Известные люди
»Игорь Шадхан
Рождение: 14.3.1940
В понедельник на телеканале "Россия" вышел фильм "Вечерний разговор" - кинодокументалист Игорь Шадхан беседовал с президентом России Владимиром Путиным. Режиссер, автор сериала "Контрольная для взрослых", повторил свой коронный прием - когда люди оглядываются на себя самих спустя годы и годы. Вот и вчера с Путиным сегодняшним соседствовал Путин вчерашний, которому нет еще и сорока. 11 лет назад Игорь Шадхан взял первое интервью у вице-мэра Петербурга Владимира Путина. Шадхан признается, что тогда он очень не хотел снимать какого-то там чиновника. - Я пришел к нему отказываться, сказал, что только отснял фильм про ГУЛАГ, весь переполнен и измучен тем, что сделал, и почему собственно я? "Потому что я видел "Контрольную для взрослых", - сказал мне этот чиновник, поблескивая серыми глазками. Он меня купил, все мы тщеславны, я сделал с ним передачу и не пожалел. Мне было с ним интересно тогда, 11 лет назад. Мне было с ним интересно и сейчас, мы писали интервью в сентябре, в Сочи, с часу ночи до трех. Он, что удивительно, почти не изменился. Это не самый выигрышный вариант для фильма, но по-человечески мне это почему-то приятно...
- Вы родились в Ленинграде?
- Да. Но когда мне исполнился год, началась махаловка, папа ушел на фронт добровольцем и в декабре 41-го погиб. Мама отвезла нас с сестрой в эвакуацию, в Ташкент. И уже задний тракт в 44-м я помню славно. В Ленинграде у нас была трехкомнатная квартирка. Должность отца (босс завода) считалась номенклатурной, и в квартире, несмотря на все обыски, грабежи и блокаду, осталось какое-то численность антиквариата: фигурки, тарелки, сервизы - папа собирал в близкое время. И я помню, как мать продавала фигурку за фигуркой, сервиз за сервизом, что помогло нам выжить в голодное послевоенное время. К тому же мать, работая врачом в Высшем военно-морском арктическом училище, получала офицерский паек. Сказать, что малолетство мое было голодным, воспрещено. Но бедность, нищета были около, и я это сильно недурственно чувствовал. Няня давала мне бутерброды в школу: с маслом или с колбасой, и я их постоянно по дороге выбрасывал, было стыдно. Да ещё и одевали меня неплохо - в общем, жуть.
- То есть вы были таким мальчиком-гогочкой?
- Да. Плюс ещё и еврей. А это слезы, драки, обиды. От домашней респектабельности тянуло во двор - где был мат-перемат, где все с 10 лет курили. И как-то меня заметил диковинно обаятельный чувак - кликухо у него было Канарейка, и он был карманником, вором в законе. Вася Канарейка взял меня в подручные - тогда это называлось "парнишка на прополе", на подхвате. Вася был виртуозом. Представьте, троллейбусная остановка, очередность. Стоит дама, прижимая к себе сумку. Подходит великолепно облаченный Вася с букетом цветов и начинает эту женщину, что называется, "кадрить". Цветами он закрывает сумку, и, глядя даме в глаза и говоря комплименты, второй рукой сумку вскрывает и берет монеты. Тут подворачиваюсь я, он мне все передает, и я бегу в условленное местоположение.
- А как делили?
- Никак, он мне отдавал мелочевку - ручки, зажигалки, то, что тащил попутно. Но в одно прекрасное время произошла страшная для меня история. В трамвае Вася срезал сумку у какого-то мужчины. Я спрыгнул на ходу и, пряча сумку на пузе, прибежал на условленное местоположение. И почему-то решил в нее зайти. Там лежали зарплатная ведомость дядя на 30 и достаточно страсть сколько денег. И меня это ужасно расстроило. Слово "зарплата" тогда было сильно важным - дожить до зарплаты удавалось не всем, перезанимали приятель у друга, и я представил, что ныне будет с тем человеком, тот, что вез зарплату, и с людьми, которые ее не получат. И что-то я такое понял. Но Васе проговорить не решился. Боялся посеять его, а сообща с ним и приобретенный во дворе авторитет.
- Струсили? Или то был начальный навык конформизма?
- В жизни каждого человека есть немного поступков, за которые стыдно. Но потому как Вася мне также ничего плохого не сделал. От многого охранил - от бесконечных драк, от "жидовской морды". Вот эта двухмерность жизни, она неизменно в моем сознании существовала. Что такое конформизм? Наверное, постижение, что существование вдалеке не однозначна. Слава богу, Вася Канарейка влюбился в девушку из соседнего дома. И она сказала: за вора замуж не пойду. Была тяжелая история с его уходом из воровского мира, но его отпустили, и Вася стал обыкновенным водителем. Прошло лет 30, я был уже достаточно известным человеком и как-то в электричке увидел перед собой этого Васю. Я к нему подсел: "Извините, вы не Вася Канарейка?" Он вздрогнул: "Да, а что?" - "А вы не помните 50-е годы, такой-то двор?" - "Кудрявый, это ты?.." Пошли ко мне домой, выпили. У него трое детей, он живет с этой самой Верой. Но тогда более того не пришло в голову снять про это кино, да и кому он тогда был нужен.
"Меня приняли за руководителя банды"
- Вы сказали, что конформизм - это постижение того, что существование в отдалении не однозначна. Меня давнехонько интересовало, как вы, потомок "врагов народа", в начале 90-х без малого в то же время сняли два шибко разных фильма. Один о Норильском ГУЛАГе, а второй - о человечных питерских чекистах?
- Мой конформизм - куда ни кинь, в каждый теме, нарыть человеческую драму, лирику, людской звук. Не думайте, что ваш вопросительный мотив застал меня врасплох, я долговременно думал об этом. После того, как в январе на РТР вышел кино "О милости прошу" (о женщине, осужденной за соучастие в убийстве мужа, позже мы вернемся к нему в разговоре с Игорем Шадханом. - В.В.), мне позвонил литератор Мелихов. Мы встретились, долговременно говорили, и он сказал: "Знаете, что вы делаете? Вы очеловечиваете человека, а не расчеловечиваете его". Очень высокая похвала, но, если по правде сообщать, как раз этим мне и хотелось бы заниматься. Хотя не стоит раздумывать, что не существует вещей и событий, к которым я отношусь отрицательно. Я ни в жизнь бы не оправдал ГУЛАГ, он вошел в меня посредством слезы матери, посредством рассказы няни о том, как издевались над моими дедом и бабкой. Но с фильмом о питерских чекистах особая история. Снять картину о питерском КГБ меня долговременно убеждал Путин. Я ему сказал - да вы что, я ненавижу тот самый здание на Литейном, я его боюсь, более того содрогаюсь и по доброй воле ни в жизнь туда не войду. А он - Игорь Абрамович, вы живете старым временем, там давнехонько работают другие люди, вы же газетчик, неужто не увлекательно? И я таки сунулся туда. И должен вам изречь, что и Виктор Черкесов (тогда патрон Петербургского КГБ, в эти дни полпред президента в Северо-Западном округе. - В.В.), и те люди, с которыми я там встречался, по всей видимости, вправду, были другими, в силу того что что с "недругими" я столкнулся едва раньше. Меня в середине 80-х один раз приняли за руководителя банды.
- Вы же тогда уже работали на Ленинградском телевидении, да ещё в отделе пропаганды...
- Как-то раз зашел в кафе, взял кофе с бутербродом. Единственное свободное местоположение было за столиком, где сидели два мужика. О чем-то мы с ними мало поговорили. Оказывается, за мужиками наблюдали оперативники, снимая на фото всех, кто с ними контактирует. Меня пригласили в КГБ, уважительно проводили к следователю в кожаном пальтецо. Он корректно завел меня в какую-то комнату - столик, стул, решетка на окне - и говорит: мы знаем, кто вы таковой, садитесь, пишите, вот бумага. Ушел и закрыл ворота на ключ.
- И что вы написали?
- Ничего не написал. Стал барабанить в ворота. Следователь вернулся, показал фотографию из этого самого кафе. Я говорю - да вы чего? Не без мата, конечно. В общем, помаленьку разобрались. Я следом Черкесову это рассказывал и Путину - они продолжительно смеялись. Говорили, что знают об этой истории.
- А откель они-то знали? На вас что, отдельное занятие было заведено в доме на Литейном?
- Видимо, да, не знаю. В общем, я сделал тот самый кино о чекистах, которые в 92-м году разгребали дела о реабилитации. И, скажу вам, мы плакали над этими делами вкупе. И в этом фильме я не славлю ГУЛАГ, я его...
-...очеловечиваете?
- Нет-нет, я его раскрываю, раскрываю трагедию ГУЛАГа и показываю, что чекисты бывают разные, чтобы мы скопом про всех так уж худо не думали.
- А вы не думаете, что вас в данном случае нетрудно использовали? Использовали аккурат тот самый ваш дар в каждый теме отыскать светлое, в любом человеке - живое? И вы сделали кино про КГБ не менее трогательным, чем про ГУЛАГ.
- Возможно, такую точку зрения мне уже высказывали. Не хочу приводить никаких аналогий из важный литературы, искусства, припоминать личности великих художников (без затей из скромности), так или по-другому используют всех. Я только метко знаю, что подонка разгляжу постоянно. И про подонка ни в жизнь ничего не буду снимать.
- А о Зюганове можете кино соорудить?
- Нет, не могу... Нет, могу-могу. О Зюганове я могу соорудить кино. Если бы он решился в открытую побеседовать на тему марксизма-коммунизма. Что это такое и отчего это живо в мире, и во что мы превратили это понятие своей жизнью, своей действительностью, своим ГУЛАГом, своим развитием экономики, своей бездарностью во всем? Поговорить с Зюгановым было бы ужасно любопытно. Вот с Жириновским, поди, нет, я не ищу в нем человека.
Ленинград-Воркута-Ленинград
- А как вас, коренного ленинградца, занесло в Воркуту, Норильск, вы же там отработали 8 лет?
- Я был вынужден перевестись на заочное отделение в театральном институте и искал работу. Беспартийному еврею, да ещё без образования, нарыть ее было без малого нельзя. И как-то ненароком меня познакомили с первым секретарем горкома комсомола Воркуты, он меня и позвал с собой. Оттуда и началось мое тв. Воркута и Норильск - особая держава. Я водил знакомство и с теми страшными людьми, которые ещё вчера были охранниками, начальниками зон и лагерей, и с освобождавшимися зеками. В кинокомплексе был руководитель, таковой майор Шахматов, он мне симпатизировал и, когда напивался, задушевно подбадривал: "Игорь, подожди, Сталин ещё вернется". И я не мог ему сказать: что ж ты, сволочь, говоришь? - оттого что было его жутко жалостно.
- Жалко или легко жутко?
- И ужасно также. Он был на грани сумасшествия. Трезвый придуривался, что ещё не псих, но вообще уже негусто чего понимал в жизни. Или был таковой Дмитрий Васильевич Редозубов - отличный ученый. В зоне был вечным дежурным по бараку, читал зекам Гоголя на темное время суток, а позже топил печку и занимался наукой. Он мне говорил: "Никогда в эту партию больше не вернусь". А его приятель, также зек, после этого лагеря, где ему отбили ноги и он едва ходил, вновь стал секретарем парторганизации и говорил: "Игорь, партии нужны такие люди, как ты". Вот вы пытались меня уесть конформизмом, но все это сильно непросто, не разрешено всех одной раскосый косить. В Воркуте мне было недурственно, но меня оттуда выгнали. В 65-м году случилась крупная авария на шахте. Погибли больше 60 шахтеров, и я в прямом эфире местного ТВ призвал определить погибшим монумент. Потом коллеги по ТВ сказали, что это была только моя инициатива, предали, в общем. И когда я пришел к приятелю, чтобы набить морду, он сказал: "Ну, Игорь, ну что ты. Ты даровитый. Ты выживешь, а я - нет".
Из Норильска меня также уволили. Вернулся в Питер в 30 лет, оставив в Норильске жену и ребенка. Через три года стал действовать на ленинградском ТВ. Тогда и родилась "Контрольная для взрослых". И год лежала на полке.
- Почему?
- Там ничего не было про октябрят и пионеров. И вышла она невзначай. Главный редактор главной редакции пропаганды ЦТ Федор Романович Бруев с колоссальной симпатией отнесся к этой работе. (Он, уместно сказать, бывший полковник КГБ, как-то у меня в жизни все рифмуется.) Но кино не нравился больше высокому начальству. Однако 1 июня 1979 года в СССР впервой отмечался международный день ребенка. И Сергей Лапин, председатель телерадиокомитета, спросил на летучке: у кого-нибудь про детей что-нибудь есть? Бруев сказал: есть, у меня вот ленинградцы сделали. - Ну, давай в эфир.
- Когда кино вышел, он тотчас стал событием?
- Сразу. Я такого успеха ни в жизнь в жизни больше не знал. Сериал шел каждую неделю по первому каналу, и у него был фантастический рейтинг по тем временам.
"Мы похожи на героев "Ревизора? Да вылитые..."- Я знаю, вы только что закончили съемки фильма "Класс" - о нынешних выпускниках школ. Это продолжение "Контрольной для взрослых"?
- Не продолжение, но нечто крайне похожее. Дети, которые пошли в школу в 91-м году и закончили в этом, совсем другие - свободнее, раскованнее. Первый вопросительный мотив, тот, что я задаю в фильме девочке: как звали Сталина?
- И она спрашивает, кто это таковой?
- Нет, она говорит - подождите, как же, как же, Илья... Игорь... И весь класс смеется.
- А как зовут Путина, вы не спрашивали?
- Нет, мне казалось, что это конъюнктурно, и оттого неинтересно.
- Но отчего же, намедни юбилея президента поток лести и славословия в его адрес добился таковый небывалой высоты, что было весьма занятно познать, как оценивают это явление дети свободной страны.
- Да, это крайне значимый вопросительный мотив. Вся скорбь в нас, в обществе. Это мы такие. Я в текущее время снимаю кино о том, как Валерий Фокин ставит в Александринском театре "Ревизора". "Ревизор" - главная пьеса нашей великой-великой страны. Фокин ставит сердитый, ужасный, беспощадный спектакль, где Хлестаков легко измывается и над этим обществом, и над этим городничим, ездит на них верхом. А они делают более того больше того, что он заставляет, и лижут все места, и облизывают. Я видел много "Ревизоров", и постоянно в зале смеялись - все-таки комедия. А на Фокинском спектакле гробовое безмолвие. Зато вслед за тем - 10-минутные овации. Потом я расспрашиваю людей в зале: мы с вами похожи на героев "Ревизора"? И мне все говорят - да, вылитые... Куда же нам от этого подеваться? Но я рад - раз говорят, видимо, что-то в обществе происходит, что-то людей гложет...
- Может, зачатки самоуважения?
- Очень надеюсь. Но и мощь инерции страшная, база векового подобострастия, унижения. Почему меня всю существование интересует учебное заведение? Там всё рождается. Завроно унижает директора школы. Директор - учителя. А преподаватель - ученика, а совместно с ним маму-папу. И, чтобы задобрить учителя, мы дарим конфетки-цветочки, и все такое... Общество, которое себя уважает, состоит из других людей. Главное - это я, мой жилище, мои дети. И если у меня дома все в порядке, то зачем управдом командует мною, а не я им. Понять это, уяснить - уже шаг к самоуважению. Вот мне Путин в беседа говорит: "Приезжаю я в зону наводнения, а там люди без одеял. Женщина вся в слезах бросается - замерзаем... Я спрашиваю у главы района - что, у вас одеял нет? А тот отвечает: понимаете, и за эти одеяла кто-то хочет свой огурец заполучить..." Я Путину в фильме кричу: "Так что же с этим работать?" И он говорит: "Работать. Или к стенке становить, но тогда мы вернемся к тому, что уже было".
- А вот эти 11-классники, они уже уважают себя?
- Да, у них достаточно высокая самооценка.
- А отчего вы не захотели продолжить сериал "Контрольная для взрослых"?
- У многих моих героев не очень-то все ладно сложилось в жизни. Они выросли, и как-то я не хочу больше вмешиваться в их существование, действовать ее публичной. Хотя Российское ТВ уговаривает, может, и сделаю...
- После вчерашнего фильма ваше имя уже решительно свяжут с именем Путина. Не боитесь, что слава "придворного художника" повредит репутации или коммерциалу? Вы об этом думали?
- Думал, конечно. И скажу идеально откровенно: пускай не обижается Путин, но он для меня эдакий же герой моего творчества, как десятки людей, которых я снял. И некогда всего мне было жутко занятно свершить с ним кино через 11 лет позже первого. Он согласился. И я ему за это благодарен, в этом месте он работал на меня, а не я на него. Фокинские артисты подкалывают: "Говорят, вы с Путиным на дружеской ноге?" Но это доброжелательные подколки. Ну а что потом фильма будут произносить разные гадости и пошлости, так я к этому готов.
- А вы бы хотели соорудить кино о Путине, когда он уже не будет президентом?
- Очень хотел бы, непременно. Если доживу.
"О милости прошу"- В январе на российском ТВ вышел ваш кино "О милости прошу". История женщины, осужденной на 6 лет за подстрекательство к убийству своего мужа-изверга. У Ангелины трое маленьких детей, и свежий супруг пытается обосновать ее невиновность или достигнуть помилования. Правда ли, что после этого показа фильма кассеты с ним затребовали в администрацию президента, и посредством короткое время Путин подписал указ о помиловании женщин-матерей?
- Да, кино был запрошен, но сколь он повлиял на заключение президента, я не знаю. По времени да, совпало. Указ президента не коснулся женщин, осужденных по "тяжелым" статьям. Ангелина под указ не попала. У меня была вероятность, я сам с Путиным говорил, убеждал, что у нее трое детей, что у нее одно легкое, что она была не повинна. И три дня обратно президент мне позвонил на мобильный телефон (я был в аэропорту) и сказал, что подписал указ о помиловании Ангелины.
- А вы за всех своих героев так болеете, следите за их судьбами? Зачем вам это необходимо?
- Я хочу им поддержать. "О милости прошу" - это фильм-акция. Да, как режиссер, я имел счастливый момент. Но было и ещё что-то. Вот мне Гранин, посмотрев кино, говорит: "Вы, конечно, порядочный режиссер, но, по-моему, вы ещё и хоть куда человек". Я вам не лукавя скажу: для меня оценка "славный режиссер" неизменно была выше, чем "хоть куда человек". Все мы тщеславны, все хотим быть профессионалами, а "хоть куда человек", как известно, не специальность. Но с возрастом человеческая оценка становится все больше важной. Клянусь. Я не стал народным артистом СССР, более того заслуженным деятелем искусств не стал. И не хочу. Искренне. Есть такое имя в профессии: Шадхан - ну и неплохо. И для Ангелины я вправду сделал все, что мог, чтобы избавить. Есть фильмы и получше моих, и будут получше, а это то, что выходит за рамки профессионализма.
- А в Москву вас не зовут перебраться, по примеру многих и многих?
- Как же, звали, и настойчиво. Я не решился. Есть хорошая поговорка: я пью из маленького стакана, я пью из разбитого стакана, но я пью из своего стакана. Вот тот самый "свой стакан" я и не могу кинуть. Тем больше, что имя в конце концов позволяет быть свободным и не толкаться в приемных телевизионных начальников.
Биография
ШАДХАН Игорь Абрамович - режиссер-кинодокументалист. Родился 14 марта 1940 г. в Ленинграде.
Прадед по линии матери - барон Штейнер, лесопромышленник и лесовладелец. Дед Игоря в 1938 году был выслан в Ирбит, бабушке дали 10 лет тюрьмы. Матери И. Шадхана стезя в вуз был закрыт. Закончив медтехникум, она стала рентгенологом. Отец - Шадхан Абрам Михайлович, пламенный революционер, коммунист, управляющий крупного завода. Погиб в декабре 41-го года. Еще единственный член семьи - няня Прасковья Парикова - с 19 лет жила у Штейнеров.
В 1965 году Шадхан окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В 1962-1970 гг. - режиссер Воркутинского и Норильского телевидения. Поле возвращения в Ленинград до 1989 г. - на Ленинградском ТВ. В 1989-1993 гг. - художественный начальник 11-го канала Гостелерадиокомпании "Русское видео". С 1994 г. - художественный глава и президент АОЗТ "Мастерская Игоря Шадхана".
Автор цикла передач "Контрольная для взрослых" (1978-1994 гг., премия Союза журналистов СССР - 1981 г.), 10-серийного видеофильма "Снег - судьбина моя" о судьбах ГУЛАГа (1991--1992 гг.), цикла передач "Россия молодая".
Женат, имеет пятерых детей. Самому младшему - 4 года.
Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Кио Igor Kio
Игорь Кио - известный советский и российский артист цирка, иллюзионист, народный артист России. Родился 13 марта 1944 года.Впервые Игорь Кио вышел..
читать далее →
Игорь Васильев Igor Vasiliev
Заслуженный артист РСФСР (1984). Народный артист России.
читать далее →
Игорь Дмитриев Igor Borisovich Dmitriyev
Игорь Дмитриев - советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Родился 29 мая 1927 года.Дебют Игоря Дмитриева в кино состоялся..
читать далее →
Игорь Копылов Igor Kopylov
Этот артист нечасто мелькает на телеэкране. Эпизоды в Улицах разбитых фонарей, Сестрах, Особенностях национальной политики - фильме, которого вообще..
читать далее →