Известные люди

»

Клод Симон

Клод Симон Claude Simon Карьера: Писатель
Рождение: Франция, 10.10.1913
Уже с первых его романов очевидны некоторые устойчивые особенности стиля, композиции и тематики: отказ от традиционной хронологической последовательности рассказа, использование многих точек зрения, отступления от основной повествовательной линии, доминирующая роль памяти, обезоруживающая роль случая.

Французский романист Клод Эжен Анри Симон родился в Тананариве, на Мадагаскаре. Его папа, Луи Антуан Симон, военный офицер, служил во французских колониальных войсках и был убит в 1914 г., в начале первой важный войны. Луи Антуан был родом из крестьянской семьи, с востока Франции, а мама писателя, Сюзанна (Денамьель) Симон, происходила из бедной дворянской семьи из Россильона на юго-востоке Франции. Детство Клод провел в Перпиньяне, городке на испанской границе, где его воспитанием занимались родственники по материнской линии, и в прошлом всего дядя, брат матери. С 7 до 16 лет Клод учился в Коллеж Станислас в Париже, где с увлечением играл в регби и писал картины.

В предвоенные годы С. изучает живопись у Андре Лота в Париже и путешествует по Европе и Советскому Союзу, а с 1934 по 1935 г. служит в 31-м драгунском полку французской армии. Во время гражданской войны в Испании С. едет туда добровольцем, при всем при том со временем разочаровывается в республиканском движении.

В 1939 г., когда началась вторая мировая битва, С. возвращается в драгунский полк и, аналогично отцу, становится кавалерийским офицером, а далее бригадным генералом. Он участвует в мае 1940 г. в битве при Маасе, чудом остается в живых, попадает в плен сперва в концлагерь под Мюльбергом, в Саксонии, а следом в лагерь для военнопленных на территории Франции, делает побег, участвует в движении Сопротивления в Перпиньяне. После войны С. возвращается в Париж и в 1951 г. женится на Ивонне Дюсинг. С начала 50-х гг. сочинитель живет либо в своей парижской квартире в Латинском микрорайоне, либо в имении рядом с деревушкой Сальс, к северу от Перпиньяна, в восточных Пиренеях. В 1978 г. С. женился на Рэа Каравае, гречанке.

Литературную дело С. начал ещё до войны, а свой начальный роман Шулер (Le Tricheur) завершил, когда участвовал в Сопротивлении в Перпиньяне. Шулер вышел в свет в 1945 г., в самом конце войны, и получил разноречивые оценки. В ранних произведениях писателя автобиографическом романе Натянутая нить (La Corde raide, 1947), Гулливер (Gulliver, 1952), Весеннее "посвящение в сан" (Le Sacre du printemps, 1954), Ветер (Le Vent, 1957) чувствуется воздействие таких писателей, как Фолкнер, Пруст, Конрад, Достоевский. В его первых литературных опытах заметен ещё заинтересованность к времени, памяти, порядку и хаосу, влечение к ассоциативности и разорванной композиции, до того характерным для его поздних книг. Большое значимость для С. имел совет французского художника Рауля Дюфи, с которым он познакомился во время войны. В одном из своих беседа С. вспоминал слова Дюфи: Нужно мочь пожертвовать картиной, которую хочется черкнуть, для той картины, которую следует написать. С. был верен этому завету на протяжении всего творческого пути, стремясь сосдать роман, тот, что следует написать. Писатель строит свои произведения по законам коллажа, где все события и переживания, как на художественном полотне, располагаются на одном уровне; его интересуют кроме того вопросы, связанные с философией восприятия.

В 1960 г. С. подписал Декларацию 121, манифест французских интеллектуалов, поддерживающих движение за независимость Алжира. Роман Дороги Фландрии (La Route des Flandres), изданный в том же году, принес С. премию журнала Экспресс за 1961 г. В романе, первый герой которого Джордж, как и автор, участвует в битве при Маасе, передаются воспоминания и впечатления военного времени. Американская исследовательница Карен Голд особенно останавливается на микрокосме жизненного опыта Джорджа, и все-таки отмечает поистине вселенскую широту его ассоциаций. Это не персона, пишет Голд, а архетип. В Дорогах Фландрии заметен разрыв между событиями и словами, их описывающими. В романе История (Histoire, 1967), удостоенном премии Медичи, воплотилось формалистическое кредо С.: сочинять книги как картины, ибо каждая картина это в прошлом всего композиция.

Роман Битва при Фарсале (La Bataille de Pharsale) вышел в 1969 г. После коллоквиума в Саризи по новому роману (1971) французские критики меньше интересуются мифическими ассоциациями в книгах С. и больше семиотическим анализом его текста; особенно подчеркивается важность игры слов в романах писателя, контент воспринимается как знаковая организация. Критик Жан Рикарду, единственный из ведущих специалистов по новому роману, предполагает, что Битву при Фарсале следует анаграмматически понимать как битву фраз в том смысле, что всякое повествование это своего рода словесное похождение.

В 1973 г. С. был удостоен почетной степени Университета Восточной Англии. В том же году был опубликован Триптих (Triptych) роман с ослепительно выраженной эротической направленностью, по мнению английского переводчика и исследователя Джона Флетчера, тот, что фиксировал трагическую эротику произведений писателя. В этом экспериментальном романе переплелись три узко связанных между собой и отраженных товарищ в друге сюжета о любви и смерти. Следующий роман С., Урок вещей (Lecon de choses, 1975), зашифрован ещё больше. Используя экспериментальную композицию, беллетрист дает серию зашифрованных образов, которые в свою очередность порождают сложнейшую языковую гамму. С точки зрения критика Франсуа Жоста, роман представляет собой навык текстуального самовоспроизведения.

В романе Георгики (Les Ceorgiques, 1981) С. отходит от опыта своих предыдущих книг. Наряду с явственно проступающими в Георгиках автобиографическими мотивами, лежащими, хотя вообще-то, в основе всех романов писателя, британский критик Алистэр Данкен обращает кроме того участливость на соотношение традиционных и новаторских приемов.

В 1985 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе за сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал, а кроме того за глубокое постижение роли времени в изображении человека. Представители Шведской академии отметили, что пессимизм С., его трагический воззрение на историю сочетается с привязанностью к своим обязанностям, к наследию и традициям... Повествовательное искусство С. это нечто неосознанное, то, что живет внутри нас, независимо от жестокости и абсурдности существования.

В Нобелевской лекции С. заметил: Никто и ни при каких обстоятельствах не пишет о том, что бывает до начала творческого процесса, все говорят о том, что происходит во время этого процесса, в настоящем, и является результатом не конфликта между еле-еле намеченным планом и языкам, а напротив симбиоза, вследствие чего рождается нечто, несравненно больше богатое... Поэтому, продолжал сочинитель, не доказывайте, а показывайте, не воссоздавайте, а создавайте, не выражайте, а открывайте... Роман, как и музыка, это не воспроизведение темы, а выражение гармонии.

Исследователь Жан Дюффи считает искусство С. революционным, поглощающим традиционные приемы, трансформирующим литературные и языковые нормы, которые передают толк жизни в обновленной повествовательной форме.

Так же читайте биографии известных людей:
Клод Лоррен (Желле) Claude Lorrain

Французский живописец, рисовальщик и гравер, один из создателей классического пейзажа. Родился в 1600 в Шамони (Лотарингия, отсюда прозвище Le..
читать далее

Клод Моне Claude Oscar Monet

Клод Моне - великий французский художник, живописец. Родился 14 ноября 1840 года.Клод Моне по праву считается "отцом" импрессионизма.Клод Моне..
читать далее

Клод Зиди Claude Zidi

В 1971 году он дебютировал как комедийный режиссер, поставив фильм "Новобранцы сходят с ума" с участием группы комиков "Шарло". С этими же артистами..
читать далее

Клод Лелуш Klod Lelush

Лелуш никогда не мог усидеть в режиссёрском кресле, работая и как сценарист, и как продюсер, и как оператор. Его участие во всевозможных жюри и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий