Известные люди

»

Леонид Куксо

Леонид Куксо Leonid Kukso Карьера: Клоун
Рождение: Россия
Глаза то озорные, то печальные...Широкий жест, улыбка до ушей...Hoc - помидором, волосы мочальные,Он взрослых превращает в малышей.Это строчки из стихотворения Леонида Георгиевича Куксо "Буффонный клоун".

Л. Куксо - автор пяти музыкальных комедий, значительного количества песен, сборника лирических стихов "Созвездие", репертуарных сборников для клоунов ("Цирк! Только цирк!", "Весь вечерок на манеже")...

Но мы из богатейшего творчества одаренного драматурга, поэта и барда коснемся только той грани его таланта, которая связана с цирком.

Незабываемое ощущение детства. Отец, полярный пилот, привел маленького Леню в цирк на Цветном бульваре.

Два клоуна приветствуют публику. Первый, протягивая руку, спрашивает детей, как их зовут. Мальчик отвечает. И как гром среди ясного неба второй - громко, на весь зал, протяжно произносит: "Здравствуй, Ле-е-еня!". Клоун снимает шляпу, которая, оказывается, и не шляпа отнюдь, а только диск, поля от шляпы, а вместо донышка - лысина клоуна.

Это были знаменитые комики Антонов и Бартенев, саммит с которыми предопределила влюбленность Леонида Куксо в солнечное искусство клоунады.

"Солнцем рыжий парик

Над манежем парит...

Клоунада, как бытие - трюковая:

То - в воде, то - в огне,

Под конем... На коне!..

Это молодость моя цирковая", -

напишет Куксо в зрелом возрасте.

А ребячество припоминать ему не хочется. Детство - это 1937 год, когда увели и расстреляли отца. Мама оказалась в Карагандинских лагерях... Потом грянула Великая Отечественная, и начальную школу заменила мебельная мастерская, где вкупе с такими же, как он, мальчишками Куксо в три смены делал ящики для мин и снарядов.

В 1946 г. Куксо поступает в клоунскую студию Карандаша. Жизнерадостный, щедрый на выдумки, розыгрыши и каламбуры, Л. Куксо без конца предлагал сюжеты для массовой клоунады. Клоунада "Болельщики" более того была отрепетирована для открытия цирка. Здесь познакомился и подружился на всю существование с таким же тощим и долговязым студийцем Юрием Никулиным. (Карандаш более того собирался свершить какую-нибудь репризу, в которой разрешается применять внешнее сходство Куксо и Никулина - как близнецов в иллюзии.) Друзья вкупе увлеченно занимались клоунадой, акробатикой, жонглированием и, разумеется, распевали, аккомпанируя себе на двух гитарах.

В поисках клоунской маски Куксо на первых порах ненамеренно шел за Никулиным. Нащупывая черты характера своего образа, Леонид рассуждал так: раз долгий, худой, значит, должен быть флегматичен. Но живая природа никак не хотела укладываться в тесные, заимствованные рамки. И только уяснив для себя, что он может в манеже быть подвижным, эксцентричным человеком, Куксо почувствовал себя твердо и безмятежно. У него появился более того личный "боевой клич" для выхода.

В это время сообща с Никулиным Куксо придумал сценку "Наболевший вопрос", ставшую современной классикой.

Эту клоунаду исполняли Ю. Никулин с М. Шуйдиным в Москве, а Л. Куксо с К. Берманом - в Ленинграде.

Дело в том, что как-то раз Куксо захворал, а группа Карандаша уехала без него и Леонида отправили партнером к К. Берману.

Работая в группе Бермана, Куксо придумал клоунаду для детей "Футбол". Выходили 6-7 мужчина, Куксо изображал вратаря. Он был в красной майке, на которой спереди красовалась надпись: "Сила", а на спине стояла большая, жирная цифра "О". На одной ноге - резиновый бот, а на прочий - валенок. Следовал расчет по порядку номеров. "Последний", - выкрикивал Куксо. "Вратарь. Сухой", - говорил ведущий. "Как вобла", - добавлял Берман.

Бросали мячи, поначалу обычные, следом большие; по ходу матча у вратаря улетал с ноги валенок.

Не обошлось и без курьеза.

Тогда в буфете цирка продавались большие, шоколадные наборы с вложенными в коробку пинцетиками, чтобы ими конфеты доставать. И вот сидит во втором ряду блещущий золотом позументов морской офицер. Достает из раскрытой коробки пинцетиком конфеты, ест сам и угощает свою даму. Вприятель - бац! - летит валенок, ударяет под дно коробки - шоколадки эдаким салютом взмывают вверх и рассыпаются... Публика заливается. Наиболее искушенные зрители кричат: "Свой, свой это - подсадка!", а офицер сидит весь пурпурный и не улыбнется более того. Пришлось директору цирка оправдываться...

А репризу "Футбол" опосля многие клоунские коллективы исполняли.

Позже Куксо работает как артист разговорного жанра в аттракционе Валентина Филатова. С Валентиной Осиповой подготавливает сатирический номер, для которого сам пишет сценарий (что-то как бы дуэта Мироновой и Менакера, только в цирке). Номер состоял из нескольких сценок-реприз: "Госприемка", "Колыбельная", "В ателье" и др. Обязательно включал какую-нибудь сценку, написанную с использованием местного материала, что неизменно встречалось зрителями с восторгом.

В это же время Куксо начинает творчески сотрудничать с Утесовым, вынашивает проект первой своей оперетты и явственно понимает, что не может не имеет права отбывать на долгий срок из Москвы. Нет, он не ушел из цирка, он только сменил манеж на письменный столик.

Особенно нравилось ему вкалывать в жанре музыкальной комедии, позволявшем раскрыться с разных сторон - и буффонадную сцену вделать, и вирши, и куплеты.

Цирковым куплетом Куксо владел в совершенстве.

В соавторстве с Б. Брянским он написал куплеты "Крутится-вертится" для Олега Попова.

Попов выходил на манеж, раскачивая на палочке тарелку и напевая: "Песенку эту не бесполезно я пою, ставя на полку тарелку свою. В этой конструкции данная количество (клоун показывает на тарелку) крутится-вертится, хочет упасть". И дальше, продолжая балансировать тарелкой, Попов напевал о пьянице, тот, что уже с утра "крутится-вертится, хочет упасть". После этих слов тарелочка падала на голову клоуна.

Для коверного Эдуарда Середы Куксо написал куплеты в традициях Виталия Лазаренко - "Акробатический прыжок".

В куплетах "Главсальто" Куксо высмеивал бюрократов, умело сочетая острый контент с акробатическими прыжками. (Номер И. Федосова.)

Вообще нелегко окрестить современного коверного, тот, что не исполнял бы репризу, придуманную Куксо. Некоторые клоунские сценки показывались практически на всех манежах страны ("Два апельсина", "Бежит, стоит, идет": "Наш патрон на стадион - бежит, служба - стоит, а получка - идет").

Для Карандаша Куксо написал такую репризу. Карандаш выходит на манеж с собакой и сообщает инспектору, что отправляется на прогулку. Инспектор волновался: черно, перебегать улицу угрожающе, на это Карандаш отвечал, что не боится, так как у них с Кляксой есть свой стоп-сигнал. "Погасите свет!", - требовал клоун. И все видели, как у собаки под хвостом горят две красные лампочки.

К. Берман исполнял репризу "Рубильник".

"Я - изобретатель, - сообщал клоун, ожидая поздравлений. Изобрел рубильник, тот, что работает без всяких проводов". Сомневающийся инспектор просит продемонстрировать изобретение. Но - удивительное занятие - у клоуна от чудо-рубильника свет гаснет, а у инспектора - нет. Оказывается, весь секрет в том, что в электробудке сидит двоюродный брат клоуна. "Ваня, давай!" - командует клоун, и свет гаснет.

Е. Майхровский выходил на манеж с репризой "Стена".

О. Попов - с клоунским антре "Робот".

Неподражаемо исполнял репризу Куксо "Осел с дипломом" Акрам Юсупов. Сценка, смешная сама по себе, служила отражением своего времени: в те годы было повальное увлечение высшим образованием, которое становилось для некоторых только атрибутом престижа.

"Когда осел с дипломом, к нему совершенно другое отношение", - говорил Акрам Юсупов, ведя своего осла поступать в институт.

Социальное звучание получила реприза, написанная для С. Маргуляна.

Завязывается спор, кто выше всех прыгнет. После каждого совершенного прыжка ленточка, натянутая между стойками, поднимается все выше. Наконец, Маргулян подбегает к препятствию и понимает, что спор проигран: ленточка находится на уровне подбородка клоуна. Соперник радуется, предвкушая победу. Но Маргулян что-то придумал. Стремительно убегает он за кулисы и возвращается важной походкой: под мышкой у него портфель, на голове - фетровая шляпа.

"Маэстро, туш!" - командует Маргулян. Под звуки туша "начальник" достает из портфеля ножницы и разрезает ленточку, сопровождаемый подхалимскими хлопками согнувшихся в поклоне соперников.

Вернувшись с гастролей по Америке, артист рассказал Куксо, каким успехом пользовалась эта сценка у американцев. Куксо засомневался, поняли ли что-нибудь иностранцы в наших проблемах.

Еще как поняли! Едва клоун появлялся с портфелем, по залу пробегал шепоток: "Босс, босс..." и концовка репризы тонула в хохоте. Оказалось, что задача, поднятая в уморительный сценке, интернациональна.

Перепробовав в жизни, по всей видимости, все литературные жанры, Леонид Георгиевич признается, что накарябать репризу жутко тяжело. Каждая реприза, более того самая короткая, строится по классическим законам драматургии. В ней - экспозиция, завязка, кульминация и развязка. И чем неожиданней финал, тем большим успехом пользуется у зрителей. По сути дела - это тот же прикол, но рассказанный цирковыми средствами.

Не нужно считать, что одна и та же реприза подходит всем исполнителям: что у одного клоуна вызывает гомерический гогот в зале, для другого абсолютно не органично. Оттого так ценят коверные репертуар, написанный нарочно для них.

В сборнике "Цирк! Только цирк!" помещены репризы, написанные Куксо для детей: "Дело в шляпе", "Испытание", "Гиревик", "Надежный сторож" и др., сценарий детского представления "Самоделкин в цирке".

Два года возглавлял Куксо эстрадно-цирковой студией в школе-интернате при Центральном институте травматологии и ортопедии. Студийцы - на костылях и со всякими медицинскими приспособлениями с упоением участвовали в написанном для них комедийном спектакле-мюзикле.

"Клоун, дай мне руку, шутку и улыбку", - вдохновенно распевали дети.

Цирк - неиссякаемый источник вдохновения для Куксо. Одна из последних его работ - оперетта (композитор В. Казенин) "Когда полюбит клоун".

"Поблек бы мир без буффонадных клоунов... Быть их собратом выпала мне честь", - писал Куксо в одном из своих стихотворений. "Как добро, что есть на свете клоуны, как здорово, что цирк на свете есть!".

А мы добавим: как славно, что искусству цирковой клоунады беззаветно служат такие авторы, как Л.Г. Куксо.

Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том прервый "Клоуны", с.312-315.

Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Филатов Leonid Filatov

Леонид Филатов - известный советский и российский актер, режиссер, публицист, народный артист России. Родился 24 декабря 1946 года.Леонид Филатов..
читать далее

Леонид Сметанников Leonid Smetannikov

Но главное - это борьба с голосом, против голоса и за голос. Немало времени ушло на поиск тембра. Вначале пел басом, затем драматическим баритоном и..
читать далее

Леонид Мясин Leonid Myasin

Учился в московском Императорском балетном училище, в 1914 вступил в балетную труппу С.П.Дягилева. Работая с Энрико Чеккетти, исполнил главную..
читать далее

Леонид Якобсон Leonid Jakobson

Русский артист балета и балетмейстер. По окончании Ленинградского хореографического училища в 19261933 артист, в 19421950 и 19561975 балетмейстер..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий