которые ее не получат. И что-то я такое понял. Но Васе проговорить не решился. Боялся посеять его, а сообща с ним и приобретенный во дворе авторитет.

- Струсили? Или то был начальный навык конформизма?

- В жизни каждого человека есть немного поступков, за которые стыдно. Но потому как Вася мне также ничего плохого не сделал. От многого охранил - от бесконечных драк, от "жидовской морды". Вот эта двухмерность жизни, она неизменно в моем сознании существовала. Что такое конформизм? Наверное, постижение, что существование вдалеке не однозначна. Слава богу, Вася Канарейка влюбился в девушку из соседнего дома. И она сказала: за вора замуж не пойду. Была тяжелая история с его уходом из воровского мира, но его отпустили, и Вася стал обыкновенным водителем. Прошло лет 30, я был уже достаточно известным человеком и как-то в электричке увидел перед собой этого Васю. Я к нему подсел: "Извините, вы не Вася Канарейка?" Он вздрогнул: "Да, а что?" - "А вы не помните 50-е годы, такой-то двор?" - "Кудрявый, это ты?.." Пошли ко мне домой, выпили. У него трое детей, он живет с этой самой Верой. Но тогда более того не пришло в голову снять про это кино, да и кому он тогда был нужен.

"Меня приняли за руководителя банды"

- Вы сказали, что конформизм - это постижение того, что существование в отдалении не однозначна. Меня давнехонько интересовало, как вы, потомок "врагов народа", в начале 90-х без малого в то же время сняли два шибко разных фильма. Один о Норильском ГУЛАГе, а второй - о человечных питерских чекистах?

- Мой конформизм - куда ни кинь, в каждый теме, нарыть человеческую драму, лирику, людской звук. Не думайте, что ваш вопросительный мотив застал меня врасплох, я долговременно думал об этом. После того, как в январе на РТР вышел кино "О милости прошу" (о женщине, осужденной за соучастие в убийстве мужа, позже мы вернемся к нему в разговоре с Игорем Шадханом. - В.В.), мне позвонил литератор Мелихов. Мы встретились, долговременно говорили, и он сказал: "Знаете, что вы делаете? Вы очеловечиваете человека, а не расчеловечиваете его". Очень высокая похвала, но, если по правде сообщать, как раз этим мне и хотелось бы заниматься. Хотя не стоит раздумывать, что не существует вещей и событий, к которым я отношусь отрицательно. Я ни в жизнь бы не оправдал ГУЛАГ, он вошел в меня посредством слезы матери, посредством рассказы няни о том, как издевались над моими дедом и бабкой. Но с фильмом о питерских чекистах особая история. Снять картину о питерском КГБ меня долговременно убеждал Путин. Я ему сказал - да вы что, я ненавижу тот самый здание на Литейном, я его боюсь, более того содрогаюсь и по доброй воле ни в жизнь туда не войду. А он - Игорь Абрамович, вы живете старым временем, там давнехонько работают другие люди, вы же газетчик, неужто не увлекательно? И я таки сунулся туда. И должен вам изречь, что и Виктор Черкесов (тогда патрон Петербургского КГБ, в эти дни полпред президента в Северо-Западном округе. - В.В.), и те люди, с которыми я там встречался, по всей видимости, вправду, были другими, в силу того что что с "недругими" я столкнулся едва раньше. Меня в середине 80-х один раз приняли за руководителя банды.

- Вы же тогда уже работали на Ленинградском телевидении, да ещё в отделе пропаганды...

- Как-то раз зашел в кафе, взял кофе с бутербродом. Единственное свободное местоположение было за столиком, где сидели два мужика. О чем-то мы с ними мало поговорили. Оказывается, за мужиками наблюдали оперативники, снимая на фото всех, кто с ними контактирует. Меня пригласили в КГБ, уважительно проводили к следователю в кожаном пальтецо. Он корректно завел меня в какую-то комнату - столик, стул, решетка на окне - и говорит: мы знаем, кто вы таковой, садитесь, пишите, вот бумага. Ушел и закрыл ворота на ключ.

- И что вы написали?

- Ничего не написал. Стал барабанить в ворота. Следователь вернулся, показал фотографию из этого самого кафе. Я говорю - да вы чего? Не без мата, конечно. В общем, помаленьку разобрались. Я следом Черкесову это рассказывал и Путину - они продолжительно смеялись. Говорили, что знают об этой истории.

- А откель они-то знали? На вас что, отдельное занятие было заведено в доме на Литейном?

- Видимо, да, не знаю. В общем, я сделал тот самый кино о чекистах, которые в 92-м году разгребали дела о реабилитации. И, скажу вам, мы плакали над этими делами вкупе. И в этом фильме я не славлю ГУЛАГ, я его...

-...очеловечиваете?

- Нет-нет, я его раскрываю, раскрываю трагедию ГУЛАГа и показываю, что чекисты бывают разные, чтобы мы скопом про всех так уж худо не думали.

- А вы не думаете, что вас в данном случае нетрудно использовали? Использовали аккурат тот самый ваш дар в каждый теме отыскать светлое, в любом человеке - живое? И вы сделали кино про КГБ не менее трогательным, чем про ГУЛАГ.

- Возможно, такую точку зрения мне уже высказывали. Не хочу приводить никаких аналогий из важный литературы, искусства, припоминать личности великих художников (без затей из скромности), так или по-другому используют всех. Я только метко знаю, что подонка разгляжу постоянно. И про подонка ни в жизнь ничего не буду снимать.

- А о Зюганове можете кино соорудить?

- Нет, не могу... Нет, могу-могу. О Зюганове я могу соорудить кино. Если бы он решился в открытую побеседовать на тему марксизма-коммунизма. Что это такое и отчего это живо в мире, и во что мы превратили это понятие своей жизнью, своей действительностью, своим ГУЛАГом, своим развитием экономики, своей бездарностью во всем? Поговорить с Зюгановым было бы ужасно любопытно. Вот с Жириновским, поди, нет, я не ищу в нем человека.

Ленинград-Воркута-Ленинград

- А как вас, коренного ленинградца, занесло в Воркуту, Норильск, вы же там отработали 8 лет?

- Я был вынужден перевестись на заочное отделение в театральном институте и искал работу. Беспартийному еврею, да ещё без образования, нарыть ее было без малого нельзя. И как-то ненароком меня познакомили с первым секретарем горкома комсомола Воркуты, он меня и позвал с собой. Оттуда и началось мое тв. Воркута и Норильск - особая держава. Я водил знакомство и с теми страшными людьми, которые ещё вчера были охранниками, начальниками зон и лагерей, и с освобождавшимися зеками. В кинокомплексе был руководитель, таковой майор Шахматов, он мне симпатизировал и, когда напивался, задушевно подбадривал: "Игорь, подожди, Сталин ещё вернется". И я не мог ему сказать: что ж ты, сволочь, говоришь? - оттого что было его жутко жалостно.

- Жалко или легко жутко?

- И ужасно также. Он был на грани сумасшествия. Трезвый придуривался, что ещё не псих, но вообще уже негусто чего понимал в жизни. Или был таковой Дмитрий Васильевич Редозубов - отличный ученый. В зоне был вечным дежурным по бараку, читал зекам Гоголя на темное время суток, а позже топил печку и занимался наукой. Он мне говорил: "Никогда в эту партию больше не вернусь". А его приятель, также зек, после этого лагеря, где ему отбили ноги и он едва ходил, вновь стал секретарем парторганизации и говорил: "Игорь, партии нужны такие люди, как ты". Вот вы пытались меня уесть конформизмом, но все это сильно непросто, не разрешено всех одной раскосый косить. В Воркуте мне было недурственно, но меня оттуда выгнали. В 65-м году случилась крупная авария на шахте. Погибли больше 60 шахтеров, и я в прямом эфире местного ТВ призвал определить погибшим монумент. Потом коллеги по ТВ сказали, что это была только моя инициатива, предали, в общем. И когда я пришел к приятелю, чтобы набить морду, он сказал: "Ну, Игорь, ну что ты. Ты даровитый. Ты выживешь, а я - нет".

Из Норильска меня также уволили. Вернулся в Питер в 30 лет, оставив в Норильске жену и ребенка. Через три года стал действовать на ленинградском ТВ. Тогда и родилась "Контрольная для взрослых". И год лежала на полке.

- Почему?

- Там ничего не было про октябрят и пионеров. И вышла она невзначай. Главный редактор главной редакции пропаганды ЦТ Федор Романович Бруев с колоссальной симпатией отнесся к этой работе. (Он, уместно сказать, бывший полковник КГБ, как-то у меня в жизни все рифмуется.) Но кино не нравился больше высокому начальству. Однако 1 июня 1979 года в СССР впервой отмечался международный день ребенка. И Сергей Лапин, председатель телерадиокомитета, спросил на летучке: у кого-нибудь про детей что-нибудь есть? Бруев сказал: есть, у меня вот ленинградцы сделали. - Ну, давай в эфир.

- Когда кино вышел, он тотчас стал событием?

- Сразу. Я такого успеха ни в жизнь в жизни больше не знал. Сериал шел каждую неделю по первому каналу, и у него был фантастический рейтинг по тем временам.

"Мы похожи на героев "Ревизора? Да вылитые..."

- Я знаю, вы только что закончили съемки фильма "Класс" - о нынешних выпускниках школ. Это продолжение "Контрольной для взрослых"?

- Не продолжение, но нечто крайне похожее. Дети, которые пошли в школу в 91-м году и закончили в этом, совсем другие - свободнее, раскованнее. Первый вопросительный мотив, тот, что я задаю в фильме девочке: как звали Сталина?

- И она спрашивает, кто это таковой?

- Нет, она говорит - подождите, как же, как же, Илья... Игорь... И весь класс смеется.

- А как зовут Путина, вы не спрашивали?

- Нет, мне казалось, что это конъюнктурно, и оттого неинтересно.

- Но отчего же, намедни юбилея президента поток лести и славословия в его адрес добился таковый небывалой высоты, что было весьма занятно познать, как оценивают это явление дети свободной страны.

- Да, это крайне значимый вопросительный мотив. Вся скорбь в нас, в обществе. Это мы такие. Я в текущее время снимаю кино о том, как Валерий Фокин ставит в Александринском театре "Ревизора". "Ревизор" - главная пьеса нашей великой-великой страны. Фокин ставит сердитый, ужасный, беспощадный спектакль, где Хлестаков легко измывается и над этим обществом, и над этим городничим, ездит на них верхом. А они делают более того больше того, что он заставляет, и лижут все места, и облизывают. Я видел много "Ревизоров", и постоянно в зале смеялись - все-таки комедия. А на Фокинском спектакле гробовое безмолвие. Зато вслед за тем - 10-минутные овации. Потом я расспрашиваю людей в зале: мы с вами похожи на героев "Ревизора"? И мне все говорят - да, вылитые... Куда же нам от этого подеваться? Но я рад - раз говорят, видимо, что-то в обществе происходит, что-то людей гложет...

- Может, зачатки самоуважения?

- Очень надеюсь. Но и мощь инерции страшная, база векового подобострастия, унижения. Почему меня всю существование интересует учебное заведение? Там всё рождается. Завроно унижает директора школы. Директор - учителя. А преподаватель - ученика, а совместно с ним маму-папу. И, чтобы задобрить учителя, мы дарим конфетки-цветочки, и все такое... Общество, которое себя уважает, состоит из других людей. Главное - это я, мой жилище, мои дети. И если у меня дома все в порядке, то зачем управдом командует мною, а не я им. Понять это, уяснить - уже шаг к самоуважению. Вот мне Путин в беседа говорит: "Приезжаю я в зону наводнения, а там люди без одеял. Женщина вся в слезах бросается - замерзаем... Я спрашиваю у главы района - что, у вас одеял нет? А тот отвечает: понимаете, и за эти одеяла кто-то хочет свой огурец заполучить..." Я Путину в фильме кричу: "Так что же с этим работать?" И он говорит: "Работать. Или к стенке становить, но тогда мы вернемся к тому, что уже было".

- А вот эти 11-классники, они уже уважают себя?

- Да, у них достаточно высокая самооценка.

- А отчего вы не захотели продолжить сериал "Контрольная для взрослых"?

- У многих моих героев не очень-то все ладно сложилось в жизни. Они выросли, и как-то я не хочу больше вмешиваться в их существование, действовать ее публичной. Хотя Российское ТВ уговаривает, может, и сделаю...

- После вчерашнего фильма ваше имя уже решительно свяжут с именем Путина. Не боитесь, что слава "придворного художника" повредит репутации или коммерциалу? Вы об этом думали?

- Думал, конечно. И скажу идеально откровенно: пускай не обижается Путин, но он для меня эдакий же герой моего творчества, как десятки людей, которых я снял. И некогда всего мне было жутко занятно свершить с ним кино через 11 лет позже первого. Он согласился. И я ему за это благодарен, в этом месте он работал на меня, а не я на него. Фокинские артисты подкалывают: "Говорят, вы с Путиным на дружеской ноге?" Но это доброжелательные подколки. Ну а что потом фильма будут произносить разные гадости и пошлости, так я к этому готов.

- А вы бы хотели соорудить кино о Путине, когда он уже не будет президентом?

- Очень хотел бы, непременно. Если доживу.

"О милости прошу"

- В январе на российском ТВ вышел ваш кино "О милости прошу". История женщины, осужденной на 6 лет за подстрекательство к убийству своего мужа-изверга. У Ангелины трое маленьких детей, и свежий супруг пытается обосновать ее невиновность или достигнуть помилования. Правда ли, что после этого показа фильма кассеты с ним затребовали в администрацию президента, и посредством короткое время Путин подписал указ о помиловании женщин-матерей?

- Да, кино был запрошен, но сколь он повлиял на заключение президента, я не знаю. По времени да, совпало. Указ президента не коснулся женщин, осужденных по "тяжелым" статьям. Ангелина под указ не попала. У меня была вероятность, я сам с Путиным говорил, убеждал, что у нее трое детей, что у нее одно легкое, что она была не повинна. И три дня обратно президент мне позвонил на мобильный телефон (я был в аэропорту) и сказал, что подписал указ о помиловании Ангелины.

- А вы за всех своих героев так болеете, следите за их судьбами? Зачем вам это необходимо?

- Я хочу им поддержать. "О милости прошу" - это фильм-акция. Да, как режиссер, я имел счастливый момент. Но было и ещё что-то. Вот мне Гранин, посмотрев кино, говорит: "Вы, конечно, порядочный режиссер, но, по-моему, вы ещё и хоть куда человек". Я вам не лукавя скажу: для меня оценка "славный режиссер" неизменно была выше, чем "хоть куда человек". Все мы тщеславны, все хотим быть профессионалами, а "хоть куда человек", как известно, не специальность. Но с возрастом человеческая оценка становится все больше важной. Клянусь. Я не стал народным артистом СССР, более того заслуженным деятелем искусств не стал. И не хочу. Искренне. Есть такое имя в профессии: Шадхан - ну и неплохо. И для Ангелины я вправду сделал все, что мог, чтобы избавить. Есть фильмы и получше моих, и будут получше, а это то, что выходит за рамки профессионализма.

- А в Москву вас не зовут перебраться, по примеру многих и многих?

- Как же, звали, и настойчиво. Я не решился. Есть хорошая поговорка: я пью из маленького стакана, я пью из разбитого стакана, но я пью из своего стакана. Вот тот самый "свой стакан" я и не могу кинуть. Тем больше, что имя в конце концов позволяет быть свободным и не толкаться в приемных телевизионных начальников.

Биография

ШАДХАН Игорь Абрамович - режиссер-кинодокументалист. Родился 14 марта 1940 г. в Ленинграде.

Прадед по линии матери - барон Штейнер, лесопромышленник и лесовладелец. Дед Игоря в 1938 году был выслан в Ирбит, бабушке дали 10 лет тюрьмы. Матери И. Шадхана стезя в вуз был закрыт. Закончив медтехникум, она стала рентгенологом. Отец - Шадхан Абрам Михайлович, пламенный революционер, коммунист, управляющий крупного завода. Погиб в декабре 41-го года. Еще единственный член семьи - няня Прасковья Парикова - с 19 лет жила у Штейнеров.

В 1965 году Шадхан окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В 1962-1970 гг. - режиссер Воркутинского и Норильского телевидения. Поле возвращения в Ленинград до 1989 г. - на Ленинградском ТВ. В 1989-1993 гг. - художественный начальник 11-го канала Гостелерадиокомпании "Русское видео". С 1994 г. - художественный глава и президент АОЗТ "Мастерская Игоря Шадхана".

Автор цикла передач "Контрольная для взрослых" (1978-1994 гг., премия Союза журналистов СССР - 1981 г.), 10-серийного видеофильма "Снег - судьбина моя" о судьбах ГУЛАГа (1991--1992 гг.), цикла передач "Россия молодая".

Женат, имеет пятерых детей. Самому младшему - 4 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Кио Igor Kio

Игорь Кио - известный советский и российский артист цирка, иллюзионист, народный артист России. Родился 13 марта 1944 года.Впервые Игорь Кио вышел..
читать далее

Игорь Васильев Igor Vasiliev

Заслуженный артист РСФСР (1984). Народный артист России.
читать далее

Игорь Дмитриев Igor Borisovich Dmitriyev

Игорь Дмитриев - советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Родился 29 мая 1927 года.Дебют Игоря Дмитриева в кино состоялся..
читать далее

Игорь Копылов Igor Kopylov

Этот артист нечасто мелькает на телеэкране. Эпизоды в Улицах разбитых фонарей, Сестрах, Особенностях национальной политики - фильме, которого вообще..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий