Известные люди

»

Константин Фофанов

Константин Фофанов Konstantin Fofanov Карьера: Поэт
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 30.5.1862 - 30.5
Константин Фофанов - русский поэт. Родился 30 мая 1862 года.Константин Фофанов известен по таким сборникам стихов как: Стихотворения 1887 год, Тени и тайны 1892 год, повесть в стихах Барон Клакс 1892 год, Стихотворения 1896 год и др.

Отец... имел лесной двор. Систематического образования не получил учился в дешевых частных пансионах, полно читал: десяти лет без малого знал наизусть Горе от ума и обожал Пушкина.

Писать вирши начал в отрочестве, в четырнадцать лет подражал Некрасову, в шестнадцать-восемнадцать увлекся Библией и написал море стихотворений на библейские темы в возвышенно-народническом духе. Одно из них в 1881 появилось в газете Русский еврей под псевдонимом. Другое, Таинство любви, написанное в 1885 и напечатанное в 1888 в журнале Наблюдатель, вызвало разбирательство в Синоде и закрытие журнала. Оно было уже чуть ли не сотой публикацией: Фофанов вечно печатался в иллюстрированных изданиях и в суворинской газете Новое время, а в 1887 без малого все написанное было собрано в книге Стихотворения. За год до этого стихотворец безвременья 1880-х годов С.Надсон приветствовал в лице Фофанова большое дарование чисто художественного оттенка. Литературный обозреватель Нового времени В.Буренин, со своей стороны, противопоставлял наивную, небрежную, более того порой неряшливую музу Фофанова фразистой рутине Надсона и надсоновщины. Первый же сборник Фофанова привел в экстаз И.Репина, тот, что познакомился с поэтом, написал в 1888 его портрет и оставался другом Фофанова до конца его дней. При активной поддержке Я.П.Полонского сборник был выдвинут на соискание Пушкинской премии Академии наук, которой, хотя вообще-то, не получил из-за языковых и стилистических вольностей автора. Их фиксировали и больше снисходительные читатели (в том числе Толстой, Лесков и Чехов), но относили за счет поэтической непосредственности.

Мечтательная меланхолия, устремленность в сказок мир воздушный, поэзия полутонов и полузвуков, передающая душевное состояние, промежуточное между радостью и горем (Г.Бялый) все это было целиком созвучно сумеречной эпохе, и не случайно время от смерти Надсона (1887) до смерти Александра III (1896) критики именуют фофановским периодом истории русской поэзии. Первый сборник имел умеренный, но несомненный фарт, и издатель Нового времени А.С.Суворин, не без оснований считавший Фофанова своей креатурой, выпустил в 1889 его вторую книгу под тем же непритязательным заглавием. Третья книжка Фофанова называлась Тени и тайны (1892). В том же году в издании Московской иллюстрированной газеты вышла его пространная повесть в стихах Барон Клакс своего рода переделка Евгения Онегина. Итоговым разрешено мнить стихотворное собрание в пяти частях, выпущенное в 1896 тем же Сувориным; его дополняет сборник Иллюзии (1900).

Переживший в начале 1890-х годов тяжелое психическое болезнь и страдавший алкоголизмом Фофанов прожил последние десять лет жизни первую декаду нового столетия в пьянстве и нищете. По-прежнему несметные вирши его (всего им написано свыше 2000 стихотворений, не считая поэм, сказок, баллад и т.п.) печатались в массовых газетах и журналах; он подготовил к печати ещё два сборника: Эфиры (стихотворения 19011906) и Крылья и слезы (стихотворения 19071911), но издателя для них не нашлось. Удалось издать только две тоненькие брошюры: После Голгофы (1910) и поэму в октавах Необыкновенный роман опять-таки переделку пушкинского Домика в Коломне. Читатели Фофанова остались в прошлом; вирши в лучшем случае не имели отклика (Блок в 1910 назвал их явлением нововременской культуры). Однако же и Мережковский, и Брюсов, и Горький относились к нему с почтением и безусловной симпатией; сынуля его, взявший звучный псевдоним Олимпов, был сообща с начинающим Игорем Северянином основателем эгофутуризма, предтечами которого Северянин провозгласил Фофанова и поэтессу М.Лохвицкую. И программа, и самое наличие эгофутуризма весьма сомнительны; при всем при том некоторая преемственность все же наблюдается. К поэзии Северянина в немалой степени относится типологическая характеристика, данная творчеству Фофанова в Очерках по истории русской литературы (СПб, 1907) С.Венгерова: Он без малого ни при каких обстоятельствах не берет русских сюжетов, а удаляется за море, в Японию, в Палестину, в Скандинавию, в сказочное царство царевича Триолета, вследствие того что что это освобождает его от обязанности изображать метко и определенно... в его видениях реют только эльфы, феи, мелькают заморские царевичи, рыцари... нередко стихотворения его обусловливаются не содержанием, а музыкальными особенностями того размера, тот, что его в данный миг пленил. Отмечает Венгеров и нарядность поэтического стиля, переходящую в крайнюю вычурность. При всех этих свойствах творчество Фофанов признается, при всем при том, своеобразным, существенным и в известной мере плодотворным явлением русской поэзии конца 19 в.

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Арсеньев Konstantin Arseniev

Русский либеральный публицист, литературовед и общественный деятель, почётный академик Петербургской АН.
читать далее

Константин Головин Konstantin Golovin

Писатель и публицист (псевд. Орловский К.Ф.), теоретик русского консерватизма, общественный деятель, участник право-монархического движения.
читать далее

Константин Ковалев Konstantin Kovalev

Постоянный автор своей рубрики в Литературной газете Следы на Теле (о современном телевидении). Преподает мастер-класс по тележурналистике в ИЖЛТ..
читать далее

Константин Лаврский Konstantin Lavrskij

Лаврский, Константин Викторович - публицист и общественный деятель, присяжный поверенный. Родился в 1844 г., учился в Казанском университете.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий