Известные люди
»Карл Ханс Штробль
Рождение: 18.1.1877
Карл Ханс Штробль родился 18 января 1877 года в Иглау (ныне Ихлава) в семье купца. Моравия, где располагался город Иглау, тогда, как и в настоящее время, относилась к Чехии, однако до 1918 года входила в состав Австро-Венгрии, а после распада империи вплоть до начала 90-х годов 20 века в состав Чехословакии.
С 1894 по 1900 год Штробль изучает правоведение в Праге, позже защиты диссертации он поступает делопроизводителем в окружной суд родного города (тут к месту упомянуть любопытный факт: окончательный палач Иглау является предком семейства Штроблей). Спустя некоторое время Штробль работает комиссаром по финансам в Брюнне и в то же время пишет рецензии в тамошний Ежедневный вестник. Пронемецкая националистическая точка зрения во все больше обостряющемся этническом противостоянии внутри Австро-Венгерской монархии привела к конфликту с чешским начальством, Штробль оставляет государственную службу и начинает издавать в Лейпциге двухнедельный журнал Петух-флюгер. Во время Первой важный войны с 1915 по 1918 г. он служит в качестве репортера в штаб-квартире военной прессы, а вслед за тем окончания войны он покупает обитель и сообща с семьёй переезжает в Перхтольсдорф под Веной (Нижняя Австрия), где живет в статусе свободного литератора.
Как прозаик Штробль дебютировал в 1901 г. сборником фантастических и гротескных новелл Из светлых и тёмных уголков души. За без малого пять десятилетий, что он работал в литературе, он опубликовал свыше 100 оригинальных произведений, в том числе 45 романов, бесчисленные новеллы, рассказы, пьесы, оперные либретто, вирши, а ещё статьи для газет и журналов.
Широкой публике Штробль стал известен в свое время всего пражскими студенческими романами. В Лавке Вацлава (1902) отразился навык его общения со студенческой корпорацией Аустриа в дни так называемого восстания Будени в 1897 году. Роман Перевал Шипка отражает бытие знаменитой в Праге пивной деревни. Практически всю сознательную бытие Штробль активно участвовал в деятельности студенческих корпораций, некогда всего Аустрии (с 1895 г.). За заслуги в движении его удостоили своими наградными лентами австрийские корпорации Франкони Брюни (1920), Франкони Прага (1922), Саксониа Вена (1935).
Как судетский германец Штробль неоднократно развивал в своих произведениях имперскую идею, что, в конце концов, привело к его высылке из Чехословакии в 1934 г. за занятие, подрывающую основы государства. Уже в 1933 г. Штробль начал нелегально действовать на НСДАП, ратуя за присоединение Австрии к нацистской Германии. За это его наградили в 1937 г. медалью имени Гёте, а в 1938 г. назначили руководителем имперского отдела литературы, в чьем подчинении находились Вена и окрестности. В различие от Эверса ему удалось зайти в доверие к властям и просторно публиковаться.
В многочисленных произведениях Штробль анализирует немецко-чешский национальный конфликт, занимая отчетливую античешскую, прогерманскую позицию. Неприязнь писателя к Чехии формируется не только в результате соприкосновения с абстрактным политическим, философским и духовным наследием. Это ещё и воспитание, и реальные события, и крупный собственный негативный навык. Некоторые из романов носят в этом смысле автобиографический нрав. Кроме того, в своих книгах Штробль переосмысливает пережитое родственниками, знакомыми и друзьями. До 1914 г. он пытается печатным словом принудить немцев Богемии и Моравии теснее сомкнуть ряды супротив чехов, при этом подчеркивая образцовую национальную спаянность чешских противников. После провозглашения Чехословакии в 1918 г. Штробль всеми художественными средствами борется супротив ненавистного ему чешского государства (это стало причиной разграбления чехами позже II Мировой войны дома писателя). Ликвидацию республики в 1938/1939 гг. литератор с воодушевлением приветствует. Этот факт в то же время отмечает завершение литературной разработки Штроблем темы национального конфликта в Богемии и Моравии.
Устойчивого влияния Штробль добился только своими националистическими историческими полотнами, такими как трилогия Бисмарк (1915-1919) и романами о пограничной земле, где он пропагандирует превосходство немцев над чехами и агитирует за присоединение Судет к рейху. В Факеле Гуса (1929) он переинтерпретирует борьбу за веру в борьбу за всенародный дух. Именно в этом он усматривает происхождение ненависти богемцев к немецкой сущности. Агрессивным расизмом наполнен роман Темный поток (1922) о Торнской кровавой бане 1742 г. А в романе Товарищ Виктория (1933) Штробль дает портрет женщины национал-социалистки: верной и мужественной спутницы мужчины, готовой на самопожертвование. Своего рода сводом немецкой тематики выступает роман Деревня на Кавказе (1936), о котором более того его политический единомышленник и благосклонный критик Хельмут Лангенбухер скептически говорит: Вероятно, сочинитель захотел в этой книге уж очень многого сразу: тут и предвыборная битва в Кернтене, и судьбина немцев в Советской России, и фатум судетских немцев, а напоследок актуальные события в самой Германии.
Карл Ханс Штробль умер 10 марта 1946 года в Перхтольсдорфе под Веной, в нищете, заклейменный за свою приверженность к идеалам национал-социализма. Большинство его произведений предано забвению. После II Мировой войны его без малого не переиздавали.
Наряду с Г. Майринком и Х.Х. Эверсом, Штробль считался выдающимся представителем немецкой фантастики начала 20 века. Первый сборник Штробля Из светлых и тёмных уголков души(1901) объединил рассказы, посвященные психопатологи и оккультизму. Сборник Внезапная дума Арфаксата (1904) наряду с гротескными и жестокими историями включает Автомат Хорнека, одну из самых эффектных вещей в жанре ужаса. Ее герой, граф, приказывает изготовить искусственного человека, чтобы пытать его в собственном застенке. Но как-то раз графа находят в подвале, он сошел с ума, а в его постели лежит андроид, физиономия которого выражает довольство. Тема восстания машин позднее нередко использовалась в научной фантастике. Объемистый роман Гелиогабал Куперус (1910) увлекательно изображает борьбу за мировое господство доброго мага Куперуса со злым спекулянтом Томасом Бецугом. Роман тот самый близок к грошовым романам с продолжениями, но тут не разрешено не пометить его влияния на шибко некогда именитый роман про доктора Мабузе, ставший знаменитым благодаря кинематографу. В больше позднем творчестве Штробля все отчетливее проступают отрицательные черты: неряшливый манера, напоминающий дешевую журналистику, и непереносимый национализм. Как и в случае с Эверсом, запрещено недооценить воздействие на ранние произведения Штробля творчества французских декадентов. Самые интересные рассказы, где Штробль мастерски переработал мотивы легенд и суеверий близкий Богемии и Моравии, он собрал в Лемурии (1917), четвертом томе Галереи фантастов, выпускавшейся под редакцией Эверса. Спиритический роман Переворот на том свете (1913), опубликованный только в 1920 году, изображает духовную оккупацию человечества невидимыми и рациональным способом нераспознаваемыми духами нижних сфер. Книга пронизана жестокостями и отвратительными подробностями точь-в-точь так же как и роман Призраки на болоте (1920) о гибели Вены, где в первый раз инородность предстала в образе врага (антисемитизм, антиамериканизм). Круг замкнулся, когда Штробль публикует роман Огонь в соседнем доме (1938), исповедующий милитаризм. Книга рассказывает о войне чехов и русских супротив нацистской Германии, завершившейся победой немцев, духовно возвышающихся над большевиками.
Однако не следует упускать из памяти об огромной заслуге Штробля как составителя журнала фантастической литературы Сад с орхидеями, по сути дела первого в мире журнала такого рода. Редактировал издание Альф фон Цибулька. Журнал выходил с 1919 по 1921 г. (в основополагающий год 18 номеров + единственный пробный номер, во второй 24 номера, в третий 18 номеров). Привлекали цветная обложка и графика, выполненная выдающимися иллюстраторами того времени в стиле экспрессионизма и позднего модерна. Основную доля журнала занимали фантастические рассказы (зачастую литературные дебюты) и вирши. Затем шла рубрика Теплица, удивительное и странное, в которой эскулап Макс Кеммерих рассказывал о любопытных случаях из области оккультизма. Завершал номер раздел с рецензиями на фантастические книги.
Кроме того, в 1923 г. Штробль составил серию Истории в полночь, где отдельными томами были представлены он сам, Х.Х. Эверс, Э. По, Н. Гоголь, Э.Т.А. Гофман и В. де Лиль-Адан.
Избранная библиография Штробля* Из тёмных и светлых уголков души. Наброски повседневной жизни и с того света (1901)
* Внезапные мысли Арфаксата. Странные истории (1904)
* Сомнительные истории. Новые новеллы (1907)
* Элеагабаль Куперус. Роман (1910)
* Костяная лапа и остальное (1911)
* Хрустальный шар. Новые новеллы (1916)
* Лемурия. Странные истории (1917)
* Зайде Боровитц. Роман (1918)
* Призраки на болоте. Фантастический венский роман (1920)
* Переворот на том свете. Роман (1920)
* Избранные рассказы (Странные гротески) (1923)
* Сумасшедший середина тяжести. Гротескные историйки (1923)
* С кинжалом и зонтом. Гротескные историйки. Вторая количество (1923)
* Волшебный жук. Новелла (1923)
* Пенковая башка Бельцебуба. Фантастические новеллы (1924)
* Обманутая конец. Рассказ (1924)
* Чудесная беседка. Истории из таинственной страны (1924)
* Яйца Василиска. Странные истории (1926)
* Вожак Зизанда и другие рассказы (1927)
* Могила белого короля. Роман (1930)
* Од. Открытие волшебного человека. Роман (1930)
* Гойя и львиное лик человеческий. Роман (1932)
* Огонь в соседнем доме. Роман из послезавтра (1938).
Так же читайте биографии известных людей:
Карл Баркс Carl Barks
В конце 1935 года жизнь Карла Баркса мгновенно изменилась. Он был принят в штат художественной студии Уолта Диснея и переехал в Лос-Анджелес. В 1937..
читать далее →
Карл Брюллов Karl Brullov
Карл Брюллов - известный русский художник, живописец, акварелист, монументалист. Родился 23 декабря 1799 года.Карл Брюллов являлся представителем..
читать далее →
Карл Хофер Karl Hofer
С 1920 Хофер вел преподавательскую деятельность в Берлине. В 1923 он был избран членом Прусской Академии художеств. Когда в 1933 Гитлер пришел к..
читать далее →
Карл Шпицвег Carl Spitzweg
ШПИЦВЕГ КАРЛ (Spitzweg, Carl) (18081885), немецкий художник, лидер живописи бидермейера.
читать далее →