Известные люди

»

Константин Колесников

Константин Колесников Konstantin Kolesnikov Карьера: Герой
Рождение: Украина, 21.5.1908
Герой Советского Союза (4.07.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Родился в семье железнодорожника. Русский. Окончил школу ФЗУ в Брянске. Работал слесарем в железнодорожном депо ст. Брянск.

В РККА с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. 2-ю военную школу летчиков в г. Борисоглебске. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Член ВКП(б) с 1931 г.

В 1935 г. был избран членом ЦИК СССР.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 12.05.37 гг. Был назначен командиром отряда эскадрильи И-16. После гибели комэска Тархова был назначен командиром эскадрильи.

Согласно журналу боевых действий, эскадрилья И-16, состоявшая из трех отрядов, сшибла 61 авиалайнер. Капитан Колесников сшиб 4 самолета лично и 3 в группе. Был награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).

13.11.36 г. эскадрилья И-16 приняла начальный махач.

Колесников, ставший затем этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: Первый воздушный махач, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою юный истребительной части пришлось увидаться в первый раз с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели навык боев с республиканской авиацией на Мадридском фронте.

В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли только в силу того что, что переоценили себя и, связавшись сию минуту с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас.

Став комэска, капитан Колесников старался любой воздушный махач применять для совершенствования тактики своих летчиков, и всегда занимался с ними вопросами построения самолетов в бою, взаимодействия, сопровождения бомбардировщиков.

25.11.36 г. в 14.30 25 И-16 и 6 И-15 вылетели на перехват шедших к Мадриду 7 юнкерсов, 4 капрони и 20 истребителей. Все капрони и 3 юнкерса при появлении наших истребителей тотчас ушли, так и не сбросив бомб. Истребители прикрытия от боя уклонились. 4 юнкерса сбросили бомбы не прицельно, и они частью упали на свои же войска. В последовавшем после этого этого бою немецкие бомбардировщики ещё раз показали свою живучесть, а И-16 слабость вооружения. В Дневнике боевых действий появилась скупая запись: Звено истребителей летчика Колесникова 12 раз атаковало звено юнкерсов, в результате чего сбит 1 юнкерс.

6.12.36 г. в середине дня произошел воздушный махач, тот, что Константин Колесников описал так: В 11.30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид супротив появившихся юнкерсов. Это был третий вызов по счету. Прилетев к Мадриду (юнкерсов там не было), подметили две группы хейнкелей (по 7 самолетов каждая), круживших с левым вокруг на высоте 3000 м над Каса-дель-Кампо. Моя высота БЫЛА 2000 М, и я принял заключение заглянуть им в хвостище со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятркой (остальные самолеты остались в районе Посуэло) я набрал 3100 м, вышел в хвостище последней семерки и пошел на сближение. Хейнкеля нас отметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 м; вся семерка разом же заметалась, расстроив свой парадный строй но было уже поздненько, вся пятерка наших самолетов, ведя жар, прошла практически посредством строй, еле-еле не задевая приятель за друга. В тот самый раз было сбито два хейнкеля.

В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не два, а три и поврежден единственный истребитель противника. Победы одержали Колесников, Кравченко и Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в тот самый список Я. Околелова. Видимо, на его счету поврежденный авиалайнер. Иван Лакеев получил в этом бою легкое ранение, но смог удачно присесть на аэропорт.

16.12.36 г. сшиб 2 хенкейля.

В 13.30 у Мадрида начался воздушный махач. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате недруг недосчитался 4 Не 51 и 1 фиата. Два хейнкеля упали в нейтральной зоне возле Мадрида, остальные, как сказано в документах, вблизи Мадрида. Был подбит и единственный юнкерс. Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные очень в аккурат накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери. Республиканцы потерь не понесли... Пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) Юнкерса и 4 хейнкелей (2 Колесников и по одному Денисов и Дубков).

3.01.37 г. он сшиб 3 самолета в группе.

Колесников вспоминает: В 14.00 прилетев по вызову наблюдательного пункта в район Посуэло, увидел уже уходивших на свою территорию капрони; догонять их не было никакого смысла. Походив 15 минут и не видя противника, уже решил топать домой, как как гром среди ясного неба заметил звено хейнкелей, ходивших над местом сброшенных с капрони бомб; хейнкели летали на одинаковой с нами высоте, т. е. на 2000 м. Принял заключение вручить им бой; я летел во главе звена, а позади меня на дистанции 200-300 м летело второе звено. Пошел на сближение лоб в лоб. Когда дистанция была приблизительно 200-250 м открыл жар. Противник не выдержал дальнейшего сближения и сделал резкий разворот налево с намерением не принимать боя и уйти; этим маневром они помешали мне новости жар им в лоб, но зато подставили свой хвост; веером грубо снижаясь и все время делая змейку, самолеты противника стали покидать на свою территорию. Догнать их особого труда не составило. Мы преследовали их до самой земли, все время обстреливая; в результате два хейнкеля загорелось, а третий налетел на бугор. Все звено было уничтожено.

По состоянию на 7.01.37 г. в эскадрилье И-16 под командованием Колесникова осталось 23 самолета и 26 летчиков.

19.01.37 г. 11 И-16 нанесли потрясение по наземным частям франкистов на мадридском участке фронта. Самолет Колесникова получил одну пробоину близ кабины.

В марте-апреле 1937 г. участвовал в боях на гвадалахарском направлении и под Теруэлем.

12.05.37 г. погиб в авиакатастрофе.

В Дневнике боевых действий республиканской авиации в Испании, 1.9.36-31.12.37 гг., указывается: При перелете с аэродрома Арчена на аэропорт Аликанте погиб начальник эскадрильи Колесников. При подходе к аэродрому при левом развороте задел консолью левой плоскости за дерево, почему авиалайнер потерял прыть и врезался в бугор.

Первоначально причина гибели командира группы И-16 Константина Колесникова классифицировалась как оплошность пилота никто не хотел доверять тому, что может подвести новоиспеченный авиалайнер. Однако, когда за этой катастрофой последовал строй других, причины которых были одни и те же целиком или частично отваливались в полете крылья, - вину летчика в случившемся подвергли сомнению.

После катастрофы найден финал левой плоскости, по виду и излому аналогичный с отвалившимся концом плоскости у летчика Лесникова. Скорее всего, на самолете Константина Колесникова во время разворота отвалилась левая консоль (или ее часть), потом чего авиалайнер и врезался в бугор.

В мае в Испанию были доставлены 62 истребителя И-16 тип 6, 120 запасных двигателей, запчасти, бомбы и патроны. Вся партия И-16 оказалась бракованной и непригодной для боевых действий.

Главное различие И-16 тип 6 от И-16 тип 5 заключалось в установке другого двигателя - М-25А, тот, что был негусто мощнее М-25. Кроме, этого свежий И-16 имел воздушный винт меньшего диаметра. Другие изменения, о которых просили летчики (усиление вооружения, установка козырька кабины и бронеспинок) не были внесены. Конструкторы и производственники поставили новоиспеченный, не опробованный мотор и снизили прочность планера. Возможно, это давало на испытаниях прибавку нескольких километров в час к максимальной скорости. А на практике оказалось, что крылья новых И-16 отваливались в воздухе, двигатели сдавали (т. е. выходили из строя) потом считанных часов работы.

Военный советник при штабе республиканских ВВС полковник П.Я. Котов докладывал в Москву: Катастрофы на И-16 вызвали резкое недовольство летного состава, эти явления все увязывали с вредительством на заводе.

Докладывал об этом и полковой комиссар Ф.А. Агальцов: Были и есть единый строй явлений в нашей жизни, которые отрицательно, влияли и влияют на расположение летного состава. К таким явлениям относятся: присылка нам вредительски построенных самолетов И-16 с мотором М-25 (апрель-май). В этих моторах мы находили стружку и тряпки; эти моторы крайне скверно работали, дребезжали и трясли. Не было без малого ни одного вылета, чтобы у кого-либо двигатель не спалился. Часть самолетов этой серии, присланная нам, не была опробована в воздухе более того на заводе.

В результате, как известно, мы понесли серьезные потери за пределами боя, когда на простом пилотаже ломалась консоль правой или левой плоскости. Так погибли товарищи Колесников и Лесников. Не исключена вероятность, что та же консоль явилась причиной гибели тов. Мосейко, Бурова, Оржанова, а быть может ещё кое-кого".

4.07.37 г. капитану Колесникову Константину Ильичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Кузнецов Konstantin Cuznetsov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Константину Григорьевичу Кузнецову присвоено 7 апреля 1940 года за..
читать далее

Константин Титенков Konstantin Titenkov

Герой Советского Союза (28.10.41). Награждён двумя орденами Ленина.
читать далее

Константин Арбенин Konstantin Arbenin

Солист группы Зимовье зверей, поэт.
читать далее

Константин Беляев Konstantin Beliaev

Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий