Известные люди
»Лена Хорн
Рождение: США
Как-то еще в младенческом возрасте она проползла до середины сцены, забралась в камин, стоящий у задника, и до самого конца действия оттуда до зрителей доносились невнятные бормотания...
Она родилась в Гарлеме в театральной семье. Ее мама Эдна Хорн была в двадцатые годы одной из ведущих актрис театра Лафайет, и Лена практически с колыбели впитала в себя дух кулис.
В начале тридцатых дела у Эдны Хорн пошатнулись, и, чтобы выправить материальную ситуацию, она обратилась к своей подруге Этель Уотерс с просьбой брать ее шестнадцатилетнюю дочка в родное шоу. Так Лена Хорн переступила порог Коттон-клаба, и уже с первых дней ее пребывания тут было ясно, что вокальные и пластические данные девушки намного выше, чем это требуется хористке и участнице кордебалета. К тому же светлокожая мулатка была ослепительно красива. Свои первые мемуары Lena Horn: In Person она опубликовала в сорок лет. В середине шестидесятых годов я читал эту книгу во Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (Разинке, как мы ее тогда называли, ибо она находилась на улице Разина). Дойдя до фотографии шестнадцатилетней актрисы, я долговременно не мог от нее отколоться. Оглянувшись обратно, с изумлением увидел за спиной немного пар восторженных зрачок. Когда сквозь немного дней мне опять выдали эту книгу, этой фотографии уже не было она была пунктуально вырезана бритвой...
По причине своих вокальных, пластических и внешних данных Лене дали сольный номер. Это была песня Гарольда Арлена As Long As I Live, которую юная красотка пела в дуэте с Эвоном Лонгом. Успех был потрясающий. Но проходили годы, репертуар вокалистки не пополнялся, несмотря на ее страстные желания. И она поняла, что песню Так длительно, как я живу она будет напевать так продолжительно, как живет. Нужно было отправляться из Коттон-клаба. Но это было совершить шибко непросто. Если музыкант уже близкое отработал, то с ним расставались без труда, более того если это персона такого масштаба, как Дюк Эллингтон. Но если артист приносил клубу барыш, то выскочить из его тисков было без малого нереально. Как-то к руководству клуба пришел отчим певицы, побеседовать о расширении репертуара дочери, и был жестоко избит. Выход из создавшегося положения подсказала мама, Лена безмятежно доработала до окончания срока контракта и на следующий день в Коттон-клаб не заявилась.
Она стала солисткой оркестра Ноубла Сисла и одной самых замечательных певиц эпохи свинга. В 1933 году коронным номером Коттон-клаба была песня Штормовая погода, сочиненная Гарольдом Арленом для Этель Уотерс. Ее кроме того с блеском исполняла Айви Андерсон с оркестром Дюка Эллингтона. Лина Хорн рискнула сформировать свою версию этой песни и превзошла своих знаменитых коллег. Услышав ее, Элла Фицджеральд заметила: После Лины Хорн к этой песне лучше не прикасаться.
Следующим хитом артистки стала песня Винсента Юнанса Мore That You Know", входящая в антологию легендарных вещей свинга. А дальше была штормовая погода. Певица была что называется нарасхват. Она пела с поразительным лиризмом песни Дюка Эллингтона, Фэтса Уоллера, Кола Портера, вызывая восхищение авторов. С огромным драматизмом исполняла трагический всенародный блюз Rainy Kay. Газеты сравнивали ее звук с каплями меда. Мне это соотнесение кажется поверхностным. Оно предполагает некоторую дискретность в то время, как зафиксированные на пластинки исполнения певицы покоряют совершенством фразировки, дополненной в видеозаписях изяществом пластического рисунка. Кроме того, у нее немалый лирический дар, так что каждая мысль полифония чувств.
В 1940 году Лену пригласил в свой коллектив Чарли Барнет. Это был первостепеннный в истории джаза происшествие, когда цветная вокалистка стала штатной солисткой белого оркестра, хотя гостящие негритянские певицы выступали со своими бледнолицыми коллегами и раньше. Она работала кроме того с оркестром Арти Шоу.
Оставаясь популярной джазовой певицей, Лена Хорн в сороковые годы становится кинозвездой. В тридцатые годы негритянские артисты приглашались в Голливуд для исполнения либо второстепенных ролей (главным образом слуг), либо вставных музыкальных номеров. В фильме Панама Хатти с музыкой Кола Портера, вышедшем на экраны в 1940 году, Лена сыграла одну из главных ролей наряду с белыми коллегами, и тот самый факт был приподнято расценен прогрессивной общественностью. Продолжая сниматься и дальше, певица стала эдакий же этикеткой мюзиклов фирмы Метро-Голдвин-Мейер, как Джуди Гарланд, Дина Дурбин, Джинджи Роджерс. Она вышла замуж за известного белого голливудского дирижера, пианиста и сонграйтера Ленни Хейтона. Супруги организовали интеллектуальное среда. На его вечеринках обладатель дома вспоминал свою бурную джазовую занятие в двадцатые годы, дружбу с Баксом Бейдербеном. Но главной темой собраний была задача расового равенства.
Представленный Дюком Эллингтоном, одним из самых активных членов общества был Билли Стрейхорн, к которому супруги относились как к своему сыну. А дальше Дюк пригласил актрису в свой антирасистский спектакль Прыгай от радости, где были заняты только негритянские актеры. Ревюзикл не имел большого успеха, но сыграл важную образ в формировании гражданского и художественного облика артистки. Работая над своими номерами, Лена советовалась с Полем Робсоном. Правда, сыграла она только в нескольких представлениях, а дальше вынуждена была вернуть свою образ Доротти Дэндридж.
Одним из последствий спектакля стала мысль создания фильмов, в которых бы снимались только негритянские артисты. В 1943 году Винсент Минелли решил вынести на экран спектакль Хижина в небе, тот, что уже три года с успехом шел в Нью-Йорке в театре Мартина Бека и был охарактеризован критиками как краеугольный булыжник американского музыкального театра. Играли в нем негритянские актеры, но режиссерская группа состояла из белых людей, причем русских. Балетмейстером был Джордж Баланчин, художником Борис Аронсон, а композитором Владимир Дукельский, он же Вернон Дюк.
Спектакль, поставленный по мотивам негритянского фольклора, рассказывал о вознесении на небосклон цветного парня по имени Литл Джо. Эту образ исполнял Тодд Данкан, прославившийся исполнением заглавной роли в известной опере Гершвина. В праведных делах молодому человеку помогала обаятельная неунывающая Петунья, блестяще сыгранная Этель Уотерс. А сбивала героя с пути истинного обольстительная Джорджия Браун, воплощенная на сцене знаменитой балериной Кэтрин Данхем.
Экранизируя спектакль, режиссер переосмыслил образ соблазнительницы, сделав ставку не на пластическую, а на вокальную характеристику героини. Кэтрин Данхем для таковой трактовки роли не подходила. По совету Дюка Эллингтона была приглашена Лена Хорн. Картина с успехом шла в США и Франции, но ее негритянский колорит устраивал не всех. Однажды в Монт Плисент (штат Теннеси) ватага расистов ворвалась в кинотеатр и прекратила демонстрацию фильма.
Но семя было брошено, и конкурирующая с Метро-Голдвин-Мейер предприятие Двадцатый столетний период Фокс без малого вместе с тем с вышеназванной картиной выпустила свою, также всенегритянсккую Штормовая погода. Фильм не блещет драматическими и постановочными находками. Он сделан по принципу ах, так?!.... Ах, у вас оркестр Дюка Эллингтона так у нас будет Кэб Кэллоуэй. У вас вставной номер Луи Армстронга? Так мы покажем Фэтса Уоллера. У вас танцы? В таком случае мы пригласим братьев Николас, а главную мужскую образ предложим Биллу Робинсону, а женскую, конечно, Лене Хорн. Благодаря этому прагматизму кино имеет историческую ценность. Помимо названных артистов, зрители видят в начале фильма прародителя гарлемского джаза Джима Риза. В годы первой важный войны он, будучи капельмейстером духового оркестра пятнадцатого пехотного полка, первым познакомил французов и англичан с джазом, за что и получил прозвание Европа.
В конце шестидесятых годов тот самый кино демонстрировался в Москве в Центральном Доме композиторов. Аудитория собралась песенно-академичная, но было много и композиторских детей. И когда в финале фильма появилась крупным планом Лена Хорн с исполнением титульной песни, публика восторженно зааплодировала.
Сорок третий год явился для артистки кульминацией карьеры, и глава администрации города Нью-Йорка Лагардиа объявил единственный из дней года "Днем Лены Хорн". С утра до вечера актриса ездила по улицам города на открытом автомобиле, принимая восторженные приветствия обитателей. Популярность не избавила певицу от проявлений расизма. Как-то в годы войны она зашла в кабачок для белых, и ее отказались обслуживать. Когда же артистка выходила, единственный из посетителей попросил у нее автограф.
Фильм "Слова и музыка", вышедший на экраны в 1948 году, принес Лене очередную удачу и хит Lady Is A Tramp (музыка Ричарда Роджерса, вирши Лоренца Харта). И сызнова штормовая погода: мюзиклы, мюзиклы, мюзиклы. В 1957 самым популярным из них явился спектакль Ямайка с музыкой Гарольда Арлена, не сходивший со сцены в течение двух лет. Он рассказывал об уроженке Вест-Индии, которая живет в окружении морских волн, пальм, акул и не выходит замуж за своего избранника до тех пор, покуда тот не выполняет своего обещания свозить ее в Нью-Йорк. Исполняя эту образ, актриса пела восемь песен в разных жанрах: блюз, баллада, калипсо. И затем каждой аудитория взрывалась аплодисментами. Ведущий сценический критик тех лет Брукс Эткинсон писал в рецензии на спектакль: Своим ароматом комедия обязана, некогда всего, Лене Хорн. Эта сепиа-леди с блестящими глазами и сочным певческим голосом может вписать эмоциональность в каждую песню без ущерба своим аристократическим манерам.
В конце пятидесятых Лена была обширно известна не только своими художественными достижениями, но и гражданскими поступками. Она отказалась сниматься во многих фильмах, где негры трактовались по голливудским стереотипам. Актриса расторгала контракты с театрами и концертными залами, если в них не допускались цветные или им разрешалось сиживать только в сознательно отведенных местах (так называемых райках).
Ее социальная активность в особенности возросла в шестидесятые годы, когда Америку штормило от смелых действий новых левых. Тогда певицу не возбраняется было зреть на политических митинга настолько же нередко, как и в концертных залах. Она участвовала в Марше на Вашингтон, явившемся кульминацией Третьей негритянской революции. Вспоминая об этих годах, Лена говорила: Я видела, как белые и черные американцы понемногу стали существовать и действовать сообща. Это сделало нас лучше.
Несмотря на свою огромную художественную и социальную занятость, артистка покоряет своих коллег обаянием и удивительной отзывчивостью. В 1959 году в канун своего шестидесятилетия Дюк Эллингтон стал обретать посылки от разных музыкантов, где были пластинки с записями его любимых произведений. Радости композитора не было предела. Инициатором акции была Лена Хорн. Дружба с Эллингтоном, начавшаяся ещё с Коттон-клаба, сохранилась до последних дней композитора. Великий Герцог джаза посвятил ей одно из своих стихотворений вариацию на тему Sophisticated Lady, где говорится о том, что все, к чему прикасается Лена, будь то поношенная шляпа или старомодный флакон духов, становится прекрасным. В шестидесятые-семидесятые годы певица принимала активное участие в религиозных концертах бэндлидера.
Лена Хорн поет и в текущий момент. Причем не скрывает своего возраста, подчас иронизирует над ним. И люди еще раз удивляются. Подходят к ней после этого концертов и говорят, что благодаря ей перестали стыдиться своих лет. А уходя, напевают Штормовую погоду.
Так же читайте биографии известных людей:
Лене Есперсен Lene Espersen
Высшее образование получила в городе Орхус, став кандидатом экономических наук в 1990 году. Активной общественной и политической деятельностью стала..
читать далее →
Лени Рифеншталь Leni Riefenstahl
Одно упоминание ее имени - уже провокация. Самая известная и одна из самых талантливых женщин-режиссеров за всю историю кинематографа, для многих..
читать далее →
Леннарт Мери Lennart Meri
По окончании университета он был принят в старейший театр Эстонии, "Ванемуйне" драматургом. Позднее Мери стал режиссером радиоспектаклей на..
читать далее →
Леннарт Торстенссон Lennart Torstensson
Знаменитый шведский полководец.
читать далее →