Известные люди
»Карл Таузиг
Рождение: Польша, 4.11.1841
Таузиг выдающийся польский пианист, композитор, педагог, одна из крупнейших фигур в фортепианном искусстве XIX столетия. Пресса не раз называла его равным самому Листу, не уступающим Рубинштейну, и, надо сказать, оба гиганта без ревности относились к его успехам. Первый восхищался его бронзовыми руками, а второй окрестил его непогрешимым.
Чех по национальности, Карл (Кароль) Таузиг родился 4 ноября 1841 года в Варшаве. Там же он провел и детские годы. Игре на рояле его учил папа, профессиональный пианист и композитор, ученик Сигизмунда Тальберга.
В июле 1855 года юного музыканта представили Листу. Прославленный маэстро вначале не хотел внимать очередного вундеркинда из Польши, но его папа Алоиз Таузиг сумел, в конце концов, уговорить его, и маэстро не был разочарован. Композитор Петер Корнелиус, принадлежавший к кругу его друзей, свидетельствует, что Лист был необычайно взволнован, слушая мальчика. Юноша оказался настоящим маленьким дьяволенком. Он штурмовал Полонез Шопена As-dur такими октавами, что у нас перехватило дыхание. А сам Лист в те дни отправил взволнованное сообщение княгине Сайн-Витгенштейн, рассказывавшее о том, что вундеркинд из Варшавы, посетивший его в Веймаре, оказался одаренным феноменально и останется тут год-другой для совершенствования. Он все играет отменно, сочиняет (довольно хорошо) и, по моему мнению, весьма проворно сделает ослепительную карьеру...
Прогноз великого маэстро оправдался весьма резво. Таузиг делал успехи, разучил немалый репертуар, стал любимцем великосветских салонов.
В 1858 году музыкант дебютировал перед публикой в Берлине, играя с оркестром под управлением X. Бюлова. За следующие два-три года он объездил всю Германию, а следом и Европу.
Уже в те годы критика отмечала исключительные, экстраординарные технические возможности пианиста. Многие восторгались его брызжущей сквозь край эмоциональностью и листовской эксцентричностью. Хотя были придирчивые рецензенты, как бы Э. Ганслика, выражавшего недовольство разного рода преувеличениями и привычкой колотить по клавиатуре, когда отдельные звуки берутся с таковой силой, что звучание без затей уподобляется треску или скрежету.
Довольно резво таузиговские цунами и натиск сменяются соразмерностью, уравновешенностью, гармоничностью, так что тот же Ганслик несколькими годами позже пишет о немаловажно больше законченном стиле артиста, а сторонники подчеркнуто эмоциональной игры в настоящий момент уже иной раз упрекают пианиста в объективности, излишней сдержанности, холодности и рассудительности исполнения, в особенности произведений композиторов-классиков. При всем этом критики неизменно фиксировали поистине феноменальные исполнительские достижения Таузига, сочетавшего в своем искусстве листовскую мощь и колористичность с бюловской интеллектуальной углубленностью, безграничную энергию А. Г. Рубинштейна с певучестью и прозрачностью игры 3. Тальберга, пишет А. Меркулов. Не невзначай историки пианизма полагают, что Таузиг обладал всей виртуозностью мира и был, видимо, самым разносторонним и совершенным пианистом своего века.
По стилю игры, по внешнему артистическому облику Таузиг был, конечно, типичным виртуозом той эпохи, потрясавшим публику техническими пируэтами, причем он сознательно отвергал всякую театральность, все, что называл одним словом спектакль. За роялем он был без малого неподвижен, и только в самые трудные моменты немного напрягались губы на бесстрастном лице. Но неверно было бы считать, что Таузиг был только виртуозом, он по праву считался и большим, настоящим художником.
Известный российский критик В. Ленц подмечал Он играл, как Шопен, он чувствовал, как Шопен, он был Шопеном за роялем. Это говорит о многом, хотя отсутствие тождества бесспорно Таузиг был виртуознее Шопена, холоднее Шопена и исполнял, в различие от Шопена, музыку самых различных авторов.
Необычно большим для того времени был репертуар музыканта. Ничтожное местоположение в его репертуаре занимали собственные сочинения Концерт для фортепиано с оркестром, немного этюдов. Зато он исполнял произведения, нечасто исполняемые в то время, в частности, прелюдии и фуги Баха. Примечательно, что более того Лист недоумевал по поводу включения Таузигом в концертные программы сонат Скарлатти, на практике не звучащих тогда с эстрады.
Основу же программ артиста составляли произведения Листа, которого Таузиг называл своим богом, царем пианистов, своим вторым отцом, Шопена и Бетховена. По воспоминаниям современников, Таузиг не имел себе равных в исполнении листовской фантазии Дон-Жуан, на которой, по наблюдению Ц. А. Кюи, осекались более того Бюлов и Антон Рубинштейн.
Таузиг первым потом авторов начал исполнять сложнейшие этюды Листа и Шопена, в частности шопеновский терцовый этюд. Бетховена пианист играл жестко, стильно, без всяких вычур современного пианизма, так зачастую искажающих толк исполняемого (Кюи). Останемся при великом стиле, говорил Ленцу Таузиг, Бетховен не был способен ни на какую манерность. Стиль Бетховена чутко запечатлен пианистом в фортепианных переложениях частей из его квартетов.
Другими его коньками были великолепные транскрипции для фортепиано сочинений Шуберта, парафразы на мотивы опер Вагнера, обработки вальсов Штрауса, и поныне изредка встречающиеся в программах пианистов.
Поселившись в середине 1860-х годов в Берлине, Таузиг наряду с концертной деятельностью занялся и преподавательской. В 1866 году Таузиг учредил Академию высшего фортепианного мастерства. Правда, на нее у него оставалось не уж очень невпроворот времени.
Основным его педагогическим методом была демонстрация музыки в собственном исполнении и заявочное пожелание к ученику как разрешено точнее копировать его. Одна из воспитанниц артиста, достаточно известная позднее пианистка Эми Фрей, не без горечи замечала Мне постоянно казалось, что это было все одинаково что стараться начать молнию с помощью влажный спички. Тем не менее, посреди учеников Таузига была и известная русская пианистка Вера Тиманова.
Надо проговорить, что Таузиг пользовался крайне высоким авторитетом посреди современников не только как виртуоз, но и как истинный художник, дядя широкого кругозора и культуры. Он был начитан в философии и естественных науках, считался прекрасным собеседником когда был в духе. Среди друзей и почитателей Таузига были многие крупнейшие музыканты. В их числе Вагнер, росту популярности которого он много способствовал своими транскрипциями оперных фрагментов.
Лист прочил Таузигу, своему любимейшему ученику, образ наследника своего пианизма, посвятил ему свой прославленный Мефисто-вальс. Он же говорил Руки Таузига это бронза и алмазы. Совершенно исключительную одаренность пианиста, производящую необыкновенное впечатление, подмечал Брамс, неоднократно музицировавший с Таузигом. На создание труднейших брамсовских Вариаций на тему Паганини Таузига вдохновила приятельство.
Иоахим со всей категоричностью утверждал Это, во всяком случае, величайший исполнитель на фортепиано, тот, что нынче выступает публично. Полнота и очарование туше, многообразие программ, отсутствие всякого шарлатанства, короче без малого невероятное совершенство для 24-летнего человека! Немало почитателей было у Таузига и в России...
В марте 1870 года артист один раз гастролировал в России, дав по три концерта в Петербурге и Москве. Сохранилось несть числа содержательных отзывов известных русских музыкантов об искусстве замечательного польского пианиста.
С годами маэстро все больше стремился к уединению, страдал приступами тяжелой меланхолии. В 1870 году он признавался ученикам, что сама идея обозначиться публично для него больше непереносима. Вскоре позже этого, будто бы пересиливая себя, он объявил цикл из четырех концертов, но под предлогом ухудшения состояния здоровья отменил их. Потом у него появилось стремление поехать в Италию и там спастись от зимы и болезни, но чуть поставив ногу на обетованную землю, он решил Нет, нет, в этом месте не разрешено оставаться! И вернулся в Берлин, где его и сразила чума XIX века туберкулез...
Именно вслед за тем его ухода стало ясно, каков был размах этого уникального музыканта. Ханс Бюлов сам единственный из корифеев мирового пианизма, восклицал Непревзойденный, отличный концентрат фантазии! Он олицетворял собой все формирование фортепианной игры от начала ее до сегодняшнего дня. В те же дни Антон Рубинштейн писал своему другу Листу До меня дошло невеселое известие о смерти Таузига. Это жутко. Я сильно огорчен этой смертью, тем больше что вкупе с моим братом и Бюловым он концевой из великих пианистов-виртуозов, а ибо инструментальная музыка может только пасть с исчезновением виртуозности искусство двигают вперед нисколько не хорошие музыканты. Так называемый недурной музыкант это народный избранник правой, центра, левой, но искусству необходим диктатор, император. Композиция есть закон, а виртуоз исполнительская политическая элита...
Таузиг умер, не дожив и до 30 лет и вдали не достигнув своей вершины, он так и остался загадкой, легендой....
Так же читайте биографии известных людей:
Карл Целлер Carl Tseller
Австрийский композитор, классик венской оперетты.
читать далее →
Карл Цирер Karl Tsirer
Австрийский композитор и дирижёр. Автор нескольких оперетт, многочисленных (более 600) вальсов, полек и маршей.
читать далее →
Карл Урбан Karl Urban
Карл Урбан - новозеландский актёр. Родился 7 июля 1972 года.Наибольшую известность и популярность принесли Карл Урбан роли Эомера в трилогии..
читать далее →
Карл-Александр Вюртембергский Karl-Alexander Vurtamberskiy
Герцог Вюртембергский (с 1733).
читать далее →