Известные люди

»

Каземир Плучс

Каземир Плучс Kazemir Pluchs Карьера: Клоун
Рождение: Литва
Сорок семь лет он провел на манеже цирка, из них тридцать пять клоуном, ежедневно смешащим публику. Удивительна жизнь этого человека.

Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том начальный "Клоуны", с.385-387.

Белая шапочка, белый, украшенный блестками наряд, белое, весьма напудренное лик человеческий, подчеркнуто мелкотравчатый губы, быстро взлетевшая бровь, выразительные глаза...

В строгом, благородно-сдержанном облике классическая завершенность, не терпящая ничего лишнего. И это сию минуту же убеждает - Мастер. Действительно, Роланд признан лучшим из белых клоунов, выступавших в традиционных буффонадных антре.

Казимир Петрович Плучс родился в Латвии, под боком от Даугавпилса, в семье батраков. С малых лет его увлекал цирк - красочный мир иллюзий. Будучи уже неплохим гимнастом, осенью 1910 года, прочитав объявление в газете. Казимир пришел в цирк, где его приняли учеником в труппу акробатов Новелло. Через непочатый край лет, уже на пенсии, участвуя в приемной комиссии в Рижском цирке, он вспоминал: "Как я обрадовался, узнав, что меня, первого гимнаста в школе, владевшего многими акробатическими приемами, приняли... учеником. Взявший меня в труппу акробат Новелло предложил следующие условия: три года работы без жалованья, только за харчи и одежду. Гарантий, что все три года я пробуду у него, Новелло не давал. Все зависело от того, как я "приживусь" в труппе. И повторяю, несмотря на такую неопределенность, я был сильно счастлив".

С труппой Новелло юный артист отправился в гастрольную поездку по Европе (Англия, Италия, Испания, Германия). Он, конечно, оказался беззащитным перед произволом хозяина: днем - репетиции, вечером - представления, он работал и на проволоке, и на "рамке", и в партере, к тому же занят был ещё в домашних работах семьи хозяина: нянчил детей, убирал комнаты, ходил на рынок. Не желая дальше повиноваться таким порядкам. Казимир Плучс сообща с партнером Кадеком Сбишевским отрепетировал свой акробатический номер и в маленьком французском городке начал самостоятельную работу.

"Часть своей первой зарплаты я отправил родителям в Ригу. Пусть гордятся: их наследник стал артистом цирка", - писал позднее Роланд в книге "Белый клоун".

После гастролей в городах Бельгии, северной Франции и Голландии "Двое Новелло - акробаты-джентльмены" приехали в Петербург, в цирк Чинизелли. Тут К. Плучс в первый раз встретился с известными клоунами Жакомино, близким другом писателя Куприна, и В.Л. Дуровым. Встречи с искусством великих мастеров клоунады оставили неизгладимый след в его мировоззрении. Но ещё без малого восемь лет Плучс проработал акробатом, в то время как счастливая случайность не изменила всю его дальнейшую бытие.

Рижский цирк. Тут начался артистический тракт Казимира Плучса, сюда вернулся он как популярный зарубежный мастер. Именно тут акробат Роланд стал Белым клоуном Роландом.

Произошло это безупречно невзначай. Осенним вечером 1922 года популярные латышские клоуны Рипсис и Пипсис не смогли вылезти на манеж. Но в цирке, где вся программа велась на немецком языке, необходимо было хотя бы в начале представления вручить пару клоунад на латышском языке. Как быть? Режиссер цирка и стержневой шпрехшталмейстер Юлиус Морус предложил Казимиру совместно с ним вылезти на манеж как Белому клоуну. Вопреки всем ожиданиям, новую клоунскую пару зрители приняли овациями.

Случайность ли? В чем-то да, но вероятность ее была предопределена. А счастливых совпадений было немного. И то, что Казимиру Петровичу выпала вероятность заметить сильнейших клоунов того времени, взглянуть легендарные политические клоунады В.Л. Дурова. И то, что в начальный раз в маске Белого клоуна он выступил с таким замечательным артистом, каким был Юлиус Морус - мужчина многогранного таланта. И ещё то, что дебют Роланда наблюдал самый-самый именитый тогда Рыжий клоун Эйжен, тот, что, оценив гений начинающего, предложил ему вкалывать вкупе.

Каждый конец дня на манеже клоуны: Белый - заметный, обстоятельный, как бы свысока оценивающий поступки своего партнера; и Рыжий - круглый, подвижный, с улыбкой бесконечно большого рта с дыбом поднимающимися от "страха" волосами и с фонтаном слез от "огорчения".

"Их бесхитростные "антре" доходят до каждого, вызывают добрый гогот и радуют своим законченным мастерством. Эйжен и Роланд - старые циркачи, умело влившиеся в кипучий поток перестраивающегося быта", - писала одна из казанских газет в 1925 году.

Творческое содружество с Эйженом продолжалось до 1928 года, когда случилось непоправимое - у Роланда умер наследник. Не в силах продолжать работу, он сообща с женой уезжает домой. Но и в Риге не ждет его утешение: родителей уже не стало, нет и близких друзей.

Через некоторое время Роланд возвращается в Советский Союз. Эйжен работал в это время с другим партнером, и Роланд заключил контракт на период 1928/29 г. с популярным комиком Коко (Альфонсом Лутцом). Их дуэт понравился зрителю, и они оставались сообща до начала Великой Отечественной войны.

Выйдя на арену, Роланд здоровался со зрителями: "Добрый конец дня, уважаемые граждане! Добрый конец дня!". Потом он обращался к ведущему программу: "Скажите, сегодня манеж свободен? А вы не видели моего партнера?" В тот самый миг партнер появлялся.

Роланд был склонен ко всякого рода играм, просто на монеты. При этом в нем удивительным образом сочетались серьезность, более того резонерство с наивностью. Он предлагал партнеру принять участие в какой-нибудь игре, был уверен в своей победе и тем бывало смешнее, когда Рыжий, тот самый недотепа, выигрывал. Но случалось, что выигрывал и Роланд и тогда бывало уморительно глядеть на то, как он ликовал, хотя занятие не стоило ломаного гроша, оказывалось идеально пустяковым.

В номере "Шарик" Роланд объявлял, что он превосходный стрелок, давал Коко в руки ребяческий воздушный шар, обещая проломить его пулей, выпущенной из револьвера. Коко хватал шар в руки, но не удерживал его, шар тут же взлетал в воздух, "Улетела", - с непередаваемой наивностью констатировал клоун. И так бывало до четырех раз. Как ни ругал Роланд своего напарника, более того ударял его батоном, все одинаково плод бывал один: "Улетела!".

В номере "Динамит" поссорившиеся клоуны вызывали приятель друга на дуэль, в результате которой единственный из них должен быть разорван на куски. Они привязывали к спине ящики с "динамитом" и стремились, при помощи длинных фителей, поджечь эти ящики. Здесь возникало море самых курьезных обстоятельств.

13 октября 1944 года настал долгожданный день освобождения Риги. При отступлении гитлеровцев от обстрела пострадало и сооружение цирка. И молодые и старые принялись за его восстановление. 1 ноября в цирке состоялась премьера.

Летом 1945 артисты Латвии и Литвы в единой программе были приглашены в Москву. В рецензиях отмечалась высокая культура исполнения гостей из Прибалтики. Известный кинорежиссер С. Юткевич отметил и творчество клоунов: "И наконец-то в этой программе мы сызнова почувствовали, какие великолепные возможности заключены в традиционной клоунаде, без которой немыслимо наличие подлинного цирка.

Роланд в наиболее трудном амплуа Белого клоуна поистине превосходен, он сохраняет чистоту жанра и мастерство во всем, начиная от подачи текста и благородной привычки игры, кончая блистательными костюмами и гримом".

За большие заслуги в развитии циркового искусства Роланду - К.П. Плучсу - 15 октября 1954 г. было присвоено звание заслуженного артиста Латвийской ССР. Впервые в истории латышского цирка клоун, "веселитель публики", был удостоен этакий высокой награды.

А 23 декабря Роланд в крайний раз вышел на манеж родного цирка, чтобы опосля навечно снять маску Белого клоуна.

Роланд всю бытие оставался верным рыцарем одного из самых замечательных жанров цирка. Был отрезок времени, когда наличие буффонады вообще ставили под колебание. И более того самые убежденные ее приверженцы заколебались: а не вырождается ли жанр, не отстает ли от жизни?

Роланд и тогда не изменил буффонадной клоунаде.

За свою существование Роланд участвовал больше чем в ста пятидесяти клоунадах. В последние годы он и сам написал немного десятков клоунад и антре. Собранная им коллекция клоунад, реприз и антре - это кладезь новых идей и возможностей для его творческих наследников.

Так же читайте биографии известных людей:
Казимеж Дейна Kazimezh Deyna

Польский футболист, один из лучших бомбардиров в мировом футболе. Участник Олимпийский игр 1972.
читать далее

Казимеж Айдукевич Kazemej Aydukevich

один из наиболее выдающихся представителей львовско-варшавской школы в логике. Изучал философию во Львове (19081912) под руководством К...
читать далее

Казимеж Функ Casimir Funk

Окончил Бернский университет, в 1904 получил степень доктора философии в области химии. Работал в Пастеровском институте в Париже (19041906),..
читать далее

Казимир Ельский Kazimir Elskiy

Скульптор, архитектор и художник; воспитанник Виленского университета и его профессор.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий