Известные люди
»Карл Поланьи
Создатель институциональной концепции, критикующей преставления об универсальном характере рыночных отношений.
ПОЛАНЬИ, КАРЛ (Polanyi, Karl) (18861964) англо-американский обществовед, создатель институциональной концепции, критикующей преставления об универсальном характере рыночных отношений.
Родители Карла Поланьи венгерский инженер и предприниматель Михаил Поллачек, его подруга жизни Сесиль Вол, уроженка России, были представителями венгерской интеллектуальной элиты. Закончив в 1909 Будапештский вуз, Карл Поланьи получил уровень доктора права. В 19101912 работал в юридической фирме своего дяди, при всем при том специальность юриста ему не понравилась, и Поланьи начал заниматься журналистикой. С 1915 до 1917 он служил офицером в австро-венгерской кавалерии на русском фронте. После окончания войны Поланьи вернулся в журналистику, работая в различных экономических периодических изданиях.
В 1933 усиление влияния фашизма в Австрии и Германии вынудило его эмигрировать в Лондон. В Англии Поланьи начал капитально заниматься научно-преподавательской деятельностью. Именно с этого времени начинается что ни на есть величавый отрезок времени его жизни. С 1937 он преподавал в Лондонской ассоциации рабочего движения, позже на заочных отделениях Оксфордского и Лондонского университетов, специализируясь по проблемам социально-экономической истории.
В 1940 Поланьи получил в США трехлетний академический грант, используя тот, что он написал свою самую известную монографию Великая трансформация (1944). Она, как и последующие труды Поланьи, написана на стыке социологии, истории, экономики и политологии. Изучая создание индустриального общества в Западной Европе нового времени, Поланьи предложил принципиально свежеиспеченный подход к осмыслению теории экономических систем.
В 19471953 работал профессором экономики в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где читал лекции по экономической истории. После ухода на пенсионную выплату его интересы смещаются от экономической истории нового времени к экономической антропологии изучению хозяйственной культуры докапиталистических обществ. В 1957 под его руководством группой ученых была написана коллективная монография Торговля и рынки в ранних империях (1957). В октябре 1963, за год до смерти, Карл Поланьи посетил социалистическую Венгрию и выступил в Венгерской Академии Наук с курсом лекций по экономической социологии. Посмертно была опубликована его последняя монография, Дагомея и работорговля (1966).
Хотя Поланьи начал профессионально заниматься наукой в пожилом возрасте, написал не шибко полно работ, а в научном мире всю дорогу считался аутсайдером, воздействие его идей на формирование обществоведения оказалось крайне сильным. Их популярность с течением времени не снижалась, а росла: в наши дни Поланьи признан классиком, в особенности он известен посреди сторонников левых идей и институционалистов.
В неоклассической экономической теории принято мнить, словно рыночные принципы господствуют не только в экономике, но и во всех других сферах жизни общества. Однако Карл Поланьи убедительно доказал, что более того в самой хозяйственной жизни рыночные принципы без малого ни при каких обстоятельствах не были господствующими.
Отстаивая принцип включенности (embededdness) экономики в социальную бытие, Поланьи полемизировал с теми экономистами, которые видели капитализм и рынок более того в первобытных обществах. По его мнению, напротив, мысль саморегулирующегося рынка основывается на самой настоящей утопии. Подобный институт не мог бы просуществовать сколько-нибудь долговременно, не разрушив при этом человеческую и природную субстанцию общества.
Экономическая существование, в соответствии Поланьи, является подчиненным элементом больше широкой социальной системы. Люди могут налаживать связи дружбан с другом в соответствии с тремя основными принципами дарообмена (реципрокности), централизованного перераспределения (редистрибуции) и рынка. В первобытных обществах доминировал дарообмен, в раннеклассовых перераспределение, в эпоху Нового времени на основополагающий проект выходит рынок. Для победы саморегулирующегося рынка нужно, чтобы товарами стали работа, почва и монеты, а держава на сто процентов отказалось от вмешательства в экономику. Эти перемены не происходят сами по себе, и чисто рыночная организация не может быть в течение довольно долгого времени.
Автор Великой трансформации подмечал, что более того в Великобритании, считающейся образцом либеральной экономики, виктория принципов саморегулирующегося рынка произошла в результате нисколько не стихийного саморазвития, а как результат целенаправленного социального конструирования. Пропагандируемая последователями Аледи Смита и Иеремии Бентама мысль саморегулирующегося рынка как наилучшего порядка стала в конце 18 века практически государственной идеологией. Однако только к 1830-м годам удалось достигнуть создания в Великобритании свободного рынка труда, и то уже в 1860-е началось постепенное возрождение государственного регулирования. Таким образом, сознательно сконструированная чисто либеральная экономика просуществовала не больше одного поколения, а потом экономическому либерализму пришлось потесниться в пользу стихийно наступающего этатизма.
Концепция Поланьи, бесспорно, демонстрирует его приверженность идеям социализма, но не государственного, а демократического. Социализм, писал он, есть в своей основе внутренне присущее индустриальной цивилизации влечение к выходу за рамки саморегулирующегося рынка путем целенаправленного подчинения его демократическому обществу.
Отвергая либеральную утопию, Поланьи критиковал и многие социал-демократические воззрения. Стремление становить на передний проект защиту сирых и убогих, подчеркивал он, может привести к шибко тяжелым последствиям, о чем свидетельствует, к примеру, ослепительно описанная в Великой трансформации история Спинхемленда. В 1795 в Спинхемленде было принято постановление, в соответствии которому произвольный сельский обитатель Англии должен обретать прожиточный самое меньшее. Создание этой филантропической системы привело к тому, что наемные работники потеряли стимул работать если их получка падала, то росла субсидия, сохраняя барыш на том же уровне. Лишь отмена этих деморализующих пособий остановила деградацию английской деревни.
Хотя на специалистов по экономической истории и экономической антропологии идеи Поланьи немедленно же произвели сильное ощущение, и все-таки долгое время они оставались на периферии экономической науки, так как противоречили господствовавшим либеральной и марксистской идеологиям. Рост популярности идей Поланьи начался только в конце 20 в., когда обнажались провалы традиционных идеологических систем.
Так же читайте биографии известных людей:
Карл Чильбум Karl Kilbom
Шведский социалист, член исполкома Коминтерна.
читать далее →
Карл Каутский Karl Kautsky
В годы, предшествовавшие 1-й мировой войне 191418, Каутский всё более отходит от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с..
читать далее →
Карл Реннер Karl Renner
Реннер Карл (1870 - 1950) - один из вождей австрийской социал-демократии, во время войны усердный социал-патриот. После ноябрьской революции 1918 г...
читать далее →
Карл Сяре Carl Syre
Сяре Карл (в России - Карл Янович) (1903 - ?). Из семьи тартуского рабочего.
читать далее →