Известные люди
»Клаудио Монтеверди
Рождение: Италия, 12.5.1567
Итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль барокко. Родился в семье известного врача Балдассаре Монтеверди. Точная дата рождения не установлена, но документально подтверждено, что Клаудио Джованни Антонио был крещен 15 мая 1567 в Кремоне.
Клаудио, по-видимому, некоторое время учился у М.А.Индженьери, регента кремонского собора. Первые пять сборников сочинений, вышедших из-под пера молодого композитора (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582; Духовные мадригалы, Madrigali Spirituali, 1583; трехголосные канцонетты, 1584; пятиголосные мадригалы в двух томах: Первый сборник, 1587 и Второй сборник, 1590), явственно свидетельствуют о полученной им выучке. Период ученичества окончился эдак к 1590: тогда Монтеверди ходатайствовал о получении места скрипача в придворном оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе и был принят на службу.
Мантуанский отрезок времени.
Служба в Мантуе принесла музыканту несть числа разочарований. Лишь в 1594 Монтеверди стал кантором и только 6 мая 1601, следом ухода Б. Паллавичино, получил место maestro della musica (мастера музыки) герцога Мантуанского. В тот самый отрезок времени (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла до срока (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней. В первое десятилетие при мантуанском дворе Монтеверди сопровождал патрона в его путешествиях в Венгрию (1595) и Фландрию (1599). Эти годы принесли зажиточный урожай пятиголосных мадригалов (Третий сборник, 1592; Четвертый сборник, 1603; Пятый сборник, 1605). Многие из мадригалов приобрели известность задолго до их напечатания. Вместе с тем эти сочинения вызвали припадок гнева у Дж.М.Артузи, каноника из Болоньи, тот, что выступил с критикой композиторских приемов Монтеверди в целом потоке ядовитых статей и книг (16021612). Композитор ответил на нападки в предисловии к Пятому сборнику мадригалов и больше пространно устами своего брата Джулио Чезаре в Dichiarazione (Разъяснении), это сочинение было напечатано как приложение к сборнику композиций Монтеверди Музыкальные шутки (Scherzi musicali, 1607). В ходе полемики композитора с критиками были введены в употребление понятия первая практика и вторая практика, обозначавшие старинный полифонический манера и свежеиспеченный монодический стили.
Творческая эволюция Монтеверди в жанре оперы началась позже, в феврале 1607, когда было закончено Сказание об Орфее (La Favola d'Orfeo) на контент А. Стриджо Младшего. В этом произведении композитор сохраняет верность прошлому и предвосхищает будущее: Орфей наполовину ренессансная интермедия, наполовину монодическая опера; монодический манера к тому времени уже был разработан во Флорентийской камерате (группе музыкантов под руководством Дж.Барди и Дж.Корси, которые работали совместно во Флоренции в 1600). Партитура Орфея была издана дважды (1609 и 1615). Следующими сочинениями Монтеверди в этом жанре стали Ариадна (L'Arianna, 1608) и опера-балет Балет неблагодарных (Il Ballo dell'ingrate, 1608) оба произведения на тексты О.Ринуччини. В тот же отрезок времени Монтеверди в первый раз выступил на поприще церковной музыки и опубликовал выдержанную в старом стиле мессу In illo tempore (в ее основе мотет Гомберта); в 1610 он добавил к ней Псалмы вечерни. В 1612 умер герцог Винченцо, а его преемник безотлагательно же уволил Монтеверди и Джулио Чезаре (31 июля 1612). На время композитор с сыновьями вернулся в Кремону, а гладко посредством год (19 августа 1613) получил местоположение руководителя капеллы (maestro di cappella) в венецианском соборе св. Марка.
Венецианский отрезок времени.
Эта место (самая блестящая посреди имевшихся тогда в Северной Италии) немедленно избавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания. Он прослужил на почетном и ладно оплачиваемом посту соборного капельмейстера в течение трех десятилетий, и в это время, что целиком без сомнения, переключился на церковные жанры. Однако он не оставил и своих оперных проектов: так, для Мантуи в 1627 была создана реалистическая комическая опера Мнимая сумасшедшая (La finta pazza Licori). Это сочинение не сохранилось, как и большинство музыкально-драматических произведений Монтеверди, относящихся к последним тридцати годам его жизни. Зато до нас дошло прекрасное произведение, представляющее собой нечто среднее между оперой и ораторией: Поединок Танкреда и Клоринды (Il combattimento di Tancredi e Clorindo), написанный в 1624 в Венеции (издан в Восьмом сборнике мадригалов, 1638), основанный на сцене из поэмы Т.Тассо Освобожденный Иерусалим, одном из любимых поэтических источников композитора. В этом сочинении в первый раз появляется свежеиспеченный драматический манера (genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато.
Падение Мантуи в 1630 стало причиной утраты многих автографов произведений Монтеверди. Политический переворот, вызванный борьбой за герцогство потом кончины последнего из династии Гонзага (Винченцо II умер бездетным), ещё оставил следы в жизни композитора (в частности, его наследник Массимилиано был арестован инквизицией за читка недозволенных книг). Окончание эпидемии чумы в Венеции было отмечено в соборе св. Марка 28 ноября 1631 торжественной мессой с музыкой Монтеверди (утрачена). Вскоре позже этого Монтеверди, по-видимому, стал священником, о чем говорит титульный лист издания его Музыкальных шуток (Scherzi musicali cio Arie e Madrigali in stile recitativo, 1632). Книга, посвященная проблемам музыкальной теории (мелодии), была написана в начале 1630-х годов, но от нее чуть-чуть что сохранилось, как и от опер данного периода.
В 1637 в Венеции открылся первостепеннный публичный оперный театр под руководством друзей и учеников Монтеверди Б.Феррари и Ф.Манелли. Это событие положило начало расцвету венецианской оперы 17 столетия. Для первых четырех венецианских оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре оперы (16391642), из которых сохранились две: Возвращение Улисса в отечество (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1640, на либретто Дж.Бадоаро) и Коронация Поппеи (L'Incoronazione di Poppea, 1642, на либретто Дж.Бузенелло). Незадолго до этого композитору удалось напечатать свои мадригалы, камерные дуэты и кантаты, а ещё лучшее из созданного им в церковных жанрах в двух огромных сборниках Мадригалы о войне и о любви (Madrigali guerrieri ed amorosi, Восьмой сборник мадригалов, 1638) и Selva morale e spirituale (Духовные и нравственные блуждания, 1640). Вскоре следом выхода в свет этих собраний, 29 ноября 1643, композитор скончался в Венеции, успев ещё сделать последнее турне в места, где проходила его юность, т.е. в Кремону и Мантую. Его отпевание происходило патетично в обоих главных храмах Венеции св. Марка и Санта Мария деи Фрари. Останки композитора были погребены во втором из этих храмов (в приделе св. Амвросия). В течение эдак десятилетия музыка Монтеверди продолжала беспокоить его современников и оставалась актуальной. В 1651 вышло посмертное издание его мадригалов и канцонетт (Девятый сборник) и значительное собрание церковной музыки под названием Четырехголосная месса и псалмы (Messa a quattro e salmi), их напечатал под своей редакцией издатель Монтеверди А.Винченти. В том же году в Неаполе была показана новая постановка Коронации Поппеи, немаловажно отличавшаяся от постановки 1642. После 1651 немалый кремонец и его музыка были забыты. Внешний вид Монтеверди запечатлен в двух прекрасных портретах: начальный был воспроизведен в официальном некрологе в книге Поэтические цветы (Fiori poetici, 1644) физиономия старого человека, с выражением грусти и разочарования; иной портрет обнаружен в тирольском музее Фердинандеум в Инсбруке, на нем Монтеверди изображен в зрелые годы, когда были созданы Орфей и Ариадна.
Критическая оценка.
Значение творчества Монтеверди определяется тремя факторами: он концевой композитор-мадригалист эпохи Ренессанса; он первостепеннный автор исполняемых опер той разновидности жанра, какая была характерна для раннего барокко; в конце концов он единственный из самых важных авторов церковной музыки, потому что в его творчестве stile antico (старый стиль) Палестрины сочетается со stile nuovo (новым стилем) Габриели, т.е. стилем уже не полифоническим, а монодическим, нуждающимся в поддержке оркестра.
Мадригалист.
Палестрина начал сочинять мадригалы в 1580-х годах, в отрезок времени расцвета этого жанра, и закончил работу над мадригалом Шестым сборником (1614), содержащим пятиголосные мадригалы с обязательным бассо континуо, т.е. качеством, определяющим новую концепцию мадригального стиля. Многие тексты мадригалов Монтеверди взяты из пасторальных комедий, подобных Аминте Тассо или Доброму пастырю Гуарини, и представляют собой сцены идиллической любви или буколических страстей, предвосхищающие оперные сцены в самых ранних образцах этого нового жанра: опыты Пери и Каччини появились во Флоренции ок. 1600.
Оперный композитор.
Начало оперного творчества Монтеверди как бы скрыто в тени флорентийских опытов, его ранние оперы продолжают традицию ренессансной интермедии с ее большим оркестром и хорами в стиле мадригала или с полифонически оживленным движением голосов. Однако уже в Балете неблагодарных ощутимо преобладание сольной монодии и балетных номеров в смысле французского ballet de cour (придворного балета 17 в.). В драматической сцене Поединок по Тассо аккомпанирующий оркестр уменьшен до струнного квинтета, в этом месте применяются живописные приемы тремоло и пиццикато для передачи звона оружия в руках сражающихся Танкреда и Клоринды. Последние оперы композитора сводят оркестровый аккомпанемент до минимума и концентрируют внимательность на выразительности виртуозного пения. Вот-вот появятся вокальная колоратура и ария da capo, а псалмодирующий речитатив Флорентийской камераты меняется и обогащается драматически, предвосхищая достижения в этой области Глюка и Вагнера.
Церковная музыка.
Церковной музыке Монтеверди постоянно была присуща двойственность: полифонические пастиччо соседствуют в этом месте с театрально красочными интерпретациями псалмов; чувствуется, что многие страницы написаны рукой оперного композитора.
Возрождение творчества Монтеверди.
Музыка композитора пребывала в забвении вплоть до 19 в., когда она была заново открыта К.фон Винтерфельдом (1834). Начиная на глаз с 1880-х годов немецкие и итальянские ученые соревновались в работе по возрождению и переоценке личности Монтеверди и его творчества; это движение достигло высшей точки, когда вышли в свет первое полное собрание сохранившихся сочинений Монтеверди под редакцией Дж.Ф.Малипьеро (19261942), книжка Х.Ф.Редлиха К истории мадригала (1932) и его же издание с комментариями для исполнителей Вечерни 1610 года (1949).
Так же читайте биографии известных людей:
Клаудия Кардинале Claudia Cardinale
Клаудия Кардинале - известная итальянская актриса. Родилась 15 апреля в Тунисе.Клаудия Кардинале дебютировала в кино в 1958 году, снявшись в фильме..
читать далее →
Клаудия Райа Klaudiya Raya
Ей 35 лет,она красивая женщина,знаменитая актриса,счастливая жена и мать.Ее последняя роль на телевидении это 150-летняя вампирша Мина в теленовелле..
читать далее →
Клаудия Линкс Claudia Lynx
Клаудия Линкс - известная иранская модель, актриса и певица, родилась 8 июня 1982 года в городе Тегеран, Иран.Настоящее имя актрисы - Шагхаег, что в..
читать далее →
Клаус Манн Klaus Mann
В отличие от сестры Эрики, сразу выбравшей актёрскую профессию, сын всемирно известного писателя Томаса Манна Клаус Манн определённое решение насчёт..
читать далее →