Известные люди

»

Константин Лабутин

Константин Лабутин Konstantin Labutin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 12.11.1921
Капитан К. А. Лабутин произвёл 232 успешных боевых вылета, уничтожил большое количество живой силы и боевой техники врага, в 63 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 2 самолёта противника. Эскадрилья под его руководством произвела с Сентября 1944 года и до конца войны 748 боевых вылетов.

Родился 12 Ноября 1921 года в деревне Чёрная Грязь, теперь Солнечногорского района Московской области, в семье рабочего. Перед войной жил в Москве, работал слесарем - механиком на одном из заводов. Образование неполное среднее. С 1939 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1943 года. Сражался на Воронежском, 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боевых действиях в качестве рядового лётчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи и командира авиационной эскадрильи в составе 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка, а следом - 927-го истребительного авиационного полка.

К Маю 1945 года начальник эскадрильи 927-го истребительного авиационного полка ( 2-я Воздушная вооруженные силы, 3-й Белорусский фронт ), Капитан К. А. Лабутин произвёл 232 успешных боевых вылета, уничтожил большое численность активный силы и боевой техники врага, в 63 воздушных боях сшиб лично 15 и в группе 2 самолёта противника. Эскадрилья под его руководством произвела с Сентября 1944 года и до конца войны 748 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил на командных и штабных должностях. В 1981 году Генерал - Майор авиации К. А. Лабутин уволен в припас. Живёт в городе Химки Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( трижды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. 26 Июня 1991 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

* * *

В Апреле 1943 года свой полк вылетел под Белгород, где вошёл в состав 8-й Гвардейской истребительной дивизии 2-й Воздушной армии. Она была создана в Мае 1942 года приказом Верховного Главнокомандующего на основе ВВС Брянского фронта.

Нашей базой стал аэровокзал в Касимове, вблизи от Обояни. Начались привычные фронтовые будни - облёт линии фронта, патрулирование, исследование противовоздушной обороны противника ( просто говоря, давали новичкам "понюхать пороха" зениток перед готовящейся операцией. А что она не за горами, смекнуть было нетрудно ).

Вот так мы и летали в те дни парами: ведущим кто - нибудь из "стариков", ведомым - новичок. Однако посредством некоторое время настолько несложные с точки зрения новичков полёты стали инициировать посреди молодых лётчиков смирный, а то и громогласный ропот.

- Это что же получается, - восстал как - то Иван Кочетков в кругу сочувственно внимающих ему молодых пилотов, - технику нам сложную верят, а как поручение немного посерьёзней, извольте передохнуть ? Не смеют, что ли, командиры ?..

"Старики", сидящие тут же, посмеиваются, кто - то из новичков поддакивает Ивану, а Михаил Семенцов, весельчак и балагур, за плечами которого - сотни боевых вылетов, не выдерживает и, ехидно улыбаясь, добавляет масла в огонь:

- И то, Ванечка, истина. Куда только руководство смотрит, не понимаю. Ведь выпусти тебя в текущий момент в махач - и войне финал... Так что давай, Ваня, просись в махач. Если, конечно, сможешь взмыть с первого раза не поперёк полосы, а вдоль...

Все хохочут. Иван сидит молчаливо, как будто семенцовское красноречие к нему отношения не имеет. Молчат и другие новички - Константин Лабутин, Михаил Арсеньев, Николай Королев, Дмитрий Голдырев. Да оттого что и что возразишь - лётного опыта и вправду маловато. А битва не разбирает, кто в начальный раз летит, а кто - в сотый. Требования ко всем одни.

- Не горюй, Иван, - утешаю я. - Боёв на свой столетний период ещё хватит. В небосвод взвиться - штука нехитрая. Не вручить фашисту его задачу претворить в жизнь - занятие посложней. Тут на одном желании в отдалении не улетишь. А то получится, как в былой раз.

...Тогда и на самом деле всё получилось не лучшим образом. Возвращаясь с очередного патрулирования, наша восьмёрка обнаружила 6 "Мессеров". В бою маневры резкие, так что сильно быстро новички - Кочетков, Арсеньев и другие - оторвались от своих ведущих.

Среди многих правил, регламентирующих воздушный мордобой, есть одно: ведомый не должен оставлять без прикрытия своего ведущего. Но если уж оторвался от своего партнера то пристраивайся к кому - нибудь из своих - третьим. Только не оставайся в одиночестве - одиночку сшибить проще.

И вот, когда четвёрка ведущих начала махач, ведомые в сутолоке первых маневров потеряли своих. Пока "старики" дрались с "Мессерами", новички, памятуя, что нужно все время прикрывать своего, образовали независимый круг. А так как махач тот самый начался на вертикали, крайне быстро образовались как бы два яруса - в верхнем ходила приятель за другом четвёрка наших ведомых, а в нижнем мы дрались с "Мессерами". Вскоре, потеряв две машины, фашисты удрали. Мы не стали их преследовать, так как перед нами в настоящий момент стояла другая задача: разобрать своих ведомых. А как их разберешь, когда они словно прилипли товарищ к другу, радио не слушают и вовсю шумят в эфире: "Догоняй, догоняй !". И нимало не обращают внимания, что догоняют с начала боя не вражеские самолёты, а свои собственные.

Я сделал немного попыток врезаться в эту карусель пятым и, когда мне это удалось, покачивая крыльями, передал по радио: "Прекратить махач и пристроиться ко мне !"

Вышел на прямую, смотрю - они стали пристраиваться. Так вот и привели новичков домой. На разборе молодые лётчики сидели взволнованные, взъерошенные. Ребята толком не поняли, что же произошло в том бою - опыта лётного у каждого было маловато. Хорошо ещё, все живыми вернулись и дружбан друга не посбивали.

- Ничего, - утешали мы молодых, - главное, кресты вблизи увидели. А навык - занятие наживное. Всё у вас, пацаны, впереди: и звёзды на фюзеляже, и звёзды на груди...

Забегая вперед, скажу, что новенькие сильно резво превращались в "стариков". Да и то сказать: "стариками" в полку числились мы, молодые пацаны, 20 - 25 лет. Разница между нами и новичками в возрасте была невелика - всего 2 - 3 года. Всё определял боевой навык. А на войне он приходит с каждым вылетом, с каждым боем. Вот отчего сильно быстро стали "стариками" и Лабутин, и Арсеньев, Королёв и Кочетков. Прошло немного месяцев, и вчерашние новички стали ведущими пар, командирами звеньев, эскадрилий. На счету Ивана Кочеткова, Дмитрия Голдырева, Михаила Арсеньева, Николая Королева появились сбитые самолёты. Некоторые из них свыше 10 раз праздновали победу, а Константин Лабутин к концу войны имел на своём боевом счету 17 сбитых самолётов. Впоследствии, командуя эскадрильей в 927-м истребительном полку, он, как правило, водил тот самый полк в махач, был ведущим полка...

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Михаленко Konstantin Mihalenko

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с..
читать далее

Константин Назимов Konstantin Nazimov

Капитан К. С. Назимов совершил 240 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 самолётов противника и 2 в составе группы. 0..
читать далее

Константин Новиков Konstantin Novikov

Всего он совершил около 500 успешных боевых вылетов и довёл число побед до 40 ( 30 самолётов сбил лично и 10 - в группе ). Был дважды ранен...
читать далее

Константин Шухов Konstantin Suhov

К концу войны совершил 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий