Известные люди

»

Иштван Сабо

Иштван Сабо Ishtvan Sabo Карьера: Продюсер
Рождение: Венгрия, 18.2.1938
Лауреат самых престижных международных премий в области кинематографии - Оскаров, Львов и Медведей, - автор таких шедевров кино, как фильмы Мефисто, Отец, Полковник Редль, Мнения сторон, Быть Джулией, можно сказать, живой классик - венгерский режиссер Иштван Сабо в эти дни - гость Москвы.

-Господин Сабо, российские ценители кино ждали вашего приезда в Москву, как вы сами говорите, лет двадцать. Какие воспоминания связывают вас с Москвой? С кем бы вы сами хотели увидеться и что увидят кинозрители в рамках ретроспективы ваших фильмов?

-В близкое время я крайне недурно знал Москву, по крайней мере, ее середина. От улицы Горького до Новодевичьего кладбища, которое хранит много дорогих мне могил. Прежде всего - Чехова....Манеж, Таганка, кинотеатр Россия... Помню, как в Театре на Таганке смотрел потрясающий спектакль Гамлет с Высоцким в главной роли... Потом был спектакль Мастер и Маргарита Булгакова. Тогда в Москве было полно интересного. Много было интересных людей, с которыми меня свела существование, а вслед за тем связала приятельство. Режиссеры - Климов, Хуциев, актеры - Олег Табаков...

С теми, кто жив, я бы с большим удовольствием увиделся снова за те три коротких дня, которые проведу в Москве. С Олегом Табаковым, тот, что сыграл одну из главных ролей в моем предпоследнем фильме Противостояние (в русском прокате - Мнение сторон), с Никитой Михалковым, которого давнехонько знаю и ценю. Что касается фильмов нынешней московской ретроспективы, то там, сколь я знаю, в основном будут показаны картины 60-80-х годов.

-Поговаривают, что у вас с Табаковым есть какие-то новые совместные планы. Не хотели бы вы, допустим, что-то определить во МХАТе, которым нынче руководит Олег Павлович? Скажем, Чехова?

-Это весьма смелая думка. Признаюсь, Олег, в действительности, предлагал мне постановку в Москве. Но я считаю, что для постановки Чехова необходимо быть русским режиссером. Я бы не осмелился.

-За больше чем сорок лет работы в кинематографе вы сняли 22 полнометражные картины. Какая из них для вас остается самой дорогой и близкой сердцу?

-Конечно, Отец.

-И Отец, и Пора мечтаний появились в середине 60-х, в отрезок времени венгерской оттепели. Именно тогда венгерский кинематограф стал оформляться в явление мирового кино...

-Мне и моему поколению, не возбраняется вымолвить, повезло. После периода сталинской культурной политики начала 50-х годов в 60-е в Венгрии многое изменилось. В процессе консолидации венгерского общества затем трагедии 1956-го кино сыграло крайне важную образ. Мы могли произносить и говорили на практике обо всем, что волновало среда и людей, вплоть до критики идеологии. Тогда-то и стали являться шедевры венгерского кино: фильмы Миклоша Янчо Бедные парни, Звезды и солдаты, Кароя Макка, Золтана Фабри, Андраша Ковача. Мы росли в этой атмосфере и говорили то, что думали. Не скажу, что для нас не существовало табу. Например, мы не могли толковать ничего нелицеприятного о Советском Союзе или КПСС. Но в самой Венгрии запретных тем было крайне немного.

-Какие отношения у вас с русским кинематографом? В одной из наших прошлых встреч вы сильно тепло говорили об Андрее Тарковском. Кто ещё из русских режиссеров привлекал ваше внимательность в творческом плане?

-С Тарковским я встречался как-то раз в жизни. Причем я с ним встречался, а он со мной нет. Однажды в Западном Берлине я пошел на его пресс-конференцию. Мне он был интересен, хотелось послушать, как он говорит и реагирует на вещи. Его фильмы и творчество я шибко ценю. Ближе всего мне Андрей Рублев и Иваново малолетство, но и остальные его фильмы весьма интересны. Жаль, что эдакий большущий мастер сильно до срока ушел из жизни.

В целом я могу вымолвить, что нехило знаю российский кинематограф, начиная с творчества Эйзенштейна, Пудовкина, Дзиги Вертова. У каждого из них позволительно было многому научиться, любой делал нечто такое, что обогатило важный кинематограф. Немало достойного и в современном российском кино. Взять хотя бы фильмы Никиты Михалкова, у которого я выделяю для себя Пять вечеров и Неоконченную пьесу...

-Говорят, у вас особенный дар раскрывать новых ярких актеров. Вспомним того же Брандауэра в Мефисто...

-Я считаю, что артист - главное лик человеческий в фильме. Зритель потому что вообще постигает кино сквозь актеров, посредством их лица. Борьба, эмоции - все происходит внутри человека, внутри нас, а поля этих сражений - лица актеров. Энергетику фильма определяет артист. Поэтому поиску подходящих актеров я постоянно уделял первостепенное значимость. Я люблю актеров.

-В последние годы вы зачастую говорили о нынешнем тяжелом положении европейского и венгерского кинематографа. Особенно на фоне конкуренции с американским. Изменилось ли что-то к лучшему с тех пор?

-Увы, у нас в то время как больше разговоров и планов. Государственное финансирование кино в сегодняшней Венгрии покуда на минимальном уровне. Ситуацию у нас усугубляет то положение, что из-за небольших размеров страны немного какой кино может окупить сегодняшние затраты на родное фабрика. В России, очевидно, с этим проще, уже вследствие того что, что держава большая. Мы же стараемся привлекать для работы на наших студиях зарубежную продукцию, так хотя бы разрешено сберечь и подсоблять установленный профессиональный порядок кинопроизводства.

Так же читайте биографии известных людей:
Иштван Сеченьи Isgtvan Secheny

Уроженец старинного аристократического венгерского рода, Сеченьи участвовал в войне против Наполеона, а после интенсивно путешествовал по Европе...
читать далее

Иэн Макдайармид Ian McDiarmid

Иэн Макдайармид - известный шотландский театральный актёр и режиссёр. Родился 11 августа 1944 года.Иэн Макдайармид наиболее известен ролью..
читать далее

Иэн Пэйс Ian Paice

Иэн Пэйс родился 29 июня 1948 г. в Нотингеме, Великобритания. Он начал играть на ударных с 15 лет и помогал отцу в оркестре, сопровождавшем..
читать далее

Ия Арепина Iya Arepina

Ия Арепина - советская и российская актриса театра и кино. Родилась 2 июля 1930 года.Ия Арепина являлась одной из культовых актрис 60-х годов...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий