Известные люди
»Константин Лабутин
Рождение: Россия, 12.11.1921
Капитан К. А. Лабутин произвёл 232 успешных боевых вылета, уничтожил большое количество живой силы и боевой техники врага, в 63 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 2 самолёта противника. Эскадрилья под его руководством произвела с Сентября 1944 года и до конца войны 748 боевых вылетов.
Родился 12 Ноября 1921 года в деревне Чёрная Грязь, теперь Солнечногорского района Московской области, в семье рабочего. Перед войной жил в Москве, работал слесарем - механиком на одном из заводов. Образование неполное среднее. С 1939 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1943 года. Сражался на Воронежском, 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боевых действиях в качестве рядового лётчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи и командира авиационной эскадрильи в составе 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка, а следом - 927-го истребительного авиационного полка.
К Маю 1945 года начальник эскадрильи 927-го истребительного авиационного полка ( 2-я Воздушная вооруженные силы, 3-й Белорусский фронт ), Капитан К. А. Лабутин произвёл 232 успешных боевых вылета, уничтожил большое численность активный силы и боевой техники врага, в 63 воздушных боях сшиб лично 15 и в группе 2 самолёта противника. Эскадрилья под его руководством произвела с Сентября 1944 года и до конца войны 748 боевых вылетов.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил на командных и штабных должностях. В 1981 году Генерал - Майор авиации К. А. Лабутин уволен в припас. Живёт в городе Химки Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( трижды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. 26 Июня 1991 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
* * *
В Апреле 1943 года свой полк вылетел под Белгород, где вошёл в состав 8-й Гвардейской истребительной дивизии 2-й Воздушной армии. Она была создана в Мае 1942 года приказом Верховного Главнокомандующего на основе ВВС Брянского фронта.
Нашей базой стал аэровокзал в Касимове, вблизи от Обояни. Начались привычные фронтовые будни - облёт линии фронта, патрулирование, исследование противовоздушной обороны противника ( просто говоря, давали новичкам "понюхать пороха" зениток перед готовящейся операцией. А что она не за горами, смекнуть было нетрудно ).
Вот так мы и летали в те дни парами: ведущим кто - нибудь из "стариков", ведомым - новичок. Однако посредством некоторое время настолько несложные с точки зрения новичков полёты стали инициировать посреди молодых лётчиков смирный, а то и громогласный ропот.
- Это что же получается, - восстал как - то Иван Кочетков в кругу сочувственно внимающих ему молодых пилотов, - технику нам сложную верят, а как поручение немного посерьёзней, извольте передохнуть ? Не смеют, что ли, командиры ?..
"Старики", сидящие тут же, посмеиваются, кто - то из новичков поддакивает Ивану, а Михаил Семенцов, весельчак и балагур, за плечами которого - сотни боевых вылетов, не выдерживает и, ехидно улыбаясь, добавляет масла в огонь:
- И то, Ванечка, истина. Куда только руководство смотрит, не понимаю. Ведь выпусти тебя в текущий момент в махач - и войне финал... Так что давай, Ваня, просись в махач. Если, конечно, сможешь взмыть с первого раза не поперёк полосы, а вдоль...
Все хохочут. Иван сидит молчаливо, как будто семенцовское красноречие к нему отношения не имеет. Молчат и другие новички - Константин Лабутин, Михаил Арсеньев, Николай Королев, Дмитрий Голдырев. Да оттого что и что возразишь - лётного опыта и вправду маловато. А битва не разбирает, кто в начальный раз летит, а кто - в сотый. Требования ко всем одни.
- Не горюй, Иван, - утешаю я. - Боёв на свой столетний период ещё хватит. В небосвод взвиться - штука нехитрая. Не вручить фашисту его задачу претворить в жизнь - занятие посложней. Тут на одном желании в отдалении не улетишь. А то получится, как в былой раз.
...Тогда и на самом деле всё получилось не лучшим образом. Возвращаясь с очередного патрулирования, наша восьмёрка обнаружила 6 "Мессеров". В бою маневры резкие, так что сильно быстро новички - Кочетков, Арсеньев и другие - оторвались от своих ведущих.
Среди многих правил, регламентирующих воздушный мордобой, есть одно: ведомый не должен оставлять без прикрытия своего ведущего. Но если уж оторвался от своего партнера то пристраивайся к кому - нибудь из своих - третьим. Только не оставайся в одиночестве - одиночку сшибить проще.
И вот, когда четвёрка ведущих начала махач, ведомые в сутолоке первых маневров потеряли своих. Пока "старики" дрались с "Мессерами", новички, памятуя, что нужно все время прикрывать своего, образовали независимый круг. А так как махач тот самый начался на вертикали, крайне быстро образовались как бы два яруса - в верхнем ходила приятель за другом четвёрка наших ведомых, а в нижнем мы дрались с "Мессерами". Вскоре, потеряв две машины, фашисты удрали. Мы не стали их преследовать, так как перед нами в настоящий момент стояла другая задача: разобрать своих ведомых. А как их разберешь, когда они словно прилипли товарищ к другу, радио не слушают и вовсю шумят в эфире: "Догоняй, догоняй !". И нимало не обращают внимания, что догоняют с начала боя не вражеские самолёты, а свои собственные.
Я сделал немного попыток врезаться в эту карусель пятым и, когда мне это удалось, покачивая крыльями, передал по радио: "Прекратить махач и пристроиться ко мне !"
Вышел на прямую, смотрю - они стали пристраиваться. Так вот и привели новичков домой. На разборе молодые лётчики сидели взволнованные, взъерошенные. Ребята толком не поняли, что же произошло в том бою - опыта лётного у каждого было маловато. Хорошо ещё, все живыми вернулись и дружбан друга не посбивали.
- Ничего, - утешали мы молодых, - главное, кресты вблизи увидели. А навык - занятие наживное. Всё у вас, пацаны, впереди: и звёзды на фюзеляже, и звёзды на груди...
Забегая вперед, скажу, что новенькие сильно резво превращались в "стариков". Да и то сказать: "стариками" в полку числились мы, молодые пацаны, 20 - 25 лет. Разница между нами и новичками в возрасте была невелика - всего 2 - 3 года. Всё определял боевой навык. А на войне он приходит с каждым вылетом, с каждым боем. Вот отчего сильно быстро стали "стариками" и Лабутин, и Арсеньев, Королёв и Кочетков. Прошло немного месяцев, и вчерашние новички стали ведущими пар, командирами звеньев, эскадрилий. На счету Ивана Кочеткова, Дмитрия Голдырева, Михаила Арсеньева, Николая Королева появились сбитые самолёты. Некоторые из них свыше 10 раз праздновали победу, а Константин Лабутин к концу войны имел на своём боевом счету 17 сбитых самолётов. Впоследствии, командуя эскадрильей в 927-м истребительном полку, он, как правило, водил тот самый полк в махач, был ведущим полка...
Так же читайте биографии известных людей:
Константин Михаленко Konstantin Mihalenko
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с..
читать далее →
Константин Назимов Konstantin Nazimov
Капитан К. С. Назимов совершил 240 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 самолётов противника и 2 в составе группы. 0..
читать далее →
Константин Новиков Konstantin Novikov
Всего он совершил около 500 успешных боевых вылетов и довёл число побед до 40 ( 30 самолётов сбил лично и 10 - в группе ). Был дважды ранен...
читать далее →
Константин Шухов Konstantin Suhov
К концу войны совершил 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с..
читать далее →