Известные люди

»

Леонтий Слизень

Леонтий Слизень Leontiy Slizen Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 24.4.1918
Всего произвёл 269 боевых вылетов, сбил лично 24 и в группе 2 самолёта противника, ещё 6 - уничтожил на земле. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 24 Апреля 1918 года в селе Кузьмино Санкт - Петербургской губернии ( в настоящий момент Кингисеппского района Санкт - Петербурга ), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Ленинградском заводе "Электросила" ( нынче СПТУ 2 ) по специальности слесаря - инструментальщика в 1936 году. С 1937 года в Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком - инструктором.

С 7 Апреля 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Февралю 1945 года начальник эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный остов, 16-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Белорусский фронт ) Майор Л. Н. Слизень совершил 222 боевых вылета, в 95 воздушных боях сшиб лично 19 и в группе 2 самолёта противника, в том числе 1 - таранным ударом.

Вэтого произвёл 269 боевых вылетов, сшиб лично 24 и в группе 2 самолёта противника, ещё 6 - уничтожил на земле. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, медалями. 13 Января 1953 года Подполковник Л. Н. Слизень трагически погиб. Похоронен в Санкт - Петербурге.

* * *

Всю войну Леонтий Слизень прошёл в составе 15-го ИАП, входившего в состав 3-го ИАК ( остов Савицкого ). Полк, сформированный из лётчиков - инструкторов, имел мощный лётный состав. Старший лейтенант Слизень начал к боевой работе на Як-1 в небе Кубани в Апреле 1943 года, а закончил войну Майором, на Як-3 одержав в небе Берлина свою 24-ю личную победу.

Крестьянского сына - рабочего паренька с ленинградского машиностроительного завода "Электросила" имени С. М. Кирова - манило небосклон. Путь в него лежал сквозь аэроклуб. Совмещая работу с учёмордобой, окончил удачно аэроклуб. Сильные натуры остаются верными своей мечте, слабые - отступают. Леонтий Слизень не собирался отходить. Жизнь свою без полётов не мыслил. В 1939 году следом окончания Борисоглебского лётного училища Младший лейтенант Л. Н. Слизень был направлен на восточную рубеж Родины.

Всё давалось ему нетрудно - и пилотирование, и стрельбы, и учебные воздушные бои. В 1940 году его назначили командиром звена и присвоили звание Лейтенанта.

На фронт уехал совместно с полком в должности заместителя командира эскадрильи, а вскоре стал командиром эскадрильи. Первые победы над врагами, казалось, прибавляли ему свежие силы. Возвратившись с боевого задания, тут же еще раз просился в полёт.

- Поостынь негусто, - говорил начальник полка, - позже полетишь.

На исходе дня лётчики эскадрильи дежурили на старте. Мгновенно взвилась сигнальная ракета. С аэродрома взлетела восьмёрка Як-7, ведомая Л. Слизенем. Набрав высоту, взяли вектор движения на запад, в тыл врага. Миновали станицу Крымскую, дошли до Верхнебаканской. Слева в дыму виднелся Новороссийск. В воздухе не видно вражеских самолётов. В наушниках послышался звук кого-то из группы:

- Ни одного паршивого фрица не видно. Куда девались ?

Группа развернулась и пошла обратным курсом. Минуты посредством 3 послышалась команда Слизеня:

- "Соколы !" Внизу "лапотники". Атакуем совместно !

Истребители спикировали на девятку серо - грязных Ju-87, шедших строем "клин". Старший лейтенант Слизень устремился на ведущего первой тройки. Огненные трассы из пушки и пулемётов впились во вражеский бомбардировщик. Он запылал, накренился и грубо пошёл к земле.

Ведомый Слизеня меньшой лейтенант Н. Шошин взял в прицел другого "Юнкерса". Враг попался тертый, маневрировал, увёртываясь от огня. Трассы уходили в небосвод, не причиняя "Юнкерсу" вреда.

- Спокойно, Коля, - послышался в наушниках звук Слизеня, - подходи ближе, смелей... Бей наверно, я прикрываю.

Шошин приблизился к бомбардировщику без малого впритык и нажал на гашетки. "Юнкерс" неуклюже перевернулся и стал одним духом валиться. Наши истребители сшибли в этом бою 6 "лапотников". Все вернулись невредимыми, только Леонтий Слизень получил ранение. Находясь в лазарете, узнал, что его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Леонтий Слизень был из тех лётчиков, кто вступал в мордобой с любым количеством вражеских самолётов и во всех случаях выходил победителем. Его хладнокровие и уверенность передавались подчинённым.

Слизень был хорошим товарищем. Всегда выглядел спокойным, уравновешенным. Спокойно готовился к боевому заданию, таким же возвращался следом самых напряжённых боёв, без громких фраз и жестов докладывал о выполнении задания. В дни самой напряжённой работы, в перерывах между вылетами, придёт бывало на командный пункт, приляжет на шконки и постепенно засыпает. Видимо, более того кратковременный дрёма заряжал его новыми силами, выносливостью.

9 Сентября 1943 года Леонтий Слизень сшиб Ju-87, 10-го - ещё единственный вражеский самолёт вогнал в землю. 14 Сентября он повёл четвёрку "Яков" на прикрытие наших войск. Во время патрулирования в воздухе не было самолётов противника. Значительная доля горючего уже была израсходована. Наземная радиостанция передала:

- Возвращайтесь на базу !

Только успели "Яки" развернуться, как в наушниках послышался приказ:

- Сзади вас "Юнкерсы". Атакуйте !

Слизень развернул группу и повел её навстречу врагу. Вражеских бомбардировщиков было возле 20, их охраняло 10 Ме-109. С ходу атаковал "Юнкерса" и с первой же атаки зажёг его. Вторая пара наших истребителей - С. Самойлов и Н. Боровский сшибла ещё единственный Ju-87. Остальные самолёты врага образовали оборонительный круг и яростно оборонялись. Идя в новую атаку, Слизень услышал беспокойный звук Самойлова:

- Командир, в баках горючее на исходе. Что работать ?

- Немедленно домой ! - распорядился Слизень.

В прицеле стремительно увеличивался "Мессер", Слизень дал длинную очередность. Вражеский авиалайнер содрогнулся, перевернулся и пошёл к земле. Наши истребители вертелись посреди многочисленных врагов и вышли победителями. Ни единственный "Юнкерс" не был допущен к цели. Домой наши вернулись с пустыми бензобаками, еле-еле успев усесться на окраине аэродрома.

30 Сентября 1943 года Старший лейтенант Слизень сшиб ещё единственный пикировщик Ju-87. Вскоре ему присвоили звание Капитана и наградили орденом Александра Невского.

25 Октября 1943 года 79-я Гвардейская Запорожская Краснознамённая стрелковая дивизия Полковника Вагина форсировала Днепр южнее Войскового и развивала атакование на Никополь. Штурман 15-го истребительного авиационного полка Капитан Слизень, лётчики - Лейтенанты Горохов, Кривобок и Младший лейтенант Павлинов - прикрывали её с воздуха. В одном из боёв им пришлось повстречаться с 10 бомбардировщиками и 9 прикрывавшими их истребителями. Срочно радировав об этом на свой аэропорт, Капитан, не ожидая подкрепления, смело вступил в неравную схватку.

По команде флагмана сибиряки врезались в армаду неприятельских самолётов. Боевые порядки врага расстроились. Одна за прочий, объятые пламенем, вражеские машины падали на землю. Вскоре подоспела эскадрилья Капитана В. И. Сувирова. Она как обухом по голове атаковала противника. Потеряв 16 машин, немецкие лётчики пустились наутёк...

27 Октября в двух полётах Л. Слизень сшиб 2 вражеских бомбардировщика Ju-87.

В Ноябре лётчики полка совершили налёт на вражеский аэропорт Большая Костромка. Первая группа, ведомая В. Сувировым, подожгла немного вражеских самолётов. Вторая группа, ведомая Л. Слизенем, ударила по зенитным точкам.

- А в настоящее время штурмуем аэровокзал ! - приказал Слизень.

От мощного огневого удара командира группы загорелся и взорвался готовый к взлёту с бомбовой нагрузкой "Юнкерс". От взрывной волны разрушились и другие самолёты. На аэродроме бушевало полымя, видневшееся за многие километры.

Возрастал счёт сбитых вражеских самолётов у командира эскадрильи Капитана Л. Слизеня и дальше. Хорошо воевали и его подчинённые. Командование наземных войск не раз благодарило их за выручку и сбитые самолёты. Л. Н. Слизень был награждён орденом Красного Знамени.

23 Января 1944 года Л. Н. Слизень повёл четвёрку истребителей на штурмовку дорог в ближнем тылу противника. Только успели пересечь линию фронта, как радиостанция наведения перенацелила их:

- "Соколы", в районе Нижняя Покровка "Хейнкели" мешают продвигаться нашей пехоте. Бейте фашистов !

Приняв указание, Слизень повёл истребители в указанный район. Облачность была низкой. При переходе сквозь тучный слой 3 самолёта оторвались от ведущего. Разыскать и справить звено не удалось - облака были многослойные. Слизень увидел 8 Hе-111. "Буду биться один", - решил он.

Быстро набрал высоту, развернулся и оказался в хвосте "Хейнкеля". Дал длинную очередность. Немецкий самолёт продолжал полёт. Леонтий подошёл ещё ближе. После меткой очереди правый двигатель окутался пламенем и хвостище чёрного дыма потянулся за падающим врагом. Остальные "Хейнкели" повернули вспять.

- Спасибо за работу. Возвращайтесь на базу ! - донеслось с земли.

Возвращаясь домой, над линией фронта заметил FW-189. Видимо "рама" корректировала жар своей артиллерии. Мгновенно спикировал и пошёл в атаку. Нажал на общую гашетку, но выстрелов не последовало - кончились боеприпасы.

Как быть ? Не оставлять же эту "раму" летающей безнаказанно. Её нужно ликвидировать. Не думал он в тот самый момент о себе. Одного только боялся - что "рама" ускользнёт.

До боли стиснув зубы, помчался на вражеский самолёт. Враг бросал свой самолёт то в одну, то в другую сторону, менял высоту, стараясь увернуться от настигающего его истребителя. Капитан догнал его и врезался в хвостище вражеского самолёта правым крылом "Яка". Самолёт врага тотчас развалился, а "Яковлев" с отбитой плоскостью вошёл в штопор. Приближалась почва. Лётчик выбросился с парашютом и приземлился в расположении наших войск. Так Леонтий Слизень, проявив наивысшую доблесть и геройство, умножил славу советских лётчиков в отрезок времени войны.

16 Апреля группа "Яков" под командованием Майора Н. В. Исакова совершила массированный налёт на вражеский аэровокзал Херсонес. Ведомым у Исакова был Капитан Л. Слизень. На этом аэродроме скопилось до 50 самолётов врага. С целью внезапного удара полёт проходил над морем. Погода в тот самый день была пасмурная. Выйдя точь-в-точь на мишень, наши истребители подошли со стороны моря. Атака была внезапной, и вражеские самолёты не сумели взмыть. Зенитная артиллерия открыла мощный жар. Наши лётчики уничтожили на земле 10 самолётов. Вернулись на базу без потерь.

В отрезок времени подготовки штурма Севастополя лётчики практически рвались в небеса. Летали над сушей и над морем, уничтожали технику и живую силу врага, сбивали самолёты. Только Леонтий Слизень за отрезок времени с 22 Апреля по 6 Мая 1944 года сшиб 4 самолёта. Последний из них - над Севастополем. На его груди заалел второй орден Красного Знамени.

...В Июле 1944 года 15-й авиаполк базировался на аэродроме Кормялов северо - восточнее Каунаса. Капитан Л. Слизень в паре с Младшим лейтенантом Ф. Савицким несли патрульную службу в районе города Вильнюс. Наземная радиостанция наведения передала:

- "Соколы", в направлении Вильнюса идут "Фоккеры". Атакуйте !

Более 20 FW-190 шли на восток с бомбовой нагрузкой. Набрав высоту, пара "Яков" ринулась в атаку и с первого же захода Леонтий Слизень и Фёдор Савицкий сшибли по одному "Фоккеру".

Внезапная штурмовая вылазка наших истребителей вызвала замешательство посреди врагов. Вниз полетели бомбы. Они падали на головы немецких войск. "Фоккеры" ушли со снижением на запад.

- Молодцы, пацаны ! Бей отстающих ! - слышалось в наушниках.

Слизень погнался за удирающими самолётами. Догнав единственный из них, дал длинную очередность... В течение 5 минут было сбито 3 "Фоккера", остальные разогнаны. На земле же фашисты понесли внушительный урон от своих бомб.

29 Января 1945 года 16-я Воздушная вооруженные силы с утра из - за весьма неблагоприятных условий погоды вела боевые действия только мелкими группами штурмовиков и истребителей. Бомбардировочные авиадивизии в воздух не поднимались. Истребители прикрывали войска фронта, сопровождали штурмовиков и попутно штурмовали противника. В 5 воздушных боях лётчики 15-го ИАП Майор Л. Н. Слизень, Лейтенант П. Н. Горохов, Младший лейтенант И. Ф. Кривобок и А. И. Павликов сшибли по одному вражескому самолёту.

12 Февраля 1945 года день Майор Л. Н. Слизень вышел победителем ещё из одной воздушной схватки.

В Апреле 1945 года полк базировался в Эльштале, западнее Берлина. Только чудно было: на боевое поручение приходилось летать курсом на восток. С воздуха видно, как к Берлину движется сплошная лавина. Лётчики знали - там наши солдаты в последнем решающем броске.

На последнем издыхании фашисты бросали в махач крупные силы из уцелевших самолётов и нашим лётчикам приходилось входить в схватки с ними невзирая на число. Командир эскадрильи Майор Леонтий Николаевич Слизень своей отвагой и высоким лётным мастерством был примером для подчинённых.

23 Апреля 1945 года истребительные соединения 16-й Воздушной армии за день провели 40 воздушных боёв и уничтожили 25 вражеских самолётов. Одну из побед записал на свой боевой счёт Майор Л. Н. Слизень. А всего на подступах к Берлину он сшиб 3 вражеских самолёта.

Леонтий Николаевич воевал на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Произвёл за войну 269 успешных боевых вылетов, больше чем в 100 воздушных боях сшиб лично 24 и в группе с товарищами 2 самолёта противника. В боях был ранен.

Подполковник Л. Н. Слизень трагически погиб в автомобильной катастрофе 13 Января 1953 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Леонтий Яковенко Leontij Ignatovich Iakovenko

Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Леонтина Прайс Leontyne Price

Великолепный голос, исключительно гибкий, с огромным диапазоном от ля малой октавы до ре третьей, сочетается у этой исполнительницы с выдающимся..
читать далее

Леопольд Брант Leopold Brant

Российский беллетрист, литературный критик и публицист школы Ф. В. Булгарина.
читать далее

Леопольд Захер-Мазох Leopold Sacher-Masoch

Особенно популярным Захер-Мазох был во Франции, где его сочинения публиковались ведущими издательствамии где его галицийская проза вызвала такой же..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий