Известные люди

»

Иосиф Каблиц (Юзов)

Иосиф Каблиц (Юзов) Josif Cablitz Карьера: Писатель
Рождение: Россия
По своему темпераменту, по складу ума и характера, Каблиц был прежде всего человек борьбы, и таким он оставался и в литературе.

Более популярный под псевдонимом Юзов, родился в 1848 г., происходил из дворян Ковенской губернии, по вероисповеданию лютеранин, получил образование в киевской гимназии и в Киевском университете, где, и все-таки, не окончил курса. Увлеченный студенческими волнениями конца шестидесятых и начала семидесятых годов, он сделался одним из самых убежденных представителей народничества, как особого общественно-политического направления, в равной мере враждебного либерализму и бюрократии. Свои молодые годы он провел в самоотверженных попытках осуществить свои идеалы в жизни; он участвовал в "хождении в народ", скитался по разным местам России в качестве простого сельского работника, и должен был в течение нескольких лет таиться под разными именами, подвергаясь всевозможным приключениям и опасностям. Выступив в литературе в конце 70-х годов под псевдонимом Юзов, он обратил на себя участливость своей настойчивой проповедью народнических идей в газете "Неделя"; наибольший фарт имела его статья об "Уме и чувстве, как факторах прогресса", где он впервой пытался теоретически обосновать принципы народничества. В 1881 г. он издал отдельной книгой свои этюды о "Русских диссидентах" (раскольниках), напечатанные раньше в "Слове" и в других журналах. В этой маленький книге, богатой фактическими сведениями, он проводит ту мысля, что между народом и государственной властью существовал антагонизм, тот, что и выразился в расколе, и что до сих пор ещё значительная количество населения неотступно отвергает начала, положенные в основу современного общественного строя. Раскол является, по его мнению, "протестом русского народа супротив татарско-немецких нововведений, не соответствовавших ни характеру, ни благу народа". В 1882 г. вышла его книжка об "Основах народничества", составившаяся из переработанных им публицистических, философско-критических и полемических статей, помещенных в "Неделе". В этом сочинении Каблиц восстает главным образом супротив предполагаемых притязаний интеллигенции "мудрить над народом", навязывать ему новые формы быта независимо от желаний и мнений народной массы. Элемент чувства играет больше важную образ в народной жизни и истории, чем знание и понимание; в области чувства нехитрый население сильнее и богаче интеллигенции, так как в нем накрепко держатся инстинктивные влечения к правде и справедливости; оттого - заключает Каблиц - образованные классы не должны претендовать на руководительство народной жизнью. После издания этой книги Каблиц получил вероятность принять близкое настоящее имя: его прежние политические увлечения были забыты ввиду его спокойной и безобидной литературной деятельности, не представлявшей ничего предосудительного с официальной точки зрения. В 1885 году он выпустил новую книжку под заглавием: "Интеллигенция и народонаселение в общественной жизни России"; позднее он переработал и немаловажно дополнил эту книгу в виде второй части "Основ народничества" (1893), потом того как первое сочинение под этим заглавием дождалось второго издания (1888). В последние годы своей жизни Каблиц состоял на службе, по ведомству государственного контроля; он умер 4 августа 1893 г.

Труды Каблица грешат отчасти отсутствием системы, односторонностью некоторых взглядов и выводов, избытком полемики, направленной по неверному адресу, но зато проникнуты замечательной горячностью и убежденностью тона. Каблиц олицетворял собой любопытный тип "народника" семидесятых годов, и литературная дело его представляет любопытный материал для характеристики умственного движения целой эпохи, мало ещё освещенной в нашей печати. По своему темпераменту, по складу ума и характера, Каблиц был некогда всего джентльмен борьбы, и таким он оставался и в литературе. В первом трактате о народничестве нападки на мнимых врагов народа занимают ещё относительно негусто места; полемика становится резче в книжке "Интеллигенция и народ", ещё больше усиливается во втором издании "Основ" и доходит без малого до болезненной страстности в последнем труде его - второй части "Основ". По мере того как отодвигается в прошлое отрезок времени юношеских надежд и порывов, все сильнее выступает надобность сменить чем-нибудь былые увлечения и сотворить себе хотя бы иллюзию борьбы во имя прежних идеалов. Каковы бы ни были недостатки рассуждений Каблица, запрещено, и все-таки, не признать, что он создал особую доктрину народничества (см.) и из стихийного тяготения к народной массе вывел общие принципы, которые разрабатывал и защищал до конца своей жизни. Л. Слонимский.

Так же читайте биографии известных людей:
Иосиф Гурвич Josif Gurvich

Советский живописец, график, монументалист, иногда именуемый советским сезанистом или Русским Сезанном.
читать далее

Иосиф Сумбаташвили Josif Sumbatashvili

В 1942 стал главным художником Театра оперы и балета имени Палиашвили. Был приглашен в Театр имени Марджанишвили для оформления пьесы Л.Готуа Давид..
читать далее

Иосиф Бердиев Josif Berdiev

Заслуженный мастер спорта. "Вооруженные Силы", Москва.
читать далее

Иосиф Иремашвили Josif Iremashvili

Иремашвили Иосиф (1878-1944). Друг и однокашник молодого Coco Джугашвили (Сталина). Учился в Горийском духовном училище и в Тифлисской духовной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий