Известные люди
»Лилита Озолиня
Рождение: Латвия, 19.11.1947
В двадцать лет человек имеет такое лицо, которое ему дала природа. В тридцать - какое он сам себе создал. А после пятидесяти у него то лицо, которое он заслужил. Актриса Лилита Озолиня - Марта из культового советско-прибалтийского фильма Долгая дорога в дюнах, - цитируя Шанель, говорит, что это абсолютная правда.Глядя на нее, кажется, что у любимой миллионами зрителей на всем постсоветском пространстве актрисы после тридцати время шло иначе, чем у других людей. И что Долгую дорогу в дюнах от привезенного сейчас в Москву на Чеховский фестиваль спектакля Не боюсь Вирджинии Вульф Рижского театра русской драмы, в котором Лилита Озолиня играет опять же главную героиню Марту, разделяют лишь несколько мгновений.
От школы медсестер до школы быть людьми
- Лилита, десятый год в Риге существует ваша персональная студия необычного профиля, в которой вы учите взрослых людей быть режиссерами жизненных ситуаций, преподаете, как контактировать с массой людей или с одним человеком... Что, это разрешается пояснить на словах?
- Официально я ничего для этого не закончила, но независимо изучала психологию и коммуникации. А опосля приводила знания в систему, в строй, чтобы не только это чувствовать интуитивно, но и людям разрешается было пояснить, отчего поступать надобно аккурат так, а не по иному... Все началось с того, что сообща со своими друзьями-врачами я открыла салон красоты, где было все для ухода за лицом и телом. Почему я за это взялась? Самой первой моей профессией после этого окончания школы была специальность медсестры, в то время практиковалось производственное обучение. И думала, что знаний, полученных в школе медсестер, для салона красоты хватит. Но за год поняла, что все-таки надобно обучаться в фармацевтической академии, и ушла, оставила идею, решив, что я сама должна что-то новое выдумать. Почему? Потому что приглашений на съемки в фильмах уже столь не поступало. Театр тогда переживал также не лучшие времена. А мне хотелось что-то работать. Не из-за того, что необходимо избирать для себя новое ориентация, чтобы быть, - нет. За год, проведенный вкупе с врачами, я увидела, что это безумно увлекательный мир. В математике есть определение линии, в которой оба конца отмечены. Моя точка зрения - чтобы отведенная мне черта жизни шла с маленькими происшествиями. Пусть с крохотными, но только чтобы она не была несложно прямой линией.
- Хорошие актеры волей-неволей становятся психологами. Какие дивиденды при создании персональной студии вы получили от вашей главный профессии?
- То, что я актриса, конечно, мне помогло. Хотя, расскажу следующий момент. Я написала все бумаги, составила все коммерциал планы и должна была утвердить их у юристов министерства культуры. В кабинете сидел отличный младой мужчина. Я вхожу, начинаю ему повествовать, что хочу соорудить, зачем эта студия должна быть. Что люди маленько позабыли культуру общения, она у них есть, необходимо только освежить память. Что самая большая ценность - это сам мужчина. Что то, что ты можешь покинуть своим детям, если у тебя нет значительного имущества, - это самоуверенность в себе. Ведь самосознание - первая главная ступень по лестницам карьеры. Самое важное - сыскать в себе тот кирпичик, дар, о котором ты не догадываешься, вывести его из подсознательного, заполнять его знаниями, а позже их уже сознательно применять, - тогда получится умение. Проходит 30 мин, час. Я чувствую, что мне уже больше нечего ему произносить, а мне нужна его подпись. И тут он смотрит на меня и произносит: Знаете, вы самая моя любимая актриса. Мне кажется, за тот самый час вы сыграли все свои роли... И я понимаю, что я с треском провалилась. Но оставлять так занятие было не разрешено. Я говорю: Хорошо, извините, но представьте, что меня тут не было. Я сегодня выйду и войду заново. Он здорово удивился, - из людей коммерциала никто так не поступал. И вот я заново вошла к нему в офис. Очень по-деловому поздоровалась. Вы бы видели, что с ним произошло: он не смог стать со своего кресла. Весь покраснел. Он оказался в положении, когда абсолютно не знал, что работать. Во втором заходе режиссером ситуации была уже я. И он сказал: давайте, давайте ваши бумаги, я все подпишу. Вот это стало самым убедительным началом работы моей школы.
- К вам больше приходит обучаться мужчин или женщин?
- Женщины во многих отношениях эластичнее. Но, как и повсюду, в нашей школе их больше. Посмотрите, в театре, на концертах, на выставках женщин больше. Но я работаю не с группами, а с индивидуальными клиентами. Потому что в театре (Лилита Озолиня - актриса Латвийского Национального театра.) меня держит мой репертуар. Плюс в Рижском театре русской драмы я сыграла уже третью образ...
Не боюсь Вирджинии Вульф
- Если ваша Марта в Долгой дороге в дюнах была для всех символом женской верности, то Марту из спектакля Не боюсь Вирджинии Вульф Романа Козака разрешено наречь олицетворением взаимной супружеской ненависти. И - в то же время - несложно патологической привязанности к мужу. Ситуация - загадка для вашей школы: как люди десятилетиями ухитряются презирать и души не чаять дружбан друга с акцентом на первое, и в то же время жизни дружбан без друга не представляют...
- Герои пьесы Олби - Марта и Джордж - живут в маленьком университетском городке. В замкнутом мире, где все люди знакомые, и где годами ничего не меняется. Единственная вероятность выскочить за его пределы - это их фантазии. Одинок Джордж, одинока и Марта. У каждого есть трепет перед одиночеством. Но они нашли наружность совместной жизни, тот, что помогает им наличествовать в своем одиночестве. Чтобы осилить свой опасение на мое одиночество, мне нужен рядом джентльмен. Тот джентльмен, тот, что меня вырвет отседова, достигнет той вершины, той мечты, о которой мечтала я, и откроет мне свежий мир. Что в их отношениях больше - страха или любви, не разобрать. Это контракт, развлекуха, чтобы они чувствовали, что они живы. Самая безумная развлекуха в мире. И самая популярная, в которую играют люди...
У Олби герои достаточно необычно, но все-таки очень любят дружбан друга. Игра, на которой держится их бытие, - они в воображении родили себе ребенка. Они фиксируют его дни рождения, радуются его успехам, обсуждают его детские болезни. В природе их сына не существует. Но в их сознании он живет уже двадцать единственный год - до того долговременно продумывались нюансы.
- Вообще-то жуткий психологический опыт... Особенно в той его части, когда Джордж придумывает избавить Марту от ребенка и шлепнуть его. Уничтожая плод ее воображения и лишая ее возможности дальнейших фантазий.
- У Стриндберга он позаимствовал неприязнь в отношении к женщине. Ведь это Стриндберг говорил, что самое большое возмездие для мужчины - это брать любимую женщину в жены. Но не будем в эти комплексы вдаваться. Возьмем супружескую пару: Джордж и Марта. Они оба шибко сильные личности. Они знают все приятель о друге, и их слабость уже прошла. Это привычно. Дальше все зависит от того, как развит джентльмен, какая у него философия, и как он хочет оправдать близкое наличие на этой земле. С того момента, когда у меня родилась дочка, я могу проронить, что имею право прогуливаться по этой земле. Кино, театр - это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше... Предназначение женщины - бросить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно. Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась.
Долгая стезя в дюнах
- Невозможно не тронуть в разговоре фильма Долгая путь в дюнах. Точнее того, что должно было сниматься его продолжение, но - не состоялось. По какому сценарию там все-таки развивались отношения Марты и Артура?
- Были написаны шесть или восемь серий, но Алоиз Бренч (режиссер Долгой дороги в дюнах.) остался недоволен, сценарий переделывался. Шли годы, актеры старели... Брать новых, снимать новые лица - это отпадало... Что там должно было довестись с Мартой и Артуром, в аккурат я не помню. Правда, сама написанные варианты не читала, потому что они не были утверждены, слышала что-то со слов Бренча, но это стерлось у меня из памяти, оттого что история не имела реального продолжения.
- Подарите хоть надежду - по замыслам они должны были быть вкупе?
- Но если вы так хотите, ну нехай будут вкупе... На самом деле, в искусстве все значительно интереснее, когда строится на контрасте. Когда не оправдываются совсем предсказуемые ожидания зрители.
- Долгое время потом выхода фильма вы получали письма от белорусского хуторянина, тот, что звал вас замуж, обещая презентовать своих коров и одно нарядное платье. Наверное, это все, что у него было...
О- Писем было крайне хоть отбавляй. Сейчас после этого показов люди также пишут, но в другом тоне - больше актуальном. Каждый артист знаком со стандартом - три письма из тюрьмы. Первое письмо: я тот самый-самый мужчина, которому вы можете подмогнуть поменять существование, потому что что аккурат в ваших глазах я увидел надежду на перспектива. Когда я не отвечаю, приходит второе письмо: вы, по всей видимости, не получили моей весточки, потому как что не может такого быть, что вы не захотели мне ответствовать. И третье письмо: вы такая-растакая, дальше идут самые плохие слова, а я-то думал... Или пишут, что в тюрьме дядя решил поменять свою бытие, он хочет обучаться, и для этого я должна пособить ему обзавестись телевизор с такой-то диагональю и такой-то марки, чтобы он мог видать в нем мое лик человеческий. Он понимает, сама я не могу доставить ему телевизор, но ждет, чтобы я переслала столько-то денег... Кстати, концевой вариант писем - что ни на есть распространенный.
- А что в текущее время происходит на Рижской киностудии?
- Ничего. Рижской киностудии как таковский не существует. Там снимают помещения уйма фирм. Павильоны сдаются, чаще всего приезжает ваше российское кино, в силу того что у нас это стоит достаточно дешево. Есть частная студия, кино, которое создает независимое тв, осуществляются совместные проекты. Но Рижской студии как прежнего феномена, тот, что имел свои лаборатории, я не говорю уже о творческом потенциале, - нет. Под маркой Рижская киностудия не выходит ни одного фильма.
А новое кино... Я получаю сценарии. Но приглашений не принимаю - не могу дозволить себе участвовать в телевизионных проектах, когда на полфильма есть монеты, а на вторую половину ещё не известно, дадут ли. Да и с планированием там проблемы - физически не получается совместить кино с моей работой в студии. И я отдаю предпочтение студии. Во-первых, я отвечаю там за 20 преподавателей. А во-вторых, мне выгоднее заниматься студией, потому что что это служба на весь год. А тут необходимо слететь, съехать на полмесяца на кино, чтобы изведать, что время работы меняется. У меня репертуар в театре, шибко точное расписание в студии. Если мы договорились снимать вот эти два дня, я не могу их продлить дольше или вынести более того на единственный день. А в кино такого, увы, не бывает.
Так же читайте биографии известных людей:
Лилия Лысенкова Lilia Liusenkova
Родилась 24. 08. 1967г. в г. Куйбышеве. В 1992 г. окончила архитектурный факультет СамГАСА.
читать далее →
Лилия Алешникова Lilia Aleshnikova
Лилия Алешникова - популярная советская и российская актриса, Заслуженная артистка РСФСР. Родилась 25 июля 1935 года.Дебют Лилии Алешниковой в кино..
читать далее →
Лилия Толмачева Lilia Tolmacheva
Выпускница Школы-студии МХАТ, мастерской Виктора Станицына и Сергея Блинникова. Народная артистка РСФСР, легендарная актриса и одна из основательниц..
читать далее →
Лилия Шобухова Lilia Shobukhova
Молодая, талантливая спортсменка, неоднократная чемпионка, победительница национальных и международных состязаний. Её профилирующий вид спорта бег..
читать далее →