Известные люди

»

Карэн Хачатурян

Карэн Хачатурян Karen Hachaturian Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 19.9.1920
Ему принадлежит музыка государственных гимнов двух африканских республик - Занзибара и Сомали. В 1995 году К.С. Хачатурян награжден орденом Дружбы, в 2000 году - орденом Почета. Удостоен премии мэрии Москвы.

Родился 19 сентября 1920 года в Москве. Отец - Хачатурян Сурен Ильич (1889-1934), имеющий известность сценический участник, ученик К.С. Станиславского, режиссер 1-й студии МХАТ, основатель Армянской драматической студии в Москве. Мама - Дунаева-Хачатурян Сара Михайловна, с раннего возраста увлекалась живописью и театром, окончила историко-философское отделение Высших женских курсов в Москве, в течение многих лет работала театральным художником. Супруга - Хачатурян Антонина Яковлевна, переводчик. Дочь - Хачатурян Наталья Карэновна (1950 г. рожд.), филолог. Сын - Хачатурян Дмитрий Карэнович (1952 г. рожд.), кандидат филологических наук. Внучки: Екатерина и Мария.

Отцу композитора - Сурену Ильичу Хачатуряну с юношества была присуща разносторонность художественных интересов: полно времени он отдавал изучению истории, страстно увлекался литературой (он окончил славяно-русское отделение историко-филологического факультета Московского университета). Его творческая природа вечно тянулась к музыке, он с удивительной легкостью импровизировал, великолепно играл на мандолине.

Влюбленность Сурена Ильича в музыкальное искусство сыграла определяющую образ в творческой судьбе близких ему людей. Он до времени взял на себя заботы по воспитанию младших братьев. Особенно полно он сделал для становления творческих интересов, расширения художественного кругозора и, в конечном итоге, для выбора жизненного пути Арама Ильича Хачатуряна.

Дом Хачатурянов, по словам Арама Ильича, жившего в то время в семье старшего брата, "был своеобразным артистическим клубом, где собирались многие видные деятели искусства". В числе постоянных гостей были известные актеры О. Абелян, В. Папазян, С. Кочарян, художники М. Сарьян, В. Фаворский, И. Невинский, А. Лентулов, литератор М. Лозинский, музыканты А. Александров, В. Оранский и другие. В семье Сурена Ильича, которая в 1920-е годы поселилась в одном из тихих переулков Арбата, всегда звучала музыка, велись взволнованные споры о судьбах театрального искусства, обсуждались литературные новинки.

Маленький Карэн был заинтересованным слушателем этих бесед об искусстве. Театр захватил его сию минуту и на всю существование. Вместе с родителями он посещал спектакли Художественного театра, его студий и организованного в 1920-е годы Детского театра. В театре его поражало все, но своеобразный заинтересованность вызывал оркестр.

После спектаклей, дома, со своими двоюродными сестрами Карэн мастерил сцену, декорации, костюмы и разыгрывал перед домашними импровизированные спектакли.

Параллельно с интересом к театру росла и укреплялась тяга к музыке, всемерно поддерживаемая его родителями. От природы он обладал яркой музыкальностью, хорошей памятью и чувством ритма. Когда Карэну исполнилось 8 лет, его отдали в музыкальную школу имени Гнесиных, в класс фортепиано О.Ф. Гнесиной. Постепенно он начал выражать все более значительный заинтересованность к творчеству. Его первые композиторские опыты нашли активную поддержку у А.И. Хачатуряна, неизменно чуткого и внимательного наставника, сильное и яркое дарование которого оказало большое воздействие на музыкальное становление племянника.

Значительную образ на композиторском пути Карэна Хачатуряна сыграл и преподаватель Гнесинского училища Е.О. Месснер, тот, что организовал детскую группу по сочинению. Вместе с К. Хачатуряном ее посещали Б. Чайковский, А. Чугаев, В. Брумберг. Е.О. Месснер относился с большим вниманием к каждому из своих учеников, старался развивать в них индивидуальные черты, заложенные самой природой. Он сумел привить своим воспитанникам настоящую влюбленность к классической музыке.

Большую образ в музыкально-эстетическом развитии юного композитора сыграли впечатления от посещения концертов выдающихся исполнителей. На всю существование запомнились ему монументальные фрески Бетховена в исполнении Б. Вальтера и О. Клемперера и поразивший обилием красок "Петрушка" Стравинского, незабываемо интерпретированный Э. Ансерме, а ещё блестящие программы А. Коутса, Н. Голованова, А. Гаука, Е. Мравинского, Д. Ойстраха, Л. Оборина, Э. Гилельса. Огромное ощущение оставило многогранное мастерство К. Цекки, А. Казеллы, Я. Хейфеца, Ж. Тпотому что, Ж. Сигети. Глубочайшее художественное ощущение произвели на Хачатуряна концертные выступления выдающихся композиторов-пианистов С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

В 1938 году К. Хачатурян поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где занимался тотчас по двум специальностям: по фортепиано у Б.М. Медведева и В.В. Чертовой; по композиции у профессора Г.И. Литинского.

В 1941 году К. Хачатурян окончил училище и поступил на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории.

Занятия прервала битва. К. Хачатурян вскоре был направлен в Ансамбль песни и пляски МВД. Работа в ансамбле послужила хорошей профессиональной школой. Молодому музыканту поручалось фантазировать в весьма сжатые сроки строевые песни (солдатская строевая песня "Про медали" на слова М. Вольпина имела здоровый успех), небольшие инструментальные пьесы, танцевальную музыку, оркестровать уже имеющийся материал.

В 1945 году младой музыкант снова вернулся к учебе в Московской консерватории, где занимался у профессоров В.Я. Шебалина, Д.Д. Шостаковича и Н.Я. Мясковского.

Год, проведенный в классе В.Я. Шебалина, был для Хачатуряна важным этапом в накоплении необходимых профессиональных навыков. Вместе с тем довольно стремительно обнаружилась и известная несхожесть творческих устремлений двух музыкантов. Гораздо больше близким оказался для К. Хачатуряна творческий приём Д.Д. Шостаковича. В классе Шостаковича, немногочисленном, но сильном по составу, вместе с тем с К. Хачатуряном обучались Б. Чайковский, Г. Галынин, А. Чугаев.

Для К. Хачатуряна, как и для других молодых композиторов, одной из самых притягательных нечистая сила педагогических принципов Шостаковича было его умение подвести ученика к осознанию правоты собственного поиска, достигнуть от него уверенного, свободного письма, не сковывающего, а раскрепощающего творческую идея. Бесконечно привлекало К. Хачатуряна и то, что Шостакович мог дорожить в своих учениках смелость, художественное дерзание.

Под руководством Д.Д. Шостаковича К. Хачатурян пробует свои силы в разных жанрах (сюита, кантата, инструментальные пьесы) и создает первое значительное сочинение - Сонату для скрипки и фортепиано, немедленно принесшую ему широкую известность. В музыке Сонаты Хачатурян воссоздает вид своего современника - молодого человека 1940-х годов, полного энергии, оптимизма, умеющего лицезреть в жизни прекрасное, вдохновенное. Соната "отличается тонкостью вкуса, светлым романтическим колоритом, изобретательным использованием возможностей ансамбля" (И. Нестьев). В июле 1947 года на I Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге она была удостоена первой премии.

Непревзойденным интерпретатором Сонаты стал корифей советской скрипичной школы Давид Ойстрах, тот, что создал своеобразные традиции ее исполнения. С тех пор многие скрипачи, такие как Л. Коган и В. Климов, Э. Грач и С. Снитковский, Х. Ахтямова и Л. Исакадзе, О. Крыса, А. Михлин, М. Безверхний и другие, неизменно включали сочинение в свой концертный репертуар. Популярность Сонаты росла, ее записал на пластинку Я. Хейфец.

Завершающий студенческий год К. Хачатурян (после этого ухода Д.Д. Шостаковича из консерватории) провел в классе Н.Я. Мясковского - признанного главы московской композиторской школы, воспитавшего немного поколений композиторов.

Под руководством Н.Я. Мясковского К. Хачатурян пишет Симфониетту, хоровой коллектив с оркестром "Слава Комсомолу" на контент А. Гаямова, тот, что привлек яркой образностью, демократичностью, свежестью музыкальных интонаций.

Дипломным сочинением композитора, над которым он работал в 1948-49 годах, стала кантата для смешанного хора и симфонического оркестра "Цвети и здравствуй, юность!" на тексты Я. Купалы, В. Лебедева-Кумача и А. Досталя. Первая вокально-симфоническая служба продемонстрировала тяготение к актуальной проблематике, к воплощению образов современников, профессионализм, владение крупной формой и вокально-оркестровыми красками.

В 1949-50 годах К. Хачатурян продолжает заниматься у Н.Я. Мясковского, став аспирантом его класса. Постепенно складывается у молодого композитора проект Первой симфонии, создается цикл камерных и симфонических произведений (преимущественно программных); его по-прежнему привлекают жанры хоровой музыки. В 1950 году К. Хачатурян пишет хоровой коллектив с симфоническим оркестром "У вербы одинокой" на вирши М. Лисянского. В нем настоятельно проводится дума о необходимости отстаивать мир на земле, мир, завоеванный в кровопролитной войне, унесшей многие человеческие жизни.

30-летию Советской Армении К. Хачатурян посвятил "Молодежную увертюру", которая в первый раз прозвучала в концертах V пленума gравления Союза композиторов СССР 10 декабря 1951 года. Перед непосредственной работой над произведением композитор побывал в Армении, изучал и записывал народные песни и на их основе создавал собственные мелодии, близкие фольклорным образцам. Красочно-изобразительная стихия темпераментного молодежного танца запечатлена в увертюре в разнообразных сочетаниях контрастных тем, в игре ритмов, оркестровых звучаний, в свежих тональных сопоставлениях. Несомненным достоинством "Молодежной увертюры" является яркая зрелищность ее музыки; сочинение задумано в виде театрализованной танцевальной сценки.

Как и в "Молодежной увертюре", воззвание к образам юности характеризует и строй эстрадных сочинений К. Хачатуряна, написанных им в первые послеконсерваторские годы (к примеру, "Веселый марш" и "Эстрадный марш", изданные "Музфондом" в 1952 году и звучавшие в вариантах для духового и эстрадно-симфонического оркестров).

Теме молодежи посвящена и лирическая оперетта К. Хачатуряна "Простая девушка" по одноименной пьесе В. Шкваркина (1959). Мысль о создании музыкальной комедии была подана композитору главным дирижером Московского театра оперетты Г.А. Столяровым. Спектакль рождался в тесном творческом контакте с коллективом этого театра. В спектакле принимали участие Т. Шмыга, А. Котова, О. Власова, В. Шишкин, С. Аникеев, А. Степутенко, А. Беседин и другие звезды оперетты. В оперетте проявился незаурядный дар К. Хачатуряна как музыканта-драматурга, умело подчеркивающего музыкой наиболее значительные, кульминационные точки в развитии каждой смысловой линии спектакля.

Творчество К. Хачатуряна многолико в жанровом и тематическом отношениях. Ярче всего раскрылся творческий потенциал композитора в сфере симфонической и камерной музыки: как раз тут явственно проступает его тяготение к философскому осмыслению мира, раскрытию сильно личных мыслей и чувств.

Одной из наиболее значительных работ раннего периода творчества К. Хачатуряна стала его Первая симфония - произведение стилистически самобытное, этапное для композитора. Судьба этого сочинения оказалась сложной: впервой исполненная в 1955 году в концертах VIII пленума Правления Союза композиторов СССР, она не получила настоящего признания и только десятилетие через прозвучала с большим успехом в новой авторской редакции в концертных залах страны и за рубежом.

Герой произведения - современник композитора, находящийся в самой гуще жизни, с жадностью вбирающий и осмысливающий ее впечатления. Музыка симфонии богата яркими образно-эмоциональными противопоставлениями. Здесь находят отображение суровое сосредоточенное раздумье и драматический пафос, лирика в множестве оттенков и градаций, мягонький прикол, изысканная танцевальность.

Именно этим сочинением К. Хачатурян заявил о себе как о композиторе с симфоническим складом мышления, для которого выражение своих мыслей в симфонических формах является творческой необходимостью (к настоящему времени Карэн Суренович является автором 4 симфоний). Первая симфония с успехом прозвучала не только в СССР, но и за рубежом: на VII Международном фестивале современной музыки в Болгарии, на концертах-смотрах советского искусства в Югославии, Германии, Австралии.

В 1960-70-е годы К. Хачатурян создает серию крупных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений: Сонату для виолончели и фортепиано, Вторую симфонию, Струнный квартет, ораторию "Миг истории". Среди написанных в тот самый отрезок времени камерных произведений - Ария для камерного оркестра, интродукция и фуга для органа. Концентрированность мысли, лаконичность, строгая дисциплина чувств сосуществуют в его музыке с здоровущий внутренней экспрессией, искренностью и доверительностью высказывания.

Соната для виолончели и фортепиано написана в 1966 году и посвящена ее первому исполнителю - Мстиславу Ростроповичу. В ней соединились драматичность и лиризм. Виолончельная соната К. Хачатуряна резво обрела своих интерпретаторов, посреди которых Д. Герингас, В. Яглинг, М. Уткин, И. Гаврыш (завершающий в ансамбле с пианисткой Л. Тимофеевой). Соната с большим успехом исполнялась М. Ростроповичем и автором и за рубежом - в Румынии, Венгрии, Югославии, Италии.

Среди творческих достижений К. Хачатуряна 1960-х годов одно из значительных мест принадлежит Второй симфонии (1968) - сочинению-раздумью о своем времени, людях, событиях. Тяготение к философскому осмыслению мира, отображение значительных общественно-исторических, социальных явлений, процессов через призму индивидуального восприятия - черты, ставшие типичными для всего зрелого творчества композитора. После премьеры в Москве симфония одним духом обошла концертные залы многих городов страны, с успехом прозвучала за рубежом - в Югославии, Болгарии, Германии, Чехословакии, Австралии.

Выпуклость и рельефность образного строя симфонии в значительной степени подготовили дорога для появления такого оригинального программного сочинения, как оратория "Миг истории" для чтеца, хора и симфонического оркестра (1971), открывшая собой новую страницу музыкальной ленинианы. В ней органично сплелись эпико-лирическая и экспрессивно-драматическая линии.

В круг зрелых произведений К. Хачатуряна наряду со Второй симфонией входит и Струнный квартет, созданный в 1969 году и посвященный памяти отца. В этом сочинении композитор обратился к раздумью о смысле бытия, к вечной теме жизни и смерти. "Ваш квартет произвел на меня весьма сильное ощущение своей глубиной, серьезностью, яркой тематикой, удивительным звучанием", - писал Д.Д. Шостакович автору вслед за тем премьеры сочинения. Квартет "вобрал в себя еле-еле ли не все современные звуковые эффекты, увлекательно примененные, логически развивающие идею и форму". Он с успехом исполнялся в Италии, Голландии, Бельгии, Англии. В дальнейшем прочное местоположение в концертном репертуаре заняли такие произведения К. Хачатуряна, как Концерт для виолончели с оркестром (1983); трио для скрипки, валторны и фортепиано (1981), трио для скрипки, альта и виолончели (1984); пьесы для электрооргана (1982). В каждом из них ясно ощутимы остро современное ощущение музыкальной формы, тонкость тембрового и гармонического слуха.

Уже первые опыты К. Хачатуряна по созданию музыки к драматическим спектаклям оказались удачными. Среди них были шекспировские постановки - "Два веронца" (1952) в Театре имени Вахтангова и "Виндзорские насмешницы" (1957) в Театре имени Моссовета, а ещё "Европейская хроника" А. Арбузова (1953) в Театре имени М.Н. Ермоловой. К. Хачатурян создал музыку больше чем к 20 театральным спектаклям. Это - "Поднятая целина" М. Шолохова (1957, Центральный театр Советской Армии), "Никто" Эдуардо де Филиппо (1958, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола), "Внук короля" Л. Шейнина (1959, Центральный театр Советской Армии), "Четвертый позвонок" Н. Слоновой по роману М. Ларни (1960, Московский театр сатиры), "Бабьи сплетни" К. Гольдони (1963, Мкрасный театр), "Итальянская трагедия" А. Штейна (1971, Центральный ребяческий театр), "Слепой падишах" Н. Хикмета и В. Туляковой (1978, Московский драматический театр имени Гоголя) и многие другие. По-театральному броская, яркая, темпераментная музыка Карэна Хачатуряна является существенным компонентом общей драматургии каждого спектакля.

Одной из самых важных и значительных областей творчества композитора является киномузыка. Главное, к чему он стремится, - создание продуманной музыкальной драматургии фильма, свободной от внешней иллюстративности. Перу композитора принадлежит музыка больше чем к 40 кинофильмам: "Братья" (1958, СССР-Корея), "Ждите писем" (1960), "Разноцветные камешки" (1960), "Високосный год" (1961), "Большая дорога" (1962), "Семь нянек" (1962), "Дети Памира" (1963), "Негасимое пламя" (1964), "Спящий лев" (1965), "Вий" (1967), "Выстрел" (1967), "Странные люди" (1969), "О друзьях-товарищах" (1970), "Единственная дорога" (1975), "Родные" (1978) и другим.

Изобретательность и неистощимую фантазию проявил К. Хачатурян, создавая музыку к детским мультипликационным фильмам. В ней вроде оживают персонажи сказок разных народов мира: русских ("Когда зажигаются елки", 1950) и монгольских ("Волшебный клад", 1950), удэгейских ("Сердце храбреца", 1951) и китайских ("Желтый аист", 1950), армянских ("Пес и кот", 1955) и вьетнамских ("Скоро будет дождь", 1959), норвежских ("Норвежский пастушок", 1960) и итальянских ("Чипполино", 1962). Мультипликационный кино "Когда зажигаются елки", музыка к которому явилась одним из самых ранних опытов композитора в этом жанре, был удостоен премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1951). Экраны многих стран обошла и мультипликационная лента с его музыкой "Необыкновенный матч" (1955).

Музыка К. Хачатуряна, написанная им для кино и театра, зачастую приобретала самостоятельную концертную существование (марш и юмореска из кинофильма "Большая дорога", неторопливый фокстрот "Ялта" из кинофильма "Странные люди", "Песня водолаза" и "Ой ты, вешняя светлая ноченька..." из кинофильма "Братья", песни из музыки к спектаклю "Виндзорские насмешницы", "Невеселая песенка" из музыки к пьесе "Никто", песни "Я тебя обнимаю" из спектакля "Внук короля", "Песня первых" из кинофильма "Ждите писем" и др.). Ряд кинопартитур послужил основой для создания симфонических сюит. Переработка киномузыки стала одной из существенных сторон творческой деятельности композитора.

На основе музыки к мультфильмам возникли детские оркестровые сюиты - "Новогодняя елка" (1951), "В Монголии" (1952), "Восточная сюита" (1953), "Спортивная сюита" (1954), "В цирке" (1968).

Обаятельные, насыщенные лукавым юмором музыкальные образы многочисленных мультипликационных фильмов, неистощимая тембровая изобретательность детских оркестровых сюит помогли композитору достигнуть успеха и в новом для него жанре - балетах "Чипполино" и "Белоснежка". За создание балета "Чипполино", тот, что был поставлен во многих театрах страны и за рубежом, К. Хачатуряну в 1976 году была присуждена Государственная премия СССР.

Неизменной популярностью пользуется эстрадная музыка К. Хачатуряна. Впечатляет широта тематики его песен. Среди них произведения гражданского звучания - песня "Здравствуй, мир" (слова Я. Халецкого) и вокальный цикл "Поэма матерей" (слова Г. Мистраль); лирические песни "Ой ты, вешняя, светлая ноченька" (слова А. Фатьянова), "Земля, где родился и рос" (слова И. Шаферана), "Я тебя не жду" (слова Л. Дербенева), "Вдалеке от рязанских берез" (слова Ю. Полухина); задорные, веселые шуточные песни "Песня водолаза" (слова А. Фатьянова), "Про медали" (слова М. Вольпина), "Идет военная игра" (слова М. Пляцковского). Как обработки народных напевов появились небольшие фортепианные сочинения "Украинский танец" и азербайджанский танец "Таракяма".

В 1981 году К.С. Хачатуряну было присвоено звание Народного артиста России. С 1986 года он является профессором Московской консерватории.

Карэн Суренович ведет плодотворную занятие в самых разных областях музыкальной культуры. С 1957 года, являясь членом правления Союза композиторов, он активно участвовал в работе секций и творческих комиссий Союза. К.С. Хачатурян входил в состав редколлегии журнала "Советская музыка", возглавлял редакционные советы в издательствах "Советский композитор" и "Музыка". Долгое время Карэн Суренович был членом правлений обществ "СССР - Вьетнам", "СССР - Африка" и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. Ему принадлежит музыка государственных гимнов двух африканских республик - Занзибара и Сомали. В 1995 году К.С. Хачатурян награжден орденом Дружбы, в 2000 году - орденом Почета. Удостоен премии мэрии Москвы.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Карэн Бадалов Karen Badalov

Карэн Бадалов - российский актер театра и кино. Родился 28 марта 1965 года.Известен по ролям в таких фильмах как: "Орел и решка" 1995 год, "На углу..
читать далее

Каскада Cascada/Natalie Horler

Натали Хорлер - певица немецкого происхождения, выступает под сценическим псевдонимом Каскада. Каскада родилась 23 сентября 1981 года.Натали Хорлер..
читать далее

Каспар Хаузер Kaspar Hauser

Его имя стоит одним из первых среди людей, чьи судьбы стали неразгаданными загадками 19 века.
читать далее

Каспер Ван Дин Casper Van Dien

Каспер Ван Дин - популярный американский актёр. Родился 18 декабря 1968 года.Наибольшую известность и популярность принесла актеру роль Джонни Рико..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий