Известные люди
»Кузьма Петров-Водкин
Рождение: Россия, 5.11.1878
У большинства наших современников при упоминании фамилии Петров-Водкин перед глазами сразу же встает Красный конь.
КУЗЬМА Сергеевич Петров-Водкин родился в бедной семье сапожника в Хвалынске на Волге Саратовской губернии 5 ноября 1878 года.
Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев мальчишка, которого из среды сверстников выделяла цепкая зрительная память, получил художественное образование первоначально в самарских художественных классах и петербургской школе Штиглица, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Радость первых жизненных впечатлений краса заволжских далей и плодовых садов, поэзия и мудрость народных сказок и песен весьма быстро сменилась юношескими университетами: жестокостью и нелепостью мещанского быта провинциальной России. С горечью молодой Кузьма писал матери из Самары: На божьем свете такая масса слез, горя, нужды непроходимой, что все радостное затерялось в мире, а счастья и за хвостище не поймаешь.
Везувий встряхнул егоПРОДОЛЖИЛ обучение художник в частных академиях Мюнхена и Парижа. Наверное вследствие этого в творчестве Петрова-Водкина соединились французский постимпрессионизм, символизм европейского модерна и традиции древнерусской иконописи и фрески. Некоторые критики более того фиксировали, что творчество Петрова-Водкина позволительно уподобить зеркалу, смотрясь в которое Запад узнает в себе Восток, а Восток Запад.
По возвращении в Москву Петров-Водкин переходит из общих классов училища в мастерскую Серова. Однако надобность размышлять о хлебе насущном заставляет его летом 1902 года сообща с товарищами по училищу Кузнецовым и Уткиным тронуться в Саратов, где им предложено расписать церковь Казанской Божьей Матери. Молодые художники вдалеке отходят и от канона православной церкви, и от традиционных приемов церковной живописи тех лет. Работы ещё не были закончены, когда супротив них началась кампания в саратовских газетах, а после этого по постановлению церковного суда и несмотря на защиту известного художника Борисова-Мусатова росписи уничтожили. Как писал тогда же Борисов-Мусатов, это были произведения, в сравнении с которыми живопись всей саратовской церковной епархии, как старая, так и новая, гладко ничего не стоит
В 1904 году Петров-Водкин заканчивает московское училище и через год отправляется в Италию. Одной из целей поездки был Везувий. С ранних лет грядущий художник питал особенный заинтересованность к различным проявлениям стихийных сил природы землетрясениям, морским приливам, извержениям вулканов, хотя у себя на Волге мог присматривать только ледоходы, грозы, звездопады, речные бури да как-то раз солнечное затмение. Увидать истинный вулкан было его давней мечтой. И вот ныне эту мечту удалось осуществить в полной мере: Везувий, когда художник поднялся к самому его жерлу, сотрясался от взрывов и осыпал склоны пеплом. По утверждению Петрова-Водкина, ощущения, пережитые им на Везувии, встряхнули его художническое рассудок и стали той гранью, которая отделила пору его ученичества в искусстве от наступающей самостоятельной творческой жизни.
Купание красного коняВСЮ бытие Петров-Водкин искал живописную форму философской картины мира. К 1910 году он нашел свой манера символической трактовки живописного пространства, взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого так называемой трехцветки и выражения в изобразительных образах философских категорий бытия. Форма и цвет, объемлющий эту форму, и есть живопись так сам Петров-Водкин сформулировал свой принцип. Именно эти качества отличают картину Купание красного коня основной шедевр художника, написанный им в 1912 году. Во все полотно мощная фигура коня. Он заслоняет собой без малого все пространство холста. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее в Москве, а до 1950 года ее судьбина оставалась неизвестной.
В 1914 году Красный конь отправился на международную выставку в Швецию. Вскоре началась Первая мировая махаловка, и картина исчезла. И только благодаря вдове художника, каким-то чудом сумевшей разыскать картину, ее удалось возвратить на родину. Для меня Красный конь ослепительный эталон символистской живописи, отмечала искусствовед Наталья Адаскина. Это шибко емкий образ, представляющий эпоху, говорящий от ее лица. Главное в картине это предчувствие: что-то произошло и чего-то ждут. Предстоит что-то грандиозное, коренным образом меняющее судьбы. Оцепенение перед началом чего-то нового до того ослепительно выражено в картине, что она стала символом эпохи начала ХХ века.
И это реально так. Современники Петрова-Водкина восприняли Красного коня как заклятие современной реальности, как призыв и предчувствие грядущего очищения и обновления мира. А сам художник позже начала важный войны воскликнул: Так вот о чем было Купание красного коня! После событий 1917 года он повторил то же самое.
Дурной дрёма без пробужденияПЕТРОВ-ВОДКИН неизменно предпочитал оставаться за пределами каст, заклинал близких не впутываться в политику, в которой сам нечистая сила ногу сломит. Однако октябрьский переворот он принимает восторженно. В хаосе строительства всякому не поглощенному в личные счеты, проглядывающему за пределы временного замешательства, звучит надеждой одна струна: будет прекрасная бытие!.. Порукой надежды то, что люд ощутил себя человечеством, а раз это чувство явилось оно не исчезнет. Облик брата-человека ослепительно наметился посреди хлама запутанных околичностей жизни, писал он в 1917 году. Свое постижение революции как всемирно-исторического явления, открывающего человечеству тракт к совершенству, он воплотил в ставших классикой советского искусства картинах 1918 год в Петрограде (1920) и Смерть комиссара (1928).
Художник от всей души верит, что после этого Октября российский мужчина, несмотря на все муки, устроит вольную, честную бытие. И всем эта существование будет открыта. Вместе с тем он понимает, что творить судьбу только миром разрешено, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да и не разговорами, а делом. Он так же видит, что в Петрограде начинаются перебои с продовольствием. Здесь дошло, что соли нет! Провизию всякую с горем разыскивать приходится. А в 1917 году воцаряется реальный голод. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, пир! Откуда только, восклицал художник, нам, голодным, Бог силы дает тут?! И заключал: Как скверный дрёма без пробуждения эта жизнь
* * *ЗАСЛУЖЕННЫЙ участник искусств РСФСР К. С. Петров-Водкин не был художником, тот, что бы совершенно устраивал советскую верх. Символист с парижской школой, иконописец в прошлом, тот, что свой заинтересованность к иконе и к религиозному искусству не скрывал и в эпоху воинствующего материализма, никак не подходил под формат советских святцев. И может быть, поделил бы Кузьма Сергеевич участь многих талантливых людей, сгнивших в ГУЛАГе, не скончайся он в темное время суток с 14 на 15 февраля 1939 года.
Так же читайте биографии известных людей:
Кузьма Гвоздев Kuzma Gvozdev
Гвоздев Кузьма Антонович (1882 не ранее 1956) рабочий, в 19031907 гг. примыкал к партии эсеров, в 1905 г. руководил стачкой ж.д. рабочих и был..
читать далее →
Кузьма Киселев Kyzma Kiselev
С именем Кузьмы Венедиктовича Киселева связаны 22 года в истории белорусской дипломатии. Предлагаемая публикация освещает важнейшие вехи в его..
читать далее →
Кузьма Галицкий Kuzma Galitskiy
Награждён четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I степени, Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого I..
читать далее →
Кузьма Деревянко Kuzma Derevyanko
Генерал-лейтенант, один из немногих генералов, награжденных всеми тремя орденами имени выдающихся полководцев Суворова, Кутузова и Богдана..
читать далее →