Известные люди
»Инго Метцмахер
Завершать масштабный Бетховенский фестиваль в Бонне доверили знаменитому дирижеру Инго Метцмахеру.
- Ваша репутация страстного приверженца современной музыки просторно известна в музыкальном мире. В Гамбурге вы немного сезонов вели цикл лекций-концертов, провокативно озаглавленный Кто боится музыки ХХ века?. Чем объясняется ваше тяготение ввести в концертный обиход как разрешено больше современной, зачастую неизвестной широкому слушателю музыки?
- Действительно, мои программы нечасто обходятся без современных сочинений. Потому что я сильно убежден в том, что мы, музыканты, должны осознавать и манифестировать единство исторического музыкального процесса: в нем нет разрывов, это одна непрерывная граница музыкальной эволюции. Если мы сегодня без труда находим взаимосвязь между музыкой Брамса и Бетховена, то в аккурат так же существует взаимосвязь между, скажем, симфониями Хартмана, немецкого композитора ХХ века, и всей предыдущей традицией немецкого симфонизма.
История музыки, как и история человечества, проходит разные этапы, но не стоит искусственно членить ее. Мы все живем в едином музыкальном пространстве, где прошлое и предстоящее переплетены. Надеюсь, на сегодняшнем концерте, услышав Восьмую симфонию Хартмана, вы найдете в ней удивительные и очевидные параллели с музыкой других эпох.
- Недавно вы записали все восемь симфоний Хартмана с Бамбергским оркестром. Это своего рода подвиг; его музыка не чрезмерно известна более того в самой Германии. Что вас подвигло на настолько трудоемкую просветительскую акцию?
- Я впервой услышал симфонию Хартмана в записи ещё в 80-е годы - дирижировал Кубелик. Чем-то меня задела эта музыка. Я навострил уши и почувствовал: что-то в этом месте есть. У меня, знаете ли, нюх на такие вещи. Я думаю, Хартман такое же крупное явление в истории немецкой музыки, как Шостакович в русской. Они родились в одно время. Принадлежали к одному поколению, и оба были очевидцами крупных исторических катаклизмов. Поэтому в их судьбах мы находим несть числа общего: обоим пришлось трудиться в переломные времена, когда деструктивные тенденции в политике и культуре преобладали над созидательными, а политическое давление на деятелей культуры возросло многократно. Схожей оказалась и их реакция на вызовы времени. Оба создавали крупные симфонические полотна, в которых отразилось их чувство катастрофичности эпохи.
Хартман был свидетелем перемен, случившихся с Германией. Утрата страной своей национальной идентичности, ее агрессия, поставившая мир на граница катастрофы, не могли не повлиять на его творчество. Не невзначай он вынимает из традиционного симфонического цикла только средние части, Адажио и Скерцо, подчеркивая их контраст и сознательно разрушая целостность симфонического цикла. Это похоже на мощный античный торс.
Его Адажио медленное, медитативное, это оплакивание нации, это Lacrimosa, слезный рёв. А Скерцо это сопротивление, призыв выстоять, не сломаться, выжить вопреки всему. Разве не так же думал и творил Шостакович в России? Эти два творца сильно разнятся по стилю, но интенсивность их музыкального высказывания весьма сильна.
Моя давняя греза когда-нибудь приехать в Россию и реализовать в одном концерте симфонии Хартмана и Шостаковича. Я бы составил тематическую программу, посвященную войне, в которой участвовали наши народы. И выбрал бы симфонии о войне Седьмую или Восьмую симфонию Шостаковича и Первую симфонию Хартмана. Это был бы концерт-реквием по павшим жертвам Второй важный войны. С удовольствием провел бы концерт в Санкт-Петербурге я слышал, это крайне пригожий град.
Мне кажется, ещё в одном похожи Хартман и Шостакович: их музыка это музыка одинокого человека, она полна печали и горьких сожалений. И сообща с тем чувствуется, что эта музыка написана сильной личностью.
- Однако у Шостаковича был сильно силен и эскапизм: он пытался мчаться от реалий времени, укрыться в творчестве, как в раковинеЕсть ли такое влечение у Хартмана?
- Думаю, нет, он был с характером. Хотя, бесспорно, и Хартман, и Шостакович, жили во внутренней эмиграции. Политика крайне шибко влияла на их мироощущение: они чувствовали себя заключенными в тюрьму ложных идеалов и лживой, навязчивой пропаганды.
- В Гамбурге вы поставили уймище спектаклей сообща с режиссером Петером Конвичным. Что вас сближает? Как вы нашли дружбан друга?
- Мы поставили с Конвичным в Гамбургской опере 13 спектаклей за 8 лет. Я считаю его замечательным музыкантом, тот, что может ощутить психофизиологическую природу музыкального материала и перевести ее на язык театра. Кроме того, его папа, известный дирижер Франц Конвичный дружил с моим отцом-виолончелистом. Они сверстники, сообща учились и совместно выступали в концертах. Их объединяла общая учебное заведение и музыкальное воспитание. Мы с Петером унаследовали эту общность взглядов на тварь божья музыки и на театр. И главной нашей целью стало сокращение дистанции между зрителем и оперным шедевром. Мы вечно стремились разрушить эту пресловутую четвертую стену между сценой и зрительным залом.
- Это удалось: ваш Дон Карлос, в дальнейшем перенесенный на сцену Венской оперы, интерактивный спектакль, действо которого выплескивается в фойе, а в антракте зрители становятся участниками процессии и более того акта аутодафе.
- Да, нам обоим нравится работать эффектные, броские спектакли, в нас живет пристрастие к сильным жестам, ярким и понятным символам. Мы любим изрядный мазок никакого деликатничанья, полутонов, тонких намеков не признаем. Надо заниматься мужским, мускулистым искусством, а не витать в эмпиреях, вздыхая и в восторге закатывая глаза. Таково наше чувство жизни в этом мы с Конвичным сходимся.
Я люблю ухватить нерв музыки если вы понимаете, о чем я. Конвичному это мое качество нравится. Я люблю, чтобы музыка брала за живое, шла вот отседова (указывает в область желудка). А Конвичный замечательно чует вещество театра. В общем, мы с ним непреклонно стоим на земле, обеими ногами и делаем конкретное, приземленное искусство.
- Поговорим о ваших оперных планах. После восьмилетней работы в Гамбурге, где вы в то же время возглавляли и оперу, и симфонический оркестр, вы переходите в Нидерландскую оперу. Будете ли звать на постановки Конвичного?
- Обязательно. Пока не могу проговорить, какую как раз оперу мы с ним будем становить, я думаю над этим. Свой первостепеннный спектакль в Нидерландской опере Бассариды Хенце я буду действовать с Петером Штайном.
- Почему как раз Бассариды? Ее достаточно длительно нигде не ставили, но в прошлом сезоне, уместно сказать, ее показали в театре Шатле в Париже, приурочив к грядущему юбилею Хенце
- Юбилей Хенце будет в будущем году. А Бассариды в Голландии ни при каких обстоятельствах не ставили. Думаю, это лучшая опера из созданных Хенце, там отлично выписанная, красочная партитура, захватывающий сюжет на античную тему по пьесе Еврипида. Мне увлекательно приступить свою карьеру в Амстердаме с современной оперы, мне кажется, так я наилучшим образом обозначу свои репертуарные предпочтения. Следующей моей постановкой в Амстердаме станет Симон Бокканегра.
- Как вы относитесь к русской музыке?
- Для меня на первом месте стоит Шостакович. Очень люблю Чайковского; только, я считаю, его нужно игрывать не слезливо-сентиментально, а сурово и сосредоточенно, как это делал Мравинский: я слышал его записи ещё на старых виниловых пластинках. Не нужно работать из Чайковского российский китч он писал нисколько не китчевую музыку.
Мне приходилось становить Бориса Годунова Мусоргского, Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича это великие оперы. На последнем моем концерте в Гамбурге я продирижировал Четвертой симфонией Шостаковича грандиозная, совсем сумасшедшая музыка.
- Жаль было отъезжать из Гамбурга все-таки восемь лет там провели?
- С Гамбургом был связан весьма значимый отрезок времени в моей жизни, но он закончился. Пришло время новых театров и новых оркестров.
Дирижер всея Германии
Инго Метцмахер родился в 1957 году в Ганновере. Изучал теорию музыки, фортепиано и дирижирование в Ганновере, Зальцбурге и Кельне. Начал музыкальную карьеру в качестве пианиста в Ensemble Modern в 1981 году, с 1985 года непрерывный дирижер ансамбля. Дебютировал как оперный дирижер в опере Франкфурта (Женитьба Фигаро, 1987), продолжил карьеру в оперном театре Брюсселя, работал во многих оперных домах Германии. С 1995 по 1999 год стержневой приглашенный дирижер Бамбергского симфонического оркестра. С 1997 по 2005 год возглавлял оперу Гамбурга и симфонический оркестр Гамбурга.
С нынешнего сезона стал музыкальным директором Нидерландской оперы, с будущего года займет кроме того позицию главного дирижера в Немецком симфоническом оркестре, сменив на этом посту Кента Нагано.
Так же читайте биографии известных людей:
Ингрид Бергман Ingrid Bergman
Ингрид Бергман - популярная шведская и американская актриса. Родилась 28 августа 1915 года.Ингрид Бергман является одной из величайших актрис ХХ..
читать далее →
Ингрид Тулин Ingrid Tulin
В кинематографе дебютировала в 1948. Из ранних работ актрисы особенно примечательна роль молодой секретарши в фильме Судья (The Judge, 1960)..
читать далее →
Индира Ганди Indira Gandi
Как сообщил бывший глава советской разведки в Индии, покойная премьер-министр Индии Индира Ганди никогда не была под влиянием КГБ и всегда проводила..
читать далее →
Индра Томас Indra Thomas
Индра Томас пышнотелая чернокожая певица, сопрано, на прошлой неделе впервые выступила в Москве, завтра ее второй концерт. Ее уже называют лучшим..
читать далее →