Известные люди
»Константин Колесников
Рождение: Украина, 21.5.1908
Герой Советского Союза (4.07.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Родился в семье железнодорожника. Русский. Окончил школу ФЗУ в Брянске. Работал слесарем в железнодорожном депо ст. Брянск.
В РККА с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. 2-ю военную школу летчиков в г. Борисоглебске. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.
Член ВКП(б) с 1931 г.
В 1935 г. был избран членом ЦИК СССР.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 12.05.37 гг. Был назначен командиром отряда эскадрильи И-16. После гибели комэска Тархова был назначен командиром эскадрильи.
Согласно журналу боевых действий, эскадрилья И-16, состоявшая из трех отрядов, сшибла 61 авиалайнер. Капитан Колесников сшиб 4 самолета лично и 3 в группе. Был награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
13.11.36 г. эскадрилья И-16 приняла начальный махач.
Колесников, ставший затем этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: Первый воздушный махач, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою юный истребительной части пришлось увидаться в первый раз с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели навык боев с республиканской авиацией на Мадридском фронте.
В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли только в силу того что, что переоценили себя и, связавшись сию минуту с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас.
Став комэска, капитан Колесников старался любой воздушный махач применять для совершенствования тактики своих летчиков, и всегда занимался с ними вопросами построения самолетов в бою, взаимодействия, сопровождения бомбардировщиков.
25.11.36 г. в 14.30 25 И-16 и 6 И-15 вылетели на перехват шедших к Мадриду 7 юнкерсов, 4 капрони и 20 истребителей. Все капрони и 3 юнкерса при появлении наших истребителей тотчас ушли, так и не сбросив бомб. Истребители прикрытия от боя уклонились. 4 юнкерса сбросили бомбы не прицельно, и они частью упали на свои же войска. В последовавшем после этого этого бою немецкие бомбардировщики ещё раз показали свою живучесть, а И-16 слабость вооружения. В Дневнике боевых действий появилась скупая запись: Звено истребителей летчика Колесникова 12 раз атаковало звено юнкерсов, в результате чего сбит 1 юнкерс.
6.12.36 г. в середине дня произошел воздушный махач, тот, что Константин Колесников описал так: В 11.30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид супротив появившихся юнкерсов. Это был третий вызов по счету. Прилетев к Мадриду (юнкерсов там не было), подметили две группы хейнкелей (по 7 самолетов каждая), круживших с левым вокруг на высоте 3000 м над Каса-дель-Кампо. Моя высота БЫЛА 2000 М, и я принял заключение заглянуть им в хвостище со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятркой (остальные самолеты остались в районе Посуэло) я набрал 3100 м, вышел в хвостище последней семерки и пошел на сближение. Хейнкеля нас отметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 м; вся семерка разом же заметалась, расстроив свой парадный строй но было уже поздненько, вся пятерка наших самолетов, ведя жар, прошла практически посредством строй, еле-еле не задевая приятель за друга. В тот самый раз было сбито два хейнкеля.
В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не два, а три и поврежден единственный истребитель противника. Победы одержали Колесников, Кравченко и Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в тот самый список Я. Околелова. Видимо, на его счету поврежденный авиалайнер. Иван Лакеев получил в этом бою легкое ранение, но смог удачно присесть на аэропорт.
16.12.36 г. сшиб 2 хенкейля.
В 13.30 у Мадрида начался воздушный махач. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате недруг недосчитался 4 Не 51 и 1 фиата. Два хейнкеля упали в нейтральной зоне возле Мадрида, остальные, как сказано в документах, вблизи Мадрида. Был подбит и единственный юнкерс. Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные очень в аккурат накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери. Республиканцы потерь не понесли... Пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) Юнкерса и 4 хейнкелей (2 Колесников и по одному Денисов и Дубков).
3.01.37 г. он сшиб 3 самолета в группе.
Колесников вспоминает: В 14.00 прилетев по вызову наблюдательного пункта в район Посуэло, увидел уже уходивших на свою территорию капрони; догонять их не было никакого смысла. Походив 15 минут и не видя противника, уже решил топать домой, как как гром среди ясного неба заметил звено хейнкелей, ходивших над местом сброшенных с капрони бомб; хейнкели летали на одинаковой с нами высоте, т. е. на 2000 м. Принял заключение вручить им бой; я летел во главе звена, а позади меня на дистанции 200-300 м летело второе звено. Пошел на сближение лоб в лоб. Когда дистанция была приблизительно 200-250 м открыл жар. Противник не выдержал дальнейшего сближения и сделал резкий разворот налево с намерением не принимать боя и уйти; этим маневром они помешали мне новости жар им в лоб, но зато подставили свой хвост; веером грубо снижаясь и все время делая змейку, самолеты противника стали покидать на свою территорию. Догнать их особого труда не составило. Мы преследовали их до самой земли, все время обстреливая; в результате два хейнкеля загорелось, а третий налетел на бугор. Все звено было уничтожено.
По состоянию на 7.01.37 г. в эскадрилье И-16 под командованием Колесникова осталось 23 самолета и 26 летчиков.
19.01.37 г. 11 И-16 нанесли потрясение по наземным частям франкистов на мадридском участке фронта. Самолет Колесникова получил одну пробоину близ кабины.
В марте-апреле 1937 г. участвовал в боях на гвадалахарском направлении и под Теруэлем.
12.05.37 г. погиб в авиакатастрофе.
В Дневнике боевых действий республиканской авиации в Испании, 1.9.36-31.12.37 гг., указывается: При перелете с аэродрома Арчена на аэропорт Аликанте погиб начальник эскадрильи Колесников. При подходе к аэродрому при левом развороте задел консолью левой плоскости за дерево, почему авиалайнер потерял прыть и врезался в бугор.
Первоначально причина гибели командира группы И-16 Константина Колесникова классифицировалась как оплошность пилота никто не хотел доверять тому, что может подвести новоиспеченный авиалайнер. Однако, когда за этой катастрофой последовал строй других, причины которых были одни и те же целиком или частично отваливались в полете крылья, - вину летчика в случившемся подвергли сомнению.
После катастрофы найден финал левой плоскости, по виду и излому аналогичный с отвалившимся концом плоскости у летчика Лесникова. Скорее всего, на самолете Константина Колесникова во время разворота отвалилась левая консоль (или ее часть), потом чего авиалайнер и врезался в бугор.
В мае в Испанию были доставлены 62 истребителя И-16 тип 6, 120 запасных двигателей, запчасти, бомбы и патроны. Вся партия И-16 оказалась бракованной и непригодной для боевых действий.
Главное различие И-16 тип 6 от И-16 тип 5 заключалось в установке другого двигателя - М-25А, тот, что был негусто мощнее М-25. Кроме, этого свежий И-16 имел воздушный винт меньшего диаметра. Другие изменения, о которых просили летчики (усиление вооружения, установка козырька кабины и бронеспинок) не были внесены. Конструкторы и производственники поставили новоиспеченный, не опробованный мотор и снизили прочность планера. Возможно, это давало на испытаниях прибавку нескольких километров в час к максимальной скорости. А на практике оказалось, что крылья новых И-16 отваливались в воздухе, двигатели сдавали (т. е. выходили из строя) потом считанных часов работы.
Военный советник при штабе республиканских ВВС полковник П.Я. Котов докладывал в Москву: Катастрофы на И-16 вызвали резкое недовольство летного состава, эти явления все увязывали с вредительством на заводе.
Докладывал об этом и полковой комиссар Ф.А. Агальцов: Были и есть единый строй явлений в нашей жизни, которые отрицательно, влияли и влияют на расположение летного состава. К таким явлениям относятся: присылка нам вредительски построенных самолетов И-16 с мотором М-25 (апрель-май). В этих моторах мы находили стружку и тряпки; эти моторы крайне скверно работали, дребезжали и трясли. Не было без малого ни одного вылета, чтобы у кого-либо двигатель не спалился. Часть самолетов этой серии, присланная нам, не была опробована в воздухе более того на заводе.
В результате, как известно, мы понесли серьезные потери за пределами боя, когда на простом пилотаже ломалась консоль правой или левой плоскости. Так погибли товарищи Колесников и Лесников. Не исключена вероятность, что та же консоль явилась причиной гибели тов. Мосейко, Бурова, Оржанова, а быть может ещё кое-кого".
4.07.37 г. капитану Колесникову Константину Ильичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
Так же читайте биографии известных людей:
Константин Кузнецов Konstantin Cuznetsov
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Константину Григорьевичу Кузнецову присвоено 7 апреля 1940 года за..
читать далее →
Константин Титенков Konstantin Titenkov
Герой Советского Союза (28.10.41). Награждён двумя орденами Ленина.
читать далее →
Константин Арбенин Konstantin Arbenin
Солист группы Зимовье зверей, поэт.
читать далее →
Константин Беляев Konstantin Beliaev
Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов.
читать далее →