Известные люди

»

Карл Шильдер

Карл Шильдер Karl Shilder Карьера: Конструктор
Рождение: Россия, 7.1.1786
Фортификация стала главным, но не единственным призванием Шильдера. Его работы в ракетной и минной технике, мостостроении, подземной проходке, в создании подводных мин и подводной лодки для обороны крепостей - таков далеко не полный перечень его изобретений и идей.

Русский боевой инженер.

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново в настоящее время Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в колонновожатые при Депо свиты царя. Боевое крещение получил в Аустерлицком сражении (1805 г.), а на следующий год получил начальный ранг подпоручика и начинает службу в инженерных войсках, где состоял до конца жизни и дослужился до звания генерал-адъютанта.

Фортификация стала главным, но не единственным призванием Шильдера. Его работы в ракетной и минной технике, мостостроении, подземной проходке, в создании подводных мин и подводной лодки для обороны крепостей - таков в отдалении не совершенный перечень его изобретений и идей.

Но в прошлом была работа в армии, участие в обороне Бобруйска (1812 г.), в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.

В 1831 году член-корреспондент Петербургской академии наук Павел Львович Шиллинг - приятель молодости Шильдера, посвятил его в тайны изобретенного Шиллингом способа электровоспламенения пороха. Шильдер посчитал необходимым применить это изобретение для электроподрыва подводных мин. Первое показательное опробование подводных мин с помощью гальванизма было проведено Шильдером на Обводном канале 21 марта (2 апреля) 1834 года. Тогда же состоялись первые подводные пуски пороховых ракет.

В дальнейшем при участии Шильдера был создан в 1839 году "Комитет о подводных опытах", тот, что возглавил работы по подводным минам и, так как от идеи подводной мины Шильдер перешел к идее подводных лодок, то и по подводным лодкам. В марте 1834 года была начата и в мае закончена постройка подводной лодки по проекту К.А.Шильдера. Корпус подводной лодки был изготовлен на Александровском литейном заводе (нынче ПО "Пролетарский завод"). Предметы вооружения и оборудования изготавливались в мастерских лейб-гвардии саперного батальона; ракеты - в Петербургском ракетном заведении.

Подводная лодочка Шильдера была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное стан обтекаемой формы. Поперечное сечение напоминало неверный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной возле 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался проем для погрузки крупногабаритного оборудования. Система погружения состояла из резервуара в трюме, заполняемого водой сквозь два крана; при всплытии откачка воды из резервуара проводилась ручным насосом. На лодке имелись два якоря-гири, отлитых из чугуна. При опускании гирь на дно лодочка становилась легче на 130 кг. Лодка приводилась в движение гребками. Каждый из гребков состоял из двух складывающихся лопастей, вращаемых рукоятью (посредством зубчатое зацепление) изнутри лодки. Создавая гребки, Шильдер подражал лапам водоплавающих птиц. Для управления движением лодки служили вертикальный руль в виде рыбьего хвоста. В кормовой башне располагалась зрительная труба с двумя зеркалами (перископ). Для замены воздуха предусматривался центробежный вентилятор конструкции А.А. Саблукова, вращаемый вручную. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, тот, что выводился в атмосферу посредством крышку кормовой башни, в иной башне располагался трубопровод для поступления свежего воздуха. Подводная мина имела заершенный стержень и надевалась на бушприт. Мина соединялась с гальванической батареей внутри лодки длинным проводом. Для поражения вражеского судна миной необходимо было вонзить в его остов заершенный стержень мины, уйти от судна на безопасное пространство и с помощью электрозапала взорвать мину.

Пороховые ракеты размещались в 6 горизонтальных железных трубах - пакетик из 3 труб с каждого борта. Пакет мог приводиться в наклонное положение для создания угла возвышения в 10-12 градусов, необходимого при стрельбе. Электрозапуск ракет ещё производился изнутри лодки. При пуске ракет пробки, закрывающие концы труб, вышибались самими ракетами и их выхлопными газами.

Работы по строительству подводной лодки затянулось до 1840 года, когда от Шильдера потребовали представить записку о тех исправлениях, которые ещё необходимо было сделать до окончательных испытаний. Наконец 23 сентября (5 октября) 1840 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодчонка была погружена сколь позволяла глубина реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через 3 часа лодчонка всплыла. Восемь дядя команды "стеснения воздуха не чувствовали".

Дальнейшие испытания проходили в Кронштадте по программе, составленной Шильдером и одобренной Комитетом о подводных опытах. 24 сентября (6 октября) 1841 года накладывался прибавочный балласт, далее с помощью гирь, впуска воды и архимедова винта лодчонка погружалась и всплывала. 25 сентября (7 октября) лодчонка погрузилась с помощью балласта, башни возвышались на 1 фут над поверхностью воды. Сам Шильдер управлял движением лодки по курсу и перекладкой рулей с катера сквозь каучуковую переговорную трубу, единственный финал которой входил в лодку, а иной, в виде рупора, находился у него в руках. Подводная лодочка за 35 минут прошла 183 сажени (единственный гребок был сломан), вслед за тем чего была отбуксирована к пристани.

После этих испытаний Комитет заключил, что лодочка не может осуществлять боевых задач, так как сама не может выискивать ориентация под водой, и счел дальнейшие опыты бесполезными. Распоряжением военного министра от 9 октября (21 октября) 1841 года за 949 опыты были прекращены и лодчонка назначена к уничтожению. По просьбе Шильдера лодчонка была передана в его указание для "партикулярных занятий". Через немного лет, не имея больше средств продолжать опыты, Шильдер лодку разобрал и продал в виде металлолома.

Как и все изобретатели подводных лодок XIX века Шильдер оказался спереди своего века, состояние технических средств того времени не могло снабдить создание подводной лодки, пригодной для боевого использования. Скромные боевые возможности своей лодки осознавал и сам Шильдер, потому он предложил для доставки подводной лодки к месту боевых действий применять подвижную пристань, кроме того вооружив ее ракетами. Другим вариантом доставки подводных лодок предлагались два парохода, сооружение первого из них не было доведено до конца, а второй ("Отважность") не оправдал себя при испытаниях. Шильдером было предложено ещё два проекта подводных лодок, которые не были воплощены в бытие.

Начавшаяся в 1853 году Крымская битва заставила Шильдера возвратиться в армию и продолжить службу по первостепенный специальности. При форсировании Дуная в 1854 году был тяжко ранен и 11 июня (23 июня) 1854 года скончался в госпитале в городе Кэлэраш (Румыния).

Так же читайте биографии известных людей:
Карл Дениц

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению..
читать далее

Карл Иессен

1875 - Окончил Морское училище1881 - Окончил минный офицерский класс по 1 разряду1884 - Окончил артиллерийский офицерский класс1890 - Командовал..
читать далее

Карл Нассау-Зиген

Родился и получил образование во Франции, поступил в 15 лет во французскую армию, участвовал в Семилетней войне.
читать далее

Карл Подхаст Karl Podhast

В ночь на 8 июля 1944г. пилот Карл-Гейнц Потхаст вывел свой "Негер" в море, держа курс на северо-запад. Песчаный пляж французского курорта..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий