Известные люди

»

Константин Райкин

Константин Райкин Konstantin Raykin Карьера: Артист
Рождение: Россия, 8.7.1950
Сатирикон едет на гастроли в Петербург, где его ждут вот уже несколько лет. С Питером у этого театра связь в прямом и переносном смысле генетическая. Здесь учился и состоялся Аркадий Райкин, создавший и передавший сыну "Сатирикон". Константин Райкин, придя в кресло руководителя, сделал театр из эстрадного драматическим , сохранив амплуа и актера, и режиссера. Репертуар, который увидят зрители северной столицы, разнообразен по времени существования в афише, актерскому составу, жанрам и даже ожидаемой публике. Мы беседуем в сатириконовской гримерке Константина Райкина - в непосредственной близости от знаменитого благодаря спектаклю контрабаса. Портреты Чаплина, Товстоногова и других кумиров не сводят с нас глаз. Райкин нервничает, ершится и ждет успеха. Поэтому сначала - о предстоящем рандеву со второй столицей.

- Отчего так длительно не были в Питере?

- Потому, что городок крайне ответственный для меня и театра. Это второй основополагающий середина культуры, вернее - единственный из двух главных. Он сам по себе. Он городок, где родился свой театр, что также добавляет сложности, напряжения и радости. Еще одно обстоятельство: в смысле культурного "пиара" Петербург, быть может, самый-самый мерзкий и нелегкий из городов. Он закомплексован в этом отношении по сравнению с Москвой. Он, с моей точки зрения, временами невежливый, а порой легко хамский. Эти эпитеты относятся к некоторым "пиарщикам" и их тону. Я имею в виду не содержание более того, а форму. Кстати, и об отце до последних его лет, сми в Ленинграде ничего хорошего не писала. Впрочем, такие неприятности компенсируются чудесной публикой. Публика в Петербурге - одна из лучших в мире, если не лучшая. Для отца она была самой близкий, самой тонкой, самой интеллигентной. Хоть и не самой громкой по выражению эмоций, не самой орущей и топающей от восторга ногами, как в Одессе и Баку. Но самой понимающей. И для нас также. Так вот, о нас: к примеру, перед предыдущими гастролями в Питер я прочитал анонсирующий контент о том, что "Сатирикон" в силу общего низкого уровня театральной культуры Москвы считается неплохим театром.

- Смешно и уныло вдвойне: в Петербурге, мне кажется, давнехонько уже нет театра как явления.

- Вот видите! Это ложечка дегтя, которая отравляет отрада. Ну да бог с ним.

Я хотел в Петербург, публику которого я шибко люблю, как и папа, и в общем с удовольствием еду. Я привожу в основном новую афишу. Исключение только "Контрабас", тот, что мы уже показывали в Питере. Но я считаю, что для пятимиллионного города единственный раз - ничто. Это славный, как мне кажется, спектакль. А свойский с Юрием Бутусовым "Макбетт" (два "т", вследствие того что что не Шекспир, а Ионеско) только что вышел. Бутусов - петербуржец, с ним было весьма увлекательно. Я, вестимо, знал Юрия по спектаклям ещё до его работы в "Сатириконе". Зрелищный, стильный, я бы более того сказал - лихой спектакль с театральной клоунадой. В Москве реакция была великолепная. Посмотрим, что будет у вас. Везем и "Синьора Тодеро - хозяина", сделанного знаменитой грузинской командой Стуруа, Канчели и Алекси-Месхишвили. И, конечно, "Шантеклер" - также из недавнего. В Москве идет при полнейших аншлагах. Мы будем игрывать его в зале "Октябрьский", это основополагающий эпизод, когда мы "Шантеклер" куда-то вывозим.

- Рискну допустить, что в Петербурге как раз "Шантеклер" будет обладать наибольший и противоречивый резонанс.

- Да, мы страсть сколько чего выслушаем в свой адрес! Знаете, и "Трехгрошовая опера", которую мы также играли в "Октябрьском", была окружена бурей. А спектакль начинался с аншлагов и ими же заканчивался, когда я его снимал из репертуара.

- Зачем снимали, если аншлаги?

- У нас принцип: 7 названий в афише на немалый сцене. Я считаю, что репертуар здорового театра должен иметь в распоряжении 7 спектаклей - по одному на день недели. Поэтому всякий свежий вытесняет какой-то из предыдущих. Так вот о "Трехгрошовой...". Она была в репертуаре рядом шести лет. Публика не идиотка, чтобы шесть лет прогуливаться на какое-то барахло с таким ажиотажем.

- Вы уверены, что театральная публика вечно не балда?

- Да! Нет! Сейчас скажу... Если она длительно и активно ходит на что-то - то не кретинка. Ее не возбраняется схватить на доверчивость. Можно заморочить голову рекламой, и она отвлечется на что-то, что покажется привлекательным. Но только раз. Вранье проворно будет разоблачено. Настоящая публика - не кретинка. Постоянная, воспитанная театром и сама себя воспитавшая. Успех - что ни на есть верный критерий. Хотя и не абсолютный: я видел спектакли, которые имели фарт, а мне не нравились.

- То есть полный критерий успеха - это приглянуться вам, Константин Аркадьевич?

- Да ну вас! Я хочу проронить, что вечно найдется воспитанный театром бывалый зритель, которому может не прийтись по сердцу нечто, или эксперт. В театре нет ничего серьезнее, чем фарт. Если ладный спектакль не имеет успеха, это во что бы то ни стало оплошность. Именно когда речь идет о театре. Если о скульптуре, в частности, - тогда это трагично, но допустимо. Потому что у скульптуры в буквальном смысле есть время. А театр, вернее, произвольный сценический спектакль не имеет будущего времени. Он - искусство настоящего времени. Если тебя в театре не понимают сегодня, не поймут уже ни в жизнь. Спектакль - временное явление, из дыма сотканное, такое... (Райкин показывает, "какое", и становится страшно: как гром среди ясного неба испарится? - Ю.К.) И из этих множественных "сейчас" рождается явление театра. Театр - наружность искусства, тот, что обязан обладать фарт. Просто обязан. Он не имеет права шибко опережать время, должен иметь определенным демократизмом. Я выдерживать не могу разговоры, что тот, кто делает истинный театр, не должен иметь в распоряжении успеха и кассы.

- Под Додина подкапываетесь?

- Вовсе нет. С чего вы взяли? Просто существует соображение, как мне кажется, культивируемое в наибольшей степени в Петербурге, подобно тому как натуральный театр - это удел избранных, а режиссер работает для Бога, как выразился единственный столичный коллега. Он, видимо, с Богом общается напрямую, по вертушке, а мы-то, плебеи, все для людей что-то мастерим... Это гибельное вознесение. Я думаю, что каждый театр - для Бога, но во что бы то ни стало посредством людей.

- Серьезный наполненный смыслом зритель, в особенности в России, не может дозволить себе взять дорогой квиток и, таким образом, угодить в ладный театр, в "Сатирикон", к примеру.

- У нас есть разные билеты. Мы же не идиоты. Исходим не из абстрактных представлений о зрителе. Билеты - занятие практическое. Разброс цен крупный, что неплохо - приходит разная публика. Я не люблю однородную публику: мне нужны разные люди в одном зале на одном спектакле.

Отец и отпрыск

- У вас наполненный смыслом театр...

- Я вот также так считаю, хотя есть те, кто думает по-другому. И вообще, я чуток дергаюсь, когда мне так говорят: "у вас наполненный смыслом театр". Я люблю театр для всех: для тех, кто понимает, и для тех, кто не понимает, также. Спектакль, идущий живо и мощно, способен прошибить всех. Сам факт прихода в театр говорит об определенном интеллектуальном уровне. Жлобы в театр не ходят.

- То есть как не ходят - а мода?

- Ну и замечательно! Пусть на театр будет мода. Все одинаково, раз пришел, значит, не безнадежен. Если пришел ещё раз - значит, зацепило. Пусть будет мода на читка хороших книг, на хорошие спектакли и на вежливость. Мода пройдет, а манера или надобность, хотя бы у некоторых, останется. Может, там, затем, этим некоторым огня на сковороде поубавят... Кстати, богатые люди в настоящее время уже бывают интеллектуалами, слава богу, время бритоголовых уходит. Меня радует, к примеру, что мат исчезает из лексикона.

- В актерской среде, мне кажется, он отнюдь не исчезает. Наоборот, считается признаком хорошего тона.

- У нас в театре его стало меньше в последнее время. Мат при советской власти давал интеллигенции иллюзию свободы. Вот Раневская была утонченной аристократкой, а как материлась! Не было злобы, были прикол и темперамент. Мат в таком случае - мышцы фраз. Сейчас, когда свободы немаловажно больше, я и сам чувствую надобность с матюгами распроститься.

- Ладно, без малого убедили. Давайте сменим тему и поговрим о семье - о родителях и детях. В Ленинграде рождался не только "Сатирикон", но рождалась династия Райкиных. Моховая улочка в Петербурге, сценический институт, где учился Аркадий Райкин, у вас - весьма и шибко москвича - вызывают ностальгию?

- Для папы Моховая вечно была местом ностальгическим. Естественно, он там родился как артист. А для меня сценический институт - это воспоминания о товстоноговских дипломных спектаклях: "Люди и мыши", "Зримая песня", "Вестсайдская история"... Это пик воспоминаний, гнездящихся в учебном театре, заново, слава богу, отремонтированном. И ещё это актеры, выпускники Петербургского театрального института, которые работают у меня. Кроме того, Моховая - эмоции от одной крайне удачной вдохновенной встречи со студентами. Приятно, что и они ее помнят.

- Вы отпрыск Аркадия Райкина и целиком сложившаяся индивидуальность. Как вам живется в этом неизбежном соотношении?

- Живу с эдакий вот двойственностью, это метко. Считаю, что я из шибко хорошей семьи и наша (сестра Константина - Екатерина Райкина, актриса Театра Вахтангова. - Ю.К.) связь с родителями существовала с детства совершенно органично. Но, вообще говоря, обстановка тяжелая для душевной внутренней экологии: ребятенок, занимающийся профессией успешных, если не проговорить большего, родителей. Я постоянно буду сыном Райкина. И умру, что бы я ни сделал в профессиональной жизни, сыном Райкина. Для большинства населения страны я - сынуля. Радует это? Нет. Меня утомляет тезис, якобы открытие, что натура на детях гениев, оказывается, не отдыхает, вернее, не всю дорогу отдыхает. Как действует на нервы и первичный постулат о том, что она отдыхает. Его придумали завистливые люди: мол, ты одаренный, так уж дети твои будут ничтожны. Вообще, в искусстве сравнивать запрещено. "Живущий несравним", - помните, у Мандельштама. Но есть мещанское охота сравнивать.

- Сравнивают в искусстве не жанры, не алгоритм, а "градус" таланта. Или так также воспрещено?

- А у каждого свой "градусник" при сравнении. Кто придумает единую шкалу? У меня есть связь с отцом, я ее чувствую. Он передал мне театр, я все время думаю, что бы он сказал по тому или иному поводу. Где бы порадовался, где огорчился. Разговор, диалог идет, но это не предлог для того, чтобы в глазах большинства быть без затей сыном Райкина. Ну что действовать, нужно по возможности к этому быть равнодушным... "Вот отпрыск Райкина идет, пропустите", - меня это с детства смущало. Но в особенности стало мучительно, когда я решил сходить по актерскому пути, по своему пути, но ещё ничего не мог. Насколько вероятно осилить подневольность от фамилии, думаю, я преодолел. Марк Розовский придумал и пустил в народонаселение такую историю. Костя Райкин-де прогнал журналистку, сказавшую во время интервью: "Костя, я не знаю вашего отчества". Все наоборот: когда не помнят моего отчества, как ни необычно, я радуюсь, мне мило. Значит, я существую в сознании человека особняком. Это перебор, конечно, уж так абстрагироваться, но в нем - критерий моей самостоятельности. Еще о фамилии: наша публика ходит в "Сатирикон" не из-за ностальгии, оттого что аплодировать в знак памяти нельзя. И знаменитым по блату не станешь. Как и по родству. Обратите участливость, такова истина театрального мира - никого так не любят, как театральных актеров. Ибо при тебе и для тебя печется пирожок неповторимого - спектакль. Но никого так проворно - по той же причине - не забывают. Живой обычный артист лучше умершего гения.

Просто Костя

- Я недавно прочла воспоминания вашей сестры. Она пишет, что Аркадий Исаакович не знал, в каком классе и как учатся его дети. Насколько он был погружен в вашу существование, а вы допущены в его мир?

- Мама реально была крайне занята отцом. Но не в классах и оценках занятие - не они определяют взаимоотношение. "Качество" родителей определяется атмосферой в семье. И способом воспитания, тот, что к детям применяется. Мои родители воспитывали собой. Не словом и указательным пальцем, а существованием - сутью поведения.

- И что, на ваш зрелый, уже отцовский, точка зрения, главное из того воспитания?

- Дома проповедовались скромность и равнодушие к славе. "Незамечание" ее. Помню, когда я был ещё ребенком, папа мне рассказывал про одного замечательного артиста. Я спросил: "А кто знаменитее - он или ты?" Папа враз прервал расклад, а до того был шибко увлечен. И грубо сказал: "Никогда больше таких вопросов не задавай". Я понял тогда, что подобные вопросы - пошлость. Есть вещи больше важные, чем популярность и узнаваемость. Они - сказка, которая не забывается после этого ухода. Вообще в нашей семье не было принято вещать о популярности и внешних проявлениях успеха. Папа великолепно знал историю театра, а вдохновение черпал аккурат из драматического театра и симфонической музыки - не из эстрады. Он завсегда был кем-то восхищен, это сильно существенно. Мне передалась способность восхищаться талантом другого. И, не завидуя, влечься, заражаться. Вообще, мне кажется, если точно избрана специальность, то она должна действовать человека лучше. Если мужчина вдохновляется от чужих неудач, значит, он идет не по правильной дороге. Во всяком случае, в творчестве.

- То есть специальность актера - метод самосовершенствования?

- Да. Актер, развиваясь профессионально, и как дядя становится лучше. Это стезя к Богу, если артист всамделишный. Не правы те наши православные священники, которые говорят, что театр - грешок.

- Это древняя точка зрения. Лицедейство, театр на Руси преследовали как богохульство. Право перевоплощения не для человека, оно - промысел Божий. Так что священники по-своему, разумеется, правы.

- Раньше священники считали, что и Земля не круглая... Честно говоря, касательство нашей православной церкви к театру меня останавливало, когда я решал для себя вопросительный мотив религии. Но ибо не все же они так говорят.

- Когда вы говорите "наша православная церковь", вы имеете в виду ее географическое расположение или близкое вероисповедание?

- Я крестился в православие. Я дядя по сути российский - по культуре, языку, менталитету. Потому - православие. Национальность и вероисповедание - разные вещи, истина? Я ощутил надобность к этому приходу, сознательно, уже совершенно взрослым, я решил определиться в этом вопросе. Может, прозвучит потешно, но я боюсь остаться... без учета. Там. Потом. Боюсь не значиться в списках. (Улыбается едва смущенно, сильно основательно глядя в глаза. - Ю.К.)

- Вы строите свою семью по образу и подобию родительской?

- И да, и нет. Это вещь подсознательная. С планом по воспитанию домой не прихожу. Дочери четырнадцать лет, в чем-то мне крайне нравится, как она воспитана. Она - Райкина, я в этом убедился. По духовной закваске, по душевному строению. Она - наше, райкинское, продолжение. А вот как это случилось - не знаю. Наверное - общение и гены.

- Вас в глаза и за глаза уже не начальный десяток лет именуют Костя, а не Константин Аркадьевич. Почему? И как вы к этому относитесь?

- Мне тяжко метко пояснить, но мне нравится. Как общение на "ты" - потому как бывает по-разному: либо - хамство, либо - доверительность. Так и в этом месте, если нет хамского панибратства - славно. Просто Костя - подтверждение моей живости и общедоступности. Я не мэтр с апломбом, а типичный дядя. Но "общедоступен" я не всем - только себе подобным.

Блиц

- Ваш милый питьё?

- Водка.

- А пища?

- Русская. Пельмени и бульба.

- Кого из писателей и композиторов предпочитаете?

- Достоевского и Верди. Пушкина и Шуберта.

- Какое свойство в людях вы цените больше всего?

- Доброту.

- А не любите?

- Рабство.

- Формула, определяющая вашу бытие?

- Везет тому, кто этого заслуживает.

Пресс прессы

"Если вы мусорщик, завидуете ли вы другому мусорщику, тот, что лучше вас убирает мусор? Справедливо ли это - всю свою бытие убирать мусор? Если вы элементарный контрабасист в большом оркестре, суждено ли вам когда-нибудь сделаться солистом? Можете ли вы когда-нибудь сделаться звездой сцены? Трагедия маленького человека - это драма глобальная. Маленький мужчина живет в каждом из нас. Даже в таком большом актере, как Константин Райкин".

"Екатеринбургский летописец", 19 июля 2000 г.

"К. Райкин начал вовсю расхваливать театр "Сатирикон", в котором он является художественным руководителем. Мы не станем утомлять читателя пересказом этой довольно горделивой речи. Скажем только, что на замечание о том, что Александр Абдулов, вопреки мнению К. Райкина, считает не "Сатирикон", а "Ленком" самым аншлаговым театром страны, ответил, что было бы необычно, если бы А. Абдулов думал по-другому. А хотя вообще-то, для составления объективного мнения на тот самый счет нужно забежать на черный рынок театральных билетов и познать - на какой спектакль билеты стоят дороже - на, скажем, "Карманный театр" или на "Трехгрошовую оперу".

"Санкт-Петербургский университет", 6 июня 1997 г.

"В Тодеро Райкин играет лукавую кончина. Его хореография - это пластика скелета, оживающего и отмирающего по частям. Сухая десница то шевелится невпопад, то виснет бескровным ластом, то внезапно "заработает" привычно. Тодеро неуловим, как ртуть, и притягательно властен, как полумертвый вампир. С неузнаваемым голосом и замаскированным до смазанности обликом Райкин рисует старика страшным до смеха, смешным до ужаса. Неизвестно, существовал ли вообще прообраз, с которого "рисовал" Райкин своего Тодеро - этого нечеловека, в котором не бытие уже борется со смертью, а кончина с самой собой... Когда на сцене действует Тодеро, без всякого преувеличения кажется, что настал тот миг истины, к которому Райкин уже давнехонько "напрашивался": он стал первым актером России, по крайней мере в театре".

Справка

Константин Аркадьевич РАЙКИН, всенародный артист России, дважды лауреат "Золотой маски", лауреат премии Станиславского, обладатель "Хрустальной Турандот" и "Кумира", художественный глава театра "Сатирикон", лауреат Госпремии РФ. Родился 8 июля 1950 года. В 1971 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, где его наставником был Ю. Катин-Ярцев. В том же году Константин Райкин был принят в труппу театра "Современник", на сцене которого играл десять лет. Затем, в 1981 году, он стал актером Государственного театра миниатюр, тот, что в 1987 году был переименован в Московский театр "Сатирикон". В "Сатириконе" сыграл 15 главных ролей. Среди них Соланж ("Служанки" Жана Жене), Сирано ("Сирано де Бержерак" Эдмона Ростана), Мэкки-Нож ("Трехгрошовая опера" Бертольта Брехта). В 1988 году Райкин стал художественным руководителем театра "Сатирикон". В кино Константин Райкин известность приобрел затем фильма Никиты Михалкова "Свой посреди чужих, сторонний посреди своих" (1974 год). Всенародную влюбленность артист завоевал затем заглавной роли в "Труффальдино из Бергамо". В ноябре в телеэфир выйдет 5-серийный кино "Неудача Пуаро", снятый Сергеем Урсуляком по мотивам знаменитого детектива Агаты Кристи. Женат, имеет дочка.

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Цзю Konstantin Tziu

Константин Цзю - известный российский спортсмен, боксер, Заслуженный мастер спорта СССР по боксу. Родился 19 сентября 1969 года.Константин Цзю..
читать далее

Константин Игропуло Konstantin Igropulo

Константин Игропуло - российский спортсмен, гандболист, мастер спорта международного класса. Родился 14 апреля 1985 года.Константин Игропуло..
читать далее

Константин Вишняков Konstantin Vishnyakov

Его профилирующий вид спорта - гребля на байдарках-четверках. В настоящее время спортсмен выступает за спортивный клуб Динамо, а также за Волгоград..
читать далее

Константин Свечкарь Konstantin Svechkar

Константин Свечкарь - российский спортсмен, легкоатлет, заслуженный мастер спорта России по легкой атлетике, член сборной России. Родился 17 июля..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий