Известные люди
»Клод Дебюсси
Рождение: Франция, 22.8.1862
Французский композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник муз. импрессионозма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость муз. образов.
Французский композитор. 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка - его папа в прошлом был морским пехотинцем, после этого совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (мать жены поэта Верлена).
В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (концепция музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на вирши Т. де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как - сперва в замке Шенонсо, а далее у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.
Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем в особенности важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, младой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и предрасположенный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, хотя вообще-то, не помешало ему обрести в 1884 Римскую премию за кантату Блудный отпрыск (L'Enfant prodigue).
Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал фантазировать поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на контент Г.Россетти (La Demoiselle lue). Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское воздействие отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера (Cinq Pomes de Baudelaire). Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной экспозиции в 1889; сочинения Мусоргского, в то время понемногу проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.
В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена (Rodrigue et Chimиne) по либретто К.Мендеса, но посредством два года оставил произведение незавершенным (долгое время манускрипт считалась утерянной, следом была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С.Малларме и впервой прочел Эдгара По, тот, что стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он начал к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande), а год через, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный роздых фавна (Prlude l'Aprs-midi d'un faune).
Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, посреди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его участливость привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, полностью посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась служба над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с.
К концу 19 в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило ещё больше просторный круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (Proses Lyriques, 1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис (Chansons de Bilitis) по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а кроме того Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл для баритона с оркестром на вирши Россетти.
В 1899, вскоре потом женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, тот, что имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы завершить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда. Поставленный в парижской 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре затем Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы (Estampes) - в нем уже складывается манера, специфический для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в свежий семейный союз - с Эммой Бардак, что чуть не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервой исполнено в 1905), а ещё замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради Галантных празднеств на вирши Верлена (Ftes galantes, 1904).
В течение всей другой жизни Дебюсси приходилось противоборствовать с недугами и бедностью, но он работал неустанно и крайне плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после этого смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же отрезок времени появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов (Images, 1905-1907) последовала сюита Детский угол (Children's Corner, 1906-1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог только три года спустя).
Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил немного поездок с концертами для того, чтобы снабдить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д'Аннунцио Мученичество св. Себастьяна (Le Martyre de Saint Sbastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давнехонько привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры (Jeux), тот, что был показан труппой Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.
В том же году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками (La bооte а joujoux) - его инструментовка была завершена Капле уже затем кончины автора. Эта бурная творческая дело была временно приостановлена Первой важный войной, но уже в 1915 появились несчетные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов (Douze tudes), посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него ещё хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По Падение дома Эшеров - сюжет давнехонько привлекал Дебюсси, и ещё в молодости он начинал работу над этой оперой; в текущий момент он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из. Композитор умер в Париже 26 марта 1918.
Так же читайте биографии известных людей:
Клод Шенберг Claude Schonberg
Свою музыкальную карьеру Шонберг начал, играя в рок-н-ролльной группе. В то время он учился в университете, готовился получить научную степень по..
читать далее →
Клод Брассе Claude Brasseur
Клод Брассер родился во Франции. Актер, закончил Парижскую консерваторию.Сын Пьера Брассера и Одетт Жойе, он начал являться вофранцузских фильмах в..
читать далее →
Клод Берри Claude Berri
КЛОД БЕРРИ начал свою карьеру в кино с короткометражного фильма "Цыпленок", отмеченного премией Венецианского кинофестиваля, в 1966 году получившего..
читать далее →
Клод Миллер Claude Miller
Продюсер, сценарист и режиссёр, Клод Миллер начал снимать фильмы, ещё когда служил в армии. С 1965 по 1974 годы Миллер был ассистентом многих..
читать далее →