Известные люди
»Карло Гольдони
Рождение: Италия, 25.2.1793
В венецианский период Гольдони провел ту реформу, о которой мечтал. Он дал итальянской буржуазии именно такую комедию, которая была ей нужна.
Карло Гольдони [Goldoni Carlo, 1707-1793] - итальянский драматург. Родился в интеллигентной венецианской семье, которая хотела видать его юристом и заставляла штудировать право. Но парнишка с ранних лет полюбил театр; в четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини, где обучался философии, и одно время разъезжал с труппой бродячих актеров; четыре года через был выгнан из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, в которой высмеял своих учителей. В конце концов он с грехом напополам получил уровень доктора и вышел в адвокаты (1732). Но адвокатурой Гольдони занимался всего ничего и все больше и больше настойчиво пробовал свои силы в драматургии. В 1738 году появляется его пьеса "Momolo cortesan", которую разрешено мнить началом его настоящей драматургической деятельности. Правда, в ближайшие годы творчество Гольдони как драматурга было невелико и неблистательно. В 1748 году он стал присяжным драматургом труппы Медебака. Вместе с последним Гольдони резво устроился в Венеции. Родной городок принял его с восторгом. Он пробыл там 14 лет (1748-1762) и при изумительной плодовитости раскрыл во всем блеске свой гений. Ему случилось в единственный год (1750) намарать 16 комедий, причем в их числе были такие шедевры, как "Лжец", "Кофейня", "Семейство антиквара", "Бабьи сплетни". А между 1756 и 1762 годами он написал для антрепренера Вендрамина, к которому перешел от Медебака, ещё примерно 60 комедий, в том числе трилогию "La Villegiatura", знаменитую "Baruffe Chiozzote" и обошедшую все европейские сцены "Трактирщицу" ("Locandiera").
Значительная количество этих комедий посвящена изображению венецианской жизни и написана на венецианском диалекте, которым Гольдони владел мастерски. Это - вообще лучшее из созданного им и прочнее всего держится на сцене до сих пор.
В 1762 году Гольдони убедился, что венецианская публика отдала предпочтение его реалистическим пьесам фантастические комедии Гоцци. Он не захотел испытать свою славу в родном городе и решил оставить Венецию; воспользовавшись приглашением, Гольдони переселился в Париж. Он простился со своей публикой одной из самых своих красивых комедий "Una della ultime sere del Carnevale". В Париже он прожил 30 лет. Там продолжал сочинять комедии. Из них одна - "Le bourru bienfaisant", - написанная первоначально по-французски, принадлежит к числу лучших его вещей. Под старость он стал сочинять свои "Мемуары", которые насовсем останутся одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного, и давал уроки итальянского языка. В последние годы своей жизни Гольдони жил в большущий нужде. Конвент назначил ему пенсионную выплату, но Гольдони умер раньше, чем пенсионная выплата начала ему выплачиваться.
В венецианский отрезок времени Гольдони провел ту реформу, о которой мечтал. Он дал итальянской буржуазии как раз такую комедию, которая была ей нужна. - В середине XVIII века итальянская буржуазия после этого двух с лишним веков вынужденного бездействия начала понемногу заделываться на ноги. Вступив в ожесточенную борьбу с абсолютизмом, с господствовавшей аристократией, страстно отрицая ее привилегии, она требовала от литературы поддержки в этой борьбе, оправдания своих стремлений и укрепления своего классового самосознания. Новым запросам культурных слоев буржуазии не могла удовлетворять одряхлевшая комедия масок, развлекавшая преимущественно располагать информацией и простонародье. К этому времени она абсолютно потеряла свой юный творческий порыв, не давала ни новой выдумки, ни актеров прежней силы и очевидно повторяла то, что сто лет вспять было отмечено печатью новизны и молодых достижений. Это понимали многие. И до Гольдони делались попытки реформировать старую комедию импровизации. Но из этих попыток ничего не выходило. Гольдони же блестяще выполнил то, что не удавалось другим.
К цели своей он шел мало-помалу. "Momolo cortesan" была наполовину сценарием. В венецианских комедиях первых двух лет отводилось ещё широкое местоположение для импровизации. Но с 1750 года, когда Гольдони поставил свою пьесу-программу "Комический театр", он уже абсолютно отошел от сценарной техники. Порвать идеально со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони при всем при том не решился. Так он сберег в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина, и многие другие маски. Но они нечасто сохраняют ту характеристику, которую пронесли посредством два века своей истории. И та переработка типов, которую Гольдони предпринял, включив в свои комедии старые маски, всецело подсказывалась его умением чутко улавливать господствующие общественные настроения. В обрисовке типов, унаследованных от комедии масок, раньше всего стала мягче сатира. Доктор из болтуна и пьяницы сделался добропорядочным отцом семейства, Бригелла из плута и мошенника стал солидным мажордомом или хозяином трактира и т. д. Панталоне у Гольдони совсем не тот курьезный пожилой человек, скупой и похотливый, каким проволокла его сквозь всю Европу, подвергая колотушкам и осмеянию, комедия масок. У Гольдони Панталоне - почтенный стареющий купец, носитель лучших традиций венецианской буржуазии. В этой маске в особенности явственно выражен морализующий нрав комедий Гольдони. Аристократы должны выслушивать ее наставления и проповеди как бы таких, как: "Будь добрым, и ты будешь благородным". Отрицая законность их привилегий, Панталоне говорит о "естественных" правах всех людей. Когда итальянская буржуазия, которая снова начинала пропагандировать свои идеалы, смотрела комедии Гольдони, она находила в них и поощряющую похвалу и ласковое поучение. Отвечая потребности своего класса в упрочении его классового самосознания и классовой самооценки, Гольдони внушает итальянской буржуазии дума о ее духовном превосходстве над опустившимся, нравственно-испорченным дворянством и предостерегает супротив подражания ему. Так он осуждает богатых мещан за склонность к пустому светскому времяпрепровождению, за расточительность, вообще за "барские" пороки, ими перенятые ("Игрок", "Поэт-фанатик", "Трилогия", "О дачной жизни", "Тщеславные"). Его грубо отрицательные типы (их у него немало), если не являются иностранцами, - все принадлежат к упадочному дворянству. Против него направлена всем своим острием буржуазная комедия Гольдони, ее социально-нравственная тенденция. Аристократы, потому как они не порвали со своим классом, морально заклеймены как шулера, сплетники, паразиты. Резко изобличает Гольдони дворянскую спесь и невежество, легкомыслие и безнравственность дворянского брака, с его "друзьями дома", "чичисбеями" и т. п. Жестоко осмеяно возражение претензий дворян их пошатнувшемуся материальному положению, новым экономическим условиям, характеризующимся преобладанием тех, кто знает счет деньгам и может их не только расходовать, но и наживать. Итальянская буржуазия в комедиях Гольдони - необыкновенно здоровый - и морально и интеллектуально - класс, от верху и до низу. Ибо Гольдони идеализирует не только богатого купца, но и мелкого ремесленника, трактирщика, лавочника, гондольера, крестьянина, их женщин и девушек (в особенности характерна Беттина в "Puta onorata"). В ряде пьес Гольдони славит буржуазные "добродетели" ("Английский философ", "Голландский врач", "Честный авантюрист" и т. д.), утверждая буржуазную этику.
Такому социальному содержанию соответствует своя техника. Уже начиная с "Momolo", Гольдони понимал, что "нужно забирать сюжеты, в которых разрабатываются характеры, потому что они являются источником хорошей комедии". Гольдони конечно превосходно знал, как комедия характеров разрабатывалась до него, главным образом у Мольера, но ему казалось неправдоподобным то, что Мольер в лучших своих комедиях ставит в центре единственный какой-нибудь характер: скупого, лицемера, мизантропа. С точки зрения Гольдони бытие ни в жизнь не дает таковый упрощенной схемы. В жизни вечно вместе с тем действует хоть отбавляй характеров. И комедия, которая стремится вырабатывать ощущение, должна быть верным зеркалом жизни, придерживаться за нею по всем ее разнообразным извилинам. Вот зачем в комедиях Гольдони мы неизменно без малого встречаем единый строй характеров, не повторяющихся без малого нимало, более того тогда, когда Гольдони берет старые маски: более того в них он пытается сыскать многообразие жизни. Его подневольность от повседневных жизненных наблюдений так велика, что им была создана комедия по поводу случайной встречи на площади св. Марка с продавцом восточных сладостей ("Le pettegolezze delle donne").
Значение Гольдони на его родине определяется тем, что он положил начало итальянской буржуазной драме, искусно сочетав элементы итальянской народной комедии, с одной стороны, и французской комедии характеров, ее изощренной техники - с иной. Своим общеевропейским значением Гольдони обязан тем, что, многое почерпнув у Мольера, во многом уклоняется от него в сторону большего реализма, большей жизненной правдивости своих образов. Характеры "итальянского Мольера" больше многообразны, менее схематичны, упрощенны, чем французского. Это признавали и современники. Еще Вольтер называл его "сыном и живописцем натуры", фиксировал "естественность" его письма.
Так же читайте биографии известных людей:
Карло Гоцци Karlo Gocci
Карло Гоцци - итальянский драматург, автор сказочных пьес. Родился 12 декабря 1720 года.Наиболее известными произведенями Карло Гоцци являютя:..
читать далее →
Карло Анчелотти Karlo Anchelotti
Главный тренер "Милана" после долгого перерыва в общении с журналистами снова заговорил. В интервью Андреа Скьянки из La Gazzetto dello Sport он..
читать далее →
Карло Кудичини Carlo Cudicini
Карло Кудичини - итальянский футболист, вратарь английского клуба Тоттенхэм Хотспур. Родился 6 сентября 1973 года.Карло Кудичини выступал за такие..
читать далее →
Карло Чампи Karlo Adzelio Champi
ОН стал первым премьером в эпоху Республики, не принадлежащим ни к одной из политических партий. Кроме того, он никогда не имел мандата парламентария.
читать далее →