Известные люди
»Исмаил Кадаре
Рождение: Албания, 28.1.1936
Неоднократно отмечался мировыми литературными премиями, в частности, получил Премию Чино дель Дука (1992), Букеровскую премию (2005), несколько раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.
Кадаре родился в южно-албанском городе Гирокастра, одном из красивейших городов Албании. Начинал как стихотворец. Первый сборник стихов Frymлzimet djaloshare (Юношеские порывы) опубликовал в 1957 г. Второй сборник стихотворений Лndлrrimet (Мечтания) вышел в 1957 г. Учился на историко-филологическом факультете Тиранского университета, потом в 19591961 гг.в Литературном институте им. Горького в Москве (впечатления об этом периоде отражены в романе Сумерки степных богов /Muzgu i perendive tл stepes 1978). Во время пребывания в Москве написал свой первостепеннный роман Quteti pa reklama (Город без рекламы 1959), изображающий похождение албанских юношей, ищущих свой дорога в жизни в пуританских условиях коммунистической Албании. Роман, неприемлемый по тогдашним цензурным условиям вышел только в 1998 г. В 1961 г. в Москве был издан сборник переводов стихотворений Кадаре на российский язык Лирика под редакцией и с предисловием Д. Самойлова.
Становление как писателяВозвращение Кадаре в Албанию совпало с разрывом советско-албанских отношений. Вплоть до своей эмиграции в 1990 г. Кадаре жил при самом жестоком тоталитарном режиме Европы второй половины 20-го столетия и, тем не менее, смог сформировать произведения, ставящие вопросы, кардинальные для исторического бытия албанского этноса. При этом Кадарэ продолжал быть в рамках режима, большинство его произведений были опубликованы и власти вынуждены были признать его крупнейшим национальным писателем, что впоследствие дало предлог упрекать его в житейском и творческом конформизме. Надо подметить, и все-таки, что взаимоотношения Кадаре с режимом нисколько не развивались идиллически: строй его произведений был запрещен, другие подвергались официозной критике или, напротив, замалчивались, единственный раз Кадаре был направлен (хотя вообще-то, ненадолго) на перевоспитание физическим трудом (ненаглядный алгоритм работы с интеллигенцией в коммунистической Албании. Мнение о том, что относительное благополучие Кадаре определялось расположением диктатора Энвера Ходжи также уроженца Гирокастры, правдоподобно, но не находит однозначного подтверждения. Главное состоит в том, что несмотря на колоссальное идеологическое давление Кадаре смог сформировать остов произведений, поднявших албанскую литературу на свежий качественный порядок.
Начиная с возвращения в Албанию Кадаре, продолжая строчить вирши, в здоровенный степени переключается на прозу. В 1963 г. он публикует роман Gjenerali i ushtrisл sл vdekur (Генерал мертвой армии, рус. пер.1989, 2006), принесший ему славу внутри Албании, а вслед за тем перевода в 1970 г. во Франции и европейскую известность. Книга о поисках останков итальянских служивый, погибших в Албании во время итальянской оккупации (19391943), грубо выделялась на фоне тогдашней албанской прозы, следовавшей, в основном, за худшими образцами советского социалистического реализма. Роман ослепительно демонстрирует особенности, характерные и для дальнейшего творчества Кадаре: влюбленность к изображению экстремальных ситуаций, выходящих за рамки бытового, повседневного; применение в повествовании разных рассказчиков (явных или скрытых); параболичность; некоторую условность образов; сочетание повышенного внимания к непонятному и таинственному с рационализмом. Следующий роман Кадаре Pлrbindлshi (Чудовище 1965, основополагающий стандарт сюрреализма в албанской литературе: действо в нем развивается в современной писателю Албании и, в то же время, в древней Трое), был запрещен цензурой разом же потом выхода. После сравнительно слабого и конъюнктурного романа Dasma (Свадьба 1968), посвященного борьбе социалистических жизненных принципов с отживающими патриархальными устоями, Кадаре пишет роман Kлshtjella (Крепость 1970, где в первый раз обращается к старой албанской истории, отныне еле-еле ли не главной теме своего творчества. В книге изображена баталия албанцев под водительством Скандербега (тот, что, хотя вообще-то, ни разу не назван по имени) с турками-османами, причем эта схватка трактуется как столкновения светлого начала, ассоциирующегося для Кадаре с Европой, с началом, темным, воплощением которого для писателя является, в данном случае, турецкое завоевание.
Творческая зрелость. Слава и гоненияВ 1971 г. выходит в свет одно из самых значительных произведений Кадаре роман Kronikл nл gur (Хроника в камне), наболее автобиографичная из всех книг писателя. В этом проникнутом сильным лирическим чувством и в то же время сложном по форме романе Кадаре дает полную и свободную от политической конъюнктуры картину жизни родного города во время итальянской и немецкой оккупации.
В 1973 г. Кадаре публикует роман Dimri i vjetmisл sл madhe (Зима великого одиночества, второе переработанное издание под названием Dimri i madh / Великая зима вышло в 1977 г., русс. пер. 1992: Суровая зима), одно из самых противоречивых своих произведений. В этом монументальном романе Кадаре представил разумеется, с албанской точки зрения историю разрыва албано-советских отношений. В центре романа фигура Энвера Ходжи, сатирически даны образы советских руководителей Хрущева и других. Несомненно, что сам факт написания подобного романа имел прагматическое значение: Кадаре надеялся, что диктатор не станет укокошивать человека известного писателя, тот, что его прославил. Вместе с тем, сам Кадаре направлял что в своей книге он сознательно придал Ходже черты, не свойственные последнему в жизни, изобразил его гуманным, склонным к демократическим решениям человеком, надеясь, что нарисованный портрет окажет обратное воздействие на свой прототип.
Между тем, тучи над головой Кадаре стакли сгущаться. В июне 1974 г. в Тиране прошел очередной пленум Албанской партии труда, на котором Энвер Ходжа обрушился с уничтожающей критикой на так называемых либералов партийные круги и представителей интеллигенции, которые, по мнению диктатора были подвержены Западным влияниям. И без того скудной творческой свободе албанских писателей, казалось бы, пришел финал. Кадаре пытается приспособиться к новому положению и выпускает сравнительно приемлемый для властей роман Nлndori i njл kryequteti (Ноябрь в одной из столиц 1975), посвященный освобождению Тираны партизанскими отрядами в 1944 г., а ещё вносит изменения в Зиму великого одиночества. В 1975 г. Кадаре пытается издать в одной из албанских газет большое стихотворение Pashallarлt e kuq (Красные паши), в котором он, превознося Ходжу, указывает на глубокое неблагополучие в партийной верхушке (что, как как будто бы соответствовало проходившему в то время в Албании периоду чисток). Однако в качестве потенциальной опасности режиму он указывает не на либералов, а на бюрократов, сторонников твердого курса. Разражается грандиозный дебош, вестка номера газеты, где должно было быть напечатано стихотворение рассыпается (один его экземпляр чудом уцелел в государственных архивах и был опубликован только в 2002 г.), сам Кадаре подвергается уничтожаещей критике, лишается права публиковаться и направляется в деревню для занятия сельским трудом.
Вскоре Кадаре возвращается в Тирану. Пережитые потрясения приводят его не к депрессии, а к новому творческому подъему, и за немного лет он создает единый цикл произведений, принесших ему народную известность. Все они романы и большие рассказы посвящены различным периодам истории Албании: средневековью (Kush e solli Doruntinлn / Кто привез Дорунтину основано на сюжете средневековой албанской баллады о мертвом брате, сопровождающем свою сестру на свадьбу, 1979; Ura me tri harqe / Мост с тремя арками история начала османского внедрения на Балканы переплетается тут с балканским сюжетом о человеческом жертвоприношении, обеспечивающем фарт постройке, 1978); эпохе турецкого владычества (Kamarja e turpit / Ниша позора казнь Али-паши Тепеленского, 1978; Komisioni i festave / Праздничная комиссия истребление албанских феодалов османскими властями в 1830 году, 1977; Qorrfermani / Фирман о слепых фантастический указ султана об ослеплении людей с дурным глазом, 1984; Pallati i Лndrrave / Дворец сновидений герой этнический албанец работает в таинственном и всевластном министерстве сновидений, куда стекаются сведения о снах обитателей Империи, роман был запрещен албанскими властями 1981; Breznitл e Hankonatлve / Поколения Ханконатов навеянное семейными преданиями и, в то же время, напоминающее Сто лет одиночества Гарсиа Маркеса очерчивание жизни одной гирокастритской семьи на протяжении XVIII и XIX столетий, 1977); истории Албании 1910-х 1930-х гг. (Viti i mbrapshtл / Ужасный год бурные для Албании события 1914 года, 1986; Prilli i thyer / Погибший апрель кровная месть на севере Албании, 1978; Dosja H / Досье Г два американских фольклориста пытаются понять в тайне происхождения албанского эпоса, 1990). Упомянутые выше романы, посвященные войне и разрыву с Cоветским союзом как бы продолжают тот самый цикл, а его естественным завершением становится роман Koncert ne fund tл stinлs (Концерт в конце сезона), опубликованный в 1988 г. уже следом смерти Энвера Ходжи. Все эти произведения объединены единой художественно-идеологической задачей сформировать образ вневременной и вечной Албании, свободной от искажений, возникших как плод чужого и чуждого влияния (в прошлом всего, влияния восточного османского, а потом коммунистического советского и китайского). При этом Кадарэ идет на смелую деформацию реальности. Говоря о романе Концерт в конце зимы, посвященном прошлому нимало недавнему разрыву албано-китайских отношений в середине 70-х годов, беллетрист указывает на то, что он произвел строй серьезных и сознательных искажений природно-климатического ландшафта Албании: понизил ее температуру на 5-6 градусов, уменьшил удельный вес гор, принес туман и дождина с европейских равнин,[4] все это делается для того, чтобы приблизить Албанию к Европе. Тематически особняком стоит роман Krushqit janл tл ngrirл (Сваты замерзли, 1986), посвященный трагическим событиям в Косово 1981 года.
Произведения, написанные Кадаре в тот самый отрезок времени совершенно упрочили его литературную репутацию как крупнейшего албанского писателя, признанного мастера европейского классического модернизма, создавшего, аналогично Фолкнеру и Гарсиа Маркесу, свой особенный писательский мир Албанию Кадаре.
После диктатурыПосле смерти Энвера Ходжи 1985 и прихода к власти его преемника Рамиза Алии в Албании начался неспешный ход либерализации режима. В 1990 году власти, напуганные событиями предшествующего 1989 года в социалистических странах Европы и, в особенности, революцией в Румынии албанские власти пошли на серьезные послабления в экономической и политической сферах. Однако Кадаре, разачарованный медленными темпами изменений, потерял веру в подготовленность и способность коммунистического руководства Албании призвести истинный демонтаж диктатуры. В октябре 1990 года он просит политического убежища во Франции. Быстрые политические перемены в Франции в конце 1990 начале 1991 годов, приведшие к установлению в стране многопартийной системы, ограничили отрезок времени настоящей эмиграции Кадаре несколькими месяцами. В настоящее время беллетрист живет и во Франции и в Албании. Начиная с 1991 г. Кадаре публикует произведения, которые не могли увидать свет раньше по политическим причинам вывезенные им в 1986 г. во Франции романы Hija (Тень, полное историософских размышлений очерчивание путешествия протагониста, обладающего портретными чертами Кадаре, во Франции, французский перевод - 1994, по албански -, 2001) и Vajza e Agamemnonit (Дочь Агамемнона, расклад об опасной и бесперспективной любви героя к дочери одного из партийных лидеров Албании, 2003), а кроме того немного трассказов. Среди крупных художественных произведений, написанных и опубликованных Кадаре в тот самый отрезок времени следует упомянуть романы Piramida (Пирамида, полное аллюзий на современность повествование о строительстве пирамиды Хеопса, написан в 1990 г., опубликован в 1992 г.), Shkaba (Орел, сюрреалистический расклад о коммунистической Албании, в котором политическая ссылка отождествляется с попаданием в другой мир, 1996), Spiritus (Дух, роман о жизни в небольшом албанском городе, ещё отмеченный элементами сюрреализма, в книге дается портрет Энвера Ходжи в последние годы его жизни, 1996), Lulet e ftohta tл marsit (Холодные цветы марта, изображение неспокойной ситуации в пост-коммунистической Албании, где, в частности, возрождаются обычаи кровной мести 2000), Jeta, loja dhe vdekja e Lul Mazrekut (Жизнь, развлекуха и конец Люля Мазрека, трагический расклад, в котором узловой герой оказывается ненамеренно втянутым в полицейскую провокацию, направленную супротив албанских беженцев в Грецию, 2002), Pasardhлsi (Преемник, продолжение романа "Дочь Агамемнона", беллетрист отталкивается в этом месте от реальных событий - таинственного и до сих пор непроясненного самоубийства или убийства второго человека в коммунистической иерахии Албании, Мехмета Шеху, 2003), Злshtje tл marrлzisл (Безумные дела, роман сюжетно и стилистически является продолжением "Хроники в камне", детские воспоминания писателя о первых годах в послевоенной Албании, 2005).
ПризнаниеНеоднократно отмечался мировыми литературными премиями, в частности, получил Премию Чино дель Дука (1992), Букеровскую премию (2005), немного раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.
Так же читайте биографии известных людей:
Исмаил Хания Ismail Haniia
Филологическое образование получил в Исламском университете Газы. В годы учебы присоединился к организации Исламский блок студенческому..
читать далее →
Исмаил Ибрагимов Ismail Ebragimov
Герой Социалистического труда. К военным наградам, помимо Золотой Звезды Героя, в мирное время добавились два ордена Ленина, орден Октябрьской..
читать далее →
Исороку Ямамото
Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных..
читать далее →
Исрафил Ядигяров Israfil Yadigarov
Исрафил бек Ядигяров родился 15 декабря 1815 в селе Текели Борчалинского уезда Тифлисской губернии. Рос в дворянской семье. Начальное образование..
читать далее →