Известные люди
»Исаак Шварц
Рождение: Россия, 13.5.1923
И.И. Шварц народный артист России, лауреат Государственной премии России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематогарфических искусств НИКА. В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIXXX веков. В 2003 году И.И. Шварцу присвоено звание почетного гражданина Ленинградской области.
Родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Черниговской области (Украина). Отец Шварц Иосиф Евсеевич (1889 г. рожд.). Мать Шварц Рахиль Соломоновна (1890 г. рожд.). Супруга Нагорная Антонина Владимировна, экономист. Дочь Лапшова Галина Исааковна.
Исаак Шварц вырос в интеллигентной, недурственно образованной семье. Его дедушка по отцовской линии имел духовное звание, в начале XX века он переехал в Ромны из Прибалтики. Бабушка по линии матери была в родстве с известным скульптором Антокольским. Отец Шварца филолог, окончил Петербургский вуз, мать выпускница Киевского коммерческого института, преподавала математику, литературу и российский язык в школе. Родители с ранних лет привили Исааку и его сестрам Софье и Марии влюбленность к чтению и музыке, которую Иосиф Евсеевич весьма любил, сам был обладателем красивого, сильного голоса.
В 1930 году семейство Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей (ДХВД) по классу рояля у преподавателя А.С. Замкова.
В доме нередко собирались друзья отца по университету и устраивали настоящие музыкальные вечера. В Ленинграде Иосиф Евсеевич познакомился с молодым Д.Д. Шостаковичем, творчество которого шибко ценил и талантом которого не переставал восхищаться. Старшая сестра Шварца Софья, в то время уже студентка консерватории, была прекрасной пианисткой. Именно она познакомила его с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других классиков.
В 1935 году в жизни 12-летнего Исаака Шварца произошло шибко важное событие. Он принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии в сопровождении оркестра филармонии блестяще выполнил 1-ю доля Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог профессор Леонид Владимирович Николаев. Шварц начал забирать у него уроки, не оставляя занятий у А.С. Замкова. Однако вскоре случилось горе, в корне изменившее его судьбу, 9 декабря 1936 года папа Исаака, еле-еле оправившись позже перенесенного инфаркта, был арестован органами НКВД. Этот день стал роковым для всей семьи. После изнурительных допросов в марте 1937 года Иосиф Евсеевич был осужден по 58-й статье за антисоветские разговоры и приговорен к 5 годам лишения свободы. Из заключения он не вернулся погиб в лагере...
Летом того же года Рахиль Соломоновну с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в град Фрунзе. Здесь она устроилась действовать на швейную фабрику. Роль кормильца в семье занял 14-летний Исаак: он начал одаривать частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. Учась в школе и давая по 34 урока в день, он выкраивал время для самостоятельных музыкальных занятий, как только удавалось разыскать где-либо порядочный инструмент, что было чрезвычайно непросто в условиях ссылки.
В ссылке судьбина свела Шварца со многими образованнейшими людьми (посреди спецпереселенцев были филологи, историки, философы), общение с которыми обогатило его на всю бытие, во многом предопределило будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков Ф. Достоевского, А. Пушкина, А. Островского, А. Гончарова, И. Тургенева, А. Чехова, Л. Толстого, М. Горького.
В 1938 году Исаак Шварц начал забирать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. В последующие годы ссылки он приобрел ценные профессиональные навыки, работая концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1943 году он женился, вскоре родилась дочка Галина.
Во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д. Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. Когда в 1945 году срок ссылки окончился, по ее просьбе Дмитрий Дмитриевич принял Шварца в Ленинграде. Шостакович обратился к профессору Ленинградской консерватории Б.А. Арапову с просьбой принять талантливого музыканта, несмотря на его слабую теоретическую подготовку, в свой класс композиции на 1-й вектор движения, с условием, что Шварц интенсивно займется теоретическими дисциплинами. Исаак Иосифович вспоминает, что при первой же встрече Дмитрий Дмитриевич отнесся к нему с громадный теплотой и участием. В дальнейшем Шостакович следил за развитием его творчества, помогал советами, радовался его удачам.
Класс Б.А. Арапова был одним из наиболее многочисленных по составу, в 1940-е годы у него занимались Ю. Балкашин, Д. Толстой, Ю. Ефимов, И. Акбаров, А. Пэн (Чернов), М. Симанский, Н. Червинский. Б.А. Арапов добивался от своих студентов профессионального овладения традициями русской композиторской школы, особое участливость уделял сочинениям крупной формы, прививая своим ученикам основы симфонического музыкального мышления. Занимаясь у Б.А. Арапова, Исаак Шварц написал Сонату для скрипки и фортепиано (соль минор), Струнный квартет, романсы на вирши Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, Вариации для фортепиано, Арию для скрипки с фортепиано. В этих произведениях впервой раскрываются творческие устремления молодого композитора. В особенности это относится к Скрипичной сонате, привлекающей горячей общительностью высказывания, сочными контрастами лирических и жанровых музыкальных образов, естественной свежестью мелодики и гармонического языка. Соната с большим успехом неоднократно исполнялась в студенческих концертах другом композитора, потом выдающимся скрипачом Михаилом Вайманом. Романсы Шварца, написанные им в годы учебы, исполнялись в концертах известными ленинградскими певцами С.Н. Шапошниковым, Н.Л. Вельтер и др.
Плодотворным оказалось и творческое общение с композитором О.А. Евлаховым, у которого Шварц учился последние два года своего пребывания в консерватории (19501951). Под руководством О.А. Евлахова написана кантата Дума о Родине на вирши А. Чепурова для солиста (баса), хора и симфонического оркестра в 3 частях, баллада для баритона с оркестром Солдат и вьюга на вирши М. Светлова, романсы на вирши В. Орлова, С. Щипачева, а кроме того 1-я количество Симфонии фа минор сочинения, принесшего Шварцу первостепеннный обстоятельный счастливый момент.
Работа над симфонией была закончена в 1954 году. Это произведение в 4 частях лирико-эпическое повествование композитора о молодом человеке, своем современнике, которому присущи горячность и непосредственность юности, активная действенность помыслов, благородство чувств. От романтической порывистости, душевной тревоги, напряженных поисков к мужественной решимости, волевой энергии таков стезя эмоционального развития музыки. Раскрывая внутренний мир героя, автор рисует картины современной жизни. Отсюда и органичная связь мелодики симфонии с интонациями советских массовых песен, с народной музыкой. Это произведение, тепло принятое слушателями, с момента премьеры 6 ноября 1954 года неоднократно исполнялось в Большом зале Ленинградской филармонии (дирижеры Б. Хайкин, А. Янсонс, К. Элиасберг, Н. Рабинович, К. Зандерлинг, Э. Крикуров). В 1955 году симфония прозвучала на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов в Москве (дирижер А. Гаук), на котором Исаак Шварц был принят в Союз композиторов. В 1958 году была издана партитура симфонии.
В последующие годы И. Шварц пишет светлую, колоритную по оркестровке Молодежную увертюру для симфонического оркестра (1957), балеты Накануне (либретто А. Белинского) и В стране чудес (либретто Л. Якобсона).
Балет Накануне (Ленинградский государственный академический Мкрасный театр оперы и балета, 1961) вдохновлен сюжетом и образами знаменитого романа И.С. Тургенева. Музыка балета увлекательно повествует о людях и событиях романа. Композитор может передать и лирический пафос своих героев, и героический порыв, и прерывистые интонации взволнованной речи, заставляет учащенно колотиться пульс музыки в напряженные моменты жизни героев. Сюита из балета зачастую исполнялась в концертах оркестром Ленинградской филармонии.
Другой балет, Страна чудес (1967), поставленный в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова, явился плодом сотрудничества композитора с выдающимся хореографом Леонидом Якобсоном. Повествование о войне с фашизмом в этом месте облачено в форму русской сказки, музыкальное вывод которой связано с традициями Римского-Корсакова, Стравинского и Прокофьева. Сотрудничество с Л. Якобсоном стало важной вехой в творческой судьбе композитора. Для знаменитых Хореографических миниатюр Якобсона Шварцем были написаны музыкальные номера Сильнее смерти, Подвиг, Вакханалия и Лирический вальс.
Возможность творческого сотрудничества с виднейшими мастерами театра и кино привлекла Шварца к работе над музыкальным оформлением драматических спектаклей и фильмов. В конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова Идиот Ф.М. Достоевского и Горе от ума А.С. Грибоедова в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени М. Горького. В дальнейшем прославленный режиссер снова обратился к музыке Шварца, работая над спектаклями Не склонившие головы Н. Дугласа и Г. Смита и На всякого мудреца достаточно простоты А. Островского. В разное время композитор сотрудничал ещё с другими театрами Ленинграда и Москвы. Он автор музыки к спектаклям Доходное место А. Островского (Ленинградский театр имени А. Пушкина, режиссер Р. Суслович), Лес А. Островского (ЦТСА, режиссер В. Мотыль), Молва А. Салынского (Московский театр имени В. Маяковского, режиссер А. Гончаров) и многим другим (всего свыше 35 спектаклей). В театре в полной мере раскрылось яркое лирическое дарование И. Шварца, присущий ему тоненький психологизм, незаурядное чутье музыканта-драматурга.
В 1958 году И. Шварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам Неоплаченный долг, Наш корреспондент и Балтийское небо. С этих пор служба в кино на долгие годы стала главной в творчестве композитора. Он удачно сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссерами страны, как И. Пырьев, М. Ромм, И. Хейфиц, С. Микаэлян, В. Венгеров, М. Швейцер, Ю. Карасик, В. Мотыль, С. Соловьев, Н. Губенко, Г. Аронов, А. Бобровский, А. Герман, П. Тодоровский, Р. Нахапетов, С. Бодров, П. Лунгин, В. Бортко, Е. Татарский. Исаак Шварц написал музыку больше чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: Братья Карамазовы, Живой труп, Дикая собака Динго, Семейное счастье, Карусель, Бегство мистера Мак-Кинли, Соломенная шляпка, Егор Булычов, Станционный смотритель, Сто дней потом детства, Дерсу Узала, Из жизни отдыхающих, Избранные, Белое солнышко пустыни, Звезда пленительного счастья, Обрыв, Нас венчали не в церкви, Мелодия белой ночи, Блондинка за углом, Проверка на дорогах, Каникулы Кроша, Необычайное пари, Не стреляйте в белых лебедей, Последняя жертва и др. С Исааком Шварцем в кино работали замечательные дирижеры Ю. Темирканов, Э. Хачатурян, А. Лазарев, В. Понькин, Е. Колобов, В. Джордания, М. Эрмлер.
Когда популярный японский режиссер Акира Куросава начал снимать в России свой кино Дерсу Узала, из многочисленных композиторов, с чьей музыкой он познакомился, он выбрал аккурат Шварца. И не ненароком. Музыка Шварца входит в фильмы как неотъемлемая доля их художественной сущности, вступает в полифоническое взаимодействие со зрительным рядом, открывая в запечатленных образах заблаговременно непредставимые глубины. Композитор обладает замечательным умением не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке (В. Мотыль). Это приподнято ценят режиссеры.
Владея разными типами композиторской техники, Исаак Шварц превыше всего ценит в музыке искренность, простоту, мелодическую естественность, его музыка насыщена добротой и человеколюбием. Композитор завсегда остается верен своей музыкальной стихии, где нежная мелодичность, невеселая улыбка и драматизм объединены его любовью к героям, стремлением сообща с ними поразмыслить над их печалями и радостями.
Многие мелодии, песни и романсы Шварца из кинофильмов сошли с экрана и получили самостоятельную бытие в музыкальном быту и на эстраде, принесли автору всенародную любовь: Вальс и Песенка кавалергарда из кинофильма Звезда пленительного счастья, песня Ваше благородие, госпожа разлука (Белое солнышко пустыни), романс Наряд подвенечный (Нас венчали не в церкви), песни из кинофильма Соломенная шляпка и др. В концертах исполнялись сюиты из кинофильмов Егор Булычов, Звезда пленительного счастья, Мелодия белой ночи, Станционный смотритель. Исаак Шварц удостоен Гран-при на многих международных кинофестивалях, ему трижды присуждалась высшая кинематографическая награда России премия Ника.
Особую образ в жизни композитора сыграли приятельство и долголетнее плодотворное сотрудничество с поэтом Булатом Окуджавой, на вирши которого он написал 32 песни и романса. Многие из них стали поистине народными (Не обещайте деве юной, Ваше благородие..., Любовь и разлука, Капли датского короля, песенки из кинофильма Соломенная шляпка и др.). Окуджава сильно приподнято ценил редкостный дар Шварца извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки.
В 2000 году композитор ещё раз обращается к симфоническому жанру, с которого начиналась его творческая существование. Он пишет Концерт для оркестра Желтые звезды (или Пуримшпиль в гетто) в 7 частях. Идея создания этого сочинения возникла у него под впечатлением документальных записок одной из узниц каунасского гетто, в особенности потрясших композитора описанием празднования Пурима веселого еврейского праздника, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти праздником с петлей на шее. Исаак Шварц посвятил свой концерт памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй важный войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев. Концерт Желтые звезды лирический гимн мужеству, мудрости, достоинству и чувству единства людей, преодолевших боязнь гибели.
После премьеры, состоявшейся 10 мая 2000 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича (дирижер В. Альтшулер), концерт исполнялся в Москве Российским национальным оркестром (дирижер П. Сорокин), в Киеве (дирижер Р. Кофман) и опять в Петербурге (дирижер Н. Алексеев) любой раз с неизменным успехом. В 2002 году концерт Желтые звезды был записан на компакт-диск в исполнении Владимира Спивакова и Российского национального оркестра.
И.И. Шварц всенародный артист России, лауреат Государственной премии России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематогарфических искусств НИКА. В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия За уникальное собрание романсов на вирши русских поэтов XIXXX веков. В 2003 году И.И. Шварцу присвоено звание почетного гражданина Ленинградской области.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Так же читайте биографии известных людей:
Исай Браудо Isaj Aleksandrovich Braudo
БРАУДО, ИСАЙ (ИСАЙЯ) АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896-1970), русский органист, педагог, музыковед.
читать далее →
Исайя Томас Isaya Tomas
Исайя Томас, бесспорный лидер "Детройт Пистонз" на протяжении всей своей тринадцатилетней карьеры, родился 30 апреля 1961 года в Чикаго, штат..
читать далее →
Исайя Берлин Isaia Berlin
Родился в Риге, в очень богатой и респектабельной еврейской семье.Его отец торговал лесом, и на семью не распространялся закон о черте оседлости.
читать далее →
Исаму Ногучи Isamu Noguchi
американский художник, представитель авангардистского ориентализма, один из лидеров монументально-декоративной скульптуры 20 в.Родился в семье..
читать далее →