Известные люди
»Леонид Абалкин
Рождение: Россия, 5.5.1930
Л.И.Абалкин - академик Российской Академии наук, Международной Академии управления, Нью-Йоркской Академии наук, Международной Академии Евразии, президент Международного фонда им.Кондратьева, вице-президент Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов. Награжден орденом "Дружбы Народов", медалями "За доблестный труд" и "Ветеран труда", а также Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
Родился 5 мая 1930 г. в г.Москве. Отец - Абалкин Иван Александрович (1894-1966), бухгалтер-ревизор. Мать - Абалкина Зоя Ивановна (1896-1976), коренная москвичка, бухгалтерский сотрудник. Супруга - Абалкина Анна Вартановна (1931 г.рожд.). Сын - Абалкин Иван Леонидович (1953 г.рожд.). Дочь - Абалкина Ирина Леонидовна (1961 г.рожд.).
Род отца Л.И.Абалкина ведет свои корни из Самары. В его семье было девять детей - семеро сестер и двое братьев. В годы Гражданской войны служил в Чапаевской дивизии, был инспектором РККА. В 20-х годах попал в Москву, где встретил свою будущую супругу Зою Рудакову. Весьма заметной фигурой в столице стал его брат, Николай Александрович Абалкин, тот, что потом работы режиссером Куйбышевского драматического театра, окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС, причем ее основополагающий выпуск, многие годы работал в газете "Правда", пройдя дорога от рядового редактора до заведующего отделом литературы и искусства, члена редколлегии газеты. Был дружен со многими выдающимися деятелями культуры, вел с ними переписку, которая является реликвией семьи Абалкиных. Старший брат Леонида - Станислав (1926 г.рожд.), в 1943 г. был призван в армию, участвовал в Великой Отечественной войне, отслужил в войсках ПВО до 1950 г., после этого учился в Московском областном институте культуры, защитил кандидатскую диссертацию.
Война застала семью Абалкиных в Москве. В 1941 г. папа ушел добровольцем в ополчение, после этого был переведен в регулярную армию, служил в качестве начальника финансового отдела Отдельного артиллерийского зенитного дивизиона, тот, что выполнял задачу охраны мостов в г.Ульяновске, а позднее в г.Жлобине (Белоруссия). Леонид с матерью были эвакуированы в Свердловск, где прожили два года, в полной мере испытав быт переселенцев, когда дома часто не было ни электричества, ни тепла. В Свердловске Леонид продолжал обучаться в средней школе, основным занятием в свободное время было читка художественной литературы, некогда всего русских классиков. В 1943 г. папа получил комнату в бараке в г.Ульяновске, и Леонид с матерью перебрались к нему. Затем доля, в которой служил папа, перевели в г.Жлобин. Город был на практике уничтожен. В нем уцелела только одна учебное заведение, в которой не было более того печки. Жили в землянке. Учиться приходилось в три смены, мебель приносить с собой. После окончания войны папа был демобилизован и получил право возвратиться в Москву. Десятый класс Леонид заканчивал в Москве. Семья жила в только стесненных условиях: первоначально в крохотной комнате в коммуналке, а после этого немного месяцев на кухне, за занавеской. До ухода на пенсионную выплату папа работал бухгалтером в Министерстве сельского хозяйства.
В 1948 г. Леонид Абалкин поступил в Московский институт народного хозяйства на учетно-экономический факультет и в 1952 г. окончил его с отличием. В институте встретил свою судьбу - Анну Сатурову. Они поженились. К этому времени брат демобилизовался из армии, существовать было негде, и при распределении решающим обстоятельством была вероятность обрести жилье для младой семьи. Пришлось отступиться от предложения поступить в аспирантуру и условиться с распределением в г.Гусев Калининградской области. Здесь юная семейство получила однокомнатную квартиру и ключ, от сарая с дровами. Это было первое, без малого собственное, жилье, где началась независимая существование будущего академика.
В 1953 г. у Абалкиных родился первенец, наследник Иван. Сам же Леонид работал преподавателем Калининградского техникума, вел вектор движения статистики, финансов, следом политэкономии. В Калининграде Л.И.Абалкин получает родное первое направление - заместителя директора техникума. Годы жизни в Калининграде стали важным этапом в жизни Леонида Ивановича. Это был отрезок времени активной общественной работы, занятия в драматическом кружке, время самоутверждения. Именно там у Л.И.Абалкина выработалось твердое стремление сделаться ученым.
В 1958 г. он подает документы в аспирантуру Московского государственного экономического института. Выбор института был связан с тем, что в его "альма-матер", в МИНХе, аспирантура была закрыта по обвинению в поддержке мелкобуржуазных отношений. Московский государственный экономический институт располагался от него в непосредственной близости. В нем преподавали выдающиеся ученые профессора Бирман, Каменицер и другие, которые заложили основы "школы" Л.И.Абалкина.
В 1961 г. Московский государственный экономический институт и Московский институт народного хозяйства объединились. Под крышей последнего с 1 сентября 1961 г. начинается отсчет деятельности Л.И.Абалкина, как преподавателя. Он становится ассистентом кафедры политэкономии. На этой кафедре он проработал 15 лет, пройдя все ступени научной и педагогической карьеры: старшой преподаватель, доцент, врач экономических наук, профессор, заведующий кафедрой. С 1966 по 1968 г. являлся секретарем парткома института. В связи с избранием на эту место запомнился момент, специфический для того времени. Должность секретаря парткома МИНХа была номенклатурной для МГК партии, и кандидат должен был утверждаться на заседании Секретариата, тот, что вел Первый секретарь МГК, член Политбюро ЦК КПСС В.В.Гришин. Когда Абалкина представили, единственный из присутствовавших выложил недоумение: "Как же так, заведующий кафедрой и в то же время секретарь парткома?" На что В.В.Гришин категорично возразил: "Почему ректор может быть заведующим кафедрой, а секретарь парткома нет?". В результате Абалкина утвердили, и, в общей сложности, заведующим кафедрой он проработал 10 лет.
В 1970 г. он защитил докторскую диссертацию: "Роль государства в регулировании социалистической экономики". В 1976 г. Л.И.Абалкина пригласили на пост заместителя заведующего кафедрой проблем управления в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1978 г., когда АОН объединилась с Высшей партийной школой, возникла вакансия заведующего кафедрой политэкономии. Роль заведующего кафедрой политэкономии главного партийного высшего учебного заведения страны в те годы было нелегко переоценить. Она была сущность политическая, ключевая в плане подготовки кадров по важнейшей дисциплине, от уровня преподавания которой во многом зависели статус и положение выпускников одного из самых престижных учебных заведений страны.
В качестве заведующего кафедры Л.И.Абалкин проработал 8 лет. В тот самый отрезок времени его избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР и в 1986 г. назначили директором Института экономики АН СССР, которым он остается по этот день.
Конец 80-х - начало 90-х годов был, надо думать, самым драматическим периодом в новейшей истории нашей страны. Он ознаменовался коренными изменениями в созданном за годы Советской власти хозяйственном и политическом механизме. Горы накопившихся проблем во всех сферах жизни государства вызвали надобность пересмотра основополагающих принципов управления страной. Леонид Абалкин получил в эти годы редчайшую для себя вероятность не только присматривать происходившие процессы изнутри, но и быть их непосредственным участником.
Началось все летом 1988 г., когда Л.И.Абалкин был избран делегатом XIX партийной конференции от Севастопольского района Москвы. В этом уникальном районе на сравнительно ограниченной площадке были сосредоточены многие ведущие исследовательские центры страны: Институт экономики, Институт важный экономики и международных отношений (шеф - академик Е.Примаков), Институт экономики важный социалистической системы (шеф - академик О.Богомолов), Центральный экономико-математический институт (босс - член-корр. В.Макаров), Институт народно-хозяйственного прогнозирования (управляющий - член-корр.Ю.Яременко), Институт Дальнего Востока (босс - эскулап экономических наук М.Титаренко), Институт социологии (управляющий - врач философских наук В.Ядов), Институт научной информации по общественным наукам (управляющий - академик В.Виноградов). В процессе выбора делегатов на партийную конференцию состоялись бесчисленные встречи Л.И.Абалкина с коммунистами этих институтов и района в целом. Было высказано навалом напутствий, наказов, были и письменные резолюции с оценкой сложившегося положения в экономике страны и с предложениями о путях выхода из кризиса. Все это, а кроме того опора на довольно сильный академический потенциал Института экономики АН СССР, не могло не отразиться на содержании выступления Л.И.Абалкина с трибуны конференции.
Выступление академика запомнилось многим, но понравилось в отдалении не всем. В нем была дана довольно жесткая оценка ситуации и со всей определенностью сказано, что радикального перелома в экономике не произошло, из состояния застоя она не вышла, что задачи одновременного количественного роста и качественных изменений в народном хозяйстве страны являются несовместимыми. Выступление вызвало многочисленную критику со стороны делегатов конференции и жесткую оценку со стороны Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, тот, что усмотрел в выступлении следы "экономического детерминизма". После выступления к Л.И.Абалкину вдруг подошел член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.И.Рыжков. С Николаем Ивановичем Л.И.Абалкин был знаком в течение нескольких лет. Отношения между ними хотя и были сурово официальными, но складывались только на доброжелательности и взаимном уважении. Н.И.Рыжков протянул руку и, длительно не отпуская ее, сказал: "Надо поговорить". Вскоре позже этого последовали саммит с Н.И.Рыжковым и постановление Президиума Совета Министров СССР "О рассмотрении предложений Института экономики Академии наук СССР по совершенствованию проводимой в стране экономической реформы", в котором Л.И.Абалкину предлагалось в срок до 1 декабря представить соответствующие материалы в Совет Министров СССР.
В институте все отдавали себе доклад в том, что от тех материалов, которые будут подготовлены, может зависеть не только вывод практических вопросов, но и общее касательство к экономической науке, к ее разработкам, к возможностям влияния науки на отбор и принятие стратегических решений. Весь институт был поднят на ноги, началась интенсивная подготовка доклада.
Точно в срок материалы были представлены в Правительство, но в связи с землетрясением в Армении обсуждение было перенесено и состоялось 4 января 1989 г. В нем приняли участие многие ведущие экономисты страны - академики А.Аганбегян, Г.Арбатов, О.Богомолов, В.Кудрявцев, С.Ситарян, члены Президиума Совета Министров СССР. На совещании вероятно в первый раз были названы и обнажены те негативные тенденции, которые, в последующем, просторно обсуждались в стране. Сам отчет нигде не публиковался, но его краткое изложение было дано в трудах Института экономики за 1988 г. В нем было подчеркнуто, в частности, что если на протяжении 1976-1985 гг. и происходило неуклонное нарастание расходов государственного бюджета, прирост этих расходов был меньше прироста национального дохода (по абсолютной сумме). Этот ход не вызывал особых тревог, хотя и сдерживал формирование хозрасчетных и коммерческих отношений в стране. Однако в 1986-1987 гг. сложилось качественно новое соотношение: расходы бюджета стали увеличиваться существенно быстрее, чем полный прирост национального дохода страны, а расходы на производственную сферу начали грубо обгонять доходы бюджета, получаемые в этой сфере. На основе проведенного анализа коллектив института, его управляющий предложили разработать программу финансового оздоровления народного хозяйства, целью которой являлось сокращение бюджетного дефицита, нормализация денежного обращения и стабилизация потребительского рынка. Главный же вывод заключался в том, что причиной нарастания негативных процессов являлась медлительность и половинчатость в осуществлении экономической перестройки, отсутствие четкой, просчитанной программы действий.
Подводя результат обсуждения, Н.И.Рыжков приветствовал сделанный институтом рапорт и дал положительную оценку его работы. 7 января 1989 г. Л.И.Абалкин был приглашен на встречу к Генеральному секретарю ЦК КПСС. Таким образом, был прерван отрезок времени охлаждения отношений к институту и его директору со стороны высшего руководства страны, тот, что продолжался вслед за тем памятного выступления Л.И.Абалкина на партийной конференции. Выводы, сделанные в докладе, были приняты. Институт стал интеллектуальным центром и главной научной базой экономических реформ.
Весной 1989 г. Л.И.Абалкин был избран народным депутатом СССР. Однако вскоре ему пришлось уложить с себя полномочия народного избранника. В середине мая 1989 г. он получил предложение Председателя Совета Министров СССР Н.И.Рыжкова сделаться его заместителем и возглавить комиссию по экономической перестройке. Л.И.Абалкин дал родное согласие, в полной мере отдавая себе рапорт в том, какую ответственность он принимает на себя в условиях, когда не существует секрета быстрого и немедленного оздоровления экономики страны.
При обсуждении своей кандидатуры на заседании Верховного Совета, Л.И.Абалкин взял на вооружение и последовательно отстаивал тезис о том, что ключ к выходу из кризиса и структурной перестройки народного хозяйства содержится в радикальном обновлении экономических отношений, предоставлении всем хозяйственным структурам необходимой свободы. При этом воля хозяйствования должна трансформироваться в дополнительные финансовые ресурсы, сделаться источником общественного богатства. При этом он подчеркнул, что на остановку нарастания негативных процессов и оздоровление экономики правительству должно быть отведено не больше полутора лет. Если оно не сможет этого произвести - должно покинуть в отставку. Срок деятельности правительства был предсказан с поразительной точностью. Но тогда оставались вопросы: была ли реальная вероятность разрешить поставленные задачи? Появится ли у страны шанс? Сможет ли руководство им употребить? Сегодня ответы на эти вопросы известны...
В середине 1989 г. экономическая обстановка в стране находилась ещё под контролем, а рычаги управления не были выпущены из рук, хотя уже начали одаривать сбои. Вместе с тем, начало деятельности правительства совпало с все больше углубляющимся экономическим кризисом: темпы роста общественного производства резво снижались, приближаясь к нулевой отметке; дефицит бюджета в 1989 г. мог повернуться беспрецедентной суммой, доходящей до 120 млрд.руб.; тяжелым грузом на самом бюджете лежали различного рода дотации, превышавшие 100 млрд.руб.; демократические лозунги и требования безграничной свободы хозяйственной деятельности грубо ослабили надзор за ростом денежных доходов.
Проявлялись чертовски негативные и, в конечном счете, оказавшиеся катастрофическими тенденции и в политической сфере. Начались первые, грустно известные, массовые забастовки в угольной промышленности, разрушение традиционных структур административной системы управления, которое существенно опережало создание рыночных механизмов, нарастали центробежные силы сепаратизма в республиках Советского Союза, ещё избранные Советы были недееспособны - все это привело вскоре к без малого полной потере управляемости экономики.
Обстановка в стране складывалась таким образом, что правительству нужно было принимать немедленные меры по стабилизации экономики уже в 1989 г., так как обстановка к началу 1990 г. грозила сделаться критической. Первой задачей нового правительства, в составе которого Л.И.Абалкин стал курировать вопросы экономической перестройки, была подготовка развернутой программы оздоровления экономики, решения социальных задач, связанных с разработкой предстоящего 13-го пятилетнего плана (в срок до 1 сентября 1989 г.). В соответствии со сделанными в памятном докладе выводами, а кроме того разработанными планом и бюджетом на 1990 г. намечалось осуществление крупных структурных передвижек в народном хозяйстве. В результате планировалось увеличить фабрика потребительских товаров при относительном замораживании выпуска средств производства, что соответствовало переориентации экономики на заключение социальных задач, на насыщение потребительского рынка. Впервые проект сводился не как сумма отраслевых разработок, а на основе определения важнейших макропропорций. Прежде всего, предполагалось совершить изрядный шаг по ликвидации дефицита государственного бюджета, уменьшив его вдвое, ограничить величину денежной эмиссии, снабдить прирост розничного товарооборота. Одновременно необходимо было вытеснить из практики регулирования народного хозяйства старые, отжившие методы, когда все участливость концентрировалось не на экономических, а на чисто технических параметрах, на составлении сотен и тысяч балансовых расчетов, детальной росписи конкретных заданий, доводимых вплоть до каждого предприятия.
На первое местоположение посреди мер по стабилизации экономики выдвинулась проблема регулирования денежных доходов населения и достижения их соответствия с реальным предложением товаров и услуг. Этим требованиям соответствовало введение налога на прирост оплаты труда. Последовательное и жесткое употребление этой налоговой системы позволило бы стабилизировать ситуацию в экономике, в особенности на потребительском рынке.
Необходимо было и заложить юридическую базу для экономической реформы: разработать и представить на рассмотрение в Верховный Совет СССР единый, согласованный пакетик принципиально новых законодательных актов. Это были проекты законов о имущества, о земле, об аренде, о налогах, о переводе республик на принципы самофинансирования, а кроме того законы, предусматривающие поправки к законам о предприятии и кооперации.
Все эти документы готовились при непосредственном руководстве и участии Л.И.Абалкина, представлялись на рассмотрение Верховного Совета СССР, Съездов народных депутатов. В сложных, порой драматичных, дебатах экономический блок, возглавляемый Л.И.Абалкиным, занял демоцентристскую позицию, оттого что она сочетала признание необходимости сохранения и обновления централизованных методов регулирования экономики с широким развитием демократических начал в управлении производством и всеми сферами общественной жизни.
Много внимания уделялось организации управления ходом экономической реорганизации. С этой целью в конце 1989 г. Л.И.Абалкин начал к формированию созданной по решению Съезда народных депутатов Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реорганизации. Она была призвана разрабатывать научные основы и принципы управления экономикой в условиях радикальной реорганизации, осуществлять подготовку предложений по совершенствованию различных элементов хозяйственного механизма, организацию изучения зарубежного опыта. Она должна была ещё осуществлять координацию деятельности центральных экономических органов по подготовке методических и нормативных актов, необходимых для осуществления экономической перестройки. В ее состав вошли академики А.Аганбегян и С.Шаталин, член-корреспондент АН СССР В.Мартынов, крупные специалисты по проблемам управления профессора Р.Евстигнеев, Г.Егиазарян, Б.Мильнер. Разработка концепции радикальной экономической реорганизации стала главной заботой комиссии и ее председателя.
В результате комиссия такую концепцию разработала. Она стала своеобразным теоретическим прорывом. Именно в ней были заложены все основные идеи, подходы и принципы, которые в последующем легли в основу принимаемых законов, практических шагов правительства. Удалось сформулировать основные черты новой хозяйственной системы, способной снабдить заключение существующих социально-экономических проблем. Эти черты сводились в основном к следующему: многообразие форм имущества, их равноправие и соревнование; зарабатываемость доходов, их распределение в соответствии с вкладом в крайний результат; превращение рынка (в сочетании с государственным регулированием) в первостепенной важности инструмент координации деятельности участников общественного производства; государственное регулирование экономики на основе гибкого экономического и социального планирования; обеспечение социальной защищенности граждан, как важнейшая проблема государства. Был приведен сравнительный разбор возможных вариантов или альтернатив перехода к рыночной экономике. В самой концепции и в докладе содержалась развернутая аргументация в пользу радикально-умеренного варианта.
Эту концепцию Л.И.Абалкин неотступно проводил в течение всего отпущенного ему и его коллегам времени для работы в правительстве, несмотря на серьезное сопротивление консервативных сил партии и общества. Невозможно опровергнуть тот факт, что за полтора года работы, при всех трудностях и противоречиях, которые сопровождали перестройки, команде Л.И.Абалкина удалось сотворить правовой каркас перестройки, принять строй основополагающих законодательных актов - о имущества и земле, об аренде и акционерных обществах, о Госбанке СССР и банковской системе, о подоходном налоге и налоге на польза, о демонополизации экономики и ее разгосударствлении, о малых предприятиях и предпринимательской деятельности.
Начали реально рскручиваться процессы создания смешанной экономики, представленной предприятиями различных форм имущества, возникли первые акционерные общества, арендные предприятия и кооперативы, фермерские хозяйства. За недлинный срок были образованы рядом 1,4 тыс. коммерческих и кооперативных банков. Создавались товарные и фондовые биржи. Но самое главное - произошел радикальный сдвиг в общественных умонастроениях. Общество осознало надобность радикального обновления экономических структур, создания принципиально новой модели хозяйствования.
Отставка правительства, его принужденный уход с политической сцены в 1991 г. стала следствием обострившейся политической борьбы, несогласованности деятельности многих центральных ведомств, а порой и без затей саботажа принимаемых решений. Все это - стоимость, которую пришлось уплатить обществу за становление демократии в нашей стране.
За прошедшее десятилетие концепция экономических реформ, разработанная под руководством Л.И.Абалкина, не только не устарела, но, напротив, является все ещё актуальной, разумеется с учетом современных реалий. По мнению многих отечественных и зарубежных экономистов, она все ещё остается самой серьезной, сильно просчитанной и теоретически обоснованной программой действий.
После ухода в отставку Л.И.Абалкин вернулся к научно-исследовательской деятельности на посту директора Института экономики. Вэтого он опубликовал больше 400 печатных работ, в том числе 15 индивидуальных монографий. Будучи крупным экономистом-теоретиком и политическим деятелем, специалистом в области методологии экономической науки, проблем экономической политики и хозяйственного механизма, свои главные научные интересы он сосредотачивает на разработке путей преобразования российского общества, осмыслении культурно-исторического фона и путей цивилизационных перспектив экономических реформ. Только в отрезок времени 1994-1999 гг. им опубликованы строй крупных работ, посреди которых: "В тисках кризиса" (1994 г.), "Заметки о российском предпринимательстве" (1994 г.), "К самопознанию России" (1995 г.), "Зигзаги судьбы. Разочарования и надежды" (1995 г.), "Отложенные перемены, или потерянный год" (1997 г.), "Курс переходной экономики" (учебник, 1997 г.), "Выбор за Россией" (1998 г.), а ещё статьи: "Спасти Россию" (в журнале "Федерализм"), "Бегство капитала: натура, формы, методы борьбы" (в журнале "Вопросы экономики"), "Роль государства и схватка с экономическими догмами" (в журнале "Экономист"), "Система ценностей в российской экономической мысли" (в журнале "Вопросы экономики").
Л.И.Абалкин - академик Российской Академии наук, Международной Академии управления, Нью-Йоркской Академии наук, Международной Академии Евразии, президент Международного фонда им.Кондратьева, вице-президент Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов. Награжден орденом "Дружбы Народов", медалями "За доблестный труд" и "Ветеран труда", а кроме того Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
В свободное время увлекается шахматами, является кандидатом в мастера спорта по шахматам, Почетным председателем Международной ассоциации ветеранов шахмат. Интересуется историей России. Увлекается садоводством.
Живет и работает в г.Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Грач Leonid Grach
Председатель Верховной рады Крыма.
читать далее →
Леонид Драчевский Leonid Drachevskiy
Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
читать далее →
Леонид Еник Leonid Enik
Министр культуры Республики Абхазия.
читать далее →
Леонид Кравчук Leonid Kravchuk
Кравчук Леонид Макарович родился 10 января 1934 года в селе Великий Житин Ровненской области. Образование высшее, закончил в 1958 г. Киевский..
читать далее →