Известные люди
»Кэри Грант
Он был неотразим: высок, смугл, черноволос. Отдаться ему была готова каждая женщина. В составленном несколько месяцев тому назад списке самых выдающихся мужчин XX века Кэри Грант занял почетное третье место.
Четыре скандальных развода, судебные иски об оскорблении действием (в качестве потерпевших фигурировали бывшие жены), обвинения в моральном садизме, алкоголизме и безудержном сквернословии - женщины Гранта спешили поведать миру о том, с каким чудовищем они жили. Но ему все сходило с рук. Он ослепительно улыбался, недоуменно поднимал правую бровь - добрый, мужественный, беззащитный, дорогой, родимый, дорогой!.. А новоиспеченные мадам Грант сбегали от него уже сквозь немного месяцев. После каждого скандала поклонницы присылали ему сотни писем: они выражали соболезнование, предлагали свои услуги - и съевшие не одну звезду голливудские репортерши прикусывали язычки. Кэри Грант принадлежал всем американским женщинам безотложно, и собственники журналов, выпившие не одну пинту крови из Чаплина, не обладавшего статусом секс-символа, не хотели утрачивать подписчиц...
Грант считал себя стопроцентным американцем. В затруднительных ситуациях он ослаблял узел галстука, делал основательный вдох, клал в карманчик жилета сто долларов - и ехал к психоаналитику. Тот тратил на пациента не меньше двух часов. Когда Кэри рассказывал о своем детстве, у доктора загорались глаза: он был уверен, что нрав человека закладывается до семи лет, а отношения ребенка с матерью постоянно проецируются на личную существование мужчины.
На капиталы Гранта медик Шнейдер купил много прекрасных вещей: синий "шевроле" и соболью шубку для мадам Шнейдер, дубовый гарнитур в гостиную и коврик в спальню, отделанные позолоченной бронзой английские часы XVIII века... Впрочем, теплота, с которой психоаналитик относился к своему пациенту, была, конечно, и чисто научного свойства: г-н Шнейдер свято верил, что человек-фантом ни при каких обстоятельствах не сможет быть счастлив.
А артист Кэри Грант, с какой стороны ни глянь, был существом призрачным. Во-первых, на самом деле пациента звали Арчибальдом Алексом Личем. Во-вторых, неизвестно, был ли он вообще сыном своих родителей: их начальный ребятенок умер от гангрены в годовалом возрасте, а появление второго мальчика они зарегистрировали почему-то через три недели затем крещения - судя по всему, супруги Лич взяли приемыша. Кроме того, смуглый, темноглазый Грант совсем не походил на англичанина, в молодости его принимали за итальянца или испанца.
Когда ребенку исполнилось десять лет, Элси Лич сошла с ума, и м-р Лич отправил жену в полоумный обитель. Сказав ребенку, что мать умерла, он привел в жилье другую женщину. Мальчик оказался ли не на улице: он прибивался к посторонним людям, околачивался за кулисами театров и дешевых варьете. То, как складываются семейные отношения, осталось для него загадкой. К двадцати годам Арчибальд превратился в красивого молодого человека с несносным характером - молодой Лич стал подозрительным, нервным, ревнивым, неуживчивым. Хорошим воспитанием он не блистал - его оттого что, в сущности, никто не воспитывал. И на экране, и в жизни он играл образ человека очаровательного, и только тем, кто решал связать с ним судьбу, открывалась идеально иная край его натуры...
Доктор Шнейдер делал соответствующую запись в своем ежедневнике, откладывал в сторону авторучку ("паркер" с золотым пером обошелся ему в $ 150, полученных от Гранта) и еле слышно улыбался. Он имел занятие с клинически ясным случаем: советы, даваемые пациенту, особого значения не имели. А тот продолжал полагаться на лучшее: у него была всего одна существование, и Кэри хотелось протянуть ее по-человечески.
Исповеди актера завсегда начинались в равной мере - в Англии начала века полубездомным мальчишкам приходилось туго, и врач уже знал тот самый контент наизусть. Арчи жил на шиллинг в неделю, тосковал, частенько голодал и дни напролет пропадал в мюзик-холлах: там шутили и смеялись, там неизменно звучала музыка и красивые люди вели умные разговоры. Он помогал бутафорам, таскал декорации и мечтал сделаться похожим на своих кумиров. Маленькие роли в пантомимах, гастроли в Америке, эмиграция - долгая череда бытовых и профессиональных унижений - все это Грант пережил перед тем, как к нему пришел фарт.
Бедствовать в Англии было не так обидно: там нужду освящала долгая, облагороженная привычкой и литературой традиция. В мытарствах маленького Арчи было что-то диккенсовское: прокопченное каминным дымом небосклон, огромные дома из красного кирпича, равнодушная орда, ребятенок, пробирающийся к ослепительно освещенному подъезду мюзик-холла... В Америке все было по-другому - радостная, богатая существование терзала своей мнимой доступностью.
Веселое послевоенное десятилетие, "сухой закон", великая депрессия: миллионы мелких вкладчиков разорялись, маклеры с Уолл-стрит бросались из окон своих контор, но собственники киностудий богатели и актеры становились национальными кумирами. Людям хотелось сказки, и Голливуд ее дарил: вчерашние хористки и официанты, попав в кино, делали себе карьеру и состояние.
Вместе с двумя приятелями Арчи снимает комнату на чердаке: единственный из друзей раскрашивает галстуки, а Арчи продает их на улицах по $ 3 за штуку. При этом он обивает пороги мюзик-холлов в надежде принять образ в каком-нибудь водевиле и работает над своей речью: Арчи Лич говорил на сильнейшем кокни и изо всех сил старался освободиться от акцента лондонских низов. Смешавшись с языком английского высшего общества, которым младой джентльмен стремился овладеть, кокни дал безупречно внезапный результат - он перешел в австралийский диалект. Друзья стали звать Арчи "кенгуру" и "бумерангом".
Экзотический акцент станет его визитной карточкой - он великолепно вписывался в вид благородного, эксцентричного и мало странного героя. Придет время, и женщины будут млеть от его протяжного, проглатывающего согласные звуки голоса, доносящегося с экрана, но в то время как что Арчи Лич боится их до дрожи в коленях.
Он играет в шоу "Boom, Boom". После семидесяти представлений спектакль снимают с репертуара, но Арчи и его партнершу Джанетт МакДональд приглашают на кинопробы. В Голливуде в результате остается одна Джанетт. Тем, кто смотрел пробы, показалось, что у хорошенького англичанина чересчур толстая шея и кривые ноги. В результате Кэри Грантом Арчи Лич стал только посредством два года, когда ему исполнилось двадцать восемь лет.
В Голливуд он попал "посредством заднюю дверь": Арчи был партнером на кинопробах у одной актрисы и приглянулся продюсеру. "Парамаунт Пикчерз" предложила ему контракт на пять лет, а попутно долгий список имен и фамилий, из которых он выбрал самые звучные: "Кэри Грант".
Первые фильмы, первые успехи, первые финансы, первые поклонницы. Девушки сходят от него с ума, но на образ мужчины века он в то время как прямо не тянет. На "Парамаунт" Грант уже получает тысячу долларов в неделю - для 1933 года это немалые монеты, он удачлив, обаятелен, стильно одет. К жизни Грант относится трезво: ему безусловно ясно, что он является собственной торговой маркой - юный дядя заботливо поддерживает безупречный загар, следит за тем, чтобы не угодить в объектив фоторепортера с сигаретой, и все время улыбается. Кэри очарователен - и вскоре у него появляется такая же обворожительная супруга.
Вирджиния Черрилл считалась подающей надежды актрисой: чудесная фигура, богатые волосы, рослый - по стандарту тридцатых - подъем... Она играла слепую цветочницу в "Огнях большого города", но, следом того как отказала Чаплину, ее перестали снимать.
Романтическое ухаживание, романтическая поездка в Англию, свадьба, медовый месяц, новая агрегатина, новые платья, свежий обитель... И скандальный развод: Вирджиния обвинила мужа в жестоком обращении.
Судя по тому, что она рассказывала своему адвокату, Грант был законченным невропатом: юный мужчина смертельно боялся профессионального провала, и расположение у него менялось по двадцать раз на дню. Он ревновал жену ее к старым знакомым, новым друзьям и более того к повару-китайцу. Вирджиния помахала на улице школьному приятелю - и супруг тут же ударил ее по лицу, а дома добавил, стукнув головой о каминную решетку. Грант бил жену по поводу и без повода, а на следующий день звонил ей от приятеля, обещал, что о вчерашнем ничего не помнит и по-прежнему любит свою дорогую Джинни. Через немного месяцев она сбежала от мужа к маме и сквозь своего дядю-адвоката отсудила у Гранта приличные алименты. Наутро затем суда его не смогли разбудить: слуга наткнулся на немного пустых пузырьков из-под снотворного, вызвал врача, и актера отвезли в больницу. Когда журналисты спрашивали Гранта о происшедшем, он несладко улыбался, поднимал бровь и отвечал, что ему было весьма скверно, потому как и напился. Об истинном положении вещей знал только эскулап Шнейдер...
...Откинувшись на спинку глубокого кожаного кресла, Грант рассказывал ему о том, чего он хотел и что из этого вышло: он мечтал о семье, но дама, живущая с ним под одной крышей, выводила его из себя. Он и не подозревал, какой у него серьезный нрав и как он боится женщин. Грант не мог запамятовать мама, которая и пугала, и притягивала его вместе с тем. Она не спускала с ребенка око и была готова оберегать его от целого света. Детство казалось ему навечно утерянным раем, островком покоя и безопасности: так как мама, Гранта не любил никто.
Приехав в Англию, он разыскал Элси: папа все-таки признался ему, куда он ее отправил. У постели матери Грант просиживал целые вечера, но мамаша отворачивалась, когда он пытался ее поцеловать: Элси была погружена в свой призрачный мир, где для него не было места. Кэри завсегда чувствовал к ней острую бессильную нежность: он также ощущал себя отверженным - нормальная существование, где бы его ждали хозяйка и ребятенок, была для него недоступна... Доктор Шнейдер вертел в пальцах карандаш и вдумчиво кивал головой: он мог внимать, и это всю дорогу успокаивало пациента.
С годами Грант изменился: лик человеческий стало жестче, у губ появилась суровая складка, а в волосах - первая седина. Ушла сладость - сейчас это было физиономия сильного мужчины, и это пошло на пользу карьере. Вместе с новым имиджем к нему пришел истинный успех: отныне его развлекуха оставляла чувство полной достоверности, предельной естественности - Грант стал одним из самых органичных актеров Голливуда. После "Ужасной правды" и "Воспитывая Бэби" он зарабатывал по $ 150 тыс. в год и вкладывал денежки в ценные бумаги; совместно с друзьями Кэри открыл бутик, тот, что сам же и рекламировал. Его следующий роман с легкой руки язвительной голливудской хроникерши Луэллы Парсонс получил кликухо "Кэш энд Кэрри". Но на самом деле "cash" Гранта не интересовал, ему хватало и своих наличных, а вторую жену он полюбил отнюдь не за то, что она была единственной наследницей миллионера Вулворта.
Свои двадцать миллионов Барбара Хаттон получила, когда ей исполнилось всего пять лет. Грант повстречал ее в 1940 году - в это время она разводилась со вторым мужем и чувствовала себя сильно несчастной. Миссис Хаттон была прелестна - маленькая, хрупкая, нервная блондинка с большими глазами, тонкими запястьями и голубыми жилками на висках. К тому же Барбара была так потерянна и неустроенна, что рядом с ней Грант чувствовал себя большим и сильным. О том, что его избраннице также нужен психоаналитик, он покуда не догадывался...
У Барбары Хаттон (по второму мужу - графини Ревентлоу) отношения с действительностью складывались непросто. Грант познакомился с ней в тяжелые для богатых людей Америки времена: у знаменитого летчика Линдберга похитили и убили ребенка - и миллионеры тряслись над своим потомством. Но так в отдалении, как Барбара, не заходил никто: она укрепила жилье, окружила сына армией вооруженных до зубов телохранителей и вывозила маленького Лэнса на прогулку в бронированном автомобиле. Грант видел, что она не находит себе места от страха за его бытие, и пытался ее развеселить. Имидж сильного, видавшего виды мужчины сделал родное занятие - обладательница двадцати миллионов ухватилась за Кэри, увидев в нем спасителя.
Все, что могло украсить его бытие, она, разумеется, сделала. Однако Барбара долговременно и мучительно колебалась: стоит ли ей вылезать за британского подданного. В конце концов бывшая графиня Ревентлоу все-таки стала мадам Грант - и тут как снег на голову выяснилось, что она не может стоить без компаньонки, секретаря, лакея, шофера, шести слуг и повара. К тому же Барбара все время устраивала приемы и приглашала гостей, а Грант выкладывался на работе и больше всего нуждался в покое.
Если бы он ей как следует врезал, ему, вероятно, стало бы легче, но это было идеально исключено. Руки связывало вывезенное из Англии представление о социальной иерархии: обладательницу двадцатимиллионного состояния ударять не разрешено - спальню маленького Арчи Лича украшали картинки со сценами королевских приемов. К тому же Грант от души хотел опекать и оберегать свою жену-аристократку. Кое-что ему впрямь удалось: мелкий Лэнс привязался к нему сильнее, чем к родному отцу.
Плейбой Грант, дядя неприкаянный и нервический, предрасположенный к депрессивным состояниям, весьма хотел сделаться отцом - это слежение украсило записи доктора Шнейдера. На съемках фильма "Серенада за пенни", где речь шла о бездетной паре, которая хочет усыновить ребенка, он разрыдался - расклад об этом психотерапевт подчеркнул красным карандашом и использовал в научной публикации.
С Лэнсом Грант ладил лучше, чем с Барбарой,- он чувствовал, что реально нужен мальчику. Шла Вторая мировая битва, и хотя в военно-воздушный флот Гранта не взяли, ему все же удалось сделаться национальным героем. Лэнсу было чем гордиться: в фильме "Цель - Токио" Кэри Грант сыграл командира американской подводной лодки: волевой подбородок, добрые глаза, туго охватывающая мощные плечи кожанка, кинозал, на две трети заполненный затаившими дыхание женщинами. Посмотрев кино, Лэнс начал величать Гранта "генералом". И все одинаково второй брак Кэри Гранта закончился весьма стремительно.
На рождественские каникулы Лэнс уехал к отцу. Вернувшийся с очередных работы Грант мечтал о тихом отдыхе, а Барбара пригласила сорок мужчина, которые остались у них на неделю. После каникул мальчишка домой не вернулся: граф Ревентлоу подал на Барбару в суд. Он обвинил ее в том, что она ругалась при ребенке. Грант, по его мнению, также оказывал на маленького графа дурное воздействие, папа требовал, чтобы суд запретил ему подступать к Лэнсу. После этого в доме начался совершенный хаос: Грант устроил дебош, уехал к себе и запил; посредством четыре дня, протрезвев и одумавшись, он вернулся и умолял Барбару его помиловать... Через немного месяцев они развелись, и впавший в очередную депрессию Грант взял всю вину на себя. Слушание дела о разводе продолжалось четыре минуты: журнал "Тайм" писал, что Барбара уложилась бы и в три, если бы не позировала фотографам. Грант дружил с бывшей женой вплоть до ее смерти (друзей у нее было крайне немного), а Лэнса опекал вплоть до его гибели в автокатастрофе.
Следующие немного месяцев Грант провел в полной изоляции. Впав в депрессию, он сутками лежал на диване и смотрел в потолок; когда его отпускало, звонил на киностудию и принимался за работу.
Профессия не изменяла ему никогда: в пятидесятые годы благодаря Хичкоку Грант стал одним из известнейших американских киноактеров. В фильмах мастера ужасов зрители увидели подлинного Гранта: безупречная наружность, огромное обаяние - и скрывающаяся за этим тяга к разрушению. Разделываясь с другими, хичкоковский Грант уничтожал и себя.
...На этом записи доктора Шнейдера обрываются - больной пережил своего врача. Доктор Шнейдер был старше Гранта на тридцать лет (он умер, когда Кэри исполнилось сорок). Но дальнейший дорога Кэри Гранта подтверждал прогнозы врача - старея, артист все больше увлекался молоденькими женщинами. Молва связывала его имя с Ингрид Бергман и Грейс Келли. Гранту и Бергман история мирового кино обязана самым долгим поцелуем: по правилам американского кодекса кинопродукции он не должен был продолжаться больше трех секунд, а зрительницам казалось, что их кумир насовсем впился в божественную шведку. Скандал, фарт, поездка в Англию к матери - на пароходе сорокачетырехлетний Грант встречает свою следующую жену.
Двадцатитрехлетняя Бетси Дрейк, девица из хорошей семьи, отличалась выраженными интеллектуальными пристрастиями. Ее папа был писателем, она изучала астрономию, занималась йогой и сочиняла радиопьесы. Они поженились, и Гранту казалось, что он получил фортуна. Но вскоре бес, сидевший в Кэри Гранте, еще раз начал пихать его в бок.
[an error occurred while processing this directive]
Во время очередных работы Грант влюбляется в Софи Лорен, забрасывает ее цветами и пытается увести от Карло Понти. В конце фильма их герои должны сходить под венец, а за немного дней до этого Грант узнает, что Лорен и Понти обвенчались в Мексике. Кэри бросается к Бетси, но спасти уже ничего нельзя: "Мы любили и вечно будем обожать и почитать приятель друга, но свойский брак не принес нам счастья, о котором мы мечтали". В заявлении для прессы речь о разводе не шла, но все понимали, что он неминуем.
Ему было шестьдесят, а актрисе Диане Кэннон - двадцать четыре. Свою четвертую по счету жену Грант пытался обратить в собственное творение - его не устраивали ее прически, одежка и повадка поведения. Искореняя ее вкусы, Грант достаточно скоро вернулся к старым, опробованным ещё на Вирджинии Черрилл воспитательным методам: он ревновал жену ко всем и каждому, запрещал ей вылезать из дома и бил за мини-юбки. Когда Гранту исполнился шестьдесят единственный год, Диана родила ему дочку Дженнифер - и тут он почувствовал, что существование приобрела свежеиспеченный толк.
Грант стал замечательным отцом: сам подогревал бутылочки с молочной смесью, укладывал малышку почивать и более того решил покинуть из кино, чтобы посвятить себя воспитанию дочки. Однако это ему не удалось: доведенная до отчаяния Диана сбежала из дому совместно с девочкой, и Грант длительно отсуживал право лицезреть ребенка на каникулах и по выходным.
Все подходило к концу: больше у Кэри не было кино, дочка росла без него, а в 1973-м, не дожив двух недель до своего девяносто шестого дня рождения, скончалась Элси Лич. Грант потратил долгие годы на то, чтобы откопать в других женщинах отображение матери, и не спешил отогнать от себя ее тень: в своем доме он устроил невеликий музей, где хранились вещи Элси - ее фотографии, кольца и более того подтверждение о разводе. И мама к нему вернулась: в 1976 году (ему было уже семьдесят три) Грант встретил ту, которую искал всю существование.
Спокойная и доброжелательная шатенка Барбара Харрис жила в Лондоне и была моложе Кэри Гранта на сорок шесть лет. Он продолжительно ухаживал за ней; в 1978 году Барбара перебралась к нему в Калифорнию, а в 1981-м они поженились. ("Сначала я была в ужасе из-за разницы в возрасте, но вслед за тем смирилась - мне было дорого общение с ним".)
С пятой мадам Кэри Грант он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Супруги вели тихую размеренную бытие - утром плавали в бассейне, вечером смотрели телевизор, Барбара вязала свитера и носки... Грант старел, но так и не превратился в старика: на него по-прежнему засматривались женщины, и супруга ревновала. Он умер смертью, о которой может предаваться мечтам каждый актер: готовясь к выступлению перед поклонниками, Кэри почувствовал внезапную слабость. Через два часа его госпитализировали с инфарктом. Перед тем как насовсем прикрыть глаза, восьмидесятидвухлетний Грант немножко улыбнулся - он справился с закомплексованным неудачником Арчи Личем и в конце концов получил от жизни то, что хотел.
Так же читайте биографии известных людей:
Кэрин Эрабьен Karine Arabian
Ее стиль своеобразен, а диапазон создаваемых Кэрин вещей очень широк: булавки, колье, сумочки, обувь, ремни - она создает целые коллекции..
читать далее →
Кэрин Дэйвис Caryn Davies
В 1999 году Дейвис создала юниорскую команду, и стала частью первой женской команды, которая завоевала золотую медаль на Юниорском всемирном..
читать далее →
Кэрол Ломбард Kerol Lombard
Кэрол Ломбард - известная американская актриса. Родилась 6 октября 1908 года.Кэрол Ломбард наиболее известна по своим комедийным ролям в нескольких..
читать далее →
Кэрол Кинг Carole King
Знаменитая американская исполнительница, поэт-песенник, композитор.
читать далее →