Известные люди

»

Иоганн Фауст

Иоганн Фауст Iogann Faust Карьера: Химик
Рождение: Германия
Доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии.

Данные о жизни исторического Фауста очень скудны. Он родился, по-видимому, возле 1480 года в городе Книттлинген, в 1508 при посредстве Франца фон Зиккингена получил местоположение учителя в Крейцнахе, но должен был нестись оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества (из письма учёного аббата Тритемия, 1507).

В 1539 след его теряется.

В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с иной стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста проворно приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая народная книга о Фаусте: Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkьnstler etc. (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в близкое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др.) и отнесенные в ней к Фаусту. Источником книги кроме устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и тайным знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey, 1585; книжка И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: De praestigiis daemonum, 1563, нем. перевод 1567, и др.). Автор, по-видимому лютеранский клирик, изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом с целью приобретения великого знания и силы (Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел пробраться и исследовать все основания неба и земли. В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, безысходность, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели сражаться супротив бога, или похожая на злого ангела, тот, что противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный). Заключительная глава книги повествует о страшном и ужасающем конце Фауста: его разрывают бесы, и личность его идет в ад. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Эти черты броско усилены в издании 1589.

В 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте.

Фауст читает лекции о Гомере в Эрфуртском университете, по просьбе студентов вызывает тени героев классической древности и пр. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как безбожная связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Однако, несмотря на влечение автора осудить Фауста за его безбожие, гордыню и дерзания, образ Фауста все же овеян известным героизмом; в его лице находит близкое отображение вся пора Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом неограниченных возможностей личности, мощным бунтом супротив средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев.

Народной книгой о Фаусте воспользовался британский драматург XVI в. Кристофер Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка легенды. Его беда The tragical history of the life and death of Doctor Faustus (изд. в 1604, 4-е изд., 1616) (Трагическая история доктора Фауста, российский перевод К. Д. Бальмонта, Москва, 1912, раньше в журн. Жизнь, 1899, июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Марло усиливает героические черты легенды, превращая Фауста в носителя героических элементов европейского Ренессанса. От народной книги Марло усваивает чередование серьёзных и комических эпизодов, а ещё трагический финал легенды о Фаусте, финал, тот, что связан с темой осуждения Фауста и его дерзновенных порывов.

По-видимому, в начале XVII века драма Марло заносится английскими бродячими комедиантами в Германию, где трансформируется в кукольную комедию, получающую значительное распространение (ей между прочим многим обязан Гёте при создании своего Фауста). Народная книжка лежит кроме того в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc.), вышедшего в Гамбурге в 1598. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции народной книги. Для него история о Фаусте в первую очередность повествование об ужасных и отвратительных грехах и проступках прославленного чернокнижника; близкое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает необходимыми напоминаниями и превосходными примерами, долженствующими служить ко всеобщему поучению и предостережению.

По стопам Видмана пошёл Пфицер (Pfitzer), выпустивший в 1674 свою обработку народной книги о Фаусте.

Исключительную популярность предмет о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей периода бури и натиска [Лессинг фрагменты неосуществленной пьесы, Мюллер-живописец беда Fausts Leben dramatisiert (Жизнь Фауста, 1778), Клингер роман Fausts Leben, Thaten und Hцllenfahrt (Жизнь, деяния и погибель Фауста, 1791, российский перев. А. Лютера, Москва, 1913), Гёте драма Фауст (17741831), российский перевод Н. Холодковского (1878), А. Фета (18821883), В. Брюсова (1928) и др.]. Писателей-штюрмеров Фауст привлекает своим дерзновенным титанизмом, своим бунтарским посягательством на традиционные нормы. Под их пером он приобретает черты бурного гения, попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Штюрмеров привлекал ещё готический колорит легенды, её иррациональный ингредиент. При этом штюрмеры, в особенности Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (в частности картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др.).

Основная статья: Фауст (драма Гёте)

Доктор ФаустНаиболее мощного своего художественного выражения предмет о Фаусте достигает в трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его битва за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Если в Прафаусте (17741775) драма носит ещё фрагментарный нрав, то с появлением пролога На небе (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все несметные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он символ возможностей и судеб человечества. Его виктория над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено одолеть путь строй образовательных ступеней. Из малого мира бюргерских будней он входит в крупный мир эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, в то время как перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, тут все движение, формирование, непрестанное нарастание, здоровый творческий ход, воспроизводящий себя на все больше высоких ступенях.

В этом отношении знаменателен самый-самый образ Фауста неутомимого искателя верного пути, чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является недовольство (Unzufriedenheit), всегда толкающее его на стезя неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, потому как царство классической Елены оказывается в итоге всего только эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою существование вождем свободного народа, тот, что на свободной земле строит близкое благополучие, отвоевывая у природы право на фортуна. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший верный путь, удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная сказка о Фаусте принимает сильно гуманистический нрав. Следует подметить, что заключительные сцены Фауста писались в отрезок времени стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.

В начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Фауст странствующий шарлатан XVI в. выступает в романе Арнима Die Kronenwдchter, I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе (Don Juan und Faust, 1829, русск. перев. И. Холодковского в журнале Век, 1862), Ленау (Faust, 18351836, российский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев, Der Doctor Faust. Ein Tanzpoem, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее значительной затем Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Тщетно мечтая объединить мир, бога и себя, Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в к-ром воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. В условиях зрелого капитализма предмет о Фаусте в её ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже обрести полноценного воплощения. Фаустовский дух отлетал от буржуазной культуры, и не ненароком в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.

В России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной Сцене из Фауста. С отзвуками гётевского Фауста мы встречаемся в Дон-Жуане А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана, томящегося над разгадкой жизни прямые реминисценции из Гёте) и в рассказе в письмах Фауст И. С. Тургенева.

В XX в. наиболее интересное формирование темы о Фаусте дал А. В. Луначарский в своей драме для чтения Фауст и город (написано в 1908, 1916, изд. Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом, господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый Фаустом народонаселение уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я. Брюсова, оставившего совершенный перевод Фауста Гёте (ч. 1 напечатана в 1928), повесть Огненный ангел (19071908), а ещё стихотворение Klassische Walpurgisnacht (1920).

Cписок произведений

Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkьnstler etc. (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике), (1587)

Г. Р. Видман (Widman), Wahrhaftige Historie etc., (1598)

Ахим фон Арним Die Kronenwдchter (Стражи короны), (1817)

Генрих Гейне: Фауст (Der Doktor Faust. Ein Tanzpoem), поэма, назначенная для танцев (1851)

Теодор Шторм: Поле-Кукольник (Pole Poppenspдler), новелла (1875)

Генрих Манн: Учитель Гнус (Professor Unrat), (1904)

Томас Манн: Доктор Фаустус (Doktor Faustus) (1947)

Roman Mцhlmann: Faust und die Tragцdie der Menschheit (2007)

Роджер Желязны, Роберт Шекли : "Коль с Фаустом тебе не повезло" (Roger Zelazny & Robert Sheckley: "If at Faust you don't succeed") (1993).

Так же читайте биографии известных людей:
Иоганн Дрезе Iohann Dreze

Немецкий изобретатель.
читать далее

Иоганн Бах Iohann Bach

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (земля Тюрингия, Германия).
читать далее

Иоганн Деннер Iogann Denner

Немецкий музыкальный мастер, считающийся изобретателем кларнета.
читать далее

Иоганн Пифке Johann Pifke

Прусский композитор и исполнитель военной музыки.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий