Известные люди
»Иммануил Кант
Рождение: Германия, 22.4.1724 - 12.2
Иммануил Кант - выдающийся немецкий философ. Родился 22 апреля 1724 года.Иммануил Кант известен как один из ярчайших родоначальников немецкой классической философии. Основными идеями Канта являются: категорический императив, трансцендентальный идеализм, sapere aude, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир.
Великий германский философ слыл педантом и буквоедом, прожил бытие холостяком и до конца дней своих любил хорошее винцо и красивых женщин. Сын шорника учил мировое сообщество принципам морального совершенства. При прусском дворе его почитали, но не любили и не жаловали. После его смерти две недели безутешные обитатели города откланивались со своим гениальным земляком, но не прошло и полгода - и его обитель был продан некоему купцу под кафе.
Проссийский затворник- Иммануила Канта позволительно смело прозвать самой загадочной и самой знаковой личностью Кенигсберга, - утверждает академический работник Калининградского историко-художественного музея Вероника Чернышева. - Несмотря на то что вся его бытие связана только с этим городом и прошла на виду у земляков, и начальный вариант биографии философа был написан ещё при его жизни, имя Канта до сих пор овеяно невероятными легендами и мифами. Великий пересмешник завсегда гордился своим кенигсбергским происхождением и более того не подозревал, что следом смерти его трактаты станут объектом нешуточных притязаний и споров между Западом и Востоком. В Европе уверяли, что в основу трудов Канта легли открытия Ньютона. В Азии до сих пор существует точка зрения, что базисом работ ученого послужили рассуждения имама Газали и аль-Араби. Бытует более того утверждение, что на склоне жизни на одном из вариантов собственной биографии Кант начертал арабской вязью: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного!" Это только сказка, но, согласитесь, сказка красивая.
Автором самой известной на постсоветском пространстве легенды по праву считается Михаил Булгаков. Рассказ мессира Воланда, на первых страницах "Мастера и Маргариты" поведавшего Берлиозу и Безродному о своей беседе за завтраком с профессором Кантом, выглядит больше чем убедительно.
- Маленький момент романа, немного упоминаний об Иммануиле, которого жаркий и младой Иван Безродный жаждет упрятать на Соловки, снова дал почву для серьезных изучений и толков, - констатирует Чернышева. - Но приходится Булгакова опровергать. Во-первых, Кант ни при каких обстоятельствах не формулировал пяти доказательств существования Бога. В его трудах систематизированы мысли предшественников - философов античности, и сконцентрированы они только в три постулата: теологический, онтологический и космологический. Собрав их формулировки воедино, Кант на самом деле раскритиковал эти воззрения, за что впал в лютую немилость церкви. Уже следом его смерти кому-то из богословов крайне захотелось приписать философу ещё одно, четвертое, подтверждение Божьего бытия - нравственное, сформулированное как "осознание наших обязанностей в виде божественных заповедей". Но Кант, не особенно опасаясь прослыть безбожником, зачастую говорил своим студентам: "В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может".
Однако если все-таки условиться принять систему координат романа Михаила Булгакова, то будет правомерным и таковой деликатный исторический нюанс: Воланд, само собой, бывал в Кенигсберге. В любом другом городе мира завтрак с Кантом произойти не мог - философ ни в жизнь не покидал пределов своей малой родины, за что ещё при жизни получил прозвание "прусский затворник". Значит, для теологического спора с гениальным человеком сатана приезжал к нему в Кенигсберг.
Пиво - еда дурного вкуса- Жизнь вряд ли могла сулить сыну бедного шорника большие перспективы, если б не его неутолимая охота познаний, - продолжает расклад Вероника Чернышева. - Рано потеряв мамаша и отца, Кант влачил в юности нищенское наличие. Бедность преследовала великого мыслителя без малого до самой смерти: только на склоне лет он мог разрешить себе приобрести маленький дом. Поступив в Кенигсбергский универ, младой Кант не смог его закончить: все по той же - финансовой - причине. Зарабатывал на бытие чем только мог - от репетиторства до игр на бильярде и в карты. Нередко случалось: чтобы вылезти в град, грядущий почетный гражданин Кенигсберга забирал взаймы обувь у своих друзей по альма-матер.
Сложилось взгляд, что Кант был великим педантом. Но в юности он совсем не был обязательным и сильно вольно трактовал само понятие "пунктуальность". К скрупулезной точности во всем будущего мыслителя капельку ли не силой приучил его дружбан - британский купец Грин. Британец не прощал Канту малейших опозданий и устраивал по каждому поводу многообразные демарши и откровенные выволочки. С возрастом педантичная аккуратность и аккуратность вошли в привычку. Горожане сверяли часы, завидев пожилого Канта на прогулке. Он не любил неопрятно одетых студентов, абсолютно игнорировал беззубых собеседников. Пунктуальность, педантизм и приверженность традициям до того определяли уклад жизни Канта и задушевный комфорт, что доходило до абсурда: скажем, избавление от хамоватого и заносчивого слуги Мартина Лямке послужило причиной сердечного приступа.
Но Вероника Чернышева уверяет, что, став эталоном аккуратности и более того аскетизма, Кант сумел сберечь в себе задор отчаянного студента Альбертины - Кенигсбергского университета.
- Он обожал винцо и презирал пиво, - рассказывает она. - В одном из своих трудов Кант дал напитку из солода и хмеля крайне нелестную оценку: "Пиво - еда дурного вкуса". К женской красоте постоянно относился с благоговением. Будучи уже глубоким стариком, во время приемов и торжественных обедов он неизменно просил одну из юных красавиц присесть за столик рядом с ним с правой стороны. В то время все в Кенигсберге знали: философ слеп на левый зрачок.
Несмотря на преклонение перед прекрасным полом, Кант так ни в жизнь и не был женат. Причина, по которой он не смог рискнуть на создание семьи, довольно банальная: бедность. Кант иронизировал над своим холостяцким бытием: мол, когда была нужна дама, он не мог ее прокормить, когда же положение позволило содержать жену, надобность в женщине отпала. Но тут же оговаривался: хотя вообще-то, ничто не оправдывает безбрачия.
Его ошибки были гениальны...- Кант ни при каких обстоятельствах не был диссидентом, - утверждает Вероника Чернышева. - Напротив, первые, ещё не сильно зрелые свои труды, от которых в преклонном возрасте он постарался отречься, философ посвящал главе администрации области Кенигсберга и императору Фридриху II. Тем не менее ученая карьера Канта продвигалась с большими сложностями. Умные люди неизменно раздражают политическая элита...
Во время Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи. Новоиспеченный подданный Елизаветы Петровны в марте 1758 года обратился к своей императрице с просьбой дать ему освободившуюся в университете вакансию заведующего кафедрой логики и метафизики. До государыни прошение не дошло. Рассмотревший челобитную по существу глава администрации области Восточной Пруссии Николай Корф отказал философу по типично бюрократическим мотивам: прочий претендент на эту вакансию имел более значительный стаж преподавательской деятельности, что и решило вопросительный мотив не в пользу Канта. Уже к середине XVIII века перед его талантом преклонялась вся Европа. При прусском дворе философа ещё почитали, но не любили и не жаловали. Прошения Канта о дальнейшем обустройстве Альбертины и его собственных перспективах открыто волокитили.
По мнению историка, Кант был гениален более того в своих ошибках.
- На лекциях по физической географии философ рассказывал своим ученикам, что в России обитает рыбешка осетр, которая, чтобы погрузиться на дно, глотает камни. А под Оренбургом живут маленькие люди с небольшими хвостиками. Впрочем, ни капельки не все его парадоксальные утверждения были далеки от истины. Чего стоит, скажем, такое: "В далекой Сибири живут магометане, язычники и христиане. Магометане вообще не пьют крепкого. Но нигде в мире не предаются так пьянству, как в Сибири остальные ее обитатели".
Сам того не подозревая, Иммануил Кант вступил в заочную полемику с ещё не родившимся оппонентом - Владимиром Лениным. Эпатажный тезис вождя мирового пролетариата о том, что и кухарка способна править государством, прусский затворник предвосхитил едким афоризмом: "А кто из самих государственных мужей может постичь истинное искусство кухарок?"
Гансы и Иваны, родства не помнящиеСо славой к Канту пришли и все сопутствующие ей издержки. Еще при жизни мыслителя по всей Европе начали являться авантюристы, именующие себя его детьми. Томные красавицы из высшего общества спешили уведомить свет, что были любимы великим философом. Как правило, такие откровения прикрывали меркантильные интересы.
- Кант умер в достатке, - констатирует Вероника Чернышева. - Он оставил своим трем сестрам и брату состояние в 20 тысяч гульденов. Смерть философа вызвала неподдельную скорбь во всем городе. Достаточно вымолвить, что гражданская церемония прощания с ним длилась вместо положенных трех дней без малого две недели. 28 февраля гроб учителя несли 28 лучших студентов Альбертины. Город был охвачен трауром: Кенигсберг потерял самого великого своего сына.
Но скорбь обитателей не помешала им же самим дискредитировать память о прусском затворнике. Не прошло и полугода затем смерти автора "Критики практического разума", как его дом был продан некоему купцу под кафе. Слабые голоса возмущенных коллег Канта потонули в море равнодушия. Никто из родственников или богатых друзей философа более того не попытался протестовать. Спустя 90 лет тот самый жилище был снесен. Причина? Весьма прагматичная: новым хозяевам понадобилось местоположение для магазина дамских шляпок. В 1924 году Европа готовилась подмечать 200-летие со дня рождения великого философа. Чтобы "соблюсти лицо", бургомистр Кенигсберга под давлением "Общества друзей Канта" обязал коммерсантов повесить на шляпном павильоне мемориальную доску. Надпись на доске отличалась безысходностью и циничностью: "На этом месте стоял жилье, в котором Иммануил Кант жил и учил с 1783 по 1804 год".
- В том же году кенигсбержцы вспомнили ещё об одном месте, связанном с именем своего гениального земляка, - рассказывает Вероника Чернышева. - Директор исторического музея Эдуард Андерсен взял на себя смелость утверждать, что наконец-то установил точное месторасположение домика лесничего Вобзера - друга Иммануила Канта, у которого философ зачастую гостил. В этом доме был написан известный трактат "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного".
Жилище Вобзера стало местом паломничества путешественников. Но без малого сию минуту же появилось несть числа оппонентов, которые не поленились досконально исследовать загородные прогулочные маршруты ученого и подвергнуть утверждения главного кенигсбергского краеведа сомнениям. Вызвавший споры дом существует и по этот день.
- Кант крайне гордился своей национальностью, своим городом и, по-видимому, сильно бы удивился, узнав о том, что основная ветка его генеалогического дерева прервется не в Германии, не в Пруссии, а в Центральной России - точнее, в СССР, - завершила свой расклад Вероника Чернышева. - В середине 30-х годов ХХ века репрессировали единственного прямого потомка брата Иммануила Канта, тот, что имел бедствие быть одним из руководителей "Уралмаша".
Вы удивитесь, но Кант был российским подданнымИммануил Кант - германский философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма - родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (сегодня Калининград), умер 12 февраля 1804 года там же. Четвертый ребятенок в небогатой семье шорника. Наречен в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает "с нами Бог". Всю бытие прожил в Кенигсберге. С января 1757 г. по июль 1762 г. - русский подданный.
В 1745 году закончил вуз. В течение девяти лет жил и работал домашним учителем в аристократических семьях, что давало материальные средства для занятий - на досуге - философскими исследованиями. В 1755 году получил звание приват-доцента университета. Следующие 15 лет, в ожидании профессуры, служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря.
Этот отрезок времени философского развития Канта называют "докритическим". В числе основных работ - "Всеобщая естественная история и доктрина неба" (1755), "Новое освещение первых принципов метафизического познания" (1755), "Грезы духовидца" (1766).
С 1770 года принято новости отсчет "критического" периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1797 года преподавал большой цикл дисциплин - философских, математических, физических.
К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : "Давно задуманный проект сравнительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1) что я могу располагать информацией? (метафизика); 2) что я должен работать? (мораль); 3) на что я смею полагаться (религия); в конце концов, за этим должна была следовать четвертая проблема - что такое дядя? (антропология, лекции по которой я читаю в течение больше чем двадцати лет)". В тот самый отрезок времени Кантом были написаны "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790) - фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное воздействие на дальнейшее формирование важный философской мысли. Но более того далеким от философии людям известно его знаменитое изречение: "Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небосклон необходимо мной и нравственный закон во мне".
"Закон, живущий в нас, называется совестью"Так говорил Кант
О роли объединяющей идеи для победы добра"...Высшее нравственное благо не может быть осуществлено только посредством стремления отдельного человека к его собственному моральному совершенству, а требует объединения людей в одно целое для той же цели, т.е. системы благомыслящих людей, в которой и благодаря единству которой это благо только и может осуществиться..."
О свободе слова"...Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь в распоряжении право открыто высказывать близкое взгляд о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу... Свобода печатного слова есть один палладиум прав народа..."
О войне и мире"Должно признать, что величайшие бедствия, терзающие культурные народы, сущность последствия войны, а аккурат последствия не столь происходящей сегодня или происходившей, сколь неослабевающего и более того беспрерывно увеличивающегося приготовления к будущей. На это тратятся все силы государства, все плоды его культуры, которые могли бы употребляться для ещё большего распространения последней; свободе наносятся во многих местах жутко чувствительные удары, и материнская заботливость государства о единичных членах выражается в неумолимо суровых требованиях, которые оправдываются кроме того интересами внешней безопасности".
"...Вечный мир (конечная мишень всего международного права) есть, разумеется, неосуществимая мысль. Но политические принципы, нацеленные на то, чтобы входить в такие [международные] связи, которые служили бы постоянному приближению к состоянию вечного мира, полностью осуществимы..."
О необходимости соотнесения веры и морали"Если я принимаю веру в качестве принципа безотносительно к морали... то такая вера совсем не количество религии".
О перестройке образования"...Способность суждения есть отличительная черта так называемой смекалки, и отсутствие ее запрещено восполнить никакой школой, так как учебное заведение может вручить более того ограниченному рассудку, как бы вдолбить в него, сколь угодно правил, заимствованных у других, но способность точно пользоваться ими должна быть присуща более того ученику, и если нет этого естественного дара, то никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не гарантируют его от ошибочного применения их... Отсутствие способности суждения есть, собственно, то, что называют глупостью, и супротив этого недостатка лекарства нет".
О роли бессознательного в творчестве"...На крупный карте нашей души, так заявить, освещены только немногие пункты, - это положение может возбуждать у нас изумление перед нашим собственным существом; потому что если бы некая высшая мощь сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, к примеру, мы возьмем писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти)".
Категорический императив Канта"...Поступай так, чтобы ты всю дорогу относился к человечеству - и в своем лице, и в лице всякого другого ещё - как к цели. И ни в жизнь не относился бы к нему только как к средству".
Так же читайте биографии известных людей:
Имран Кхан Imran Khan
Имран Кхан - американский актер индийского происхождения. Родился 13 января 1983 года.Имран Кхан является племянником известного индийского актера..
читать далее →
Имре Кертес Imre Kertesz
Венгерский писатель Имре Кертес (Imre Kertesz) родился в Будапеште в 1929 году, в пятнадцатилетнем возрасте был угнан в Аушвиц, после чего попал в..
читать далее →
Имре Надь Imre Nad
Родился 7 июня 1896 в Капошваре в крестьянской семье. В годы Первой мировой войны служил в австро-венгерской армии, попал в русский плен. Принимал..
читать далее →
Инга Оболдина Inga Oboldina
Ингу СТРЕЛКОВУ-ОБОЛДИНУ зрители узнали по картине Небо. Самолет. Девушка. Она играла Мышку, подругу главной героини в исполнении самой Ренаты..
читать далее →