Известные люди
»Илья Хржановский
Рождение: Россия
Полнометражный дебют молодого режиссера Хржановского 4, снятый по сценарию Владимира Сорокина, участвует, наряду с Богиней Ренаты Литвиновой, в конкурсе открывающегося сегодня кинофестиваля в Роттердаме. Накануне первого, после премьеры в Венеции, крупного события в жизни этой скандальной картины, с Ильей Хржановским побеседовала корреспондент.
- Как вы относитесь к соревнованиям настолько разных фильмов, которые подобрались в фестивальной программе?
- К соревнованиям я славно отношусь в смысле спорта. Но участие в конкурсе все же само по себе почетно. Приятно, когда награждают, и что надо презирать премии, их имея. Но когда подумаешь о том, что, к примеру, выдающийся кино Хрусталев, машину! сгинул в Каннах или Догвиллю ничего не дали, - в этом контексте я без затей не могу представить, какие чувства должен был проверять тот, кто на этих фестивалях что-то получал. Поэтому это все не показатель.
- В работе над фильмом вы получили поддержку фонда, функционирующего при фестивале - Hubert Bals Fund. Это существенная содействие?
- Это фонд основателя фестиваля, тот, что поддерживает арт-фильмы и дебюты по всему миру. Мы находимся за пределами мирового контекста, хотя на самом деле в России есть сильно полно проектов и режиссеров, которые будут интересны западным фондам и дистрибьюторам. Но западные фонды обыкновенно видят кино, когда он уже готов или более того был сделан год и два обратно. Здесь же мы послали в Hubert Bals Fund план и получили грант, тот, что поддержал уверенность продюсера проекта, Елены Яцура, в том, что она сделала справедливый отбор, помог принять дополнительное финансирование в Минкультуры и давал, безусловно, некоторую страховку: мы понимали, что в любом случае уже будем на Роттердамском кинофестивале.
- Не воспримет ли западная аудитория кино по сценарию Владимира Сорокина как фантастику, в то время как в России 4 смотрится скорее как реалистичная картина?
- Я делал кино безусловно про Россию, о том, что я думаю и чувствую о людях своего поколения. Мне не хотелось, чтобы на тот самый кино реагировали, как на зоопарк. А российский зритель или западный - все одинаково. Зрители все разные. Реакция лучше на Западе: в Венеции, к примеру, смотрели кино намного лучше, чем в России. Когда я показывал кино в периферии, в Самаре, на него вообще была реакция, как на рок-концерт: кричали, улюлюкали, жутко радовались и смеялись.
- Но это не из-за того, что одну из главных ролей у вас играет Сергей Шнуров?
- Нет, из-за фильма в целом. Они 4 восприняли как кино из своей жизни - ну, может быть, острее снятое. И сказали: да, это мы все и так любой день видим, а когда вы серьезные-то фильмы будете снимать? У фильма ибо нет задачи сыскивать пороки, обличать их Там ничего жесткого, если всмотреться, нет, несмотря на то что бабушки там оголяют грудь.
- Сложности с получением прокатной лицензии были как раз с этим эпизодом связаны?
- Сложности уже исчерпаны. Прокатное удостоверение мы в результате получили. Надеемся, что картина выйдет в апреле.
- И не пришлось ничем жертвовать, что-то вырезать?
- Я категорически отказался вырезать что-либо, и в моем контракте был пункт, что никто не имеет права без моей санкции вырезать ни секунды, ни метра, ни кадрика.
- У вас в фильме заняты в основном непрофессиональные актеры. Как вы их искали, вы изначально хотели снимать непрофессионалов?
- Я хотел снимать личностей, шибко внятных по своему движению и энергетике. Мне была дороже некая подлинность, чувственная и живая, чем, вероятно, больше изысканная или изощренная развлекуха, но смоделированная. Я открыто посмотрел много-много актеров, следом стал глядеть неактеров. На образ Марины посмотрел джентльмен двести и в результате нашел девушку посреди стриптизерш.
- Сестры-близнецы или, предположительно, клоны в фильме - это компьютерный результат?
- Нет, это настоящие сестры, Марина, Ирина и Света Вовченко.
- Сама центральная предмет фильма, клонирование: она ваша или сорокинская?
- Изначально был сюжет, тот, что произошел со мной и моим приятелем, и сцена в баре, разговорчик о клонах - разработка этого сюжета. Я пригласил Сорокина, это отличный беллетрист, и мне крайне нужен был автор, у которого есть то, что у Володи: вероятность из бытовой, подробной какой-то жизни неожиданно достать что-то фантасмагорическое, как пить дать незаметное, и при этом не кончать быть достоверным. Сейчас уже как-то все привыкли - клонирование и клонирование. А когда кино начинал твориться, четыре года вспять, только недавно овечку Долли клонировали, и все это казалось малореальным.
- Но сейчас это скорее пугающая предмет для ужастиков.
- Да нет, ну отчего для ужастиков?
- То есть вы смирились с фактом существования клонирования?
- Я не смирился с тем, что это происходит со мной лично, что я теряю индивидуальность, что это уже происходит со многими близкими людьми, что мы все стараемся быть похожими приятель на друга, а не всякий - на самого себя. Это касается всего: одежды, повадки поведения, мышления. Вот то, что меня сильно волнует, про это клонирование и шла речь. Про то, что теряется собственное физиономия.
- Число четыре имеет для вас мистический толк, или, может, оно приобретет такой для других, когда кино выйдет в прокат?
- Пока что для меня мистицизм был не сверх меры радостный, потому что что картину я в результате делал четыре года. Единственное, я рад, что сценарий не был назван 8 или 12. Помню, что когда я Сорокину стал произносить, как меня преследует это цифра, ещё в начале работы над проектом, мы выходили из ресторана, и он сказал: Главное, не сходите с ума, Илья, на цифре четыре. Володя сказал это, поднял руку, поймал машину - и я посмотрел на номер этой машины: 444.
- Какие проекты у вас в текущее время в работе?
- Один - это кино об академике Ландау по мотивам книжки его вдовы Коры. Игровая картина, весьма сложная, мы ещё работаем над сценарием. Это история стопудово свободного человека в несвободной стране, невероятной жизни. Он был вундеркиндом, в 13 лет уже поступил в вуз, а с иной стороны, уже будучи ученым с мировым именем до 26 лет оставался девственником. Его подруга жизни - это его первая дама. Она, уместно сказать, работала: шоколадных зайцев делала на фабрике. В то время как он делал атомную бомбу. Они изначально договорились, как бы подписали пакт: дремать с кем угодно, мол, ничего в этом страшного нет. Она ему при этом стелила ложе, готовила вечерний стол для его любовниц - она его обожала. Очень диковинный был брак. Более того, на эти свободные отношения он подсадил ещё, надо полагать, академиков восемь - лауреатов Нобелевской премии. Он был неверующий мужчина, не верил в бога, ему дарили иконы с его изображением, где вместо заповедей были формулы. И дальше - он попадает в страшную аварию, испытывает безусловный ад на земле. У него пропадает дар его, он больше не делает ни одного открытия В общем, весьма интересная, на мой точка зрения, история, и чувственная, и пронзительная. О том, что есть пределы того, что может дозволить себе дядя, какой бы он ни был.
А второй план - это современная версия по мотивам Шагреневой кожи Бальзака. Это должен быть мюзикл.
- А музыку кто напишет?
- Сейчас мы в то время как беседуем на эту тему с Леонидом Федоровым из группы АукцЫон. Над текстом работает Алексей Шипенко, отличный драматург, проживающий в Германии последние лет десять. А ещё ещё есть единственный план, надеюсь, больше скорый: по мотивам романа Хемингуэя Райский сад. Это такая простая история, на троих, что называется.
Начал с четырех
Илья Хржановский, наследник мэтра отечественной анимации Андрея Хржановского, родился в 1975 году в Москве, окончил ВГИК (мастерская Марлена Хуциева). В соавторстве с Артемом Михалковым сделал короткометражный кино Остановка. Полнометражный дебют Ильи Хржановского, кино 4, до Роттердама-2005 демонстрировался во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля и был номинирован на Национальную премию кинокритики и кинопрессы Золотой Овен.
Так же читайте биографии известных людей:
Илья Древнов Ilya Drenov
Этого молодого артиста больше знают как супруга звездной Марии ПОРОШИНОЙ, но данный титул его не обижает. Актерская карьера во многом сродни..
читать далее →
Илья Рахлин Ilya Rahlin
Народный артист России, руководитель Санкт-Петербургского государственного театра "Мюзик-холл".
читать далее →
Илья Салов Ilya Salov
В последствие свои впечатления о пензенской деревне И.А. Салов описал в повестях Пушиловский ренегат (1858) и Грачевский крокодил (1879), рассказах..
читать далее →
Илья Бондаренко Ilya Bondarenko
Российский мотогонщик, участник соревнований по спидвею. Мастер спорта.
читать далее →